Главные вкладки

    Рабочая программа литературы, 10 класс
    методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

    Рабочая программа литературы в 10 предназначена для обучения старшеклассников, отражает нормативные документы, основное содержание  предмета, нацелена на формирование прочных знаний, определяет объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей обучающихся.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moe_tem._lit_10_2014.docx71.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа №12"

    ПРИНЯТО:

    на заседании методического совета

    Протокол № 1 от "28"августа 2014г.

              УТВЕРЖДАЮ:

             Директор МБОУ "СОШ № 12"

             ____________ И.В. Смирнова

             Приказ № 678/01-13от  "29" августа2014 г.

    Рабочая учебная программа литературы

                                         

    Класс: 10 А

    Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории

    г. Нижневартовск

    2014


    Аннотация к рабочей программы   литературы

    Рабочая программа литературы в 10 предназначена для обучения старшеклассников, отражает нормативные документы, основное содержание  предмета, нацелена на формирование прочных знаний, определяет объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей обучающихся.  


    1. Пояснительная записка

       Рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (10-11 классы, - М: Просвещение, 2011).

    Используется учебник: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Ю.И. Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б Воронин  и др. – М.: Мнемозина, 2011.

    Программа рассчитана на 105 часов.

    Рабочая программа по литературе в 10 предназначена для обучения литературе в 10 А классе, отражает нормативные документы, основное содержание  предмета, нацелена на формирование прочных знаний и практическую реализацию элементов  ГОС при изучении литературы. Рабочая программа создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОС, на основе примерной  программы, с учетом целей и задач Образовательной программы.  Рабочая программа отражает планирование, организацию и возможность управления образовательным процессом по учебной дисциплине литература. Рабочая программа определяет конкретное содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и континента обучающихся.  

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

                Содержание и структура УМК определяются целью и задачами  программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

    Цели учебного предмета:

    • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
    • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
    • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
    • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
    • воспитание культуры речи учащихся.

    Рабочая программа ставит задачи формирования языковых, коммуникативных, лингвистических компетенции. Для проверки этих компетенций предложено решить следующие практические задачи:

    • знать содержание изученных литературных произведений;
    • знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 века;
    • знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
    • знать основные теоретико-литературные понятия.

    Приоритетные формы и методы работы с обучающимися: 

    методы активного обучения (диалоговый, исследовательский, опорных сигналов, критических ситуаций, автоматизированного обучения);

    формы обучения: самостоятельная работа (под контролем учителя и без), лекция, семинар, практическое занятие,  факультатив, консультация, зачет, проектирование. индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая. 

    Контроль - неотъемлемая часть обучения. На уроках применяется:

    -  текущий контроль: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение;

      - итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющий начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

    Сроки реализации: 01.09.2014 - 30.05 2015.

    Структура рабочей программы:

    1. Пояснительная записка

    2. Общая характеристика учебного предмета, курса

    3. Описание места учебного предмета в учебном плане

    4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

    5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

    6. Содержание образования.

    7.Тематическое планирование.

    8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    9. Приложения к программе.

      Рабочая программа составлена для обучающихся 10А класса с учетом их интеллектуального уровня развития, степени учебной мотивации. Обучающиеся имеют высокие и средние учебные возможности, уровень учебной мотивации у части обучающихся высокий, у части – средний. Исходя из этого, составила рабочую программу, которая предполагает обучение и развитие школьников с разными учебными возможностями на основе внутриклассной дифференциации обучения.  Такой подход к преподаванию литературы  в 10А  классе  обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

    На уроках литературы ведется определенная работа по профориентации учащихся. Знакомство с миром профессий осуществляется посредством изучения биографии писателей, поэтов, которые имели определенные профессии.  При изучении художественного произведения, герои которых  – учителя, врачи, инженеры и т.д., круг затрагиваемых специальной расширяется, изучение функциональных обязанностей и особенностей той или иной профессии углубляется.  

    Предполагаемые результаты обучения учеников 10 А класса:

    • успеваемость -  100 %;
    • качество знаний -55 %.

