Литературная гостиная "Неизвестный Некрасов"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Оплачко Людмила Павловна

О жизни и творчестве Николая Алексеевича Некрасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litgostn.docx66.22 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная "Неизвестный Некрасов"

(Для учащихся 8 -11 классов)

                                                                                                       

                                                                                                       Подготовили и провели:

                                                                                                          учащиеся 10 класса и

                                                                                                         учитель литературы Оплачко Л.П.

2012 г

Цели: 

  • познакомить с малоизвестными страницами жизни  и творчества Н.А.Некрасова, значимостью его исторической личности;
  • прививать гражданские и патриотические чувства на примере жизни замечательных людей.

Оборудование: 

  • мультимедийный проектор;
  • презентация , посвященная жизни и творчеству Некрасова

Сцена  оформлена под стилизацию 19 века: комод, диваны, портреты Некрасова и его современников, картины. Сцена затемнена: горят свечи.(слайд 1)

Литературную гостиную открывает учитель:  10 декабря – День рождения великого русского народного поэта, которому  «более всего не повезло»: как правило, до недавнего времени в школьной программе изучались стихи, однообразные по тематике.

Но о поэте, как о плодоносном дереве, судят по его лучшим плодам. И вот этих-то лучших плодов, лучших стихов Некрасова, многие просто не знают .

Сегодня мы поведем разговор о поэте, который давно и пророчески  предсказал не только свое, но и наше время.

Каждому, кто захочет открыть Некрасова, предстоит интересное знакомство с его стихами, поэмами, с его оригинальной прозой. Знаете ли вы, что совместно с А.Я. Панаевой Некрасов написал романы «Мертвое озеро» и «Три страны света»? Мы попытаемся приоткрыть страничку: уже давно пора вернуть в школу «неизвестного Некрасова», поставить его на тот  пьедестал, который он по праву заслуживает.

Вы услышите стихотворения, которые  звучат редко: «Огородник», «В дороге», Еду ли ночью по улице темной». Прозвучит поэма «Тишина», из которой во всех хрестоматиях советского периода выбрасывались едва ли не главные строчки – о покаянии поэта, о его пути в Храм.

Некрасов был прежде всего поэтом-патриотом, он любил, Россию до боли сердечной, страдал вместе с ней, верил в ее будущее.

Но Русь цела, но Русь тверда,
Над нею солнце мира плещет.
О Русь! Ты такова всегда…
Как  сильно буря  ни тревожит
Вершины вековых древес,
Она ни долу не положит,
Ни даже раскачать не может
До корня заповедный лес.
Не угадать, что знаменует
Твоя немая тишина,
Но сердце вещее ликует и умиляется до дна.

(Далее по сценарию ведущие и другие участники читают стихи и произносят слова).

1 ведущий:  ( слайд 2) «После Пушкина и Лермонтова Некрасов …создал свою собственную поэзию, свой тон... Это был истинный и настоящий художник» (И. Бунин).

2 ведущий: «Твоя жизнь именно из тех, которые должны быть рассказаны, потому что представляют много такого, чему не одна русская душа отзовется» (И.С.Тургенев  Некрасову, 10 июля 1855 года).

1 ведущий:  Когда-то Некрасов писал Л.Толстому: «Человек брошен в жизнь  загадкой для самого себя…» Брошен – так распорядилась судьба, оставившая юношу Некрасова без копейки в Петербурге. Загадка, как из безвестного, недоучившегося  гимназиста вдруг родился поэт, названный Чернышевским великим.

2 ведущий: ( слайд 3) Н.А.Некрасов был непосредственным участником весьма важных литературных событий, был связан со множеством известных людей. Белинский и Герцен; Чернышевский и Добролюбов; Тургенев и Л.Толстой; Достоевский и С-Щедрин; Островский и Гончаров; Тютчев и Фет. Каждый из них занимает то или иное место в писательской и личной биографии Некрасова. Его творчество оказало огромное воздействие на духовную жизнь России  второй половины 19 века .

