Рейтинговая система оценки знаний обучающихся как способ оптимизации учебной деятельности на уроках литературы
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Бабич Светлана Петровна

 

Школа должна стать первой ступенью к социализации ребенка. Конечной целью является формирование высококвалифицированных специалистов с традиционным  «Одним  из слагаемых компонентов формирования СУД являются действия контроля и самоконтроля: формирование мотивации – интерес; функция целеполагания – а зачем?; функция действия, реализация цели – а как?; рефлексия – адекватная оценка себя».

Особые трудности с применением  рейтинговой  системы оценки знаний обучающихся возникают на уроках предметов гуманитарного цикла. От учеников требуется  обработка больших объемов текста. Чтобы скорректировать отношение ученика к обучению с новыми требованиями, необходима многоэтапная работа, состоящая из маленьких усложняющихся шажков. На мой взгляд, одним из наиболее эффективных методов оптимизации учебной деятельности является  рейтинговая система оценки знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reytingovaya_sistema_2.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся

как способ оптимизации учебной деятельности

Бабич С. П. ,

 учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя школа «6»

г. Когалым

КАЖДОДНЕВНЫЙ ПРОГРЕСС УЧЕНИКА

ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАФИКСИРОВАН

Девиз методики «Шотландский аттестат»

     В современном обществе востребованы люди, которые умеют учиться самостоятельно. Если выпускник не утратил интереса к знаниям, если он ищет и находит необходимую информацию для решения научных или прикладных проблем, то ему легче будет повысить свой профессиональный уровень. Он всегда будет востребован производством, сферой услуг или научным сообществом. Знания становятся единственным источником конкурентного преимущества и возможностью найти свое место в обществе, то есть занять определенный социальный статус, что является социальным заказом семей и администрации отдаленных улусов, дети из которых обучаются в нашей школе. А это обуславливает существенные изменения в системе образования и поиск решения проблем, с которыми сталкивается большинство современных педагогов в своей работе, - отсутствие устойчивой мотивации к учению у значительной части школьников; несовершенство оценочной системы; субъективизм в оценке успеха ученика.. Школа должна стать первой ступенью к социализации ребенка. Конечной целью является формирование высококвалифицированных специалистов с традиционным  «Одним  из слагаемых компонентов формирования СУД являются действия контроля и самоконтроля: формирование мотивации – интерес; функция целеполагания – а зачем?; функция действия, реализация цели – а как?; рефлексия – адекватная оценка себя».

Особые трудности с применением  рейтинговой  системы оценки знаний обучающихся возникают на уроках предметов гуманитарного цикла. От учеников требуется  обработка больших объемов текста. Чтобы скорректировать отношение ученика к обучению с новыми требованиями, необходима многоэтапная работа, состоящая из маленьких усложняющихся шажков. На мой взгляд, одним из наиболее эффективных методов оптимизации учебной деятельности является  рейтинговая система оценки знаний.

Рейтинг учащихся – коэффициент достижений ученика в учебной деятельности. Это индивидуальная комплексная оценка его успеваемости. За выполнение разнообразных и разных по сложности заданий обучающиеся получают фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем. Эти баллы суммируются и служат основой для выставления итоговой оценки или автоматически экзамена по предмету в профильных классах. Рейтинг повышает статус ученика, так как школьник твердо знает о том, что его успеваемость на уроке учитывается и, в результате, активность учащихся резко возрастает.

Сама технология урока ориентирует ученика на свободное и независимое суждение, и это поощряется учителем. Рейтинговая система оценки учебных достижений достаточно гибкая и имеет свои преимущества:

- ориентируется на текущий контроль успеваемости;

- дает возможность определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса;

- позволяет дифференцировать значимость оценок, полученных за выполнение различных видов работы;

- отражает текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;

- повышает объективность оценки знаний;

- создает условия для здоровой состязательности и честной конкуренции среди учащихся.

Таким образом, при ее применении повышается мотивация учащихся к активной творческой работе.

Рейтинговая система определяет успешность деятельности и ученика, и учителя.

Можно выделить несколько этапов для достижения эффективности учебной деятельности:

1)        мотивационно-целевой этап:

Цель учителя – заинтересовать учащихся новой системой оценки знаний.

Задача ребенка – познакомиться с ней, осмыслить предложенную информацию, сформулировать для себя, чего он хочет добиться, изучая данный курс.

В итоге формируется позитивная установка на предполагаемую деятельность, возникает мотив достижения успеха, закладывается основа успешной учебной деятельности.

2)  организационный этап – организация процесса обучения с учетом индивидуальных способностей детей, чтобы работа доставляла им удовольствие, как в процессе, так и в результате выполнения учебных заданий.

3) корректирующий этап – подводятся предварительные результаты и, с учетом этого, изменяется первоначальная учебная стратегия. Баллы учащихся суммируют, составляют список, в котором все ученики ранжируются в зависимости от набранного количества баллов.

Задача учителя на этом этапе – проанализировать успехи и неуспехи учащегося, помочь осознать близость каждого учащегося к успешному достижению поставленной им цели. Ребенок видит свои результаты в сопоставлении с другими – все это оказывает мобилизующее влияние на дальнейшую учебу. Имея объективную информацию об учебных достижениях каждого ученика, учитель может своевременно внести определенные коррективы в учебный процесс для его оптимизации. Поэтому необходимо следить за изменениями мотивации учащегося и по мере развития личности дополнять другими мотивами:        

а) познавательным (удовлетворения от самого процесса учения и его результатов);

б) коммуникативным (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими);

в) статусно – позиционным (стремление заслужить признание окружающих, вознаграждение);

г) социальным (осознание ответственности, понимание социальной значимости учения).