    2. Общая характеристика учебного предмета, курса

                Программа предполагает изучение учебного предмета на основе учебника: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Ю.И. Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б Воронин [ и др.]. – М.: Мнемозина, 2011.

     Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь  литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функций слова. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека,  обогащает культурно – историческую память учащихся, формирует у  школьника историзм мышления,  активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

    Основа содержания литературы как учебного предмета -  чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим  ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

    Изучение курса «Литература» способствует формированию гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, выражать внутренний мир человек; должно обеспечить получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

    формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; формирование базовых умений.

    Цель обучения – формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.  

    3. Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами предмет "Литература" изучается с 1 по 11 класс. Курс обучения литературе составляет 105 часов (35 недель по 3 часа в неделю), из которых на изучение произведений отводится 90 часов, на зачетные работы – 4 часа, на развитие речи -  11 часов. В течение учебного года учащиеся должны написать 7 классных и 2 домашних сочинения по изученным произведениям.

    4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

                Одним из результатов обучения литературе является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

       Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью художественных произведений; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

     Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

     Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

     Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности окружающего мира, воссозданного в художественном произведении.

     Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

     Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

     Ценность труда и творчества.  Осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

     Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

     Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

    5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

    Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты освоения литературы обучающимися 10А класса:

    - формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

    - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и моральных нормах общения;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными;

    - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
            Метапредметные результаты освоения литературы обучающимися 10А класса:

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, достижение результата;

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

    - активное использование речевых средств для решения коммуникативных, познавательных  задач;

    - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

    - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

     Предметные результаты освоения литературы обучающимися 10А  класса:

     - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    -достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

    - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

    - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

    - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть следующими видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев);

    - развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям.

    .


    6. Содержание образования

    Тема

    Количество часов

    Развитие речи

    Тема 1

     Ведение

    2

    Тема 2

    А.С.Пушкин  

    7

    Тема 3

    М.Ю.Лермонтов

    5

    2

    Тема 4

    Н.В.Гоголь

    6

    Тема 5

    А.Н.Островский

    5

    1

    Тема 6

    И.А.Гончаров

    5

    Тема 7

     И.С.Тургенев

    5

    2

    Тема 8

    Ф.И.Тютчев

    3

    Тема 9

    А.А.Фет

    4

    Тема 10

    А.К.Толстой

    3

    Тема 11

    А.Н.Некрасов

    7

    Тема 12

    Н.С.Лесков

    3

    Тема 13

    М.Е. Салтыков-Щедрин

    3

    Тема 14

    Ф.М.Достоевский

    9

    2

    Тема 15

    Л.Н.Толстой

    15

    2

    Тема 16

    Зарубежная литература.

    Дж. Байрон

    Э.Гофман

    Эдгар По

    Ф.Стендаль

    Оноре де Бальзак

    10, в том числе

    3

    1

    2

    2

    2

    2

    Тема 17

    Подведение итогов

    2

    Итого

    94

    11

    7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

    № п/п

    Наименование раздела, темы

    Дата

    Планируемые предметные результаты освоения материала

    Виды учебной деятельности, направленные на формирование  универсальных учебных действий

    По плану

    По факту

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Тема 1. Ведение  (2ч)

    1,2

    Содержание курса литературы и формы отчётности учащихся. Русская философская мысль и литература

    Сведения о развитии литературы ХIХ в. Умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

    Навыки написания лекции.

    Тема 2. А.С.Пушкин (7ч.)

    3

    А.С.Пушкин. Жизнь. Творчество. Личность писателя

    Обзор жизни и творчества писателя

    Навыки составления тезисов;

    умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

    Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

    Работа с учебником.

    4

    Пушкин - философ

    Анализ содержания философских стихов,

    5

    Тема дружбы в лирике

    Совершенствование знаний о лирике поэта

    Совершенствование библиографических знаний.

    6

    Любовная лирика

    Умение анализировать лирические произведения

    7-8

    «Борис Годунов». Царь Борис, его противники и приспешники

    Конфликт драматического произведения; Воспроизводить содержание литературного текста

    9

    Композиция и язык первой реалистической трагедии русской литературы

    Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

    Тема 3.М.Ю.Лермонтов (5+2 ч.)

