Урок по статье Ю.Селезнёва «Великая надежда Ф.М.Достоевского»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Филь Валентина Николаевна

Достоевский – наш национальный гений, потрясающий мир своими откровениями, заставляющими его взглянуть и на Россию, и на самого себя глазами русского народа. Общемировая значимость Достоевского – факт неоспоримый. У каждого из нас свой Достоевский. Давайте вспомним слова замечательных людей, по достоинству оценивших творчество этого замечательного писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_seleznyova_10_klass.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по статье Ю.Селезнёва

«Великая надежда Ф.М.Достоевского»

                            Учитель русского языка и литературы

                             МБОУ  СОШ№14

                                       Тимашевского района Краснодарского края

                             Филь Валентина Николаевна

Цель: познакомить учащихся с критической статьёй Ю. Селезнева «Великая надежда Достоевского»; закрепить навыки работы с критической статьёй; воспитывать интерес учащихся к кубанской критике.

Оформление урока:

  1. Выставка книг Ю.Селезнёва.
  2. Портрет критика, даты жизни (1939-1984)
  3. Эпиграф:

                        На древе человечества высоком

                        Ты лучшим был его листом,

                        Воспитанный его чистейшим соком,

                        Развит чистейшим солнечным  лучом.                                                                        

                                                                        Ф.И.Тютчев

   4. Высказывание о Селезнёве.

     

                Те мужественные качества, которые для кого-то являются доблестью: ум, мужество, терпение и смелость, для него были  естественными. Он жил с ними и, когда слышал восхищение своими статьями, выступлениями, своей работой, искренне недоумевал. А как можно иначе? Его убеждения были равны действию.

                                                                                                          В. Куприн

                 В нашей литературе, культуре нашей с уходом из жизни Юрия Ивановича Селезнёва многого будет не хватать. Но будут работать его книги, статьи, его идеи, его образ неутомимого сеятеля на ниве русской культуры.

                                                                                                           В. Ганичев

       5.Фотомонтаж

 Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

       Достоевский – наш национальный гений, потрясающий мир своими откровениями, заставляющими его взглянуть и на Россию, и на самого себя глазами русского народа. Общемировая значимость Достоевского – факт неоспоримый. У каждого из нас свой Достоевский. Давайте вспомним слова замечательных людей, по достоинству оценивших творчество этого замечательного писателя.

2.        (   Учащиеся приводят слова о Достоевском )

     Достоевский для нас сегодня больше чем поэт. Это – духовное понятие, которое вновь и вновь будет подвергаться истолкованию и осмыслению. Образ русского писателя пронизывает и озаряет все сферы духовной жизни…

                                                                                                             С. Цвейг

      Как бы я желал уметь сказать всё, что чувствую о Достоевском… Я никогда не видал этого человека и никогда не имел с ним прямых отношений с ним, вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый, самый близкий, дорогой, нужный мне человек… И никогда мне не приходило в голову мерится с ним – никогда… Искусство во мне  зависть, ум тоже, но дело сердца – только радость.

                                                                                                                 Л.Н.Толстой

       В произведениях Достоевского  мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всём, что он писал: это боль о человеке, который признаёт себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе.

        Каждый человек должен быть человеком и относится к другим как человек к человеку – вот идеал, сложившийся в душе автора.

                                                                                                                 Н.А. Добролюбов

         Достоевский всё более осознаётся как великая объединяющая, центростремительная  сила, сближающая, людей, народы, нации. Вот почему он и   воспринимается сегодня не просто как гениальный писатель, но и как нравственная величина, духовное понятие.

                                                                                                                 Ю. Селезнёв

3 . Слово учителя

          Последние слова принадлежат нашему земляку – известному кубанскому критику Юрию Ивановичу Селезнёву. То, что успел сделать за немногие годы Юрий Иванович, критик, публицист, писатель – хватило бы на большую жизнь. Его книги «Вечное движение», «Созидающая память», «Мысль чувствующая и живая», «Василий Белов», «Златая цепь», «Глазами народа» и, конечно же , «Достоевский», «В мире Достоевского» «Великая надежда Достоевского» - стали ярким явлением в русской критике.

         Судьба отмерила ему жизнь длиною в 44 года. Но какой яркой, насыщенной, плодотворной она была!

4.Сообщение ученика о жизни и творчестве Селезнёва (можно использовать материал книги В.Бардадыма «Литературный мир Кубани»)

5.Учащиеся приводят воспоминания о Селезнёве.

Б. Солдатов

                 Он пришёл в институт из армии… Учёба в ВУЗе, как у всех студентов тех времён началась с колхоза. Весь курс направили на уборку кукурузы в станицу Медвёдовскую. Юрий покорил всех нас умением весёлого рассказчика. Рассказывать он мог неиссякаемо и остро. Я заходил к нему домой, он заходил ко мне. В этой дружбе я начал осознавать, что он на много лет по своему развитию опережает каждого из нас, да и всех вместе взятых… Он обладал редким умом, большой эрудицией и нигде и никому не показывал этого.

В. Лихоносов

                  Как ни странно, но  в Москве, а не на юге познакомился я с Юрием Селезнёвым,

Сошёлся, что называется. В Краснодаре нас разделяла привычная атмосфера недоверия и ненужности друг другу.

                   И вот стал он законным столичным жителем с пропиской, без ещё устроенного личного быта. Он говорил мне: «Не бойся, я «москвичом» в плохом смысле не сделаюсь.»

                    В сентябре 1980 года он прислал мне письмо – писал в час нестерпимой потребности высказаться: «…здравствуй и не обижайся, что так задержался с ответом… Пойми… я не жалуюсь на свою жизнь – в конце концов каждый сам виноват в том, как он живёт… знаю, не даром, было, наверное, и что – то дельное; неслучайно же книжки жезээловские сейчас до пены доводят кое – кого и расправы требуют, и немедленной, - значит работают.»

В.Неподоба

                   Мы познакомились… когда ты поступил в Краснодарский пединститут на историко – филологический факультет…

                   Помню эту первую встречу с тобой, «красивым, двадцатидвухлетним»!..

                   В литературном  кружке пединститута тебя называли Белинским за умение спорить горячо и доказательно. Называвшие тебя так были убеждены в том, что Белинский – великий критик, но он прав в своём времени; а наше время требует совершенно иного подхода и к жизни и к литературе. Своё неповторимое слово о ней должен сказать кто – то из ныне живущих, думали мы, но уж, конечно, не тот, кто молится, как на икону, на классику! Эти умонастроения ты отменил в 1979 году в статье «Ответственность»  

  6.Работа над критической статьёй «Великая надежда Достоевского».

а). Ознакомительный этап

                  (Вся статья прочитывается, во время чтения делаются пометки, отмечаются основные положения, аргументы, составляется общий план статьи).

Примерный план статьи:

  1. Достоевский – эпохальное явление.
  2. Отношение Достоевского к деятельности писателя, к слову, к художественной литературе.
  3. Мировое значение писателя.
  4. Особое восприятие Достоевского на западе.
  5. Гуманизм Достоевского, его Целеустремлённость в будущее.
  6. Философствующий писатель.
  7. Основные задачи художника – реалиста.
  8. Достоевский и Пушкин.
  9. Народность творчества писателя.
  10. Утопические идеи.
  11. Религиозные убеждения Достоевского.
  12. Сложность и противоречивость творчества писателя.
  13. Достоевский – великая, сближающая, объединяющая сила.

 

  б).Статья прочитывается вторично по разделам и конспектируется.

   в). Целостное прочтение коллективно составленного конспекта.

7. Итог урока.

                     На вдохновенных публицистических статьях Ю.И.Селезнёва, на его ярких, содержательных лекциях, которые он читал стенах Литинститута, на его патриотических высказываниях воспиталось и выросло целое поколение молодых писателей. «Ни сам по себе талант, ни какое то ни было  мастерство, - говорил критик,- не заменят гражданственности, без которой ни прежде, ни в наше время не было, нет и  быть не может личности. Тем более творческой личности. Но если бы  меня спросили, какая сегодня первоочерёдная обязанность критика перед молодыми, начинающими авторами, я бы ответил: воспитание в  них сознания своего высшего права – права на ответственность. А это право можно завоевать, как мы понимаем, только авторитетом высоко художественного гражданского слова, необходимого народу, всему обществу».

                    Загадочной была скоропостижная смерть Ю.И.Селезнёва и наводит на печальные мысли: не искусственно ли прерван  полёт неустрашимого критика и мыслителя? Жизнь Юрия Ивановича Селезнева – пример бескомпромиссной, безраздельной преданности вечным идеалам гуманизма, братства и любви на нашей небольшой планете имеющей доброе имя – Земля…

Ученица читает стихотворение Т.Кузовлёвой «Ах, как, помню, дожди моросили»

8. Домашнее задание.

              Написать сочинение – миниатюру по одному из тезисов статьи Ю. Селезнёва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы урока "Антиномия нравственной свободы и власти в "Легенде о Великом инквизиторе" (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы")

Данный урок представляет собой заключительное занятие по изучению творчества Ф.М.. Достоевского в десятом классе (программа В.Г. Маранцмана). Тема достаточно сложна для подростков, но необходима для...

статья "В будущее – с надеждой!"

В рамках приоритетного национального проекта «Образование», в целях приобщения учащихся и студентов к исследовательской деятельности в науке, привлечения общественного внимания к проблемам развития ин...

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».

В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...

Презентация к уроку в 4 классе "Юность и надежды"

ИЗО. 4 класс. Презентация к уроку "Юность и надежды"...

Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...