Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учитель:

Предмет

Родная литература

Класс

8

Тип урока

открытие новых знаний, урок применения знаний умений и навыков.

Технологии

Элементы проблемно-диалогического обучения.

Тема

«Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»

Цели урока

Образовательная: совершенствование навыков анализа художественного текста; Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся;

Воспитательная: воспитание чувства уважения и любви к родному краю, уважения к малой родине.

Результаты

Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, осознание значимости родной природы в жизни человека;

Метапредметные: формирование умения понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе, учитывая позиции других участников деятельности; логично и точно излагать свою точку зрения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:        формирование        умений        воспринимать,        критически        оценивать,        анализировать        и

интерпретировать        прочитанное,        понимать        и        формулировать        тему,        идею        произведения,

характеризовать героев, определять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Основные

термины

Тема, проблема, аргументы, лирический герой, изобразительно-выразительные средства: эпитет, повтор, метафора, аллитерация

Оборудование

Проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.

Организация

пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационно- мотивационный

Целеполагание

Приветствие

-Ребята, сегодня мы продолжим разговор о творчестве нашего выдающегося земляка И. А. Бунина и коснёмся его поэтического творчества. Сам Иван Алексеевич говорил: «Я всё-таки…прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик.» Темы его стихотворений различны, но все они окрашены глубоко личным.

Включается презентация.

Звучит музыка, и идёт видео, показывающее природу родных Бунину мест (Овстуга).

-Как вы думаете, какую тему поэтического творчества поэта мы затронем на сегодняшнем уроке?

-Конечно, мы сегодня обратимся  к стихотворениям, посвящённым природе.

-Как сформулируем тему, учитывая специфику нашего урока?

-Итак, природа Орловщины в стихотворениях И. А. Бунина.

-Сформулируйте цели нашего урока.

-Итак, сегодня мы попробуем погрузиться в творческую лабораторию поэта, увидеть особенности его изображения природы, природы, так хорошо знакомой и вам. Что же в ней такого незабываемого, неповторимого очаровательного, что было воспето в поэтических творениях многих поэтов, в том числе и И. А. Буниным. Попробуем в этом разобраться. Вашему вниманию я предлагаю два стихотворения: «Гаснет вечер, даль синеет…» и «Догорал апрельский светлый вечер…».

изображен летний вечер.        Задаѐт вопросы: что объединяет эти картины? Что в них общего?

Если бы третьим в ряду было литературное произведение, стихотворение, каким бы оно было?

Предлагает выполнить задание 1 в рабочих листах.

Готовность к уроку. Смотрят на слайд, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Выполняют задание в рабочих листах.

Выполняют задание в рабочих листах

Познавательные: анализировать                визуальную информацию,        осуществлять актуализацию                        своего жизненного опыта. Выдвигать предположения                                и обосновывать их.

Коммуникативные: воспринимать                        ответы одноклассников,                правильно строить        собственные высказывания

Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию, уметь слушать. Дополнять, уточнять

высказанные мнения по существу

Целеполагание

Предлагает назвать имя поэта и писателя – Ивана Алексеевича Бунина – демонстрирует слайд с фотографией. Просит сформулировать тему урока, основные цели урока.

Слушают учителя, сопоставляют слайды, отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения. Осуществляют        самоконтроль понимания темы и цели урока.

Познавательные: сопоставлять        информацию, выдвигать        предположения        и обосновывать их.

Коммуникативные:         слушать учителя        и                        одноклассников, строить                        понятные                для собеседников высказывания Регулятивные: Уметь слушать в        соответствии        с         целевой установкой,                                принимать                 и сохранять                учебную        цель                и

задачу,        дополнять,        уточнять

высказанные        мнения        по

существу        поставленного задания.

Реализация опережающего домашнего задания.

Предлагает обучающимся, получившим опережающее задание на прошлом уроке, продемонстрировать презентацию о жизни и творческом пути И. А. Бунина.

Демонстрируют презентацию, рассказывают подготовленный материал о жизни и творчестве И. А. Бунина.

Класс делает пометки в тетрадях по литературе

Познавательные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: 

контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия)

Работа над анализом текста

Работа с высказыванием А. Блока, (ребята должны высказать свое понимание высказывания).

Учитель читает стихотворение «Гаснет вечер, даль синеет…», предлагает обучающимся ответить на ряд вопросов:

- Понравилось ли стихотворение?

- Какие образы, картины малой родины вы себе представили?

- Какие звуки услышали, запахи почувствовали?

- Какие чувства пробудило у вас это стихотворение?

- О чем это стихотворение?

- Можно ли предположить, что И. Бунин рисует картины природы именно нашей малой родины?

- Какие слова в тексте подтверждают ваше утверждение?

- Почему стихотворение, по вашему мнению, состоит из 2х частей?