    10

    Жизнь. Творчество. Личность писателя

    Знание биографии и творчества писателя. Размеры стиха

    Формировать учебно-коммуникативные умения.

    Навыки связной устной речи; навыки связной письменной речи. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

    11

    Мотив одиночества в лирике поэта

    Совершенствование знаний о лирике поэта

    12

    Пафос вольности и протеста

    Сопоставительный анализ текстов с исторической обстановкой

    13

    Тема любви

    Анализировать текст, объяснять его связь с проблематикой произведения

    14

    Решение темы поэта и поэзии М.Ю. Лермонтова

    Выразительно читать изученные произведения, анализ

    15-16

    Сочинение по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

    Работа с критическими статьями, написание текста сочинения

    Тема 4. Н.В.Гоголь (6ч.)

    17

    Жизнь. Творчество. Личность писателя

    Знание биографии и творчества писателя

    Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

    18

    «Петербургские повести»: «Невский проспект»

    Знание содержания текста,  основных теоретико-литературных понятий

    19

    Образ города в повести «Невский проспект»

    Работа с текстом: собирательный образ города

    20

    Соотношение мечты и действительности в повести «Невский проспект»

    Аргументированно  формулировать  свое отношение к прочитанному произведению

    21

    Две сюжетные линии

    Анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

    22

    Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творчества

    Анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

    Тема 5. А.Н.Островский (5+1 ч.)

    23

    Краткая творческая биография

    Знание биографии и творчества писателя

    Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; умение анализировать, сравнивать, выделять главное

    24

    Пьеса «Гроза» - борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах

    Работа с текстом: конфликт драматического произведения

    25

    Конфликт героини с «темным царством»

    Анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

    26

    Обличение самодурства и невежества в пьесе

    Работа с текстом: анализ  образа драматического произведения.  Навык обобщающей характеристики литературных героев

    27

    Сценическая и экранная судьба произведений А.Н.Островского

    Видеоролик, фильм по произведениям драматурга

    28

    Сочинение по творчеству А.Н. Островского и Н.В.Гоголя

    Анализ текста, критических статей. Понимание образной природы словесного  искусства

    Тема 6. И.А.Гончаров (5 ч.)

    29

    И.А.Гончаров Краткая биография.

    Знание биографии и творчества писателя

    Навыки работы над проектом;

    навыки написания лекции; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы 

    30

    «Фрегат «Паллада» (обзор)

    Знакомство с основными концептуальными положениями  эпистолярного жанра

    31

    История написания романа «Обломов». Образ Обломова

    Собирательный образ главного литературного героя

    32

    Система образов в романе

    Работа с эпизодом

    33

    Обломов и обломовщина

    Работа с текстом романа, анализ эпизода

    Тема 7. И.С.Тургенев (5+2 ч.)

    34

    И.С.Тургенев Краткая биография

    Знание  биографии и творчества писателя

    Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

    35

    «Отцы и дети»: новый тип романа в русской литературе

    Совершенствование исторических знаний

    36

    Конфликт отцов и детей в романе

    Работа с эпизодом: проблематика эпохи

    37

    Базаров в системе действующих лиц

    Работа с эпизодом Сопоставительная характеристика героев

    38

    Оппоненты героя, их позиции

    Работа с эпизодом

    39-40

    Сочинение по творчеству И.А.Гончарова и И.С.Тургенева

    Анализ текста, работа с  критическими статьями

    Тема 8. Ф.И.Тютчев (3 ч.)

    41

    Ф.И Тютчев - поэт-философ

    Знание  биографии и творчества поэта

    Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Навыки выразительного чтения

    42

    Ф.И Тютчев - певец родной природы

    Совершенствование знаний о лирике поэта

    43

    Ф.И Тютчев: любовь как "поединок роковой"

    Навыки анализа лирического произведения

    Тема 9. А.А.Фет (4 ч.)

    44

    А.А Фет: зоркость к красоте

    Знание  биографии и творчества поэта

    Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Навыки самостоятельной работы

    45

    А.А Фет: умение ловить неуловимое

    Навыки выразительного чтения лирического произведения

    46

    А.А Фет: волшебство ритмов

    Анализ лирического произведения

    47

    Зачет по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

    Тема 10. А.К.Толстой (3 ч.)

