Рабочая программа учебного курса "В мире зарубежной литературы"
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Цупикова Наталья Владимировна

Программа учебного курса по литературе 5 класс ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

«Рассмотрено» на заседании

МО

учителей__________________

Руководитель МО

___________/Карева Л.В./

Протокол № _____ от

«___»_______________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

___________/Химичева В.А./

«___»_______________2015г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________________

О.С.Балакирева

Приказ №__ от "___"_______2015 г.

Рабочая программа

учебного курса

«В мире зарубежной литературы»

По предмету «Литература»»

Класс 5 «А»

Количество часов по программе 17

Учитель  Цупикова Наталья Владимировна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

В круг произведений, изучаемых в современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества. Однако отведённых на изучение зарубежной литературы часов недостаточно для полноценного представления о ней как части мировой литературы.

Зарубежная детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения. Знакомство с художественной литературой, с эволюцией ее возникновения и развития немыслимо без изучения огромного творческого богатства, накопленного писателями Англии, Германии, Италии, Испании, Франции, Скандинавии, внесших существенный вклад в мировую культуру, а также без постижения древнейших произведений, дошедших до нас из глубины истории человечества. Многие шедевры зарубежного народного творчества и литературы этих стран прочно вошли в круг отечественного детского и юношеского чтения. История зарубежной детской литературы является ощутимой частью всемирной литературы, прошла длительный путь развития, полный взаимодействия и взаимовлияния. Детскую зарубежную литературу отличает многообразие творческих индивидуальностей и манер при особой сложности общественной и духовно-философской проблематики, глубине постижения человека в его взаимоотношениях с миром.

 Настоящая программа «В мире зарубежной литературы» предназначена для факультативного курса в 5 классе. В её основе лежит Программа  по зарубежной литературе для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля Н.П. Михальской. 5-11 классы. — М.: Дрофа, 2006. Однако предлагаемая программа скорректирована и адаптирована для учащихся беспрофильных классов согласно индивидуальным особенностям и интересам пятиклассников. Составлено календарно-тематическое планирование, включающее расчасовку по разделам и темам; цели и задачи занятий; содержание; подобраны дидактические материалы. Изменено количество часов на изучение основных разделов; заменены некоторые произведения предлагаемых Н.П. Михальской авторов (например, сказка братьев Гримм  «Сказка о рыбаке и его жене» заменена на сказку «Белоснежка»; сказки Г.Х Андерсена «Соловей», «Русалочка» - на сказку «Снежная королева»;  сказки В. Гауфа «Холодное сердце», «Калиф-аист», «Маленький Myк» - на «Карлик Нос» и т.д.) включены произведения других авторов (например, исключёно из программы изучение творчества М. Твена, включены произведения Д. Дефо, А. К. Дойля, О. Генри). Определены предполагаемые результаты реализации программы. Составлен список литературы для учителя.

Актуальность данного курса безусловна, поскольку зарубежная литература является неотъемлемой частью литературного процесса, а также обладает специфическими особенностями.

 

 Цели факультативного курса «В мире зарубежной литературы» соответствуют основным целям литературного образования. Они состоят в формировании нравственных позиций и обогащении духовного мира личности, в развитии эстетического вкуса учащихся, умения свободно выражать себя в речи и определять свое отношение к прочитанному, в подготовке к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного процесса.

 Для достижения этих целей ставятся задачи:

  • дать более развернутое понятие о развитии зарубежной литературы;
  • расширить представления учащихся о литературном процессе;
  • научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран;
  • привить навык сопоставительного похода к явлениям национальных литератур;
  • вводя ученика в художественный мир писателя, научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора;
  • обратить внимание на преемственность традиций и их обновление;
  • раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера;
  • содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров;
  • повысить интерес учащихся к литературе в целом и как учебному предмету в частности;
  • использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся.

В соответствии с программой изучение зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для  мировой культуры, масштабностью их дарований, а также учётом интересов и возрастных особенностей пятиклассников.

Факультативный курс построен на хронологической основе. Представленные в программе произведения рассматриваются в общелитературном контексте с учетом взаимодействия русской и зарубежной литературы, а также межпредметных связей (литература и история, литература и художественная культура).

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, фрагментах мультипликационного или художественного фильмов;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно, сжато или выборочно пересказывать тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Предметными результатами изучения курса  является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
  • отвечать на вопросы учителя и одноклассников по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по иллюстрации;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • анализировать художественное произведение;
  • сравнивать произведения разных жанров и авторов;
  • давать характеристику героев.

Программа факультатива, как и учебная программа по литературе в 5 классе, реализует компетентностный подход к обучению. На занятиях формируются и развиваются коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Кроме того, на занятиях факультатива развиваются и надпредметные компетенции: учебно-познавательная, информационная, проблемная, кооперативная.

