Рабочая программа по литературе. 9 класс (В.Я.Коровина)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с авторской программой по литературе В.Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korovina_9.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ (СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ)

Введение (1ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Из древнерусской литературы( 2ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Из литературы XVIII века(10ч)

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

    Михаил Васильевич Ломоносов.(2ч) Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Гавриил Романович Державин(2 ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог* Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев(2ч). Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Николай Михайлович Карамзин( 3 ч). Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Из русской литературы XIX века(55ч)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский.(2ч) Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Александр Сергеевич Грибоедов(9ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон  терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин(15ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Михаил Юрьевич Лермонтов.(11 ч) Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю..,», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь( 7ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» история создания. Смысл на-; звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел  и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику.  Поэма в оценках Белинского.

     Александр Николаевич Островский( 2ч). Слово о писателе. : «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные  герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — ; воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Федор Михайлович Достоевский( 2ч). Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Лев Николаевич Толстой(1ч). Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов(2ч). Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа»

«Смерть чиновника»» Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Из поэзии XIX века(2ч)

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Из русской литературы XX века(24 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений  русской литературы XX  века.

Из русской прозы XX века(10ч)

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин(2 ч). Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков(2 ч). Слово о писателе.

Повесть  «Собачье  сердце».   История  создания  и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость— основа живучести «шариковщины», «швондерства».  Поэтика Булгакова-сатирика.  Прием гротеска в повести.

 Михаил Александрович Шолохов( 2ч). Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта  типизации.

 Александр Исаевич Солженицын(3ч). Слово о писателе.

 Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. ;      

Из русской поэзии XX века(14 ч)

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам( 5ч)

Александр Александрович Блок( 1ч). Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин(2 ч). Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский(2ч). Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева(2ч). Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий(1 ч). Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова( 2ч). Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации  любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских  стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак(1ч). Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский(2 ч). Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков(3ч)

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас—  и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала,  случайно...»;  А. А. Фет.  «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы, песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

                                                          Из зарубежной литературы( 7ч)

 Античная лирика(2ч)

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»),

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.


Уильям Шекспир.  (2 ч)Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Иоганн Вольфганг Гете.(2 ч) Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору ; учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ; ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед »: домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста ', из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа ! сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основные умения и навыки

                                         (5—9 классы)

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, | рассказа, сказки.

   Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада, (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

СПИСОК УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

  • Коровина В.Я  Литература. 9 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2008
  • Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2007
  • Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

 по программе и учебнику В.Я.Коровиной

Дата

Тематика уроков

Вид

 урока

Методическое обеспечение

Вид,

 форма  контроля

1

Литература как искусство слова, ее роль в духовной жизни человека

Вводн.

Анкетир-е,т.

Из древнерусской литературы (2ч)

Цели: изучение особенностей древнерусской литературы, «Слова о полку Игореве»; развитие умения работать с текстом, навыка выразительного чтения

2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история создания величайшего памятника древнерусской литературы

и/т

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Беседа, т.

Анал-й пересказ, т.

3

Р.р. «Слово о полку Игореве». Специфика жанра, образов, языка, проблема авторства. Подготовка к домашнему сочинению

Р.р.

Соч., пр.

Из литературы  ⅩⅧ века (10ч)

Цели: изучение классицизма, сентиментализма как литературного направления, жизни и творчества М.Ломоносова, Г.Державина, А.Радищева, Н.Карамзина

4

Классицизм как литературное направление

и/т

Сост-е плана, т.

5

М.В.Ломоносов- реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление...»: особенности содержания и формы

и/х.п.

Безносов Э.Л. Разда-точные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое посо-бие. – М.: Дрофа, 2004

Сообщ-я, т.

6

М.В.Ломоносов. Анализ оды «На день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747года»

Ан-з стих-я, т.

7

Г.Р.Державин. Творческий путь поэта. «Памятник»: тема поэта и поэзии, традиции и новаторство

Реферат, т.

8

Г.Р.Державин. Анализ лирических произведений («Властителям и судиям», «Памятник»)

Термин. д-т, т.

