Разработка урока литературы в 11 классе "Стихи кубанских поэтов"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Урок знакомит с творчеством кубанских поэтов, воспитывает любовь к поэзии родного края. На уроке звучат стихи И. Вараввы, К. Обойщикова, В. Бакалдина, В. Нестеренко, С. Медведевой. Учащиеся собирают поэтический сноп Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_kubanskih_poetov.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст-цы Новолеушковской Краснодарского края.

Разработка урока литературы в 11 классе

«Стихи кубанских поэтов»

 Учитель чтения и развития речи

Старкова  Наталья  Алексеевна.  

Цель урока:     знакомство с творчеством  кубанских поэтов; воспитание любви к поэзии родного края.

 Задачи урока:

образовательные:    

совершенствовать навыки выразительного чтения;

учить ориентироваться в тексте произведения;

учить эмоциональному восприятию поэтического произведения;

обеспечить усвоение учащимися понятия «малая родина».

развивающие:

развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;

совершенствовать культуру речи;

развивать психические процессы: мышление, внимание, память, способность к самоконтролю;

корректировать фонематический слух.

воспитательные:

воспитывать положительную мотивацию к учению;

воспитывать чувство патриотизма, любви к большой и малой родине;

способствовать эстетическому воспитанию школьников через художественные произведения, музыку, живопись.

Оборудование:

интерактивная доска;

проектор, ноутбук;

слайды;

сборники стихов кубанских поэтов;

выставка книг.

                                                      Ход урока.

Организационный момент

Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам: «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам: «Радости!

Удач, успехов и везения!»

Всем в этом классе –

Прекраснейшего настроения.

Сообщение темы урока.

- Ребята, наш урок мне хотелось бы начать строками из стихотворения Вадима Неподобы:

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа.

- О каком «любимом уголке» говорит автор?  (О малой родине)

- Как называется наша с вами малая родина? (Слайд 1)

- Кубань – цветущая земля, издревле прославленная в старинных летописях, в преданиях, героических легендах и песнях: задумчивых и нежных, задорных и озорных, мужественных и стремительно-бурных, словно сама красавица река Кубань.

Кубань - это край снежных гор, (слайд 2)

заливных лугов,  

цветущих садов,  

бескрайних золотых полей.

До самого горизонта, от моря до моря, шумят хлеба. Щедрым солнцем залиты урожайные поля.

Каждая встреча с природой края – это праздник души и сердца.

Звучит песня «На Кубани мы живем» в исполнении ансамбля «Кубанская казачья вольница» (слайд 3)

Наша кубанская природа волнует и удивляет каждого человека. Но, наверное, никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту нашего края, как кубанские поэты. Самые заветные, проникновенные строки, самые певучие мелодии посвятили они родной земле. (Слайд 4)

Отчий край!

Вишневые рассветы,            

Двух морей и неба

Синева.

Для тебя

Кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанских поэтов, воспевающих величие и красоту родного края, рассказывающих о привольных степях, о кубанских станицах, о трудовых буднях хлеборобов. Всмотритесь в пшеничное поле. (Слайд 5)

 В тяжелых колосьях хранит пшеница свой урожай. Творчество кубанских поэтов тоже собрано в зрелые колоски. Давайте вместе соберем их.  

 

Изучение темы урока.

- Иван Федорович Варавва (слайд 6)  родился в 1925 году. Детство поэта прошло в станице Кущевской и Староминской. В 17 лет ушел добровольцем на фронт. Прошел путь от Кубани до Берлина, где молодой поэт оставил свой первый автограф на стене рейхстага.

К утру по речке все потухло,

Ракета желтая взвилась

И …выстрел!

Гром над громом ухнул…

Атака снова началась.

Опять приземистые танки

На наши брустверы ползут,

И я песок смахнул с ушанки,

Не попадая зуб на зуб…

Огонь, и дым, и скрежет стали.

Метались люди под холмом.