Программа рассчитана на 17 учебных часов (0,5 часа  в неделю).

Содержание факультативного курса для 5 класса «В мире зарубежной литературы».

В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные разделы:

  • Введение.

Вводное занятие предполагает знакомство с целями и задачами факультативного курса «В мире зарубежной литературы» и даёт общее представление о зарубежных писателях для детей.

  • Мифология.

Раздел расширяет представления учащихся о древнегреческих мифах. По программе Г. С. Меркина в 5 классе на мифологию отводится 3 часа. Учащимся предлагаются следующие мифы: «Рождение Зевса», «Олимп», «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Программа факультативного курса более подробно знакомит учащихся с мифами о Троянской войне, о древнегреческом герое Одиссее и его спутниках, а также вводит в мир поэтики Гомера.

  • Фольклор.

На уроках по программе изучаются малые жанры фольклора (загадки, пословицы и поговорки) и русские народные сказки. Факультативный курс позволяет познакомить учащихся с фольклорными произведениями народов Скандинавии, Англии, Ирландии, со сказками народов мира, выявить их своеобразие и определить общие черты.

  • Литературные сказки.

Из зарубежных литературных сказок программа Г. С. Меркина предлагает для изучения на уроках лишь сказку Г. Х. Андерсена «Соловей». Представленный факультативный курс расширяет представление учащихся о зарубежных литературных сказках посредством изучения других сказок Андерсена, а также сказок Ш. Перро, братьев Гримм, В. Гауфа, Л. Керролла, Р. Киплинга.

  • Произведения зарубежных писателей.

Данный раздел включает изучение рассказов, повестей и романов зарубежных писателей. На уроках литературы учащиеся получают самое общее (обзорное) представление о романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». На занятиях факультатива пятиклассники имеют возможность более подробно познакомиться с приключениями героя Д. Дефо. Также занятия факультатива продолжает знакомство учащихся с творчеством А. Линдгрен. Отрывок из романа «Приключения Эмиля из Лённеберги» пятиклассники обсуждают на уроке, на факультативе знакомятся с повестью "Пеппи Длинныйчулок". Кроме того, программа факультатива предлагает изучение произведений, не входящих в курс литературы 5 класса.

  • Заключение.

На последнем занятии в игровой форме подводятся итоги изученного за год.

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Часы

1.

Введение.

1

2.

Мифология

1

3.

Фольклор.

4

Скандинавские предания.

1

Английские баллады.

1

Ирландские саги.

1

Сказки народов мира.

1

4.

Литературные сказки.

7

Великие сказочники мира.

1

Ш. Перро.

1

Братья Гримм.

1

Г. Х. Андерсен.

1

В. Гауф.

1

Л. Керролл.

1

Р. Киплинг.

1

5.

Произведения зарубежных писателей.

3

А. Конан Дойл.

1

О. Генри.

1

А. Линдгрен.

1

6.

Заключение.

1


Тема урока

Кол-во часов

Тип занятия, формы работы

Основное содержание, термины, понятия

Универсальные учебные действия

Виды контроля

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Введение

1

Мир зарубежной литературы

1

Вводное занятие

Историческое развитие зарубежной литературы. Зарубежные писатели детям

Воспитание любви к книге как культурному наследию других стран

Владеть различными видами аудирования

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Умение отвечать на вопросы, осознанное построение речевого высказывания

Фронтальный опрос

Мифология

2

Мифы о Троянской войне и ее героях

1

Заочное путешествие

Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие

Излагать содержание прочитанного

Осознавать себя как движущую силу своего научения

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Фронтальный опрос

Фольклор

3

Скандинавские предания об эльфах, гномах и норнах

1

Урок чтения и изучения произведения

Народные предания, отражение в них событий истории и связь со сказочными повествованиями

Формирование потребности в чтении

Излагать содержание прочитанного в соответствии с коммуникативной ситуацией

Прогнозировать и корректировать свою деятельность

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Выразительное чтение

4

Английские народные баллады. Баллады о Робине Гуде

1

Урок чтения и изучения произведения

Народные баллады, особенности их содержания и построения. Историческая справка о времени, описанном в балладах. Образ Робина Гуда. Смелость, благородство, чувство собственного достоинства и справедливость героя

Формирование потребности в чтении

Излагать содержание прочитанного в соответствии с коммуникативной ситуацией

Прогнозировать и корректировать свою деятельность

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Выразительное чтение. Пересказ

5

Сага, ее особенности. Ирландские саги

1

Урок-экскурсия

Сага, ее особенности. Ирландские саги о Кухулине. «Бой Кухулина с Фердиадом». Образы главных героев ирландских саг и русских былин