- Какое звук в 1ом четверостишие позволяет нам услышать «колоски на ниве»?

-Как называется такой прием в литературе?

Просит ребят прочесть определение в рабочих листах.

Обсуждают вопросы, определяют тему стихотворения, его идею. Участвуют в беседе по содержанию текста: отвечают на вопросы, слушают учителя и одноклассников, анализируют каждую микротему, приводят примеры из текста, подтверждаю свои комментарии, делают выводы.

Высказывают предположения.

Повторяют сведения по теории литературы, учатся видеть и находить средства художественной выразительности, различать фигуры и тропы.

Личностные: выработка личностных смыслов, нравственно-этическое оценивание, готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, приводить доказательства.  Коммуникативные: воспринимать на слух ответы одноклассников, строить монологическое высказывание, грамотно формулировать свои мысли  Регулятивные: уточнять, высказывать мнение по существу,  

договариваться, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Строить монологическое высказывание, формировать собственное мнение и позицию, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания, планировать свои действия,        адекватно воспринимать                оценку

одноклассников.

Самостоятельная

работа

Предлагает расставить логические ударения в 1ой части стихотворения. Подобрать темп, тембр голоса, громкость.

Самоконтроль        процесса        выполнения задания, анализ.

Расставляют логические ударения.

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

Личностные: выработка личностных смыслов.

Коммуникативные: строить понятные        высказывания, осуществлять рефлексию.

Регулятивные: прогнозирование

Работа в парах

Проанализировать 2ую часть стихотворения по вопросам, которые записаны в рабочих листах

Анализируют 2ую часть, готовят связное монологическое высказывание

 Представление работы в парах.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Позновательные: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Самооценка

Раздаѐт        листы        самооценки        и

предлагает оценить        работу на уроке

Работают с листом самооценки

Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин

Рефлексия 

Предлагает снова обратить внимание на цели, которые были поставлены в начале урока и подумать: удалось ли их достичь

Фиксируют  степень  соответствия  поставленной  цели  и  результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

Коммуникативные: отображение в речи совершаемых действий.

Регулятивные: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

Познавательные: выработка маршрута по преодолению затруднений.

успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные:

осуществлять        самооценку собственной деятельности Регулятивные:                осознание уровня        и        качества                усвоения материала.

Домашнее задание

Задает домашнее задание: выучить стихотворение И.А. Бунина наизусть

Получают        домашнее        задание        в рабочих листах.

  1. "Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги".
  2. Анализ стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер».
  3. А теперь давайте перейдем к следующему стихотворению. На слайде вы видите картину Саврасов «Грачи прилетели»
  4. Какое время года вы видите на картине?
  5. - Весна, так как видно талый снег, птиц на деревьях.
  6. Какие чувства возникают у вас ,когда вы смотрите на эту картину?
  7. - Радость от того что на улице уже теплеет, тает снег и скоро уже все зазеленеет.
  8. А на этом слайде вы видите картину Левитана «Талая вода».
  9. Какая вам нравится картина больше? Почему?
  10. - мне больше нравится первая картина, так как там ощущение ещё не окончившейся зимы, но уже чувствуется скорый приход весны.
  11. - А мне больше нравится вторая картина, так как там уже почти нет снега, нет льда на речке, и кажется, что уже скоро трава и деревья зазеленеют.
  12. А теперь послушаем стихотворение Бунина «Догорел апрельский светлый вечер», который нам расскажет Киреева Юля (заранее дать задание).
  13. Вы прослушали стихотворение, как вам кажется какая картина больше подходит к нему?
  14. - Я думаю, что вторая, так как там уже время более близкое к апрелю.
  15. А время суток в стихотворении и на картине совпадают?
  16. - Время суток в стихотворении – вечер, ночь, а на картине – день.
  17. Какие светила дают свет?
  18. Звезды. (И ямы светят отраженным светом. )
  19. С помощью каких слов создается образ апрельской ночи?
  20. Сумрак холодный, шум потока заглох в темноте, звезды светят, ночное молчание, осторожно летят журавли в ночи.