В итоге можно включить в работу абсолютно всех учащихся. А в некоторых случаях целесообразно прибегнуть к помощи психолога.

4) результативный этап – предполагает сравнение ожидаемой оценки с реальной, подведение итогов работы. «Главное – нужно оценивать не личность ребёнка, а его работу с учетом  условий, в которых она выполняется» (С.Т.Шацкий).

Примерное количество баллов для рейтинговой системы оценки знаний учащихся при изучении курса литературы

Баллы        

Виды учебной деятельности

  Основные показатели

для оценочных суждений

1 балл        

Краткий правильный ответ        

Запомнил некоторые определения

2 балла

Ответ с опорой на текст        

Объясняет основные положения и факты

3 балла

Развернутый ответ        

Воспроизводит большую часть материала, определений, но затрудняется делать собственные выводы

4 балла

Умение рассуждать        

Четко и логично излагает материал, аргументирует свой ответ

5 баллов

Умение анализировать

Сравнивает, делает самостоятельные выводы

6 баллов

Умение отстаивать свою точку зрения        

Демонстрирует способность к самообучению

7 баллов

Работа в качестве консультанта

Углубленно интересуется предметом, использует знания вспомогательных  дисциплин

Подсчет  максимально возможного количества баллов производится, исходя из количества занятий, путем суммирования  баллов. Количество баллов, необходимое для получения автоматического зачета, - 80 %  от максимально возможного количества баллов. Перевод  балла в традиционную оценку осуществляется по следующей шкале:  

 - более 60% -  3;

 - более 70 % - 4;

 - более 80% -  5;

Ребенок получает удовлетворение от работы, что  ведёт  к  таким  позитивным    моментам:

- переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;

- появляется желание вновь достичь хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость успеха;

- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. Уже  на первом этапе наблюдается дифференциация учащихся в зависимости от нацеленности на успех. Опыт практической работы позволяет  выделить несколько групп учащихся.

Первая группа – ребята с ярко выраженным желанием действовать – это активные ученики.

Задача учителя – организовать для них дополнительную самостоятельную творческую работу. Стремление к успеху можно выразить фразой « Я очень хочу это сделать»

Вторая группа – это ребята, которые относятся к новому с долей сомнения. Их волнует вопрос о том, возможно ли им набрать такое количество баллов.

Учитель должен убедить, что рейтинг набрать реально с помощью математических подсчетов. Надежда на успех выражается тезисом: « Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе».

Третья группа – это пассивные учащиеся, не стремящиеся к успеху или ученики не уверенные в себе, но достаточно ответственные.

С пассивными учениками надо работать индивидуально, причем учителю лучше проследить, чтобы они работали самостоятельно. К неуверенным ученикам надо применять методы внушения «Ты сможешь, в этом нет ничего сложного». Вероятность достижения успеха можно выразить так: « Все зависит от меня, я – источник, ситуация меняется, если я на нее влияю».

Итоги введения рейтинговой системы  следующие:

- средний балл по четверти остался таким же, как и был раньше;

- повысилась достоверность и надежность процедуры определения фактической степени обученности учащихся;

- более точно определяет   достигнутые результаты,  что  позволяет двигаться вперед по пути познания;

-преодолевается чувство страха неудачи.

По результатам анкетирования среди учащихся можно сделать следующие выводы:

1) рейтинговая система оценки знаний является фактором оптимизации учебной деятельности:

- формирует самостоятельную умственную деятельность учащихся (ученики стали больше времени уделять на подготовку к урокам для того, чтобы дать полный развернутый ответ  и соответственно заработать высокий балл);    

- показывает перспективы продвижения учеников по пути познания на основе применения только положительной шкалы оценивания;

- формирует дух конкурентности у учащихся на основе показа возможностей быть лучшим;

2) создает «слабым» и «трудным» учащимся более комфортные условия пребывания в школе:

- преодолен синдром боязни отрицательных оценочных суждений;

- ученик имеет право выбора любого вида учебной деятельности в зависимости от своих способностей;

3) воспитывает трудолюбие и прилежание у учащихся.

Список использованной литературы

1. Коротаева, Е.В. / Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Директор школы. 2003. №2

2. Коротаева, Е.В. / Активизация познавательной деятельности учащихся  (вопросы теории и практики). Екатеринбург, 1995

3.  Коротаева, Е.В. / Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации.  Директор школы. 2002. №2.

1.        Ксензова, Г.Ю. / Оценочная деятельность учителя - М., 2001

2.        Симонов, В.П., Черненко, Е.Г. / Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам -  М., 2002

3.        Сергеева, В.П. / Современные средства оценивания результатов обучения. - М., 2008.

4.        Шамова, Т.И. /  Современные средства оценивания результатов обучения  в школе. -   М., 2008.

5.       Статья Ивановой  Елены  Андреевны, учителя истории и обществознания Государственного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...

Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.

Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....

Рейтинговая система оценки знаний

Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Эта программа позволяет  создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Презентация выступления на конференции...

Выступление на конференции "Рейтинговая система оценки знаний"

Выступление на конференции "Ярмарка идей" вместе с презентацией по рейтинговому контролю, 2012 год....


 

Комментарии

Бабич Светлана Петровна

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (рейтинговая система оценки)