Формирование познавательного интереса к чтению

Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста

Прогнозировать и корректировать свою деятельность

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения

Нравственная оценка героев

6

Сказки народов мира

1

Урок-экскурсия

«Один заработанный рубль» (грузинская сказка), «Госпожа Метелица» (немецкая сказка), «Волшебное кольцо» (итальянская сказка), «Синдбад-мореход» (арабская сказка из «Тысячи и одной ночи»). Поэтика сказок: волшебное и реальное, особенности фантастики. Богатство тематики сказок, общность идеалов у разных народов: утверждение в сказках доброты, справедливости, трудолюбия.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Излагать содержание прочитанного, используя различные способы

Работать по плану, сверяя свои действия с целью

Оформлять свои мысли с учетом речевой ситуации

Выразительное чтение

Литературные сказки

7

Великие сказочники мира

1

Урок чтения и изучения произведения

Отличие народной и литературной сказок. Зарубежные писатели-сказочники. Викторина по теме урока

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Излагать содержание прочитанного, используя различные способы

Работать по плану, сверяя свои действия с целью

Оформлять свои мысли с учетом речевой ситуации

Сжатый или выборочный пересказ

8

Ш. Перро. Новая встреча со старыми сказками

1

Урок чтения и изучения произведения

Любимые сказки Ш. Перро: «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Синяя борода», «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик с пальчик», «Ослиная шкура». Нравственные ценности сказок Ш. Перро: добро, взаимовыручка, любовь к прекрасному, трудолюбие, дружба, милосердие. Викторина по сказкам Перро: http://lib.mygrodno.com/literaturnaya-igra-po-skazkam-sharlya-perro/

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Излагать содержание прочитанного, используя различные способы

Работать по плану, сверяя свои действия с целью

Оформлять свои мысли с учетом речевой ситуации

Сжатый или выборочный пересказ

9

Путешествие по сказкам братьев Гримм

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Жизнь и творчество братьев Гримм. Рассказывание или чтение любимых сказок с элементами анализа. Сопоставление одноимённых сказок с произведениями Ш. Перро

Совершенствование собственной речи

Уметь пользоваться изучающим видом чтения

Прогнозировать, корректировать свою деятельность

Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать  решение

Фронтальный опрос

10

Сказки Г. Х. Андерсена

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Сюжеты и герои сказок «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка». Сила творческого воображения и мастерство изображения жизненных ситуаций. Прием олицетворения в сказочных историях «Чайник», «Перо и чернильница». Образы и мотивы народных сказок в произведениях «Дикие лебеди», «Свинопас». Утверждение идеалов доброты

Совершенствование собственной речи

Уметь пользоваться изучающим видом чтения

Прогнозировать, корректировать свою деятельность

Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать  решение

Фронтальный опрос

11

В.Гауф «Карлик Нос».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Фантазия и реальность в сказках Гауфа. Роль фантастики в сказке В. Гауфа. Превращение как основа сюжета произведения. Фольклорные черты в сказке. Характеры Якоба и Мими. Утверждение силы человеческого духа в сказке

Формирование устойчивого интереса к учению

Адекватно воспринимать текст

Уметь планировать свою деятельность

Умение слушать и слышать друг друга

Художественный пересказ фрагмента

12

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Биографическая справка. Сказочный мир английского писателя. Бессмыслица как средство создания чудесных ситуаций в повести Л. Кэрролла “Алиса в стране чудес”.

Формирование устойчивого интереса к учению

Адекватно воспринимать текст

Уметь планировать свою деятельность

Умение слушать и слышать друг друга

Художественный пересказ фрагмента

13

Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Начальное представление об анималистическом литературном произведении. Образы животных в сказке Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Отличие кошки от других животных. Животные и люди в сказке. Смысл названия сказки

Совершенствование собственной речи

Уметь выделять нравственную проблематику текста

Прогнозировать, корректировать свою деятельность

Умение слушать и слышать друг друга

Электронные презентации. Выразительное чтение

Произведения зарубежных писателей

14

Детективный рассказ А. Конан Дойля «Камень Мазарини».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Факты биографии и творчества А. Конан Дойля. Жанр детективного рассказа. История создания образа сыщика Шерлока Холмса. Особенности детективных рассказов на примере рассказа «Камень Мазарини».

Формирование умения чувствовать красоту художественного слова

Уметь пользоваться изучающим видом чтения

Прогнозировать, корректировать свою деятельность

Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать  решение

Художественный пересказ фрагмента

15

О. Генри «Вождь Краснокожих».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

О. Генри и его новеллы. Особенности новеллы «Вождь краснокожих».

Образы похитителей и Джонни

Совершенствование собственной речи

Уметь выделять нравственную проблематику текста

Уметь планировать свою деятельность

Умение дискутировать по проблеме

Фронтальный опрос

16

А.Линдгрен "Пеппи Длинный

чулок»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Выдающаяся шведская писательница Астрид Линдгрен и ее книги для детей.

