Урок литературы в 5 классе. Человек и природа
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Предлагаемый урок рекомендуется проводить в 5 классе. Произведения, рассматриваемые на уроке, связаны темой «Взаимоотношения человека и природы». В первом рассказе говорится о бездумном поступке мальчика, приведшем к гибели птички. В стихотворении И. Северянина девочка, наоборот, проявляет деятельное сострадание. А в рассказе Е. Носова мы видим взрослого героя, показывающего пример правильного отношения человека ко всему живому. На уроке используются технологии «чтение с остановками» и «работа с цветом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse._chelovek_i_priroda.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе
Тема: Человек и природа

Цели:        совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения,
        развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение,
        воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

( Д. Кайгородов, рассказ «Птичка», И.Северянин, стихотворение «В парке плакала девочка», Е.Носов, рассказ «Тридцать зерен» ).

Ход урока.

1. Вступление (учитель): Мир, в котором мы живем, невозможно представить без птиц и зверей. Это нашло отражение в художественной литературе, особенно в книгах для детей. Писатель М.М.Пришвин оставил интересное высказывание : «Если будет вода, а в ней ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка – я не поверю воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес».

  • (Включаем записи звуков леса, птиц , далее разговор пойдет на фоне лесных звуков.)
  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
  • (Открываю на доске тему урока )
  • Мы прочитаем художественные произведения о птичках. Запишите в столбик слова, которые возникли у вас в памяти в связи со словом «птичка». (Птаха, невеличка, маленькая, хорошенькая, глазки-бусинки и т.д.)
  • (Чтение ответов детьми.) Как характеризуют птичку ваши слова? В какое время года птички особенно активны? Давайте прочитаем вместе рассказ Д. Кайгородова «Птичка», написанный в самом начале 20 века.
  • ( Текст распечатан на каждую парту и разделен на три смысловые части. Читаем вначале первую часть до слов «Отуманенный внезапно вспыхнувшей охотничьей страстью...»).
  • (Словарная работа ведется в течение урока. Заранее подготовленный ученик объясняет значения слов: Святая Троица, обедня, благовест, дрожки, кушак.)
  • Назовите ключевые слова 1-й части (праздник, тюльпаны, нарциссы, светлый день, праздничное настроение, пение птиц). Какие краски преобладают? Как бы вы рисовали этот день? (можно заранее положить на столы листы бумаги и цветные карандаши.)  (Зелень сада, красные тюльпаны, желтые нарциссы, яркое солнце, птички на ветках).
  • Что, по-вашему, произойдет дальше? (Дети высказываются, придумывая продолжение.)
  • (Читаем вторую часть рассказа). Какие глаголы передают внезапность действий мальчика - героя рассказа? (Схватил, бросился, сделал.)
  • Почему почти в каждом предложении автор употребляет многоточие? А какова роль союза «а»?
  • Как изменяются краски дня для мальчика? (Ключевое слово – «кровавый».)
  • Осудил ли мальчик свои действия? («Я стоял, как преступник...»)
  • Как вы думаете, что сделает мальчик дальше? (Дети высказываются.)
  • (Читаем последнюю часть рассказа со слов «Сбегать в угол сада, где стояла моя лопатка...»).
  • Назовите все глаголы, характеризующие торопливость, судорожность действий героя рассказа в начале этой части (сбегать, сорвать, положить, опустить). Вы заметили, что все эти глаголы стоят в неопределенной форме? Таким образом автор передает волнение мальчика, для него эта ситуация неожиданная, как будто все происходит не с ним.
  • Почему никто не узнал тайны? Почему даже через много-много лет рассказчик помнит случай с птичкой?
  • Можно ли сказать, что этот рассказ на тему «Человек и природа»? Какова главная мысль этого небольшого по объему произведения?

2. – А сейчас  мы прочитаем стихотворение поэта Серебряного века И. Северянина «В парке плакала девочка». (Можно заранее дать задание ученику подготовить краткое сообщение о поэте).

Перед чтением задаю вопрос классу:

– Название необычное. Как бы вы предположили, почему плакала девочка в парке? (Помните о первом рассказе.)

Выразительное чтение стихотворения ( учитель или заранее подготовленный ученик ).

– Кто хотел бы дружить с этой девочкой? Почему?

– Что вызвало слезы маленькой героини? О чем это нам говорит?

– Как откликнулся отец на добрые чувства дочки?

– Почему поэт так высоко оценил чувства ребенка? (Девочка добрая, у нее чуткое сердце. Добро проявилось в сострадании.)

– Каким взрослым человеком может стать эта девочка? («Грядущие» – высокий стиль, торжественно.)

3. Писатель Ю. Яковлев о героях своих рассказов сказал так : «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека». А теперь мы переходим к рассказу, который вы прочитали дома. Герой его – взрослый человек. Это рассказ писателя Е. Носова «Тридцать зерен».

– Перечислите всех, кто действует в рассказе. Обратите внимание на Синичку. Как меняется ее отношение к Человеку, проследите по тексту. (Долго не решалась слететь, схватила, улучив момент, подобрала, робея и тревожно заглядывая, пугаясь, испуганно замирая, прокралась, изумилась, оглянулась и – доверчиво расклевывает.)

– Что помогло Синичке побороть страх?

– Какими красками изображает автор «неведомый» Синичке мир комнаты? ( зелень, цветы, солнце ).

– «...чтобы каждый... положил  бы на своем окне по тридцати конопляных зерен...» О чем думал писатель, когда произносил эти слова?

– Как писатель объяснил Синичке, кто такой Человек? В каких значениях употребляется в произведении это слово? Подберите однокоренные слова к слову «человек». (Человечный – «гуманный», т.е. проникнутый любовью и уважением к человеку.)

ИТОГИ: Все мы вместе – человечество. И каждый из нас несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому каждый должен всегда оценивать последствия своих поступков.

В качестве домашнего задания можно предложить написать сочинение-миниатюру или небольшое стихотворение о птицах, о бережном отношении к ним, нарисовать рисунки или предложить другое творческое задание.

При подготовке урока использовала приложение к журналу  «Литература в школе»  №8 – 2008 год. Там напечатаны рассказ Д. Кайгородова «Птичка» и стихотворение И. Северянина «В парке плакала девочка». Рассказ Е. Носова «Тридцать зерен» есть в сборнике «Вокруг тебя – Мир...» Книга для ученика.6 класс. М., Международная академическая издательская компания «Наука-Интерпериодика», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Урок литературы по теме: "Человек и природа в расссказе Астафьева "Васюткино озеро"

Урок литературы по теме: " Человек и природа в расссказе Астафьева " Васюткино озеро"...

Урок литературы в 7 классе "Человек и природа в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина"

На уроке литературы учащиеся знакомятся с произведением  В.П.Астафьева "Белогрудка"  и писателя Е.Д.Айпина "Гнездо трясогузки"....

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)

В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...

Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа

Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...