1 ведущий: ( слайд 4) Родился Некрасов 10 декабря 1821 года в украинском местечке Немирове. Затем семья переехала в сельцо Грешнево.  «Сельцо стоит на Владимировской дороге.  (слайд 5) Барский дом выходит на самую дорогу и все, что по ней шло и ехало, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, было постоянной пищей нашего детского любопытства», – так писал  поэт в «Автобиографических записках». Когда Некрасову было 7 лет, мимо Грешнева провезли на каторгу многих декабристов. ( слайд 6)

2 ведущий:  О детстве Некрасова, о его семье узнаем из стихов, они – единственный документальный источник: ( слайд 7)

Родился в большом дому, напоминающем тюрьму,
В котором грозный властелин свободно действовал один,
Держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою. (стихотворение «Суд»)

Так писал о своем отце, Алексее Сергеевиче, Некрасов.( слайд 8)

1 ведущий:  Поэт с детства видел барскую среду: отец  не церемонился ни с крепостными, ни с женой, ни с детьми. Таскание  девок за волосы, затрещины, побои на конюшне, просто мордобой – вещи в грешневской усадьбе обыкновенные. Впоследствии, посетив родные места, поэт напишет стихотворение  «Родина»:

И вот опять они знакомые места…(слайд 9)

2 ведущий: Детство определило  характер Некрасова – нервический, жесткий, взрывной. Единственная отрада в детстве – мать. ( слайд 10)  Как случилось что восемнадцатилетняя красавица, прекрасно образованная,  певица с удивительным голосом, блиставшая в свете, предпочла всем выгодным партиям грубоватого 30-летнего армейского  офицера? Они обвенчались тайно. Мать умоляла дочь одуматься. Но  Елена Андреевна    решила идти тем путем, который выбрала. Муж жестоко с  ней обращался, она подвергалась грубости с его стороны и за то, что заступалась за детей, и за то, что жалела крепостных. Великая страдалица и терпеливица, – так называли ее крестьяне.

1 ведущий: От матери идет  и воспитание детей: она учила их музыке сама. Отец, Алексей Сергеевич, экономил  на гувернерах, учителях, считал, что и без них можно выучиться писать и читать.

Когда дети подросли, мать старалась привить им благородный образ мыслей:
И если я наполнил жизнь борьбою за идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною, живой любви глубокие черты-
О  мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!

2 ведущий: Когда, у кого из поэтов мы можем прочитать такие строчки о матери?  Некрасов пишет о своей матери. Нет, и о моей, и о вашей, и обо всех сразу.  «Великое святое слово, Мать, – скажет поэт.

1 ведущий: ( слайд 11) Отец приобщил сына к охоте, и в 10 лет Некрасов подстрелил утку. Несмотря на тяжелый характер, отец дал сыну хорошую физическую закалку. Так, Николаю приходилось многократно падать с лошади, набивать шишки. В связи с таким воспитанием, Некрасов писал об отце : 

Не зол, но крут, детей в суровой школе
Держал старик, растил, как дикарей.
Мы жили с ним в лесу да в чистом поле,
Травя волков, стреляя в глухарей.

                                           (слайд12)       1838 год.

2 ведущий:  Не закончив Ярославскую гимназию , Некрасов принимает решение уехать в Петербург, чтобы поступить в университет. Отец не хотел ничего  слышать и отпустил сына с условием – поступать в кадетский корпус. Николай Алексеевич согласился – и отца обманул, к счастью, – для русской литературы.

1 ведущий ( слайд 13) Обман стоил ему дорого: богатый Петербург встретил нищего недоучившегося провинциального гимназиста совсем нерадостно: его мечты и надежды разрушатся очень скоро.( слайд 14) Первая книга «Мечты и звуки» не произвела на публику впечатления: ни одного экземпляра не было продано. Это был его первый крах. Следом за ним – провал при поступлении в университет. Надо было сдать 15 экзаменов, из которых 4 – иностранные языки.  Из него ничего не вышло, жить было не на что. Начались петербургские мытарства.

2 ведущий: ( слайд 15) Бывали такие дни, что он отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек. Какую сильную душу должен был иметь этот уличный скиталец, не пожелавший возвратиться в отцовские хоромы, как упорно он должен был верить в свои силы, чтобы окончательно не пасть. ( слайд 16,17)

«Я дал себе слово не умереть на чердаке. Нет,– думал я ,– будет и тех, которые погибли прежде меня,– я пробьюсь во что бы то ни стало. Лучше по Владимировке, чем околевать беспомощным, забытым всеми».