9

Знакомство с личностью А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»: особенности повествования, жанра

и/х.п.

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Беседа, т.

10

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы): изображение российской действительности

Инд. зад-я, т.

11

Сентиментализм .Н.М.Карамзин.  Литературная и общественная деятельность писателя

и/т

Сост. конспекта, т.

Ит.нд. зад-я,

12

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» - сентиментальное произведение

и/х.п.

Карточки, т.

13

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по литературе ⅩⅧ в.»

Р.р.

Сочинение, пр.

Из русской литературы ⅩⅨ века (55ч)

Цели: обзор литературы ⅩⅨ века (темы, имена, жанры, направления); изучение жизни и творчества Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Достоевского, Чехова; нового типа героя («герой времени»); развитие навыка аналитической работы с текстом художественного произведения, критической статьи

14

Общая характеристика литературы ⅩⅨ в. : романтизм и реализм, поэзия, проза и драматургия; критика, публицистика, мемуарная литература

и/т

лекция

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Конспект, т.

15

Романтизм как литературное направление. В.А.Жуковский : жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое»: художественные особенности, обучение анализу лирического произведения

Комбин., практикум

Сост-е конспекта,

инд. зад-я, т.

16

В.А,Жуковский. Анализ баллады «Светлана»

и/х.п.

практикум

Н.В. Егорова. Лите-ратура  9 класс: По-урочные разработки – М., 2005

Выр. чт., ан-з, т.

17

Вн.чт. Знакомство с творчеством К.Ф.Рылеева

Выр. чт., за-полн-е т-цы, т.

18

Реализм как литературное направление. Государственная и литературная деятельность А.С.Грибоедова

и/т

Уроки литературы с применением ин-формационных тех-нологий. 6-10 клас-сы. Методическое пособие с электрон-ным приложением/ Н.П.Архипова.-М.:Глобус, 2009

Инд. зад-я, т.

19

А.Грибоедов. «Горе от ума»: композиция пьесы. Комментированное чтение 1 действия

и/х.п.

Беседа, т.

20

А.Грибоедов. «Горе от ума». Основной конфликт и развитие действия в комедии

Инд. зад-я, т.

21

А.Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовское общество

Груп. хар-ка, т.

22

А.Грибоедов. «Горе от ума». Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения ХIХ века

Монолог. высказ-е, т

23

А.Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Беседа, тест, т.

24

А.Грибоедов. «Горе от ума». Черты реализма и классицизма в комедии

Заполн-е т-цы, т.

25

Р.р. А.Грибоедов. «Горе от ума». Особенности языка комедии. Работа со статьёй И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Подготовка к классному сочинению

Комбин.

Сост-е конспекта, т.

26

Р.р. Написание классного сочинения по творчеству А.С. Грибоедова

Р.р.

Соч-е, пр.

27

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Лицейская лирика. Друзья и дружба в творчестве поэта.

и/т

Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое посо-бие. – М.: Дрофа, 2004

Реферат, т.

28

А.Пушкин. Петербургский период творчества (1817-1820).

и/т

Инд. зад-я, т.

29

А.С. Пушкин. Тема любви в творчестве поэта. Адресаты любовной лирики

и/х.п., практикум

Сост-е т-цы, т.

30

А.Пушкин. тема поэта и поэзии в лирике. Раздумья о смысле жизни, поэзии

Выр. чт., ан-з стих-я, т.

31

Контрольная работа по творчеству В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина

Контр.

к/р, пр.

32

Вн. чт. А. С. Пушкин. «Цыганы»- романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров

Вн. чт.

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Беседа, т.

33

Вн. чт. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»: проблема «гения и злодейства», характеристика главных героев

Анал-й пересказ, т.

34

А.Пушкин. «Евгений Онегин». История создания романа. Замысел и композиция. Сюжет. Особенности жанра. Система образов. Онегинская строфа

семинар

и/х.п.

Уроки литературы с применением ин-формационных тех-нологий. 6-10 клас-сы. Методическое пособие с электрон-ным приложением/ Н.П.Архипова.-М.:Глобус, 2009

Инд. зад-я, т.

