Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Аракчеева Ирина Валерьевна

Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учебных заведений в 2-х ч./ авт.-сост. В.П. Полухина и др./под редакцией В.Я. Коровиой.-  М.: Просвещение, 2012.Тип урока - интегрированный, форма урока - работа в группах. К технологической карте даны приложения, содержащие вопросы и задания ко всем этапам урока, а также карту самоконтроля учащихся.К уроку дано вариативное домашнее задание, развивающее творческие, речемыслительные и эстетические способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: литература

Тема урока: «Недаром помнит вся Россия…» (стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»).

Класс:5

УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2012 г.

      Учитель: Аракчеева И.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 605 Выборгского района Санкт-Петербурга.

     

Цели для ученика

Обучающие: формирование умений  анализа произведения;

 формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения, умения аргументировать свои мысли.

Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, культуры поведения при фронтальной, групповой и  индивидуальной работе.

Цели для учителя

Образовательные: знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его исторической основой, обучение основам анализа лирического  произведения.  

Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения,   развитие речи, аналитического мышления учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.

Воспитательные:  воспитание бережного отношения к слову, любви и уважения к великому прошлому России, воспитание чувства патриотизма.

Тип урока


Анализ лирического произведения

Интегрированный урок

Форма урока

  Работа в группах

Опорные понятия, термины

Лирика

Лирическое произведение
Ритм

Эпитет

Метафора

Заимствованные слова

Устаревшие слова

Новые понятия

Звукопись

Стилистические особенности

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Работа в группах

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть.

По выбору:

2. Составить отчёт о деятельности своей группы в виде презентации.

3. Составить цитатный план стихотворения.

Используемое оборудование

Портрет М.Ю. Лермонтова

Аудиозапись

Раздаточные материалы на печатной основе

Театральный реквизит

Различные виды словарей

Дополнительная литература

1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007

2. Брагин М. В грозную пору.1812 год. М.: Издательство «Малыш», 1984

3. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 вв.- М.: Дрофа, 2005

4. Словарь иностранных слов. / Под редакцией И.В. Лёхина и др. – Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва, 1954

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

4 минуты.



Включение в деловой ритм, проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивация учебной деятельности,  создание эмоциональной обстановки (предлагает послушать фрагмент  Торжественной увертюры «1812 год» П.И. Чайковского, задаёт вопросы на выявление восприятия музыкального произведения, просит подобрать ассоциации к названию увертюры).

Подготовка к работе.

Слушают музыку

П.И. Чайковского, отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса, подводящий к теме диалог.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

Восприятие разных форм искусства. Эмоциональный отклик

II. Актуализация знаний

Актуализация опорных исторических и литературных   знаний, полученных в начальной школе


 3 минуты.

Объяснение целеполагания урока.

Организация работы с литературными ассоциациями.

Уточнение понимания учащимися поставленных целей урока.

Вопросы на выявление опорных знаний.

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока.

Ответы на вопросы учителя

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:

работа с ассоциациями;
коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами.

Отработка умений давать полные ответы на предложенные вопросы.

Умение делать сопоставительный анализ

III. Работа по теме урока
1.Работа с текстом стихотворения.

Выразительное чтение.

 2 минуты

2.Работа по осмыслению содержания текста. Работа в группах.

  10 минут
3.Презентация выполненных заданий (поскольку этот этап урока предполагает активность детей (встают с мест, слушают музыку, аплодируют и т.п.), физкультурная пауза не проводится)

  10 минут

1. Чтение стихотворения.

2. Организация работы в группах с материалом учебника и дополнительной литературой (Приложение №1) 

Корректировка выполнения заданий.

1.Слушание стихотворения.

2.Работа в группах (Приложение №1)

Распределение и выполнение заданий.

Презентация результатов своей работы.

Оформление отчёта о выполнении задания

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.
Работа со словарями, театральным реквизитом, раздаточным материалом. Выразительное чтение текста.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные: владение смысловым чтением, представление информации в разных формах;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение своего мнения, уважительное отношение к чужой позиции

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах и при отчётах групп.