1 ведущий: «Господи, сколько я работал. Уму непостижимо, сколько я работал: не преувеличу, если скажу, что в несколько  лет  исполнил до 200  листков журнальной работы».

Литературный бродяга,  он писал за гроши, сочинял водевили для театра, голодал так, что нищие ему подавали.

2 ведущий:  Его можно было увидеть без верхнего пальто, без калош. Дома своего, теплого угла не было; нередко ночевал на чердаках и в подвалах вместе с бродягами:

О город, город роковой!  Душа болит.
Не в залах бальных, где торжествует суета,
В приютах нищеты печальных блуждает грустная мечта.

1 ведущий: Много позже  Некрасов говорил:  «Это было самое горькое время. Ровно 3 года я чувствовал себя каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан, где дозволялось читать газеты, даже если ничего и не спросил для себя. Возьмешь, бывало, газету, а сам пододвинешь к себе  тарелку с хлебом и ешь».

Нищий Некрасов мечтает о миллионе, о том, чтобы не умереть на чердаке. О миллионе, чтобы быть свободным и не встречать голодных призраков.

2 ведущий  (слайд 18)  В 1842 году Некрасов познакомился с Белинским. «Я сблизился с Белинским. Принялся немного за стихи. Приношу к нему начатое стихотворение  «Родина». Белинский пришел в восторг. Сижу дома, работаю. Прибегают от Белинского. Иду туда. Впервые встречаю Тургенева. Читаю ему  «Родину». Он в восторге. «Я много писал стихов, но так писать  не могу, – сказал Тургенев,- мне нравятся и мысли, и  стихи. (слайд 19)

1 чтец: Чтение стихотворения «Родина».

1 ведущий: «Моя встреча с Белинским  была  для меня спасением. Белинский производит меня из бродяги в дворянина». Благодарный Некрасов позже посвятит ему немало строк:

Белинский был особенно любим…
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! Перед именем твоим  позволь смиренно преклонить колени!

2 ведущий: Именно Белинский скажет о поэте, мало кому известном: « Я дам голову на отсечение, что у Некрасова есть талант и, главное, знание русского народа, непониманием которого мы     все отличаемся. Я беседовал с Некрасовым и убежден, что он будет иметь значение в литературе».

Предсказание Белинского сбылось. Уже в начале 1846 года Некрасов  печатает «Петербургский Вестник», где помещает стихи «В дороге», «Колыбельная песня»

2 чтец: (чтение  наизусть  «В дороге») (слайд)

3 чтец:  чтение наизусть «Колыбельная песня». ( слайд)

К этому времени была уже написана  « Тройка» (в исполнении мастера слова).  Этот был год необычайно плодотворным  для Некрасова.

1 ведущий:   Тургенев из Парижа  пишет Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение  совершенно меня с ума свело, денно и нощно твержу я это удивительное  произведение,– и уже наизусть выучил». Это стихотворение носило очень простое название «Огородник» (4 чтец чтение  наизусть «Огородник). (слайд)

2 ведущий:  Начало литературной известности Некрасова приходится  на 1846 год, а уже в 1847, как только вышло его стихотворение «Еду ли ночью по улице темной», Н.Г. Чернышевский воскликнул: «Россия приобрела великого народного поэта. Великого!» (5 чтец -чтение наизусть «Еду ли ночью по улице темной»).(слайд)

1 ведущий:  Дополним Чернышевского: в середине  1840-х годов Россия  приобрела  не только великого поэта, но и великого журналиста и издателя. Открыть новый журнал в николаевскую эпоху оказалось делом трудным, почти невозможным. Известно высказывание Николая 1, что журналов и «без того хватает». Осталось перекупить старый журнал. Некрасову  повезло – он перекупил  пушкинский «Современник» у Петра Плетнева, который издавал журнал после смерти поэта весьма  неудачно. (слайд)

2 ведущий  С этого момента удача будет сопутствовать Некрасову во всем: «Современник» будет приносить большие доходы. К чести Некрасова, он не стал экономить на писателях – в его журнале выплачивались солидные гонорары, часто выдавались деньги под залог будущих произведений. Это был риск и немалый. «Современник продержался при Некрасове 20 лет и был ведущим журналом России.(слайд)

1 ведущий: В эти годы Некрасова запомнили как великолепного игрока, почти всегда остававшегося в выигрыше. Возможность не думать о куске хлеба – великое дело; по меньшей мере оставляет человеку силы на творчество. Зарабатывать картами – почему бы и нет. Да, он играл в карты, и счастливо играл: чтобы дом устроить и чтобы помогать бедным  литераторам.  Он содержал братьев Добролюбовых и семью Чернышевского после их смерти, открыл в Карабихе школу для крестьянских детей. Выигрывал чаще всего не для себя. Сотрудники журнала «Современник» запомнили в редакции большое зеркало с ящичками – здесь Некрасов оставлял большую часть выигрыша для любого, кому срочно нужны были деньги.