35

А.Пушкин. «Евгений Онегин». Образ Евгения Онегина. Онегин и Ленский

Ср. хар-ка, тест, т

36

А.Пушкин. «Евгений Онегин». Образ Татьяны Лариной. Татьяна и Ольга

Беседа, т.

37

А.Пушкин. «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Н.В. Егорова. Лите-ратура  9 класс: По-урочные разработки – М., 2005

Мини-соч., беседа, т.

38

А.Пушкин. «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный центр романа

Монолог. высказ-е, т.

39

А.Пушкин. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Пушкинская эпоха в романе. Реализм.

Инд. зад-я, т.

40

Р.р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский. Подготовка к классному сочинению  по творчеству А.С.Пушкина.

Р.р.

Соч., ит.

41

 Р.р. Написание классного сочинения

42

М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта( «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно...»)

и/т, лекция

Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое посо-бие. – М.: Дрофа, 2004

Сост-е конспекта, т.

43

Тема поэта и поэзии в лирике М.ЮЛермонтова

и/х.п.

практикум

Выр. чт., ан-з стих-я, т.

44

М.ЮЛермонтов. Любовная лирика

45

М.ЮЛермонтов. Тема России, ее своеобразие, эпоха безвременья в лирике поэта

Чт. наизусть, т.

46

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».История создания романа. Обзор содержания. Композиция. Век Лермонтова в романе

лекция

Уроки литературы с применением инфор-мационных техноло-гий. 6-10 классы. Мето-дическое пособие с электронным приложе-нием/ Н.П.Архипова.-М.:Глобус, 2009

Н.В. Егорова. Лите-ратура  9 класс: По-урочные разработки – М., 2005

Инд. зад-я, т.

47

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Образ Печорина как «портрет поколения» (гл. Бэла», «Максим Максимыч»)

и/х.п.

практикум

Беседа, т.

48

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя

Хар-ка героя, т.

49

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина

Беседа, тест, т.

50

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни героя

Инд. зад-я, т.

51

 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: романтизм и реализм романа. Творчество М.Ю.Лермонтова в оценке В.Г.Белинского

и/т

Беседа, т.

52

 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова

Р.р.

Соч., т.

53

Н.В.Гоголь: жизнь и творчество. Проблематика и поэтика первых сборников писателя. «Мертвые души»: обзор содержания, замысел, история создания, жанр, композиция, смысл заглавия

и/т, лекция

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Сост-е конспекта, т.

54

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».Образы помещиков. Характеристика Манилова

и/х.п.

практикум

Беседа, т.

55

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Система образов помещиков в поэме

Н.В. Егорова. Лите-ратура  9 класс: По-урочные разработки – М., 2005

Инд. зад-я, т.

56

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образ Чичикова. Его эволюция в замысле поэмы

Хар-ка, т.

57

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образ города в поэме

Безносов Э.Л. Раз-даточные материа-лы по литературе. 8-11 кл. Методичес-кое пособие. – М.: Дрофа, 2004

Термин. д-т, пр.

58

Р.р. Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».Художественные особенности поэмы. Образ автора. Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к классному сочинению

Р.р.

семинар

Инд. зад-я, т.

59

Р.р. Написание классного сочинения по творчеству Н.В.Гоголя

Р.р.

Соч., ит.

60

А.Н. Островский. «Бедность не порок»: особенности сюжета, патриархальный мир в пьесе

и/х.п.

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Беседа, т.

61

А.Н. Островский. «Бедность не порок»: любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. Жанровые особенности

Термин. д-т, пр.

62

Ф.М.Достоевского. «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя», черты его внутреннего мира.

Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое посо-бие. – М.: Дрофа, 2004

Инд. зад-я, т.

63

 Ф.М.Достоевского. «Белые ночи»: роль истории Настеньки в повести; «сентиментальность» в понимании писателя. Развитие понятия  о повести

Беседа, т.