Эмоциональный отклик.

V.Актуализация знаний.

1. Ответ на вопрос на осознанное восприятие текста стихотворения (каждая группа получает пакет с вопросом по тексту стихотворения)


5 минут.

1.Выявление  осознанности восприятия.
2.Осуществление первичного обобщения знаний 3.Организация деятельности по применению полученных знаний
(Приложение №2)

1. Ответ на вопрос после коллективного обсуждения.

2. Запись ответа на вопрос в тетрадь.

Работа в группах, выбор человека, который сможет обобщить сказанное.

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

 контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно  строить письменное  высказывание;

коммуникативные:

 контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

VI.Подведение итогов

1.Выступление групп

2.Обобщающее слово учителя


5 минут.

1.Организует деятельность по применению полученных знаний.

Ответы на вопросы

Обсуждение результата работы с лирическим произведением

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VII.Рефлексивно-оценочный этап.

3 минуты.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

Заполнение таблицы (Приложение№3)

Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя и других

VIII.Домашнее задание.

1  минута.

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

Приложение 1

Работа в группах

Группа №1 – «Лингвисты» (5 человек)

Задание:

1. Пользуясь «Словарём устаревших слов русского языка» и «Словарём иностранных слов», дайте толкование лексического значения следующих слов:

 редутмусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурман, поле грозной сечи, постоять головою.

2. Как называются такие слова? Почему М.Ю. Лермонтов использовал именно эти слова? Можно ли было их заменить другими?

3. Оформите полученные знания в виде карточек-подсказок или плаката

Группа №2 – «Актёры» (4 человека)

Задание:

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. При подготовке задания используйте подходящий вам  реквизит школьного драмкружка «Про свет», музыкальные фрагменты.

2. Обратите внимание на смену настроений и интонаций в стихотворении. Чем она вызвана?

3. Охарактеризуйте героев стихотворения. Что заставило молодого солдата задать вопрос: «Скажи-ка, дядя,..»?   Каким вы видите центральный образ солдата-артиллериста?

Группа № 3 – «Историки» (6 человек)

Задание:

1. Профессор Н.Л. Бродский писал: «Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью Бородинского сражения…» Какие реальные события лежат в основе слов старого солдата? При подготовке ответа используйте книгу Михаила Брагина «В грозную пору. 1812 год» (главы «Есть под Москвой большое поле», «Ночь накануне Бородинской битвы», «Первые атаки», «Опасный момент сражения», «Победу в бою добывают солдаты», «Редут смерти»). Отвечая на вопрос, проиллюстрируйте свои слова цитатами из стихотворения.

2. Каков исход сражения?

3. Чем можно объяснить, что при чтении стихотворения возникает ощущение победы? Какую оценку вы дадите исторической битве?

Группа № 4 – «Литературоведы» (6 человек)

Задание:

1.  Как говорит рассказчик о начале сражения? Перечислите глаголы, передающие движение.

2.  Охарактеризуйте строфы, рассказывающие о сражении (со слов «И только небо засветилось…»). Каким вы видите этот бой? Приведите примеры из текста.

3.  Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью? В работе можно использовать «Словарь литературоведческих терминов»

4.  Вспомните, какое впечатление на вас произвела музыка П.И. Чайковского. Какое впечатление производит на вас звучание строк:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел...

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.,.

5. Напомните ребятам об уже известном им средстве фонетической выразительности (звукописи). Найдите определение аллитерации и              познакомьте с ним ребят.

          

Приложение 2

Вопросы группам по тексту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

1. Чем можно объяснить наличие в тексте стихотворения слов: «мы», «наш», «наши», «все»?

2. Что заставило старого солдата с гордостью говорить о прошлом?

3. Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?

4. Да, были люди в наше время,

   Не то, что нынешнее племя:

    Богатыри – не вы!

    …Могучее, лихое племя…

Высказывает ли этим бывший воин недоверие к следующему поколению? Почему?

Приложение 3

Рефлексия

Заполнить таблицу:

1.На уроке я работал/а
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен   /довольна/не довольна
коротким / длинным
не устал/а / устал/а

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...