    48

    А.К. Толстой Краткая биография

    Знание  биографии и творчества писателя

    Навыки написания лекции. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

    49

    А.К. Толстой - поэт

    Анализ лирического произведения

    50

    А.К. Толстой "Драматическая трилогия"

    Работа с эпизодом: проблематика эпохи

    Тема 11. Н.А.Некрасов (7 ч.)

    51

    Н.А. Некрасов краткая биография поэта

    Знание  биографии и творчества писателя

    Навыки работы над проектом;

    навыки написания лекции; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы 

    52

    Гражданственность лирики Н.А. Некрасова

    Навыки анализа лирического произведения; сюжет и авторские отступления; лирический герой

    53

    "Кому на Руси жить хорошо" - сюжет и авторские отступления

    54

    Многообразие народных типов галерее героев поэмы

    55

    Проблема счастья и смысла жизни в поэме

    56

    57

    Зачет по русской поэзии второй половины XIX в.

    Тема 12. С.Н.Лесков (3 ч.)

    58

    Н.С Лесков Краткая биография писателя

    Знание  биографии и творчества писателя

    Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; составлять тезисный план

    59

    Былинные мотивы в повести "Тупейный художник"

    Работа с текстом: анализ эпизода; сопоставление содержания и исторической эпохи

    60

    Н.С. Лесков как мастер описания русского быта

    Тема13. М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.)

    61

    М.Е. Салтыков - Щедрин. Краткая биография

    Знание  биографии и творчества писателя

    Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

    62

    "История одного города". Сатирическое изображение смены градоначальников

    Работа с текстом: анализ эпизода; сопоставление содержания и исторической эпохи

    63

    Градоначальники и народы

    Тема 14. Ф.М.Достоевский (9+2 ч.)

    64

    Краткий очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского

    Знание  биографии и творчества писателя

    Навыки работы над проектом;

    навыки написания лекции; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы 

    Навыки связной письменной речи

    65

    "Преступление и наказание", детективный сюжет и глубина постановки проблемы

    Вычленение сюжетной линии

    66

    Теория Раскольникова и причины ее поражения

    Философские проблемы эпохи как зеркальное отражение содержания романа

    67

    Родион Раскольников - преступник или герой?

    Работа с текстом: составление характеристики образа

    68

    Двойники Раскольникова, их роль в романе

    Работа с текстом: сравнительная характеристика персонажей

    69

    Соня Мармеладова - святая или порочная?!

    Работа с текстом: составление характеристики образа

    70

    Родион и Соня: что впереди?

    Работа с текстом. Анализ эпизода

    71

    Психологизм романа и философия в эпилоге

    Работа с текстом: составление характеристики образа

    72-73

    Сочинение по творчеству Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова - Щедрина, Ф.М. Достоевского

    Анализ текста, критических статей. Понимание образной природы словесного  искусства

    74

    Зачетный урок

    Вычленение сюжетной линии; сравнительная характеристика персонажей.

     Понимание образной природы словесного  искусства

    Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

     Тема 15. Л.Н.Толстой  (15+2ч.)

    75

    Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество

    1

    Знание  биографии и творчества писателя

    Навыки работы над проектом;

    навыки написания лекции; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 

    Навыки связной письменной речи.

    Навыки написания сочинения-рассуждения.

    76,

    77

    "Севастопольские рассказы" - этап подготовки к написанию романа

    2

    Характеристика героев - защитников города

    78

    Художественные особенности и своеобразие композиции романа "Война и мир"

    1

    Художественные особенности и своеобразие композиции

    79

    "Мысль народная" в эпопее

    1

    Вычленение сюжетной линии; сравнительная характеристика персонажей.

     Особенности изображения «любимых» и нелюбимых героев писателя.  

    Анализ эпизодов

    Навыки работы с критической статьей

    80

    Герои романа в поисках смысла жизни

    1

    81

    Нравственные поиски Пьера Безухова

    1

    82

    Нравственные поиски Андрея Болконского

    1

    83

    Наташа Ростова- любимая героиня Л.Н. Толстого

    1

    84

    Наташа Ростова и Марья Болконская

    1

    85

    Картины войны в романе. М.И. Кутузов и Наполеон: личности и полководцы

    1

    86

    "Дубина народной войны"

    87

    Платон  Каратаев. Значение образа

    88- 89

    Обзор творчества писателя

    90-91

    Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

    Анализ текста, критических статей. Понимание образной природы словесного  искусства

    Зарубежная литература  (10 ч. + 2ч.)

    92

    Дж. Байрон. Байронизм

    Знание  биографии и творчества писателя

    Навыки работы над проектом;

    навыки написания лекции; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 

    Навыки связной письменной речи.

    Навыки написания сочинения-рассуждения.

    93

    «Паломничество Чарльз - Гарольда»- автобиографическое произведение

    Собирательный герой-романтик.

    Анализ эпизода

    94

    Одинокий литературный герой  в «Восточной поэме»

    95

    Э.Гофман. Многообразие творчества

    Обзор  биографии и творчества

    96

    Эдгар По - основоположник детективного жанра

    Знание  биографии и творчества писателя. Анализ эпизода.

    97

    Новеллы Э. По

    98

    Ф.Стендаль – писатель - реалист

    Знание  биографии и творчества писателя

    Анализ эпизода.

    99

    Роман «Пармский монастырь»

    100

    Оноре де Бальзак «Человеческая комедия»

    Знание  биографии и творчества писателя

    Анализ эпизода.

    101

    Философская повесть «Шагреневая кожа»

    102

    103

    Итоговое сочинение

    Анализ текста, критических статей. Понимание образной природы словесного  искусства

    104

    105

    Подведение итогов

    Совершенствование знаний

    8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

    Учебно-методическая литература для обучающихся и учителя

    Наименование

    Выходные данные

    1

    Сборник тестов. Литература

    10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену. – М., Просвещение, 2008.

    2

     Контрольные измерительные материалы

    Литература. Контрольные измерительные материалы/Под ред.В.И. Капинос. - М., Просвещение, 2008.

    Учебно-методическая литература для учителя

    Наименование

    Выходные данные

    1

    Учебник  (УМК)

    Учебник. «Литература. Русская классика»/ под редакцией Ю.И. Лыссого . – М.: Мнемозина, 2011.

    2

    Хрестоматия

    Хрестоматия в 2-х частях к «Учебнику. Русская литература ХIХ века».- М.: Мнемозина, 2011.

    3

    Сборник тестов. Литература

    10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену. – М., Просвещение, 2008.

    4

    Литература. Контрольные измерительные материалы

     Контрольные измерительные материалы/Под ред.Н.В. Соколовой. - М., Просвещение, 2008.

    5

    Календарно- тематическое планирование учителя

    Календарно-тематическое планирование учителя.

    Учебно-методическая литература для обучающихся

    Наименование

    Выходные данные

    1

    Учебник  (УМК)

    Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Ю.И. Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б Воронин [ и др.]. – М.: Мнемозина, 2011.

    2

    Хрестоматия

    Хрестоматия в 2-х частях к «Учебнику. Русская литература ХIХ века».- М.: Мнемозина,  2011.

    3

    Сборник тестов. Литература

    10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену. – М., Просвещение, 2008.

    4

    Литература. КИМ.

     Контрольные измерительные материалы/Под ред.Н.В. Соколовой. - М., Просвещение, 2008.

    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/.
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/.
    • Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 
    • Федеральный портал http://www.edu.ru/ 
    •  Обучающий корпус русского языка: http://ruscorpora.ru/corpora-about.html#educational
    • Справочно-информационный портал "Грамота.ру"( Словари, игры, материалы к уроку, новости, журнал, материалы олимпиад): http://www. gramota.ru ; 
    • Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru/
    • Сайт «Первое сентября» http://1september.ru/.
    • Золотой стихофон   http://gold.stihophone.ru/
    • Сайт издательства «Лицей»  http://www.licey.net.
    • Электронные  словари на http://www.yandex.ru/.

