Урок литературы в 7 классе «А вы могли бы...?» по произведению А. Фадеева «Молодая гвардия»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Пантилеева Наталья Геннадьевна

материал включает в себя:

1 - развёрнутую разработку двух исследовательских уроков по роману А. Фадеева "Молодая гвардия", в результате изучения которого учащиеся должны написать домашнее сочинение "А вы могли бы...?"  (документ MS Word)?

2 - презентация к уроку (документ MS PowerPoint)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку2.7 МБ
Файл основной файл к уроку42.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна… Очередная годовщина победы… Что вы чувствуете в этот день?

Слайд 2

Люди! Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полет,— помните! О тех, кто уже никогда не споет,— помните! Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Слайд 3

А вы могли бы?... Подвигу молодогвардейцев посвящается…

Слайд 4

Пять месяцев шли они рядом друг с другом. Пять месяцев под властью немцев, где каждый день по тяжести физических и нравственных мучений и вложенных усилий был больше, чем просто день в неделе... Пять месяцев, - как пронеслись они! И как же все изменились за это время!.. Сколько познали высокого и ужасного, доброго и черного, сколько вложили светлых, прекрасных сил своей души в общее дело и друг в друга!..

Слайд 5

Похороны молодогвардейцев 1943г

Слайд 6

Александр Фадеев (1901-1956)

Слайд 7

Первая редакция -1947г Вторая редакция -1951г Во время работы над "Молодой гвардией" Фадеев испытывал особое волнение. Как свидетельствует один из его друзей, писатель, читая документы о краснодонских подпольщиках, не мог удержаться от слез. По собственному признанию Фадеева, материал, с которым ему довелось ознакомиться, "мог бы камень расплавить". "Без преувеличения могу сказать, - заявлял он, - что писал я о героях Краснодона с большой любовью, отдал роману много крови сердца". Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, - говорил Фадеев, - который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел".

Слайд 8

Олег Кошевой …юное, свежее, сверкающее глазами, с выражением необычайного напряжения и силы, с румянцем на щеках, скуластое лицо…мальчика с большими глазами в длинных темных золотистых ресницах … Одно плечо, левое, было у него чуть выше другого. Он был очень юн, совсем еще мальчик, но от его загорелого лица, высокой легкой фигуры, даже от одежды, хорошо проглаженной, с этим темно-красным галстуком и белым наконечником складной ручки, от всей его манеры двигаться, говорить с легким заиканием исходило такое ощущение свежести, силы, доброты, душевной ясности

Слайд 9

Он был настолько общителен, жизнелюбив, непосредствен, что не только мысль о господстве над товарищами, но даже простое невнимание к ним, к их мнению и опыту были противны его душе. Но он все более сознавал, что успех или неуспех их деятельности во многом зависит от того, насколько он, Олег, среди всех своих друзей сможет все предусмотреть или ошибется. Он был всегда возбужденно-деятелен, всегда весел и в то же время аккуратен, расчетлив, требователен. Там, где дело касалось его одного, в нем еще сказывался мальчишка, - ему хотелось самому расклеивать листовки, жечь скирды, красть оружие и бить немцев из-за угла. Но он уже понимал выпавшую на его долю ответственность за все и за всех и смирял себя.гл.47

Слайд 10

«Пусть мне шестнадцать лет, не я виноват в том, что мой жизненный путь оказался таким малым... Что может страшить меня? Смерть? Мучения? Я смогу вынести это... Конечно, я хотел бы умереть так, чтобы память обо мне осталась в сердцах людей. Но пусть я умру безвестным... Что ж, так умирают сейчас миллионы людей, так же, как и я, полные сил и любви к жизни. В чем я могу упрекнуть себя? Я не лгал, не искал легкого пути в жизни. Иногда был легкомыслен, - может быть, слаб от излишней доброты сердца... Милый Олежка-дролежка ! Это не такая большая вина в шестнадцать лет... Я даже не изведал всего счастья, какое было отпущено мне. И все равно я счастлив! Счастлив, что не пресмыкался, как червь, - я боролся... Мама всегда говорила мне: "Орлик мой!.." Я не обману ее веры и доверия товарищей. Пусть моя смерть будет так же чиста, как моя жизнь, - не стыжусь сказать себе это... Ты умрешь достойно, Олежка-дролежка ..."61

Слайд 11

«Ее облеченный в белую кофту и темную юбку стройный стан с гибкой и сильной талией деревенской девушки, привычной к полевой страде, черные глаза, волнистые косы, ноздри причудливого выреза, длинные, стройные загорелые ноги, едва ниже колен прикрытые темной юбкой…» «Иногда я чувствую в душе такое мстительное чувство, что даже боюсь за себя. Боюсь, что сделаю что-нибудь опрометчивое…» «Ты знаешь, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь никакой борьбы, трудностей, мучений, но если бы знать, как поступить... Что-то грозное нависло над нашими душами, - сказала Уля , и мрачный, тусклый огонь позолотил ее очи.» Ульяна Громова

Слайд 12

И Уля была окружена тем неосознанным бережным и бескорыстным обожанием ребят, которое выпадает на долю исключительно сильных и чистых девушек. Именно поэтому, а не только потому, что она была начитанна и умна, она естественно, свободно, даже незаметно для самой себя владела душами подруг и товарищей первомайцев . Только теперь стало видно, какой огромный моральный авторитет среди подруг и товарищей был накоплен этой девушкой еще с той поры, когда, равная среди равных, она училась со всеми и ходила в степь, и пела и танцевала, как все, и читала стихи, и водила пионеров, - высокая, стройная девушка с тяжелыми черными косами, с глазами, то брызжущими ясным сильным светом, то полными таинственной силы, скорее молчаливая, чем озорная, скорее ровная, чем страстная, но и та и другая вместе. Ульяна Громова с братом

Слайд 13

Иван Земнухов «Ваню Земнухова даже называли в школе профессором. У него был только один парадный, серый в коричневую полоску, костюм, который он надевал в торжественных случаях жизни и который, как все, что носил Ваня, был ему уже коротковат. Но, когда он поддевал под пиджак белую с отложным воротничком сорочку, повязывал коричневый галстук, надевал свои в черной роговой оправе очки и появлялся в коридоре колы с карманами, полными газет, и с книгой, которую он нес в согнутой руке, рассеянно похлопывая себя ею по плечу, шел по коридору вразвалку, неизменно спокойный, молчаливый, с этим скрытым вдохновением, которое таким ровным и ясным светом горело в душе его, отбрасывая на бледное лицо его какой-то дальний отсвет, - все товарищи, а особенно ученики младших классов, его питомцы-пионеры, с невольным почтением уступали ему дорогу, как будто он и в самом деле был профессором.»

Слайд 14

Арутюнянц Георгий «..был сильно вытянувшийся в длину, , очень черный от природы да еще сильно загоревший семнадцатилетний юноша, с красивыми, в загнутых ресницах, армянскими черными глазами и полными губами. Он смахивал на негра..» «Заядлый книгочтей ..была заведена специальная разграфленная тетрадь, куда он заносил фамилию автора, название каждой прочитанной книги и краткую ее оценку. Например: "Н.Островский. Как закалялась сталь. Здорово! А.Блок. Стихи о Прекрасной даме. Много туманных слов.»

Слайд 15

Любовь Шевцова «…очень простодушное и умное выражение, которое было в ее розовом, с чуть вздернутым носиком лице, в полных губах немного большого для ее лица, нарумяненного рта, а главное - в этих прищуренных голубых, необыкновенно живых глазах.» Когда она была совсем маленькой девочкой, она была доктором. А когда она начала учиться в школе, она училась так легко, весело, будто она не на самом деле училась, а играла в ученицу. Впрочем, она хотела быть и Чапаевым, именно Чапаевым, а не Анкой-пулеметчицей, потому что, как выяснилось, она тоже презирала девчонок. Она наводила себе чапаевские усы жженой пробкой и дралась с мальчишками до победного конца,

Слайд 16

Но, когда она немножко выросла, она полюбила танцы: бальные - русские и заграничные, и народные - украинские и кавказские. К тому же у нее обнаружился хороший голос, и теперь уже было ясно, что она будет артисткой. Она выступала в клубах и под открытым небом в парке, а когда началась война, она с особенным удовольствием выступала перед военными. Безумная отвага и чувство детского, озорного, пронзительного счастья - все звало и звало ее вперед, все выше, чтобы всегда было что-то новое и чтобы всегда нужно было к чему-то стремиться. Теперь она бредила подвигами на фронте: она будет летчиком или военным фельдшером на худой конец, - но выяснилось, что она будет разведчицей-радисткой в тылу врага, и это, конечно, было лучше всего.» «, у меня к этим фашистам да полицаям такая ненависть, я бы их резала своими руками! - сказала она с наивным и жестоким выражением в глазах.» «Любовь Шевцова принадлежала к той группе комсомолок и комсомольцев, которые еще прошлой осенью были выдвинуты в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага.» Люба 6 лет

Слайд 17

Заявление Любы о приеме в Ворошиловградскую школу подготовки партизан и подпольщиков (в школу радистов) «Любка Шевцова была Сергей Тюленин в юбке»

Слайд 18

Сережка Тюленин «Был самым младшим в семье и рос, как трава в степи. не знал своей одежки и обувки - все это переделывалось, перешивалось в десятый раз после старших, и был он закален на всех солнцах и ветрах, и дождях и морозах, и кожа у него на ступнях залубенела, как у верблюда, и какие бы увечья и ранения ни наносила ему жизнь, все на нем зарастало вмиг, как у сказочного богатыря.» «У тебя орлиное сердце, но ты мал, плохо одет, на ногах у тебя цыпки. Как бы ты повел себя в жизни, читатель? Конечно, ты прежде всего совершил бы подвиг? Но кто же в детстве не мечтает о подвиге, - не всегда удается его совершить.

Слайд 19

Ты ученик четвертого класса -выпускаешь на уроке арифметики из-под парты воробьев, или внезапно выпрыгиваешь со второго этажа школы во двор, где все ученики школы предаются обычным во время перерыва невинным развлечениям.» «Таким застала его война. Одну за другой делает он попытки поступить в специальную военную школу, - да, он должен стать летчиком. Его не принимают. Bсe школьники идут на полевые работы, а он, уязвленный в самое сердце, идет работать на шахту. Через две недели он уже стал в забой и рубил уголь наравне со взрослыми.» Когда пришли фашисты… «Мстительное чувство сотрясало все его тело. Сережке трудно было дышать.. "Обождите, пусть только стемнеет!" - думал Сережка, корчась на постели. Никакая сила уже не могла удержать его от того, что он задумал.» А задумал он взорвать немецкий штаб… «Ослепительная вспышка озарила все окно и даже часть улочки между зданием треста и зданием школы, и в то же мгновение раздался звон стекла и легкий взрыв, похожий на то, как будто разбилась электрическая лампочка. Из окна вырвалось пламя. В то же мгновение Сережка бросил в это окно вторую бутылку, она разорвалась в пламени с сильным звуком. Пламя уже бушевало внутри комнаты, горели рамы окна, и языки огня высовывались вверх по стене, едва не до второго этажа. Кто-то отчаянно выл и визжал в этой комнате, крики раздались по всему зданию. Сережка схватил третью бутылку и пустил ее в окно второго этажа напротив.»

Слайд 21

Жизнь на оккупированной территории

Слайд 22

Памятник на месте казни мирных жителей в городском парке г. Краснодона

Слайд 24

- Я, Олег Кошевой, вступая в ряды членов Молодой гвардии, перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь: беспрекословно выполнять любые задания организации; хранить в глубочайшей тайне все, что касается моей работы в Молодой гвардии. Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть героев-шахтеров. И, если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебаний. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь, смерть за смерть! Клятва молодогвардейцев

Слайд 25

Борьба с оккупантами Поджог немецко-фашистской биржи труда

Слайд 26

Подпольная типография, которая располагалась в домике Жоры Арутюнянца

Слайд 27

Такие листовки распространяли мстители на оккупированной фашистами территории

Слайд 28

Расклеивание листовок Кроме расклеивания листовок по ночам Олег разработал очень несложный план распространения листовок среди бела дня в местах большого скопления народа - в кино, на базаре, возле биржи труда.( гл.38) Они решили не клеить листовки на жилые дома, чтобы не подводить жильцов. И люди находят листовки у себя в кошелке, в пустом мешке, а то и прямо на прилавке под сахарным кочаном капусты или под арбузом, серо-желтым, темно-зеленым или словно расписанным иероглифами, - иногда это даже не листовка, а просто узкая полоска бумаги, на которой выведено печатными буквами что-нибудь такое:"Долой гитлеровских двести граммов, да здравствует советский килограмм!»

Слайд 29

«штаб "Молодой гвардии" поручил им освободить военнопленных, работавших в лесхозе на хуторе Погорелом. Виктор не помнил, сделал ли он еще несколько ползучих движений, или сразу вскочил, но он был уже на ногах сбоку от часового и занес финку. Часовой открыл глаза и быстро повернул голову, - это был сильно пожилой, худой немец, обросший щетиной. Глаза его приняли безумное выражение, и он, не успев вытащить рук из карманов, издал странный тихий звук: « Ых ...» Виктор изо всей силы ударил его финкой в шею, левее подбородка. Финка по самую рукоять вошла во что-то мягкое за ключицей. Немец упал, и Виктор упал на него и хотел ударить еще раз, но немец уже задергался, и кровь пошла у него изо рта. Виктор отошел в сторону и бросил окровавленную финку. И вдруг его начало рвать с такой силой, что он зажал себе рот рукавом левой руки, чтобы не было слышно, как его рвет.»

Слайд 30

7 ноября 1942 года в Краснодоне Народ со всех концов города стекался смотреть на флаги... У зданий и пропускных будок собирались целые толпы. Жандармы и полицейские сбились с ног, разгоняя народ, но никто из них не решался снять флаги: у подножия каждого флага прикреплен был кусок белой материи с черной надписью: "Заминировано". гл.49 Это сделано для нас, советских людей. О нас помнят, мы нашими не забыты. Я... я поздравляю тебя... И они кинулись друг другу в объятия. гл.48

Слайд 31

Олег Кошевой на допросе" Худ. М.Поплавский - Я руководил Молодой гвардией один и один отвечаю за все, что делали ее члены по моему указанию... Я мог бы рассказать о деятельности Молодой гвардии, если бы меня судили открытым судом. Но бесполезно для организации рассказывать о ее деятельности людям, которые убивают и невинных... - Он помолчал немного, окинул спокойным взглядом офицеров и сказал: - Да вы и сами уже мертвецы...

Слайд 32

камера в Ровеньках, в которой провёл свои последние дни Олег Кошевой Олег стоял, бессильно свесив правую перебитую руку, с лицом, почти не изменившимся, только виски у него стали совершенно седые. Большие глаза его из-под темных золотящихся ресниц смотрели о ясным, с еще более ясным, чем всегда, выражением. Олег Кошевой был расстрелян в Ровеньках тридцать первого января днем, и тело его вместе с телами других людей, расстрелянных в этот день, было закопано в общей яме.

Слайд 33

Расстрел В последующий раз, когда Фенбонг в присутствии майстера Брюкнера и Соликовского избил ее скрученным проводом, Любка, как ни кусала губы, не смогла удержать слез. Она вернулась в камеру и молча легла на живот, положив голову на руки, чтобы не видели ее лица. А Любу Шевцову мучили еще до седьмого февраля, все пытаясь добыть у нее шифр и радиопередатчик. Перед расстрелом ей удалось переслать на волю записку матери… Когда Любу вывели на расстрел, она запела одну из самых своих любимых песен: “ На широких московских просторах... ” Ротенфюрер СС, ведший ее на расстрел, хотел поставить ее на колени и выстрелить в затылок, но Люба не стала на колени и приняла пулю в лицо.

Слайд 34

Прощальное письмо Любы Шевцовой, переданное матери из тюремной камеры. Фрагмент

Слайд 35

Долгими, как версты, были для матери годы после гибели дочери Тяжело родителям, которые, не зная душевного мира детей своих, видят, что дети вовлечены в скрытую, таинственную и опасную деятельность, а родители не в силах проникнуть в мир их деятельности и не в силах запретить ее. гл.43 Мама Любови Шевцовой

Слайд 36

Ульяна Громова читает "Демона" Лермонтова в камере тюрьмы «О, как задрожали в сердцах девушек эти строки, точно говорили им: "Это о вас, о ваших еще не родившихся страстях и погибших надеждах!" Ужасна была не боль от мучений, - она могла перенести любую боль, она даже не помнила, как били ее, - ужасно было, когда они кинулись ее раздевать, и она, чтобы избавиться от их рук, вынуждена была сама раздеться перед ними... Уля : Я не буду отвечать на вопросы, потому что не признаю за вами права судить меня. Делайте со мной что хотите, но вы больше ничего от меня не услышите... гл.59

Слайд 37

Уля в светлой вязаной кофточке, присланной ей из дому и шедшей к ее черным глазам и волосам, сидела в углу камеры и, таинственно поблескивая глазами, рассказывала девушкам, сгрудившимся вокруг нее, "Тайну монастыря святой Магдалины". Теперь она изо дня в день рассказывала им что-нибудь занимательное с продолжением: они прослушали уже "Овод", "Ледяной дом", "Королеву Марго". гл.59 … на спине Ули , окровавленная, горела пятиконечная звезда. гл.64 С прошлой передачей Уле передали чистое белье, она начала теперь связывать старое в узелок. Вдруг слезы стали душить ее, она была не в силах совладать с ними и, схватив окровавленное белье и закрыв им лицо, чтобы ее не было слышно, уткнулась в угол камеры и некоторое время так посидела

Слайд 38

Орудия пыток, которые применялись в застенках гестапо Как только они начали бить его, Ваня дал себе клятву, что никогда больше не раскроет рта, чтобы отвечать на вопросы, и никогда не издаст ни одного стона.гл.57 Сережка молчал, когда его били, молчал, когда Фенбонг , скрутив ему руки назад , вздернул его на дыбу, молчал, несмотря на страшную боль в раненой руке . И, только когда Фенбонг проткнул ему рану шомполом, Сережка заскрипел зубами .

Слайд 39

Ф.Т. Костенко "Непокорённые Юноши и девушки запели "Интернационал".( Перед казнью"Молодогвардейцы" получили возможность проститься друг с другом. И Клава Ковалева смогла сесть рядом с Ваней и положить ему руку на лоб и уже не разлучаться с ним. Их выводили небольшими партиями и сбрасывали в шурф по одному. И каждый, кто мог, успевал сказать те несколько слов, какие он хотел оставить миру. Опасаясь, что не все погибнут в шурфе, куда одновременно сбросили несколько десятков тел, немцы спустили на них две вагонетки. Но стон из шахты слышен был еще на протяжении нескольких суток.

Слайд 40

К заброшенной шахте их привезли – И вытолкали из машины. Ребята друг друга под руки вели, Поддерживали в час кончины. Избиты, измучены, шли они в ночь В кровавых обрывках одежды. А парни старались девчонкам помочь… И даже шутили, как прежде...

Слайд 41

Памятник на месте гибели молодогвардейцев «никто из арестованных молодогвардейцев не признавался в своей принадлежности к организации и не показывал на товарищей. Эта беспримерная в истории стойкость почти ста юношей и девушек, почти детей, постепенно выделила их среди невинно арестованных и среди родных и близких»



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе «А вы могли бы…?»

по произведению А. Фадеева «Молодая гвардия»

Цели:

образовательные:

  • способствовать формированию исследовательских навыков учащихся
  • формирование умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ;
  • совершенствование речи учащихся.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса,
  • развитие эмоционального восприятия учащихся,
  • развитие навыков мыслительной деятельности (сравнение, анализ, интерпретация, характеристика).

воспитательные:

  • воспитание высоких нравственных чувств у учащихся;
  • воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за неё, уважения к памяти тех, кто защищал Родину.
  • формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
  • осмысливать стремление познать себя, определять своё предназначение.

Оборудование: стенд для фотографий, плакат с синквейном о чувствах, проектор, экран, компьютер с ОС Windows, презентация учителя.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проблемная ситуация.

1-й слайд

Учитель: Весна… Очередная годовщина победы…. Что вы чувствуете в это время?

Ученики: (ожидаемый ответ, к которому подводит учитель наводящими вопросами)

Синквейн:

Влюблённость,

мечты о будущем,

гордость,

благодарность,

боль от осознания преступлений фашизма.

Учитель: Что ваше поколение обязано делать по отношению к тем далёким событиям?

Ученики: Помнить.

2-й слайд

Отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»

Учитель: Сегодня наш урок посвящён одной короткой странице из военной жизни нашей страны. Почему короткой? Всего 5 месяцев: с лета 1942 года по зиму 1943 года город Краснодон был оккупирован фашистами. Для сравнения: блокада нашего города длилась с 1941 года по 1944 год. Но и события тех пяти месяцев всколыхнули страну, когда в 1943 году о них стало известно.

3-й слайд

Проблемный вопрос, который я хочу поставить перед вами на этом уроке: «А вы могли бы…?»

Продолжить этот вопрос можно по-разному, но так как подзаголовок нашего урока: «Подвигу молодогвардейцев посвящается, то, наверное, и одно из продолжений может звучать так: «…совершить подвиг?» И сразу же возникают другие вопросы:

«Какими нужно обладать качествами характера для этого?»

«Есть ли эти качества у вас?»

«Нужны ли эти качества современному человеку?»

Вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить после этого урока.

3-5-й слайды

Выступление ученика: Зима 1943г. Красная Армия освободила Краснодон, где совсем недавно фашисты зверски расправились с подростками… Самому старшему было 19 лет. Их тела были подняты из шурфа шахты, чтобы предать земле. В гробах все были закрыты белой тканью, т. к. зрелище было не для слабонервных… Появляются заметки в газетах, и на Луганщину командируют А.Фадеева, известного советского писателя, военного корреспондента.

6-7-й слайды

Учитель: Фадеев едет в Краснодон, собирает материалы для будущей книги, беседует с очевидцами событий. Писатель вспоминал: «Без преувеличения могу сказать, что я писал о героях Краснодона с любовью и отдал роману много крови и сердца».

Роман состоит из двух частей. Первая часть посвящена знакомству с героями, их характерами, обстановкой, которая их окружала, а во второй части рассказывается непосредственно о деятельности «Молодой гвардии». И как ни странно, первая часть книги по объёму больше, чем вторая. Как вы думаете, почему?

Ответы учеников…. (Для Фадеева важно исследовать характеры героев, чтобы читатель задумался над вопросом, почему эти ребята смогли совершить подвиг)

Какими же были эти ребята?

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные микроисследования по характеристикам героев романа. Нашли отрывки из текста, которые мы проанализируем сегодня на уроке. Результаты исследований должны появиться в каждой тетради после выступления ваших товарищей.

Олег Кошевой

8-й слайд

«Юное, свежее, сверкающее глазами, с выражением необычайного напряжения и силы, с румянцем на щеках, скуластое лицо…мальчика с большими глазами в длинных темных золотистых ресницах…

Одно плечо, левое, было у него чуть выше другого. Он был очень юн, совсем еще мальчик,  но от его загорелого лица, высокой легкой фигуры, даже от  одежды, хорошо проглаженной,  с этим темно-красным галстуком и белым наконечником складной ручки, от всей его манеры двигаться, говорить с легким заиканием исходило такое ощущение свежести, силы, доброты, душевной ясности

9-й слайд

Он был настолько общителен, жизнелюбив, непосредствен, что не только мысль о  господстве над товарищами,  но даже простое невнимание к ним,  к их мнению и опыту были противны его душе.  Но он все более сознавал,  что успех или неуспех их деятельности во многом зависит от того, насколько он, Олег, среди всех своих друзей сможет все предусмотреть или ошибется. Он был всегда возбужденно-деятелен,  всегда весел и  в  то же время аккуратен,  расчетлив, требователен.  Там,  где  дело касалось его  одного,  в  нем  еще сказывался мальчишка, – ему хотелось самому расклеивать листовки, жечь скирды, красть оружие и  бить немцев из-за  угла.  Но  он  уже понимал выпавшую на его долю ответственность за все и за всех и смирял себя.гл.47

10-й слайд

Пусть мне шестнадцать лет, не я виноват в том, что мой жизненный путь оказался таким малым...  Что может страшить меня?  Смерть?  Мучения? Я смогу вынести это...  Конечно,  я  хотел бы умереть так, чтобы память обо мне осталась в сердцах людей. Но пусть я умру безвестным...  Что ж, так умирают сейчас миллионы людей, так же, как и я, полные сил и любви к жизни. В чем я могу упрекнуть себя? Я не лгал, не искал легкого пути в жизни.  Иногда был легкомыслен – может быть, слаб от излишней доброты сердца... Милый Олежка-дролежка!  Это не такая большая вина в  шестнадцать лет...  Я даже не изведал всего счастья,  какое было отпущено мне. И все равно я счастлив! Счастлив, что не пресмыкался, как червь, - я боролся... Мама всегда говорила мне: "Орлик мой!.."  Я не обману ее веры и доверия товарищей.  Пусть моя смерть будет так же чиста,  как моя жизнь,  - не стыжусь сказать себе это... Ты умрешь достойно, Олежка-дролежка..." гл.61

Обобщение: Молод, свеж, силён духом, добр, присуща душевная ясность, ответственный, аккуратен,  расчетлив, требователен, готовность к борьбе, к стойкости.

Ульяна Громова

11-й слайд

 «Ее облеченный в белую кофту и темную юбку стройный стан с гибкой и сильной талией деревенской девушки, привычной к полевой страде, черные глаза, волнистые косы, ноздри  причудливого выреза, длинные, стройные загорелые ноги, едва ниже колен прикрытые темной юбкой…»

«Иногда я чувствую в душе такое мстительное чувство, что даже боюсь за себя. Боюсь, что сделаю что-нибудь опрометчивое…»

Ты знаешь, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь  никакой  борьбы, трудностей, мучений,   но  если  бы  знать,  как поступить...  Что-то  грозное нависло над нашими душами,  -  сказала Уля,  и мрачный, тусклый огонь позолотил ее очи.»

12-й слайд

И Уля была окружена тем неосознанным бережным и бескорыстным обожанием ребят,  которое выпадает на долю исключительно сильных и чистых девушек. Именно поэтому, а не только потому, что она была начитанна и умна, она естественно, свободно, даже незаметно для самой себя владела душами подруг и товарищей первомайцев. гл.45

Только теперь стало видно, какой огромный моральный авторитет среди подруг и  товарищей был накоплен этой девушкой еще с той поры, когда, равная среди равных, она училась со всеми и ходила в степь, и пела и танцевала, как все, и читала стихи, и водила пионеров, - высокая, стройная девушка с тяжелыми черными косами, с глазами, то брызжущими ясным сильным светом, то полными таинственной силы, скорее молчаливая,  чем озорная, скорее ровная, чем страстная, но и та и другая вместе. гл.45

Обобщение: молода, красива, начитанна и умна, имела авторитет среди товарищей, готова к борьбе, трудностям, мучениям.

Иван Земнухов

13-й слайд

 «Ваню Земнухова даже называли в школе профессором. У него был только один парадный,  серый в коричневую полоску, костюм, который он надевал в торжественных случаях жизни и который, как все, что носил Ваня, был ему уже коротковат. Но, когда он поддевал под пиджак белую с отложным воротничком сорочку, повязывал коричневый галстук, надевал свои в черной роговой оправе очки и  появлялся в коридоре школы с карманами, полными газет, и с книгой, которую он нес в согнутой руке, рассеянно похлопывая себя ею по плечу,  шел по коридору вразвалку, неизменно спокойный, молчаливый, с этим скрытым вдохновением, которое таким ровным и ясным светом горело в душе его, отбрасывая на бледное лицо его какой-то дальний отсвет, - все товарищи, а особенно ученики младших классов, его питомцы-пионеры, с невольным почтением уступали ему дорогу, как будто он и в самом деле был профессором.»

Обобщение: умён, любит читать, спокойный, молчаливый, с ясным светом в душе, вызывает почтение у товарищей.

Арутюнянц Георгий

14-й слайд

 «..был сильно вытянувшийся в длину, очень черный от природы да еще сильно загоревший семнадцатилетний юноша, с красивыми, в загнутых ресницах, армянскими черными глазами и полными губами. Он смахивал на негра…»

«Заядлый книгочтей… была заведена  специальная разграфленная тетрадь, куда он заносил фамилию автора, название каждой прочитанной книги и краткую ее оценку. Например:

     "Н.Островский. Как закалялась сталь. Здорово!

     А.Блок. Стихи о Прекрасной даме. Много туманных слов.»

Обобщение: 17 лет, с красивыми глазами, заядлый “книгочтей”, вдумчивый, рассуждающий.

Любовь Шевцова

15-й слайд

 «…очень простодушное и умное выражение, которое было в ее розовом, с чуть вздернутым носиком лице, в полных губах немного большого для ее лица, нарумяненного рта, а главное -  в этих прищуренных голубых, необыкновенно живых глазах

Когда она была совсем маленькой девочкой, она была доктором. А когда она начала учиться в школе, она училась так легко, весело, будто она не на самом деле училась, а играла в  ученицу.

Впрочем, она хотела быть и Чапаевым, именно Чапаевым, а не Анкой-пулеметчицей, потому что,  как  выяснилось,  она  тоже  презирала  девчонок.  Она  наводила  себе чапаевские усы жженой пробкой и  дралась с мальчишками до победного конца,

16-й слайд

Но, когда она немножко выросла, она полюбила танцы: бальные – русские и заграничные, и  народные – украинские и кавказские. К тому же у нее обнаружился хороший голос, и теперь уже было ясно, что она будет артисткой. Она выступала в клубах и под открытым небом в парке, а когда началась война, она с особенным удовольствием выступала перед военными.

Безумная отвага и чувство детского, озорного, пронзительного счастья – все звало и звало ее вперед, все выше, чтобы всегда было что-то новое и чтобы всегда нужно было к чему-то стремиться. Теперь она бредила подвигами на фронте: она будет летчиком или военным фельдшером на худой конец, - но выяснилось, что она будет разведчицей-радисткой в тылу врага, и это, конечно, было лучше всего.»

«, у меня к этим фашистам да полицаям такая ненависть, я бы их резала своими руками! - сказала она с наивным и жестоким выражением в глазах.»

«Любовь Шевцова принадлежала к той группе комсомолок и комсомольцев, которые еще прошлой осенью были выдвинуты в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага.»

17-й слайд

Обобщение: умна, живые глаза, артистичная, смелая, отважная, готовность к подвигу

Сережка Тюленин

18-й слайд

 «Был самым младшим в семье и рос, как трава в  степи, не знал своей одежки и обувки - все это переделывалось, перешивалось в десятый раз после старших, и был он закален на всех солнцах и ветрах, и дождях и морозах, и кожа у него на ступнях залубенела, как у  верблюда,  и  какие бы увечья и ранения ни наносила ему жизнь, все на нем зарастало вмиг, как у сказочного богатыря.»

«У тебя орлиное сердце, но ты мал, плохо одет, на ногах у тебя цыпки. Как бы ты повел себя в жизни, читатель? Конечно, ты прежде всего совершил бы подвиг? Но кто же в детстве не мечтает о подвиге, - не всегда удается его совершить.

Ты ученик четвертого класса - выпускаешь на уроке арифметики из-под парты воробьев, или внезапно выпрыгиваешь со второго этажа школы во двор, где все ученики школы предаются обычным во время перерыва невинным развлечениям.»

19-й слайд

«Таким застала его война. Одну за другой делает он попытки поступить в специальную военную школу, - да, он должен стать летчиком. Его не принимают. Все школьники идут на полевые работы,  а он, уязвленный в самое сердце, идет работать на шахту. Через две недели он уже стал в забой и рубил уголь наравне со взрослыми.»

Когда пришли фашисты…  «Мстительное чувство сотрясало все его тело. Сережке трудно было дышать..  "Обождите, пусть только стемнеет!" -  думал Сережка,  корчась на постели.  Никакая сила уже не могла удержать его от того, что он задумал.»

А задумал он взорвать немецкий штаб… «Ослепительная вспышка озарила все  окно  и  даже  часть улочки между зданием треста и зданием школы, и в то же мгновение раздался звон стекла и легкий взрыв, похожий на то, как будто разбилась электрическая лампочка.  Из окна вырвалось пламя. В то же мгновение Сережка бросил в это окно вторую бутылку, она  разорвалась в пламени с сильным звуком. Пламя уже бушевало внутри комнаты, горели рамы окна, и языки огня высовывались вверх по стене, едва не до второго этажа. Кто-то  отчаянно выл и визжал в этой комнате, крики раздались по всему зданию. Сережка схватил третью бутылку и пустил ее в окно второго этажа напротив.»

20-й слайд

Обобщение: закален, вынослив, с орлиным сердцем, ненависть к врагам, готовность к борьбе

Учитель: Что же общего у этих ребят? (Молодые, красивые, умные, образованные, сильные духом, готовые к трудностям и испытаниям) Впереди у них целая жизнь, полная  интересных событий, преодоления трудностей, побед, любви, может быть, и разочарований…. Но всё это так и останется для них в будущем. На их землю пришёл враг и разрушил мирную жизнь.

21-22-й слайды

Ученик: «И война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи». С 20 ИЮЛЯ 1942 года город Краснодон Ворошиловградской области был оккупирован немецко-фашистскими войсками. С первого же дня гитлеровские оккупанты начали вводить в городе свой "новый порядок". С холодной жестокостью и исступлением они убивали и истязали невинных советских людей, угоняли на каторжные работы молодёжь, проводили поголовные грабежи.

Приказы немецкого командования, которыми были облеплены все заборы и стены построек, грозили смертной казнью за малейшее непослушание. За уклонение от регистрации – расстрел, за неявку на биржу труда, ведавшую отправкой “рабочей силы” в Германию – петля, за появление в вечерние часы на улице – расстрел на месте. Жизнь стала невыносимой пыткой, город будто вымер, будто страшный мор ворвался на его широкие улицы, в его светлые дома.

В первых числах августа немцы начали ещё больше зверствовать. Однажды они согнали в городской парк население и устроили публичную казнь 30 шахтёров, отказавшихся явиться на регистрацию. Оккупанты живьём закапывали горняков в землю и с наслаждением смотрели на предсмертные муки невинных жертв

23-й слайд

Учитель: Война приносит горе и страдания. Фашисты оскорбляют и унижают достоинство человека. Новые порядки оккупантов вызывают чувство протеста у советских людей, стремление к активной борьбе.

Поэтому молодые люди объединяются для борьбы с врагом в организацию «Молодая гвардия»

Перед вами картина, на которой изображены молодогвардейцы, дающие клятву.

Давайте вглядимся в их лица. Какие они? (Серьёзные, сосредоточенные, взгляд устремлён вдаль) Готовы ли они к борьбе с врагом? Да. И мы знаем, что это не сиюминутная прихоть, а осознанный выбор, ведь раскрывая характеры героев, Фадеев подчёркивал их готовность к испытаниям.

24-й слайд

Учитель: Давайте обратимся к словам этой клятвы. Как раскрываются в ней характеры ребят? Ради чего они вступают в борьбу? (Ради своей Родины). Вот ещё одно чувство, которое объединяет ребят – любовь к Родине. На что они готовы ради своей Родины? (Погибнуть). Думают ли ребята о каком-то вознаграждении? (Нет. Они поступают бескорыстно, по велению сердца). Запишем эти выводы в тетради.

Как же молодогвардейцы выполняли клятву?

25-й слайд

Ученики: Поджигают немецко-фашистскую биржу труда, чтобы уничтожить списки, составленные для угона в Германию молодых людей.

26-27-й слайды

Ученики: В домике Жоры Арутюнянца устраивают подпольную типографию, где печатают листовки, содержащие сводки с фронта, призывают к борьбе с оккупантами.

28-й слайд

Учитель: Давайте обратимся к тексту, где рассказывается о том, как ребята организовали распространение листовок. Какие качества молодогвардейцев раскрываются в этом отрывке?

Смелость, готовность рисковать (может, даже не совсем оправданная), что так свойственно молодости. И в тоже время – забота о ближних: они не клеят листовки на жилые дома, чтобы не подвергать опасности людей. Запишем эти качества в тетради.

29-й слайд

Учитель: Молодогвардейцы освободили военнопленных из лагеря. Давайте обратимся к тексту. Как вы думаете, почему такая реакция организма у Виктора? Убийство, пусть и врага, противоестественно природе человека, поэтому такая реакция… Человечность свойственна этим ребятам. Они убивают не потому, что им нравится, а потому, что это необходимо.

30-й слайд

Ученики: Настоящим праздником для краснодонцев стал день 7 Ноября 1942 года:  Почему?

31-32-й слайды

Учитель: Но, к сожалению, ребятам пришлось выполнить и последние строки клятвы: «…если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебаний. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей»

Перед вами отрывки из текста, рассказывающие о поведении молодогвардейцев в фашистских застенках. Как здесь раскрываются характеры героев?

Ученики: Олег Кошевой: спокоен, пытается спасти товарищей, берёт ответственность на себя за создание организации и её деятельность, поседел от пыток.

33-й слайд

Ученики: Люба Шевцова: стыдно, что плакала во время пыток, поэтому в камере закрывает лицо. Не выдаёт место, где спрятан радиопередатчик. С достоинством принимает смерть.

34-35-й слайды

Учитель: Перед нами записка Любы, о которой упоминает Фадеев в романе. Какой здесь она предстаёт перед нами? На первый взгляд девушка раскаивается в своих поступках. Но так ли это? Нет. Она признаётся самым близким людям, как ей трудно. А за что она просит у них прощения? Она понимает, что умрёт, а мать потеряет дочь. Нет ничего страшнее для матери, как смерть её ребёнка, поэтому Люба и просит прощения. Как это её характеризует? Любящая дочь.

36-37-й слайды

Ульяна Громова Ученики: поддерживает своих товарищей, стойко переносит пытки, проявляет чувство собственного достоинства.

Учитель: Подумайте, почему“… вдруг слезы стали душить ее, она была не в силах совладать с ними…”

38-й слайд

Ученики: Стойкость, сила духа Вани Земнухова и Сергея Тюленина во время пыток.

39-41-й слайды

Учитель: Настал день казни. Как ведут себя молодогвардейцы? (Мужественно, поддерживают друг друга)

42-й слайд

  1. Рефлексия

Учитель:  Достойны ли эти ребята нашей памяти и гордости? Несомненно. В этом мы убедились, рассматривая характеры героев. А вот достойные ли вы потомки?

Вернёмся к нашему проблемному вопросу: «А вы могли бы…?», на который вы попробуете ответить дома в своём сочинении. Подумайте, обладаете ли вы чертами характера, которые мы увидели у молодогвардейцев. Нужно ли воспитывать у себя эти качества характера?

Смогли бы вы совершить подвиг?

Домашнее задание: сочинение «А вы могли бы…?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Урок мужества по роману А.Фадеева "Молодая гвардия"

Урок мужества для старшеклассников в форме пресс-конференции по роману А.Фадеева "Молодая гвардия" с использованием краеведческого материала...

Отрывок из романа А.Фадеева "Молодая гвардия" ("Руки матери")

Материал для проведения изложения в 8 классе. Можно использовать на внеклассном мероприятии  к 8 Марта....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

"Живите за нас..." Цикл уроков в 11 классе по роману А.Фадеева "Молодая гвардия"

Разработка к проведению цикла уроков по роману А.Фадеева "Молодая гвардия". Содержит материал по истории создания произведения, данные о деятельности молодогвардейцев, их судьбах. Также...

Буктрейлер по роману А.А.Фадеева «Молодая гвардия» как средство духовно- нравственного воспитания современного подростка

Буктрейлерпо роману А.А.Фадеева «Молодая гвардия» как средство духовно- нравственного воспитания современного подростка...

Подвиг героев-малогвардейцев в истории Великой Отечественной войне и на страницах романа А.Фадеева «Молодая гвардия» (Ульяна Громова)

    Проза, посвящённая Великой Отечественной войне, представляет собой колоссальный пласт русской культуры. Столь грандиозное событие, оказавшее огромное влияние на судьбу как нашей с...