  21. Какое настроение у вас создается при прослушивании?
  22. - Предвкушение весны, что скоро все зазеленеет. Спокойное, сонное настроение, так ночь, тишина
  23. Каким размером написан данный стих?
  24. -Хорей, осложненный пиррихием. Так как ударение падает на первый слог.
  25. Какие выразительные средства вы нашли в тексте?
  26. - Эпитеты, метафоры, олицетворения.
  27. догорел вечер( метафора),
  28. светлый вечер(эпитет),
  29. сумрак лег(олицетворение),
  30. холодный сумрак(эпитет),
  31. озябший чернозем( олицетворение ,
  32. ночное молчание (метафора),
  33. тихая вода(эпитет),
  34. весна ждет(олицетворение),
  35. весна смотрит(олицетворение),
  36. весна внемлет(олицетворение)
  37. А для чего тут употреблены все эти художественные средства?
  38. - Чтобы точнее создать картину весеннего вечера. Чтобы она выглядела более красивой.
  39. С помощью каких слов Бунину удалось передать бодрящий (пробуждающий к жизни) холод весенней ночи?
  40. Холодный сумрак, озябший чернозем, струится чище звездный свет
  41. Чувствуем ли мы весенние запахи?
  42. Свежее пахнет зеленями чернозем.
  43. А с помощью чего Бунин передает звуки весны?
  44. - Шум потока заглох, шорох деревьев, журавли тянутся, окликая друг друга. Какое настроение у лирического героя?
  45. - Ему спокойно, так как сама атмосфера этого вечера располагает к спокойствию.
  46. Думаю эта атмосфера пробуждающейся природы нравится автору, он наслаждается этим вечером.
  47. А это стихотворение вам понравилось?
  48. - Да/нет.
  49. Почему?
  50. - Потому что мне нравится атмосфера весны, тихой весенней ночи, немного ещё морозной, но уже есть ощущение скорого лета, тепла.
  51. - Не нравится зима и поэтому мне грустно от того, что она заканчи

Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер…

  1. Работа в группах

А теперь мы будем работать с текстами только что прослушанных стихов в группах. Окунёмся ещё раз в музыку слов, звуков и красок.

Задания в группах одинаковые, но у каждой группы свой текст.

Карта заданий

  1. Запишите в тетради слова и выражения, обозначающие цвета, краски, которые встретились в стихотворении
  2. Выясните, какими звуками наполнены стихи Бунина. Запишите эти выражения.
  3. Попытайтесь ощутить, какие запахи мы можем почувствовать, читая стихи Бунина. Запишите их.
  4. Выберите « живописные слова» ( К. Г. Паустовский) и выражения, которые помогают увидеть, услышать, почувствовать картины нашей Родины, дорогой сердцу Бунина России.
  5. Подготовьте сообщение, какой вы увидели Родину в стихотворении Бунина…

Цвета, краски

звуки

запахи

« Живописные слова»

4. Беседа по восприятию, оценке стихотворений.

  1. О чём все эти стихи? (Какова тематика этих стихов?)

о родной природе, о родине)

  1. Какой видит поэт свою Родину, и чем она дорога ему?

( Он видит её прекрасной, чаще неприметны её пейзажи, и красота её печальная. Но этим она ему и дорога.)

  1. Что вас удивило и обрадовало в этих стихах?

Так просто и красиво, трогательно и задушевно поэт говорит о самых обыденных явлениях природы,)

  1. Есть ли в этих стихах человек? Где он?

( Он среди сосен, леса, полей. Он счастлив, что сливается с природой. Природа находит отклик в его душе: он радуется и грустит, но даже, если и грустит, то эта грусть отрадная.

(отрадный – Доставляющий отраду (радость, удовольствие), приятный)

  1. Что во всех этих стихах общего?

( Их объединяет любовь лирического героя, самого Бунина к Родине, трепетное отношение к русской природе.)

Трепетный - взволнованный, выражающий сильное волнение, напряжённость чувств( восторга, удивления…)

Человек в стихах Бунина предстает не зрителем природы, а, как говорил Тютчев, "мыслящим тростником", частью природы:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия [1, с.101].

Гармония природной жизни всегда рождает в душе лирического героя ощущение счастья: Вон радуга... Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить: С открытой бродить головой, Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой...

Иного нет счастья на свете [1, с.83].

Мотив счастья во многих ранних стихотворениях Бунина трансформируется в идею счастья. Так, лирический герой стихотворения «Вечер», размышляя, пытается понять, что же такое счастье. Оказывается, люди не замечают счастья, они или мечтают о нем, или ищут его в воспоминаниях. Но лирический герой делает открытие, что «счастье – всюду»: в красоте осеннего сада, в бездонном небе с сияющим белым облаком, в пении птиц. Ощущение красоты и гармонии окружающей природы приводит лирического героя к осознанию того, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано», что счастье – в душе человека: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» [1, с.247].

«Характерной чертой многих стихотворений пантеистической лирики Бунина является мотив восхищения Божественной красотой и гармонией природы» [3, с.36], [5], поэтому строки стихотворений Бунина порой звучат, подобно песнопениям, как, например, завершающая часть стихотворения «В костеле», в которой звучит обращение к Богу:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"

Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы  в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник  для 5 класса о...

технологическая карта урока литературы в 5 классе Стихотворение"Тройка"Н.А.Некрасова

Технологическая карта урока литературы в 5 классе (Г.С.Меркин М. "Русское слово"2014г)по теме : Н.А.Некрасов "Стихотворение "Тройка"Главная задача урока: обучение работы с текстом, формирование навыка...

Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс

Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн...

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)

В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...