И все же, карты картами, но, как свидетельствуют счета и завещание, основной доход он получал с журнала и от своих сочинений. Литература была  над всем. И даже над личной жизнью.

1 чтец:                   

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

2 ведущий: Некрасов писал о народе и для народа. Поэт настолько слился с народом, что его авторским  «я»  стал сам человек из народа – городской бедняк, солдат-рекрут, крепостной мужик, женщина-крестьянка. Об этом говорят названия его стихотворений: «Вчерашний день часу в шестом», «Забытая деревня», «Несжатая полоса» и другие.  (6-й чтец – чтение наизусть «Забытая деревня»).

Многие его стихотворения положены на музыку ( звучит песня из поэмы «Коробейники»).

В 1856 году стали возвращаться  из ссылки декабристы. 30 лет они пробыли на каторге. К моменту амнистии из ссыльных декабристов в живых осталось 19 человек. Тема  декабризма всегда волновала  Некрасова. Поэт должен был с большой осторожностью рассказывать о событиях  14 декабря 1825 года.

1 ведущий ( слайд) Екатерина Трубецкая и Мария Волконская – первые из жен декабристов последовали за своими мужьями в Сибирь. Богатые, образованные, знатные, великосветские красавицы последовали  за  мужьями и разделили их тяжелую участь. Смелых женщин не могли отговорить даже родные. Их подвиг и вдохновил  поэта на создание поэмы «Русские женщины».

2 ведущий: Для  поэмы  использованы собственные записки М.Н. Волконской, которые хранились у ее сына Михаила Сергеевича Волконского. В течение нескольких вечеров  Волконский под строжайшим секретом  читал «Записки М.Н.Волконской», а  Некрасов  слушал, делал заметки. «По нескольку раз в вечер,– вспоминал Волконский,– Некрасов вскакивал и со словами «Довольно, не могу больше», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».

Поэма о Трубецкой  заканчивается победой  княгини над губернатором Иркутска. 

(Инсценирование 2-й части поэмы «Русские женщины» или просмотр видеофильма «Княгиня Трубецкая и губернатор Иркутска»)

( Слайд  ) Под звуки «Реквием» 1 ведущий  читает слова).

В 1854 году умерла  Екатерина Трубецкая.

Мария Волконская  с мужем и детьми  приехала в Москву, прожила несколько лет на свободе и успела написать свои записки о жизни в Сибири.

В эпилоге к поэме поэт восклицает:

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны!

Они не забыты нами, и велика заслуга  Н.А.Некрасова, обессмертившего их в своей поэме. Здесь все – правда.                    

2 ведущий: Некрасов много писал на злобу дня. Как гражданин, требовал разрешения печатать обзор событий на фронтах русско-турецкой войны в своем  «Современнике». Не разрешили. И тогда Некрасов обходит цензурные запреты – печатает  «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, печатает удивительное стихотворение-плач «Внимая ужасам войны». (Слайд)

6-й чтец – Чтение стихотворения  «Внимая ужасам войны» наизусть.

1 ведущий: Шли годы. «Демон» Некрасова – миллион – продолжал занимать его мысли, заставлял по-прежнему много работать, заводить полезные связи. В течение 20 лет он состоял членом  богатого и влиятельного Английского клуба. К 50-ти годам у Некрасова было очень приличное состояние :

2 чтец: 

Огни зажигались вечерние, выл ветер и дождик мочил,
Когда из Полтавской губернии я в город столичный входил,
Ни денег, ни званья, ни племени,
Мал ростом и с виду смешон,
Да, сорок лет минуло времени – в кармане моем миллион.