64

Вн. чт. Л. Н.Толстой. Обзор содержания трилогии «Юность»: формирование личности героя, особенности поэтики

Вн. чт.

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Беседа, т.

65

А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека», авторская позиция

и/х.п.

Доклады, т.

66

А.П.Чехов. «Тоска»:тема одиночества человека в мире, образ города.

Беседа,т.

Из поэзии ⅩⅨ века (2ч)

Цель: изучение тематического, художественного богатства поэзии ⅩⅨ века ( Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет); развитие навыка выразительного чтения, анализа лирического произведения

67

Вн. чт. Обсуждение самостоятельно прочитанных стихотворений Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Вн. чт.

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Выр. чт., ан-з стих-я, т.

68

Контрольная работа по теме «Русская литература второй половины  ⅩⅠⅩ  века»

Контр.

к/р, ит.

Из русской литературы хх века (24 ч)

Из русской прозы ⅩⅩ века (10ч)

Цели: обзор русской литературы ХХ в, изучение жизни и творчества  Бунина, Булгакова, Шолохова, Солженицына; развитие навыка определения средств типизации, сатиры, характеристики стиля писателя

69

Обзор русской литературы   ХХ в.: многообразие жанров и направлений

и/т

лекция

Н.В. Егорова. Лите-ратура  9 класс: По-урочные разработки – М., 2005

Сост-е конспекта, т.

70

И.А.Бунин. «Темные аллеи»: история любви Надежды и Николая Алексеевича; «поэзия» и «проза» русской  усадьбы

и/х.п.

Безносов Э.Л. Раз-даточные материа-лы по литературе. 8-11 кл. Методичес-кое посо-бие. – М.: Дрофа, 2004

Анал-й пересказ, т.

Беседа, т.

71

И.А.Бунин. «Темные аллеи». Лиризм повествования, мастерство писателя

72

М.А.Булгаков «Собачье сердце»: история создания, система образов, социально-философская сатира на общество

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Инд. зад-я, т.

73

М.А.Булгаков «Собачье сердце»: смысл названия, художественные особенности повести

Тест, пр.

74

М.А.Шолохов. «Судьба человека»: смысл названия, образ главного героя

Реферат, т.

75

М.А.Шолохов. «Судьба человека»:композиция, автор и рассказчик, сказовая манера повествования, пейзаж, реализм.

и/х.п.

Н.В. Егорова. Лите-ратура  9 класс: По-урочные разработки – М., 2005

Беседа, т.

76

А.И.Солженицын. «Матренин двор»: картины послевоенной деревни, тема праведничества

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Инд. зад-я, т.

77

Р.р. А.И.Солженицын. «Матренин двор»: образ праведницы, нравственный смысл рассказа-притчи

Р.р.

практикум

Мини-соч., т.

78

Зачет по теме «Русская литература ⅩⅩвека»

Контр.

Зач. р., ит.

Из русской поэзии ХХ века (14ч)

Цели: характеристика поэзии Серебряного века, изучение жизни и творчества Блока, Есенина, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой, Заболоцкого, Пастернака, Твардовского; развитие навыка выразительного чтения, анализа лирического произведения, работы с критической литературой

79

Русская поэзия Серебряного века

и/т

лекция

Конспект, т.

80

А.А.Блок. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...»: тематика, поэтика.

и/х.п.

практикум

Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое посо-бие. – М.: Дрофа, 2004

Выр. чт., ан-з стих-я, т.

81

С.А.Есенин . Тема Родины в лирике поэта

Инд. зад-я, т.

82

С.А.Есенин. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...»:тематика, народно-песенная основа

Ан-з стих-я, т.

83

Р.р. В.В.Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?»: размышления о труде поэта

Р.р.

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Ан-з стих-я, т.

Выр. чт., ан-з стих-я, т.

84

В.В.Маяковский. «Люблю» (отрывок). Новаторство, своеобразие стиха, ритма, интонаций

и/х.п.

85

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Особенности поэтики

и/х.п.

Безносов Э.Л. Раз-даточные материа-лы по литературе. 8-11 кл. Методичес-кое пособие. – М.: Дрофа, 2004

Инд. зад-я, т.

