Урок – встреча с творчеством кубанского поэта С.Хохлова
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Филь Валентина Николаевна

              Сергей Никанорович Хохлов – известный кубанский поэт. Приходится  признать с горьким сожалением, что мы не так как бы хотелось знаем нашу кубанскую литературу, её удивительную поэзию. Думаю, что сегодня на уроке вы откроете для себя новую звезду на поэтическом небосклоне русской поэзии. И она, я уверена, долго будет дарить вам свой свет, будет учить вас любить искренне и трепетно родную кубанскую землю и людей, живущих на ней. Она, безусловно, перед вами раскроет огромный мир человеческой души, даст возможность пофилософствовать о времени о себе. Пусть сегодня каждый из вас испытывает удивление, восторг и радость и скажет себе: «Как же я раньше не знал такого замечательного поэта!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.hohlov_10_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – встреча с творчеством кубанского поэта

С.Хохлова

        Учитель русского языка и литературы МБОУ

СОШ№14 п. Советского Тимашевского района Краснодарского края

Филь Валентина Николаевна

     

           Цель: познакомить учащихся с творчеством С.Хохлова; особенностями его поэтического мастерства; жанровыми особенностями лирики поэта.

Развивать у учащихся навыки устной монологической речи, навыки анализа лирического стихотворения.

Воспитывать у учащихся любовь к родному краю, к кубанской литературе.

            Оформление:

  1. Выставка поэтических сборников поэта.
  2. Эпиграф:

                       Есть край, где сумерки от вишен белы

                       В прекрасный месяц май.

                       И степь таким покоем дышит,

                       Как над младенцем спящим мать.

                                                   С.Хохлов

3. Рисунки к произведениям поэта.

4. Музыкальное оформление – песни на стихи С.Хохлова в исполнении Кубанского казачьего хора.

Ход урока:

  1. Звучит песня в исполнении Кубанского казачьего хора «Ой да Краснодарский край»
  2. Вступительное слово учителя.

            Ребята мы сейчас услышали песню – визитную карточку Краснодарского края. А знаете ли вы кто автор этих прекрасных слов?

              Сергей Никанорович Хохлов – известный кубанский поэт. Приходится  признать с горьким сожалением, что мы не так как бы хотелось знаем нашу кубанскую литературу, её удивительную поэзию. Думаю, что сегодня на уроке вы откроете для себя новую звезду на поэтическом небосклоне русской поэзии. И она, я уверена, долго будет дарить вам свой свет, будет учить вас любить искренне и трепетно родную кубанскую землю и людей, живущих на ней. Она, безусловно, перед вами раскроет огромный мир человеческой души, даст возможность пофилософствовать о времени о себе. Пусть сегодня каждый из вас испытывает удивление, восторг и радость и скажет себе: «Как же я раньше не знал такого замечательного поэта!»

  1. Проверка домашнего задания.

                 1 группа. Биографическая справка С.Хохлова.

                  Хохлов Сергей (Семён) Никанорович родился 5 июля 1927 года на Смоленщине, в деревне Мелихово. Здесь проходило его детство. На Кубань семья Хохловых переехала в марте 1937 года и обосновалась в станице Васюринской.

                  В силу различных обстоятельств ( и особенно по причине войны ) биография Хохлова насыщена многими поездками на Урал, где отец Никанор Иванович работал на строительстве металлургического комбината, и в Сибирь. Взросление мальчика проходило быстро: в четырнадцатилетнем возрасте он работает в спецэкспедиции по обмеру железнодорожного пути (Омская область); в навигацию 1943 г. шестнадцатилетним юношей он ходил учеником штурвального на буксирном пароходе «Крестьянка» по сибирской реке Иртыш. С февраля 1944 года безвыездно живёт и работает в Краснодаре, принимал участие в восстановлении разрушенного немцами города, 10 лет в качестве плотника – бетонщика работал на строительных лесах краснодарского ТЭЦ.

                 Первое стихотворение напечатал в девятнадцатилетнем возрасте, а первую книжку стихотворений издал в 1957 году.

                  В мае 1963 года на Четвёртом Всесоюзном совещании молодых писателей Сергей Хохлов принят в члены союза писателей СССР. За годы творческой деятельности в Краснодаре и в Москве издал 22 поэтических книги. Сборнику стихотворений «Предчувствие» в 1992 году присуждена литературная премия Союза писателей РФ, а за книгу «Неизбывный свет» Хохлов получил премию Краснодарской краевой администрации имени К. В. Росинского.

                    Стихи поэта Хохлова печатались во всех значительных московских изданиях – в журналах «Молодая Гвардия», «Октябрь», «Сельская молодёжь», «Смена», «Огонёк», в альманахе «Поэзия» и т.д. В 1963 – 1965 годы поэт был слушателем Высших литературных курсов.

                     Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.»

                    2 группа. Музыкальная шкатулка С.Хохлова.

                       В соавторстве с известными композиторами Г. Плотниченко, Г. Пономаренко, В. Захарченко, В. Ушаковым, Ю.Булавиным, И.Петрусенко и другими написал значительное количество песен, добрая половина из них

(в том числе «Кубанские синие ночи», «Здравствуй, Наша Кубань», «Стал казак на камень», «Ой да, Краснодарский край», «Когда  баян не говорит», «Славяне», «Кирпили», «Над водой калина спела» и многие другие) нашла постоянную прописку во всех творческих коллективах.

( Учащиеся подбирали записи песен на стихи С. Хохлова.)

                    3 группа. Тематика лирики С.Хохлова.

                          1. Философская лирика («Я в мир пришёл с душою открытою», «Озабочен я не этим», «Я себе самый строгий судья», «В поисках немыслимого круга», «Может, где в дороге сгину», «Чувствую, я скоро устану», «Нет не со страхом я гляжу», «Когда предрассветные звёзды», «Камушки стынут в криничке на дне», «Я в саду постелил постель», «И пела скрипка в грустном доме», «Он сказал себе: трава тепла» и др.

                          2. Пейзажная лирика(«Ночь в поле трепетная, летняя», «Этот дождь что за окном», «Я озарён вечерним клёном», «Бегут деревья вдоль дороги», «Цветы не знали, что они Цветы», «Вечерний сумрак, гаснут незабудки», «Пробился мартовский ручей», «Природа не покинь нас», «Белые струги», «То светлы, то темны на поляне», «Сквозь сосновый штакет» и др.

                          3. Патриотическая лирика ( « Золотое российское войско» , «Зима 41 – года» , «Древнерусские колокола» , « Кубанские синие ночи» , « Кубань влекла нас плодородьем» , « Кубань» , « Дым Отечества» , « Своя земля» , « Под военным небом» ,

« Без вести пропавший» , « Не просто был он на войне» , « Здесь столько русского простора» и др.,

                          4. Любовная лирика ( « С тобой сидели мы под вишнями» , « Лучи ломая белыми ногами» , « Пора дождей и листопада» , « Ты пришла я точно помню» , « Я подошёл и увидел тебя» , « И горизонт покинуло светило» , « Какие в небе облака» ,  

« Дай Бог любви , иного не хочу» , « Откажусь от хлеба с солью» , « Любил я , когда цвели» и др.,

5Тема поэта и поэзии . ( « Осень в Тамани» , « Упрусь , как ветка в воздух после ливня» , « Весь обобрал он стих российский» , « Муза» , « Что пережить мне неизвестно» , « Ни звука волшебной трубы» , « Я очень медленно пишу» и др .,

        ( Учащиеся читают некоторые стихотворения наизусть )                                                                                                                      

          4 группа . Жанровое многообразие лирики С . Хохлова .

                   1. Лирические стихотворения

                         2. Поэмы ( « Жито в полдень» , « Молодильные яблоки» , « Поэма о старшем   брате» , « Никитишна» …

                         3. Сказка ( « Сказка о русском воине , немце чёрном вороне» )

                         4 .Казачьи байки ( « Казак Герасим» , « Ехал кубанец» , « Про Семёна – казака» , « Аксинья»

                         5. Сказ ( « Сказ о печнике» )

                         6 . Пьеса ( « Любовь , неведомая нам» )

               (   Учащиеся инсценируют отдельные эпизоды ( по выбору) )

  1. Организация групповой работы

       1 группа

           Сравните два стихотворения С. Хохлова « Несёмся с визгом по спирали» и

« Наивный человек»

                              План

  1. Сравните центральные образы одного и другого стихотворения.
  2. Каково состояние лирических героев ? Как оно художественно передаётся?
  3. Понаблюдайте за использованием художественно – выразительных средств в одном и в другом стихотворении .
  4. Сопоставьте особенности языка, синтаксиса, ритма стихотворений .
  5. Чем близки эти два стихотворения?

2 группа  

           Анализ стихотворения « Дай Бог любви , иного не хочу»

3 группа

    Анализ стихотворения « Вечерний сумрак , гаснут незабудки»

4 группа

    Анализ стихотворения « Своя земля»

               Примерный план анализа

                 1 Ведущая тема

                 2 Основная мысль

                 3 Эмоциональная окраска

                 4 Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него

                 5 Построение стихотворения ( основные словесные образы , изобразительные средства , особенности  ритмики , рифма , строфика ,

звукопись )

          (  Проверка выполнения задания )

  1. Итог урока

        Сегодня каждый из вас открыл своего поэта Сергея Хохлова. И думаю, что в дальнейшем вы не раз обратитесь к его творчеству . А наш урок хочется закончить словами самого поэта : « Одна есть земля у меня – пусть грешная вся, пусть святая. И лист, что с берёзки слетает, волнует всё больше меня, И мне ей всей правдой служить , земле теплотравой  - России…» Это очень выношенные строки. Это ключ к постижению индивидуальности С. Хохлова.

  1. Домашнее задание

Сочинение – миниатюра

          Моя встреча с творчеством Сергея Хохлова .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.

В  настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курс...

Интегрированные уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.

В  настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курса. Реб...

В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)

1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...

Разработка урока литературы в 11 классе "Стихи кубанских поэтов"

Урок знакомит с творчеством кубанских поэтов, воспитывает любовь к поэзии родного края. На уроке звучат стихи И. Вараввы, К. Обойщикова, В. Бакалдина, В. Нестеренко, С. Медведевой. Учащиеся собирают п...

"Своя игра" к интегрированному уроку по теме "Творчество зарубежных поэтов"

Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

Отражение Великой Отечественной войны в творчестве кубанских поэтов

Анализ произведений кубанских писателей о войне...