    Словари, справочники:

    Материалы к урокам:

    Библиотека литературы по гуманитарным наукам: www.gumer.info

    Информационно-коммуникационные технологии в образовании: http://www.ict.edu.ru

    9. Приложения к программе

    Критерии оценивания тестовых работ обучающихся

    Отметка «5» ставится, если: выполнено 91-100% работы.

    Отметка «4» ставится, если: выполнено 75-90% работы.

    Отметка «3» ставится, если: выполнено 50-74% работы.

    Отметка «2» ставится, если: выполнено 20-49% работы. 

    Нормы и основные критерии оценки устных ответов

    Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку, Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: I) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

    Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

    Отметка «5» ставится, если ученик: I) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

    Нормы и основные критерии оценки сочинений

     1.Критерии оценки содержания:        

    • соответствие работы теме и основной мысли;
    • полнота раскрытия темы;
    • правильность фактического материала;
    • последовательность изложения.

    2.Критерии оценки речевого оформления:

    • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
    • стилевое единство и выразительность речи;
    • число речевых недочетов.

    Оценка

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    «1»

    Критерии оценки содержания

    Соответствие теме. Отсутствие фактических ошибок. Последовательность изложения.

    Богатство словаря и разнообразие синтаксических конструкций.

    Стилевое единство, выразительность текста.

    1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.

    Соответствие теме (незначительные отклонения).

    Достоверность содержания (единичные фактические неточности).

    Незначительные нарушения последовательности.

    Богатство словаря и разнообразие синтаксических конструкций.

    Стилевое единство, выразительность текста.

    Не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.

    Отклонения от темы.

    Достоверность содержания (отдельные фактические неточности).

    Отдельные нарушения последовательности.

    Бедность словаря, однообразие синтаксических конструкций.

    Стилевое единство отсутствует, невыразительность текста.

    Не более 4 недочетов в содержании, не более 5 речевых

    Не соответствует теме

    Фактические ошибки.

    Нет последовательности.

    Крайне беден словарь, короткие однотипные предложения.

    Нет стилевого единства.

    6 недочетов в

    содержании и до 7 речевых

    недочетов.

    Более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

    Критерии оценки речевого оформления

    1 орф.,

    Или

    1 пункт.

    Или

    1 граммат.

    2 – 2,

    Или

    1 – 3,

    Или

    0 – 4 , а также 2 гр.

    4 – 4,

    Или

    3 – 5,

    Или

    0 – 7, а также 4 гр.

    7 -7,

    Или

    6 – 8,

    Или 5 – 9,

    Или 6 – 8, а также 7 гр.

    Более 7 орф., более 7 пункт.,

    Более 7 гр.

     При оценке сочинения учитывается самостоятельность и оригинальность.

    Темы проектов

    1. Случай и судьба в творчестве А.С. Пушкина.

    2. Евгений Онегин и Александр Чацкий: драма романтической личности.

    3. Тема поэтического вдохновения  в творчестве А.С. Пушкина.

    4. «Поэтов сладостный союз»: творческое взаимодействие Пушкина, Вяземского, Баратынского, Языкова.

    5.Лирические отступления в романе в стихах «Евгений Онегин» и в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

    6. Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

    7. Эволюция творческой манеры Щедрина. Появление и развитие гротеска.

    8. «Летописец минуты» или пророк? («Готовности», угаданные Щедриным в окружающей его действительности далеком будущем).

    9.Место И.А. Гончарова в истории русского романа.

    10.  Любовная драма Ильи Ильича Обломова.

    11. «Румяный критик мой…» Ответ на критику в адрес произведений А. С. Пушкина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа. Литература, 5 класс

    Рабочая программа. Литература, 5 класс...

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

    Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

    Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

    Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.

    Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...

    Рабочая программа "Литература. 7 класс" (в соответствии с программой В.Я. Коровиной)

       Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. К...

    рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

    рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

    Рабочие программы.Литература. Литература Бурятии

    Рабочая программа рассчитана на изучение  литературы Бурятии  и составлена на основе авторской программы «Наши духовные ценности» Санжадаевой Галины Сампиловны «Тоонто нюта...