86

М.И.Цветаева. Образ Родины в цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в лирике поэта

Тест, т.

87

Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики

Инд. зад-я, т.

88

А.А.Ахматова. Любовная лирика

и/х.п.

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Доклады, т.

89

А.А.Ахматова. Стихи о поэте и поэзии. Особенности поэтики

Ан-з стих-я, выр. чт., т.

90

Р.р. Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики поэта

Р.р.

91

А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и природе («Урожай», «Весенние строчки»)

и/х.п.

Инд. зад-я, т.

92

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблематика и интонации стихов о войне

Ан-з стих-я, выр. чт., т.

Песни и романсы на стихи русских поэтов ⅩⅨ и ⅩⅩ веков(3ч)

Цели: изучение жанра романса, его особенностей, анализ романсов на стихи русских поэтов

93

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов ⅩⅨ и ⅩⅩ веков

Вн. чт.

Выр. чт., беседа, т.

94

Анализ стихотворения

Комб

Ан-з стих-я, т.

95

Зачет по теме «Русская лирика ⅩⅩвека»

Контр.

Зач. р., пр.

Из зарубежной  литературы (7ч)

Цели: изучение особенностей античной лирики (Катулл, Гораций), творчества Данте, Шекспира, Гете; развитие навыка аналитической работы с текстом, монологической речи уч-ся

96

Античная литература. Катулл. Любовная лирика. Гораций. Тема поэта и поэзии в лирике. Традиции оды Горация в русской поэзии

и/х.п.

Выр. чт., т.

97

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы, ее универсально-философский характер

Беседа, т.

98

У. Шекспир. «Гамлет» (сцены). Общечеловеческое значение героев. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планиро-вание по литерату-ре: 9 кл.: метод. пособие.- М.: Экзамен, 2006

Инд. зад-я, т.

99

Вн. чт. У. Шекспир. «Гамлет»(сцены). Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии

Вн. чт.

Беседа, т.

100

И.-В. Гете. «Фауст»( сцены)- философская трагедия. Эпоха Просвещения. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля

и/х.п.

Инд. зад-я, т.

101

Вн. чт. И.-В. Гете. «Фауст»( сцены): смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Фауст как вечный образ литературы. Особенности жанра

Вн.чт.

Монолог. высказ-я, т.

102

Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению

Комбин.

Тест, т.

Пояснительная записка

  1. Данная рабочая программа создана на основе:
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего  и среднего (полного) образования по литературе(Приказ Министерства образования РФ от 5.03.2004 №1089);
  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы(базовый уровень)/ под ред. В.Я.Коровиной;
  • Примерной программы  основного общего и среднего(полного) образования по литературе.
  1. Учебно- методическое обеспечение
  • Коровина В.Я  Литература. 9 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 200
  • Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2007
  • Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004

  1. Количество часов по учебному плану

9 класс. Всего:102 ч(3 ч в неделю)

                              Внеклассное чтение:8 ч.

                              Развитие речи: 12 ч.                     Классные сочинения:    3

                                                                                     Домашние сочинения:    3

  1. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .

     5. Характеристика содержания календарно-тематического планирования

Планирование составлено с учетом программы В.Коровиной. . Предусмотрены уроки внеклассного чтения для расширения круга чтения, формирования у школьников читательской самостоятельности..Запланированы  уроки по развитию речи. Предусмотрено изучение русской и зарубежной литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик 5-9  классов должен

знать/понимать:

● образную природу словесного искусства;

● содержание изученных литературных произведений;

● основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей и поэтов;

● изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

● воспринимать и анализировать художественный текст;

● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

● определять род и жанр литературного произведения;

● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

● выявлять авторскую позицию;

● выражать свое отношение к прочитанному;

● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

● владеть различными видами пересказа;

● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы,  авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев.  В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 7 класс.

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе со...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 8 класс.

Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе состав...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе УМК В.Я. Коровиной 8 класс

Данная  рабочая программа по литературе для 8 класса составлена  на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной.Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрич...