Уроки духовного подвига
методическая разработка по литературе (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Преподобный Сергий Радонежский - духовный пастырь Земли Русской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-seminar.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №88

Калининского района Санкт-Петербурга

Уроки духовного подвига.

Преподобный Сергий Радонежский – духовный пастырь Земли Русской.

Конспект урока представили:

Гладких Евгения Александровна,

учитель русского языка и литературы;

Ленкова Галина Леонидовна,

учитель технологии;

Румянцева Инна Анатольевна,

заведующая библиотекой;

Муранова Юлия Владимировна,

учитель истории и МХК.

Телефон ГБОУ СОШ №88: 417-25-60

Электронный адрес: 88school@mail.ru  

2014 год

Примером своей святой жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. <…> Впечатление людей XIV века становилось верованием поколений за ними следовавших. Отцы передавали воспринятое ими одушевление детям, а они возводили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа.

В.О. Ключевский

«Значение преподобного Сергия для русского народа и государства»

 При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные и теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание.

В.О. Ключевский

«Значение преподобного Сергия для русского народа и государства»

Цели и задачи семинара:

  1. Познакомить учащихся с жизнью Сергия Радонежского – выдающегося деятеля Древней Руси;
  2. Раскрыть его роль в объединении Руси в период борьбы с татарским игом;
  3. Показать величие подвижнического подвига Сергия Радонежского и его отражение в русской живописи;
  4. Способствовать возрождению отечественных нравственных традиций в духовном развитии учащихся;
  5. Организовать самостоятельную деятельность учащихся в рамках творческого конкурса «Уроки духовного подвига» на примере жизни Сергия Радонежского.

План

I Вступительное слово учителя.

Преподобный Сергий Радонежский – монах Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой Лавры, выдающийся деятель Древней Руси, способствовавший ее объединению и сыгравший большую историческую роль в период борьбы с татарским игом в конце XIV века.

II История жизни Варфоломея, сына боярина Кирилла и его жены Марии, ставшего Сергием Радонежским:

  1. Детство, юность, встреча со старцем.
  2. Любовь к родителям, мечта о монашестве.
  3. Жизнь в Радонежских лесах. Пострижение от игумена Митрофана. Новое духовное имя Сергий.
  4. Монастырь и монастырские правила.
  5. Куликовская битва. Благословение Сергия Радонежского князя Дмитрия на битву.
  6. Судьба Пересвета и Ослябя.
  7. Роль Сергия Радонежского в судьбе страны.

III «Сергий Радонежский открыл людям глаза на самих себя, дал им почувствовать, что не все погасло, не все потеряно, что есть еще будущее». В.О. Ключевский.

Н. Рерих в своих письмах, «Заветах», в статье «Чаша неотпитая» пишет о том, что без осознания и сбережения прошлых достижений, без благодарности нашим духовным подвижникам человек не сможет идти по дороге, ведущей в Храм, который называется «Новый Мир». Так важно, по его мнению, научиться у них «иметь мысли чистые и сильные, желание созидать».

Д.С. Лихачев утверждает, что только «память противостоит уничтожающей силе времени». Вспомним стихи А.С. Пушкина, в которых великая философия жизни и памяти о прошлом:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня.

Земля б была без них мертва.

Память о прошлом необходима каждому человеку, ибо она воспитывает нашу нравственность, учит брать из него все самое важное, нужное ради настоящего и во имя будущего.

Да, мы говорим, что память о прошлом играет эстетическую и нравственную роль. Но мы убеждены и в том, что знание истории России – это духовное богатство молодого поколения. Нельзя не знать «Слово о Законе и Благодати» первого митрополита из русских Илариона, рассказов о Сергии Радонежском, о владимирском епископе Симоне, о русских епископах Иоанне Черниговском, Исайе Ростовском, Антонии Юрьевском.

Академик Д.С. Лихачев вспоминает, что А.П. Чехов в повести «Степь» обронил от себя такое замечание: «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», то есть он не живет на стоящим, и, действительно – только прошлым или будущим… это самая важная русская национальная черта».

Если перелистаем «Изборник», то увидим, как много в исторических повестях, летописях о прошлом Руси уважения к ее истории, помыслы же русских людей были устремлены к будущему. Это мечта о мирной жизни, светлой, счастливой, поиски идеального построения общества.

В «Повести временных лет» написано: «Ход русской истории совершается по воле Божией. И свидетельство этому жизнь и деяния святых, преподобных и Святителей. Каждый уголок земли Русской просиял подвигами этих людей». В последней беседе с учениками Иисус Христос сказал: «Если меня гнали, будут гнать и вас; если мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».

И в самые тяжелые моменты нашей истории появлялись на Руси святые пастыри, которые наставляли советами, помогали в бедах, играли роль в исторических событиях.

Таким был Сергий Радонежский, духовный подвижник России.

   

Какова же история жизни Сергия Радонежского, ставшего олицетворением добра и любви, возрождения нравственности на Руси в трудное для страны время:

- Анастасия Ф.

Как хочется увидеть те места, где родился мальчик Варфоломей, средний сын боярина Кирилла и его жены Марии, услышать грустные и протяжные народные песни, поверья и сказки странников, ласковый голос матери по утрам.

Мальчик рос послушным, трудолюбивым помогал родителям.

А времена были тяжелые: набеги татар, междоусобицы князей; и родители решили переехать из разоренного Ростовского княжества в город Радонеж, ибо он находился под властью московского князя. Здесь было спокойнее. Кругом простирались дремучие леса, весной разливались реки, а летом луга пестрели разноцветным ковром.

Варфоломей любил встречать рассвет, и утренняя молитва всегда была такая чистая, легкая, что хотелось смотреть на облака, думать о Боге, коему он молился и вечером.

Отец с матерью хотели видеть детей образованными, учили грамоте, но Варфоломею она совсем не давалась. Так переживал он, так старался, но с трудом усваивал он все науки.

В жизни мальчика было много чудес: одно из них – встреча с иноком ли, со старцем ли, сейчас трудно установить, но эта встреча изменила его жизнь. Он стал хорошо читать, быстро запоминать Священное Писание, молитвы, а главное он понял, что жизнь его будет принадлежать Богу.

- Вероника В.

Варфоломей так любил своих родителей, братьев, радовался, когда те обзавелись семьями. Но как быть с мечтой служить Богу? Он вспоминал, как после встречи со старцем читал Псалтырь, книгу песен царя Давида, где было написано: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце», - и понял свою главную цель в жизни.

Но родители стали совсем немощными, как можно оставить их без поддержки? И он стал им опорой и защитой, вел хозяйство, поддерживал в болезнях. Нужно было большое и выносливое сердце, чтобы так заботиться о немощных отце и матери. После их смерти он отдал часть скудного родительского наследства брату Петру и стал пустынником.

- Кто такой пустынник? Почему его образ так привлекал многих художников?

- Иван Ф.

Это человек, который живет один, вдалеке от людей, только так, в одиночестве, забыв повседневные мирские заботы, человек может вознестись душой к Богу. У художника М. Нестерова есть такая картина «Пустынник». Безлюдный берег. Поздняя северная осень. Вода спокойная, светлая, она отражает дальний лес. По берегу идет согбенный старичок, идет медленно, опираясь на резную палку, устало переступает обутыми в лапти ногами. Перед ним маленькая елочка, покрасневшая ветка рябинки, нежно-зеленые травинки, пробивающиеся сквозь побуревший покров топкого берега. И душа пустынника, прожившего в такой тишине, с мыслями светлыми и чистыми, полна гармонии с этим миром, и его душа раскрыта всему, что его окружает.

- Да, верно. И вот Варфоломей вместе с овдовевшим братом Стефаном идут по дремучим Радонежским лесам, но Варфоломей все не мог найти то место, где они поселятся.

Наконец увидели холм, весь освещенный солнцем, а внизу небольшая речка, вода в ней чистая, каждый камешек виден. Щебетали в небе птицы. И кругом тишина.

Можно представить стоящих здесь братьев, их мысли при виде такой удивительной природы, с другой стороны, надо трудиться, строить шалаш, а потом келью, чтобы жить зимой.

И келью срубили, и церковь святой Троицы, но голодно порой было так, что Стефан попросил прощенья у брата и ушел в богатый Богоявленский монастырь. Непривычно Варфоломею было первые дни, не с кем словом перемолвиться, но молитвы, постоянный труд избавляли от одиночества.  Страшно ли было ему, особенно зимой, когда от мороза трещали деревья, а где-то слышался волчий вой. Да! Легенда ли, правда ли, но есть рассказ о том, что к нему приходил медведь, чтобы подкормиться.

- Как же жил Сергий, когда стали приходить к нему люди?

Надо было строить кельи, питаться, ведь жизнь в лесу трудная; деревни далеко от маленькой лесной обители Святой Троицы.

Давайте вместе представим, как жили монахи.

Да, они называли друг друга «братья»; утром и вечером собирались в церкви молиться, днем много работали: строили кельи, шили одежду и обувь, выращивали овощи.

- А как жил Сергий?

- Маргарита Е.

Сергий никогда никому не приказывал: «Иди и работай, сделай то или другое», - он сам своими руками построил три кельи, рубил дрова, молол муку и пек хлеб, умел шить одежду и обувь.

Один крестьянин очень хотел поговорить с Сергием, а тот уже был игуменом , пришел к обители, увидел монаха, который копал землю, спросил того, можно ли ему видеть игумена, монах ответил, что скоро он вернется с огорода.

Не поверил крестьянин, что игумен работает в огороде, но потом он увидел, как приехал богатый боярин со свитой, низко поклонился монаху. И крестьянин спросил, кому это тот кланяется, и ему ответили монахи, что игумену Сергию. Да, не перевелись святые на земле, такие светлые и трудолюбивые, скромные. Потрясенный крестьянин уехал и через несколько лет вернулся сюда, чтобы стать монахом.

А как велика роль Сергия в великом событии – Куликовской битве. Это он благословит московского князя Дмитрия на эту битву, предскажет победу. Помимо благословения, Сергий Радонежский отправил в русское войско двух своих монахов – Пересвета и Ослябю. Пока шла битва, все монахи вместе с Сергием молились за воинов. Пересвет и Ослябя погибли на поле брани.  

Святые воины Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (Радонежские)

 Имена их светятся «на скрижалях родной истории ярко, подобно двум неугасимым лампадам, над их священными гробами». На поле Куликовом свершился их великий подвиг во имя свободы Руси от гнета татарского ига.

Оба происходили из знатного боярского рода Брянского княжества.

С детства любили трудиться, воспитывались в благочестии. О жизни их известно очень мало фактов. Существует предание, что Александр (Пересвет) принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Он любил красоту лесов на берегу реки, тишину, утреннюю и вечернюю молитву.

А потом Пересвет и Ослябя встретились в обители Живоначальной Троицы у преподобного Сергия Радонежского, стали там послушниками.

Князь Димитрий (будущий Донской) в 1380г приехал за благословением к преподобному Сергию.

Помолившись, преподобный старец окропил священною водою князя и его воинство и сказал ему: «Иди, господин, помянув Бога: Господь Бог да будет тебе помощником и заступником». Потом тихо сказал князю: «Погубишь супостатов своих. Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь».

И позвал Сергий Радонежский Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Пришли они, посмотрел князь Димитрий на них: были «они весьма немолодые, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве», и понял князь, что они помогут ему в поединке с богатырями из ханского войска: «И дал им Сергий вместо тленного оружие нетленное: Крест Христов нашит на схимах. И повелел им вместо шеломов возложить на себя», и отдал их в помощь великому князю, промолвив: «Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники». Напоследок сказал им угодник Божий: «Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины христовы!» Так Пересвет и Ослябя оказались в русском войске.