России  пахари пахали

Снарядом, пулей и штыком.    («Медаль»)

Много лет Иван Федорович собирал и записывал народные казачьи песни. (Слайд 7)

Затем он выпустил книгу «Песни казаков Кубани». Кубанский казак беззаветно влюблен в природу родного края. Он обращается к ветру, орлу, соколу, к родимой степи и раздольной реке Кубани. В песне казак задушевно разговаривает со своим другом-конем, с матерью, женой, родной землей.

Инсценировка учащимися стихотворения «Ой, поеду скоро на чужбину…» (слайд 8)

Казак: - Ой, поеду скоро на чужбину,              

              На чужбине, матушка, загину!

Мать:  - Возвратись, мой сынку, возвратися,  

               В новую черкеску приберися. (слайд 9)

               В дорогой малиновый бешметик…

               Нету парня лучше в целом свете!

               А пострелян будешь там ордою,-

               Кто же твои  раночки омоет? (слайд 10)

Казак:  - В поле, мама, дождичек находит,              

               Дождик мои раночки омоет.

Мать:  - Как споткнется коник твой казачий,

               Кто твою головушку оплачет?

Казак:  - В поле, мама, ворон черный крячет,

                Он мою головушку оплачет!

Перу И. Ф. Вараввы принадлежат лучшие стихотворения о кубанском пахаре, сеятеле, жнеце. Здесь все в едином: поле и небо, солнце и хлеб, человек и земля. ( Слайд 11)

Шумит пшеница на Кубани                

Среди натруженных полей,

И тает в желтом океане

Зеленый парус тополей.

Стоят хлеба.

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За щедрость, выдержку казачью,

За доблесть, мужество и труд.

На поле жатки величаво

Слагают ровные валки,

Они в венок своей державы

Вплетают чудо-колоски…

-  Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?

- А чем еще радует наш глаз кубанское поле? Чьи головки-шляпки тянутся к солнцу и идут вместе с ним с востока на запад? (Подсолнечник) (Слайд 12)

Ученик читает стихотворение:

       Подсолнухов цветы.                  

Встречая желтые рассветы,

Окраской радужной густы,

Кубанским солнышком согреты,

Стоят подсолнухов цветы.

Под солнцем жарким вырастают,

Под солнцем царственно цветут

Приветно путнику кивают,

К жилью хозяйскому ведут.

Их зерна с неньки- Украины

Привез казаченька сюда –

Растут привольно при долине

И у зеркального пруда.

Цветут, собою имениты,

В раздолье сказовых полей.

А рядом выкохалось жито

Под клики белых лебедей.

-  Если бы вы были художниками, какие иллюстрации нарисовали к этому стихотворению? Красками какого цвета вы бы пользовались?

- Ребята, а вы знаете, какая работа в станице является самой главной?  (Уборка зерновых, урожай которых теплится в колосьях)

- Верно. Уборку всегда ждут, к уборке готовятся всем миром. Она вызывает радость. Послушайте, каким восторгом наполнена картина уборочной жатвы в стихотворении И. Ф. Вараввы. (Слайд 13)

Эх, была ж и косовица                            

В хлебном памятном году!..

Зной под облаком клубится,

Жнейки начали страду.

Хлеб горячий колос – в колос

Полевые звоны бьет.

Под рубашкой во весь голос

Сердце радостно поет!..

В глубине большого неба,

В синеве опавших рос –

Намолоченного хлеба

Разметались зерна звезд.

- В столичных и краснодарских издательствах вышло более 30 поэтических книг И. Ф. Вараввы.  (Выставка книг)

- А мы собираем следующий наш колосок.

Кронид Александрович Обойщиков (слайд 14) – гордость кубанской поэзии.  Родился в 1920 году. Детские и школьные годы провел на Дону и Кубани. Первые стихи написал в 4 классе. Он долго размышлял над тем, о чем писать свои стихи:

Много есть на свете книжек

Про девчонок и мальчишек.

И для вас, мои друзья,

Написать хочу и я.

Я, ребята, думал-думал,

Ну, о чем вести рассказ?

Страшных сказок не придумал –

И решил писать про вас.

- Для детей поэт написал 5 поэтических сборников.  (Выставка книг)

Чтение учащимися стихотворения «Хозяин».

Я сегодня не скучал – (слайд 15)

Молотком весь день стучал,            

Доску выправил в заборе,

Два гвоздя забил в скамью.

И на стенке в коридоре

Сделал вешалку свою.

Можно звать теперь гостей –

Хватит здесь на всех гвоздей.

Молоток и щипцы

Мо-лод-цы!

Говорит мне отец,

Что и я молодец.

Маленький хозяин

И на стройке, и в квартире –

Всюду нужен крепкий гвоздь.

В целом мире, в целом мире

Я хозяин,

А не гость!

- О ком это стихотворение?

- Что вы можете сказать о мальчике? Какой он?

- Ребята, если вы любите свой край, вы должны быть хозяевами этой земли. Уже сейчас на уроках вы учитесь трудиться, ведь труд – это главное мерило счастья.  В нашей школе 7 профилей трудового обучения: столярное, строительное, обувное, швейное дело, животноводство, сельскохозяйственный и прикладной труд. (Слайд 16) Чтобы вы вышли в самостоятельную жизнь подготовленными, вас учат строить, строгать, класть кирпичи, штукатурить. На школьном огороде вы  выращиваете овощи. Девочки учатся кроить, шить, готовить. Для каждого есть занятие по душе.

- Мы продолжаем собирать колоски.

Виталий Борисович Бакалдин (слайд 17) родился  в 1927 году в городе Краснодаре. Первые стихи опубликовал еще в студенческие годы. А учился он в Краснодарском педагогическом институте. Виталий Борисович никогда не забывал о своей первой профессии  учителя. Он не только посвящал школьной теме стихи и поэмы, но и в течение многих лет занимался с одаренными ребятами в детской литературной студии. Творчество его разнообразно: то вместе с ним мы заходим в дом его детства на одну из улиц Краснодара, во «двор вербены и петунии», то спешим в старое здание педагогического института, где «веет особым уютом». Бакалдин даже в обычных явлениях природы видел что-то необыкновенное.

Ученик читает стихотворение «После дождя» (слайд 18, 19)

Размокла стежка полевая                              

Вдоль влажной лесополосы,

И солнце, землю поливая,

 Сверкает в россыпях росы.

Свой след оставил дождь недавний,              

И возвестил далекий гул,

Что гром

Последней хлопнул ставней

И настежь небо распахнул!

- Представьте себе эту картину. Нарисуйте ее устно.

- Как вы понимаете выражение «небо распахнул»?

Виталий Борисович Бакалдин писал о земляках-кубанцах. Он очень гордился тем, что живет в краю цветущих садов, стройных тополей и гордых скал.

На Кубани вырос я,                  

мне родней, понятнее

наши южные края:

степи необъятные, (слайд 20)

горы хлеба до небес,

ветки вишен алые, (слайд 21)                                  

если лес –

так южный лес

перед перевалами.

И понятен мне прибой,(слайд 22)                                            

дикий ли, задумчивый…

Разговор волны с волной

я, как стих, заучивал.

Я запомнил у крыльца                                  

тополя зеленые,

черномазого скворца

песни немудреные,

в завитушках виноград,(слайд 23)  

горы седовласые

и поток, что вечно рад(слайд 24)                                      

меж теснин отплясывать…

Стихи В. Бакалдина кубанские композиторы положили на музыку. Звучные, почти народные, задорные, лихие получились песни. (Выставка книг)

Ой, да на Кубани зори ясны,

Ой, да на Кубани вишни красны.

Ой, да на Кубани под высоким небом

Золотом горят хлеба.

Физминутка.

- Вы, наверное, устали?

- Да!

- И поэтому все встали. (Слайд 25)

Жура-жура-журавель!                        

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая :

- Лучше нет родного края!

На Кубани вырос еще один поэт – Владимир Дмитриевич Нестеренко. (слайд 26) Родился он в станице Брюховецкой в 1951 году. Работал учителем русского языка. С 15 лет пишет стихи. Печатается в детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок».

- Ребята, вспомните уроки изобразительного искусства.  Чем вы рисовали в альбомах?  (Красками, карандашами)

- А какой цвет вам нравится больше всего?

- А вот Владимиру Нестеренко больше всего нравится пшеничный цвет. Так и называется одно из его стихотворений.

     Пшеничный цвет. (слайд 27)

Пшеничного цвета

У брата усы.

Узнал я, что это

Не ради красы.

И волосы тоже

Пшеничного цвета.

Наверно, есть тайна

Какая-то в этом.

Пшеничного цвета                    

У брата ресницы –

Ну что с моим братом

Могло приключиться?

А брат улыбнулся

И гордо сказал:

- Я летом пшеницу

В полях убирал.

-В чем заключена тайна пшеничного цвета?

- Пшеничный цвет – это образный цвет. Цвет зерна, цвет хлеба, цвет солнца. Эти три понятия –  энергия жизни. И кто родился с таким цветом волос, не просто – рыжий-рыжий (как их в шутку дразнят), а красивый.

- Ребята, кто из вас был на нашем пшеничном поле? (Слайд 28)

 С гордостью  ученики помогают убирать хлеб, бережно относятся к каждому колоску, к каждому зернышку. За 11 лет школой выращено 965 тонн зерна. (Слайд 29)

  А какая красивая солома на нашем поле! Золотая!  Дети собирают и привозят ее на животноводческую мини-ферму.  Пахнет колосок, пахнет стебелек, даже земля, где росла пшеница, пахнет хлебом.

Но Кубань богата не только хлебом. Главное ее богатство – люди. Мы гордимся тем, что на Кубани живет и трудится ,  пишет стихи о нашем крае родная тетя Президента Д. А. Медведева –

 Светлана Афанасьевна Медведева, (слайд 30) член Союза писателей и журналистов России, автор девяти поэтических сборников. Лучше, чем Светлана Афанасьевна сказала о себе, не

скажешь:

                               Русской сказкой пропитана,

                               Русской речи обучена,

                               В русской вере воспитана,

                               Что желать можно лучшего?!

Пожалуй, к этим словам трудно что-либо добавить. И все-таки без слов Виктора Захарченко тут не обойтись: «Имя Светланы Медведевой я произношу с особым трепетом и почтением, потому как знаю, что у нас на Кубани есть самородок, обладающий ярчайшим талантом и просветительским даром, образец истинной духовности и порядочности, в основе которого труд, труд и только труд».

  Заслуженный учитель Российской Федерации, она всю жизнь проработала в школе. Учила детей иностранным языкам, была уверена, что изучение иностранных языков дает возможность лучше узнать свой родной язык. Стихи Светланы Медведевой – это признание в любви к родному языку.

 Светлана Афанасьевна учит любить тех, кто рядом, любить ближних со всеми их недостатками и причудами, любить инвалидов, ворчливых соседей … всех!

Любите живых, ослепительно юных

И старых, с печалинкой  светлой в глазах.

Любите живых и душевные струны

Настройте свои на их боль, на их страх.

Любите живых, нескончаемо нудных,

Обидчивых, нервных, тихонь и задир.

Любите живых, как бы ни было трудно:

На них и стоит, и стоять будет мир.

Любите живых, их улыбки, их стоны,

Шаги по росе  и полеты во сне.

Любите живых и дарите влюбленно

Цветы им при всех или наедине.

Любите живых нежно, нощно и денно,

На пике любви посвящайте им стих.

Всегда неземных и … обыкновенных

Ласкайте, жалейте, любите живых.

-Через все творчество Светланы Афанасьевны красной линией проходит та любовь, с которой начинается жизнь.

Как просто и мудро

Любить всей душою.

И каждое утро

Семьею большою

Садиться за стол

И делиться речами,

И два пуда соли

Съесть с хлебом и щами.

Как просто и сложно

Жить с теми, кто любит….

- Ребята, Кубань славится своим хлебосольством, добротой, щедростью, своим огромным любящим сердцем. Какая традиция есть у нас в школе?  (Дарить «сердце») (Слайд 31)

- Кому его дарят?  (Тем, у кого горячее сердце)

- О каких людях так говорят?

- Как называются семьи, которые протянули руку помощи детям-сиротам?

- На Кубани многие семьи согрели детские души. 15 октября 2006 года 149 воспитанников нашей школы-интерната ушли в теплые дома.

На просторах Кубани родной

Нам легко и свободно с тобой.

Тут наш светлый и радостный дом,

Что любимым мы домом зовем.

В доме том и тепло, и уют,

Здесь хорошие люди живут,

Нам свои подарили сердца,

Доброту и любовь без конца.

Даже если весь свет обойдешь,

Лучше места нигде не найдешь,

Нет станицы теплей и светлей,

Нет добрее и лучше людей.

Как измерить теплоту,

Как измерить нам ту доброту,

Что дарили людские сердца.

И добру не бывает конца!!!

- Эти строки принадлежат Дорогой Оксане Анатольевне, учителю начальных классов Новолеушковской школы-интерната. Она пишет свои стихи о крае, о школе, о детях.

- Ребята, много славных поэтов подарили свои стихи родному краю:

Иван Васильевич Беляков, Вадим Петрович Неподоба, Сергей Никонорович Хохлов, Виктор Стефанович Подкопаев, Татьяна Дмитриевна Голуб, Любовь Кимовна Мирошникова и многие другие. (Слайд 32) Каждый из этих поэтов, как тот пшеничный колосок, рос и впитывал из кубанской земли все самое ценное, а потом отдавал людям свою любовь к казачьему краю.

- Посмотрите, сколько колосков мы собрали! На Кубани колосья пшеницы собирают в снопы. Можем ли мы наши колоски собрать в один сноп?

- Что объединяет творчество кубанских поэтов?  (Любовь к краю, стихи о людях, о природе, о земле) (слайд 33)

- У нас получился поэтический сноп Кубани.

 Сноп колосьев – это символ Кубани, поэтический сноп – это гордость Кубани. (Слайд 34)

В поэтическом снопе Кубани есть и колоски Павловского района. В районе за перо берутся люди разных профессий: журналист и провизор сельской аптеки, врач и воспитатель, библиотекарь и преподаватель, пенсионер, школьник. Но всех их объединяет одно: все они – павловчане, влюбленные в свой край. Сегодня не найти в Павловском районе школы, где не звучало бы слово поэтов, наших земляков – Михаила Шилова, Антонины Тихомировой, Елены Филобок, Натальи Кваши.

Ученик читает стихотворение Владимира Ермоловича «Моя станица»:

Утопая в цветах,

Пламенея зарницами,

Ты стоишь на земле

Не одну сотню лет.

Называют тебя

Все кубанской станицею,

И от этого в сердце

Загорается свет.

Золотые хлеба

В твои косы вплетаются,

Яркий свет синевы

Дышит майским теплом.

Ты – станица моя,

Ты станица – красавица.

Самый низкий тебе

Благодарный поклон.

- Чему учит нас это стихотворение?

Итог урока.

         - Над кубанской степью солнце золотое,

Счастья небогатый край.

Погляди, бушует силой налитой,

Налитой лучами добрый урожай.

Ты расти, казачья вольная семья,

Ой, шуми хлебами добрая земля.

- Каких поэтов Кубани вы запомнили?

- Какие стихотворения вам больше всего понравились? Почему?

-Чему вы научились на этом уроке?

- Что вы взяли для себя?

      V.      Домашнее задание:

                I группа учащихся - чтение стихов кубанских поэтов, одно из них

                                                 (по    выбору) выучить наизусть.

                II группа учащихся – выразительное чтение стихов кубанских поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Разработка урока литературы в 8 классе на тему "Свет родных берёз в лирике поэтов 19 века"

Изучение лирики русских поэтов 19 века позволяет формировать гражданские и нравственные позиции учащихся, воспитывает положительные нравственные качества. Избегая длительных нравоучений, ненавязчиво, ...

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумил...

Разработка урока литературы "И.Ф. Варавва - казачий поэт России"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся старших классов. В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Ивана Федоровича Вараввы, с биографией поэта. Учителем учтены в...

Урок – встреча с творчеством кубанского поэта С.Хохлова

            Сергей Никанорович Хохлов – известный кубанский поэт. Приходится  признать с горьким сожалением, что мы не так как бы хотелось знаем нашу кубанску...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...