Удивительный мир мечты и приключений Пеппи и ее друзей в повести "Пеппи Длинныйчулок".

Неунываемый нрав и находчивость Пеппи, ее умение превращать жизнь в сказку. Роль портретных характеристик, комические ситуации, сказочные элементы в повести

Совершенствование собственной речи

Адекватно воспринимать текст

Уметь планировать свою деятельность

Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать  решение

Художественный пересказ фрагмента

Заключение

17

Итоговая конкурсная викторина

1

Итоговое занятие

Викторина по изученным произведениям в форме игры «Своя игра».

Личностный рост

Стремление к осознанному чтению

Прогнозирование своей деятельности

Уметь сотрудничать друг с другом

Читательский дневник

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы занятия, раздела

Календарная дата

По плану

Фактически

1

Мир зарубежной литературы

2

Мифы о Троянской войне и ее героях

3

Скандинавские предания об эльфах, гномах и норнах

4

Английские народные баллады. Баллады о Робине Гуде

5

Сага, ее особенности. Ирландские саги

6

Сказки народов мира

7

Великие сказочники мира

8

Ш. Перро. Новая встреча со старыми сказками

9

Путешествие по сказкам братьев Гримм

10

Сказки Г. Х. Андерсена

11

В.Гауф «Карлик Нос».

12

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

13

Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе».

14

Детективный рассказ А. Конан Дойля «Камень Мазарини».

15

О. Генри «Вождь Краснокожих».

16

А.Линдгрен "Пеппи Длинный

чулок»

17

Итоговая конкурсная викторина


Литература для учителя.

  1. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари: Зарубежная литература в детском и юношеском чтении.- М., 1965.
  2. Зарубежная детская литература: Учеб. пособие / Н.В. Будур, Э.И. Иванова, Т.А. Чеснокова – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Зарубежная литература: Анализ произведений школьной программы: Учеб. пособ. / Сост. Л.Б. Гинзбург, А.Я. Резник. – Мн.: Книжный Дом, 2004.
  4. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. /Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. — М., 1997.
  5. Зарубежные детские писатели в России: Библиографический словарь / Под общ. ред. И.Г. Минераловой. – М., 2005.
  6. Зиман Л.Я. Зарубежная литература для детей и юношества: Учеб. пособие. – М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
  7. Иванова Э. И., Николаева С. А. Изучение зарубежной литературы в школе - Дрофа, 2007 г.
  8. Изучение произведений зарубежной литературы на уроках и факультативных занятиях в школе/Под ред. Н. П. Михальской и др. - М., 1986.
  9. Кихней Л.Г. Зарубежная литература Средних веков и Возрождения. Часть I: Средние века: Сборник хрестоматийных и справочных материалов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2007. – 168 с.
  10. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. 5-е изд. М., 1975.
  11. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский М.: Сов. энциклопедия, 1991.
  12. Мифологический словарь: Кн. для учителя. (Ботвинник М.Н., Коган Б.Н., Рабинович М.Б, Селецкий Б.П.). 4-е изд. М.: Просвещение, 1985.

13. Соловей Т.Г. Уроки зарубежной литературы в 5-9 кл. Методическое пособие . - М. : Дрофа, 2007.

14.Тураев С. В., Чавчанидзе Д. Л. Изучение зарубежной литературы в школе. - М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по чувашской литературе для 7 класса

Чёваш Республикин В.рен\ тата =амрёксен политикин министерстви 2005 =улта =ир.плетн. в.рен\ план. тёрёх чёваш шкул.сенче тёван литература в.рентме V класра эрнере 3 сехет уйёрнё?Ку программёна Чёваш Р...

Рабочая программа учебного курса по чувашской литературе для 7 класса

Чёваш Республикин В.рен\ тата =амрёксен политикин министерстви 2005 =улта =ир.плетн. в.рен\ план. тёрёх чёваш шкул.сенче тёван литература в.рентме V класра эрнере 3 сехет уйёрнё?Ку программёна Чёваш Р...

Рабочая программа учебного курса по чувашской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного курсапо чувашской литературе для  8 класса...

Рабочая программа учебного курса по чувашской литературе для 9 класса

Рабочая программа учебного курсапо чувашской литературе для  9 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы)

Данная рабочая программа по учебному курсу «Дальневосточная литература» предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. Рабочая программа предполагает п...

Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе учебного курса по дальневосточной литературе

Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе по Дальневосточной литературе для 5-9 классов...

Рабочая программа учебного курса по хакасской литературе для 11 класса

Рабочая программа по хакасской литературе для учащихся 11 класса (2 ч. в неделю, 69 ч. в году)...