И вот мы на обширном Поле Куликовым, лежит оно между речками Непрядвою и Доном. Здесь темные полчища врагов стали напротив воинов русских. Выехал печенег силен и страшен, стал похваляться силою своею. И сказал чернец Пересвет князю Димитрию: «Лучше нам убитыми быть, чем полоненными быть печенегами». Пошел инок Пересвет против татарского богатыря: «И… и ударился крепко, толико громко и сильно, яко земле потрястися, и спадоша оба на землю мертвые, и ту конец прияша оба; еще же и кони, их в том часе мертви быша»

И началась битва после этого поединка смертного с ратью басурманскою. Древний бытописатель горестно пишет: «Бысть брань крепкая и сеча зла зело, и кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил».

После битвы Димитрий стал обходить поле Куликово, увидел он Пересвета и обратился к дружине: «Видите, братья, своего зачинателя, ибо этот Александр Пересвет, пособник наш, благословен был игуменом Сергием и победил великого, сильного, злого татарина, от которого многие люди испили бы смертную чашу».

Схоронили Пересвета и Ослябю в Симоновом монастыре близ Москвы, туда же, по преданию, похоронили 40 ближайших бояр Димитрия. Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, а вернулись единым русским народом.

Когда отец Сергий спросил князя Димитрия о своих любимцах, тот ответил: «Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!»

Так на поле Куликовом пали и «венцами славы увенчаны» те иноки, которых благословил Сергий Радонежский, и в памяти нашей храним их имена, их подвиги во имя Земли Русской, во имя свободы ее от татарского ига. И звучат в Церкви Тропарь (глас I), и Кондак (глас VII), и Величание во имя совершивших подвиг Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Каким удивительным человеком был Сергий! Его душа скорбела, когда он узнавал о раздорах и распрях между князьями, не думавших о родной земле, а деливших власть, земли между собой. Сергий был государственным человеком, потому что он понимал: только вместе, только объединившись, русские князья могут противостоять хану.

- Дмитрий Ю.

Сергию было 70 лет, а он пешком (он всегда ходил пешком) пошел в Нижний Новгород уговаривать князя Бориса выполнить решение Дмитрия Донского и отдать этот город союзнику Дмитрия, князю Суздальскому. То добро, тот свет любви к родной земле, заложенные в душе мальчика Варфоломея, помогали людям, родной земле. Только ему человеку, всецело посвятившему себя служению Богу, могла показаться Богоматерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Это было в конце жизни. И она скажет ему, что он ее избранник: когда же его не станет, она «будет помогать братии во всех их нуждах».

 Троице – Сергиева лавра… Это сюда более 6 веков идут люди, приезжают из разных уголков Земли, чтобы помолиться, вспомнить праведную жизнь Сергия Радонежского, который учил жить людей в вере, труде, по-доброму относиться к окружающим.

Д.С. Лихачев писал: «отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера… Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным».

700 лет прошло со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, замечательного русского человека, ставшего символом высокой нравственности, духовности, национального самосознания, великой мудрости, который учил «творите добро» во имя Бога и человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовный подвиг русских воинов

Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для русской  армии прошлых  веков, так и для современной Российской армии.На протяжении столетий русский воин был тем же пахарем на ниве...

Программа элективного курса "Духовный подвиг русской женщины"

Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.З...

Презентация "Духовный подвиг юродства"

Презентация посвящена наиболее известных блаженных Ксении Петербургской, Василию Блаженному, Матроне Московской....

Исследование "Духовный подвиг Кирилла и Мефодия"

Исследование "Духовный подвиг Кирилла и Мефодия"...

Духовный подвиг Маргариты Тучковой

Данный материал поможет учителю Духовного краеведения Подмосковья провести интересный урок, рассказать о том как тесно переплетена история Спасо-Бородинского монастыря и семьи одного из братьев Тучков...

конспект уроку Духовный подвиг русского воинства

Конспект к уроку "Духовный подвиг русского воинства"...

«Духовный подвиг. Жизнь и подвиг православных христиан в России в XX веке. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский».

laquo;Исследовательская работа» на тему:«XX век – век трагических судеб. Подвиг в жизни человека»...