2 ведущий:  А в это время Некрасова стали упрекать в лицемерии, и писательская братия в первую очередь – как же: пишет о нищете, а сам купается в роскоши. Вслед поэту неслось: 20 лет состоит в Английском клубе, это торговец, купец – капиталист, мошенник, игрок, эксплуатирует сотрудников.

1 ведущий: Да, он был умен, деятелен, с коммерческой хваткой, без которой журналистское дело не поставить; да, он мог  цензору дать деньги в виде поездки за границу; да, он мог пойти на прием к министру и сказать ему комплимент. Но травили его из-за зависти: он был самым любимым поэтом у студенчества, он был редактором самого популярного журнала.

Некрасов не ругался, не оправдывался, не давал отпора, Он многим помогал: ссужал деньги, чаще всего безвозвратно, пристраивал на работу, писал многочисленные рекомендации. Многие должны быть ему благодарны. Он ничего не требовал. От него – требовали.

2 ведущий:  Поэт не отвечал на «укусы» злопыхателей, он молчал, но внутренне плакал, плакал от каждого поступка, сопряженного с нравственным компромиссом, и недоумевал:

Зачем меня на части рвете, клеймите именем раба?
Я от костей твоих и плоти, остервенелая  толпа!

1 ведущий:  Лирический герой Некрасова уже отделил себя от толпы «ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови» и стал поклоняться  иным ценностям. В поэме «Тишина» Некрасов  выразил свою идею воскрешения души через мученичество и подвижничество. Поэт вместе со своим православным народом, подобно каждому русскому человеку, входит в храм и переживает  едва ли не главнейшее из чувств – чувство покаяния. В маленьком сельском храме происходит чудо – исцеление поэта.

7-й чтец: (слайд)  (На фоне музыкального исполнения Ж. Бичевской «Покаяние»  звучит  отрывок  из поэмы «Тишина»)

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор!.....
Я узнаю  суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум  лесов сосновых, и деревенек тишину,
И нив широкие размеры…
Храм божий  на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!...
Храм воздыханья, храм печали –
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил –
И  облегченный  уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной….
Я внял…я детски  умилился…
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом, 
Чтобы простил, чтоб заступился,
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих пред  этим скудным алтарем.

2 ведущий:  Наш рассказ о замечательном человеке земли русской, Николае Алексеевиче Некрасове, подошел к концу. Сегодня мы не  касались его прекрасных стихов о любви к женщине.( слайд ) Музой поэта долгое время была  Авдотья Яковлевна Панаева, ей посвящен  цикл стихов, названный «панаевским».

Его последней любовью стала  Зинаида Николаевна, Зиночка, с которой он обвенчался  незадолго до смерти. Но это  предмет нового серьезного  разговора, совсем другая история.

1 ведущий: ( слайд ) Что сказать в заключение? Две мысли  критика В. Розанова – это слово о великом  поэте и о великом народе. «Он стал голосом России… в самую  могучую, своеобразную эпоху ее истории, и голосом отнюдь не подпевающим, а свободно шедшим впереди.

И еще: русский юноша, русский отрок именно у народа получил  когда-то первые неизгладимые заветы честной мысли и гражданского чувства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание литературной гостиной "Н.А. Некрасов: исповедь, проповедь, покаяние"

Заседание литературной гостиной, посвящённое жизни и творчеству Н.А. Некрасова...

Виртуальная экскурсия по литературным местам России. Н.А.Некрасов. Село Карабиха.

Виртуальная экскурсия по литературным местам России. В гости к Н.А.Некрасову в село Карабиха.Можно использовать при изучении творчества поэта в 6 классе....

Урок литературного чтения в начальной школе (3-й класс). Н.А. Некрасов. "Мороз-воевода"

Цели урока: • Самостоятельно формулировать тему и цели урока;• Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью;• Корректировать свою...

Литературно - музыкальная композиция "Некрасов и Панаева"

Литературно - музыкальная  композиция посвящена истории непростой любви Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой...

Литературная игра «Н.А. Некрасов и его стихи для детей»

Литературная игра по творчеству Н.А. Некрасова рассчитана на учеников 5 – 6  классов. Материалом для составления литературной игры послужили следующие произведения:  «Стихо...

Литературная гостиная Н.А.Некрасов

Сценарий литературной гостиной Н.А.Некрасова про стихи о природе....