Чацкий и проблемы ума.
план-конспект урока по литературе на тему

Автор характеризует московское дворянство начала 19 века и взгляды Чацкого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chatskiy_i_problema_uma.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература.

Конспект урока.

Учитель русского языка и литературы Миркина м. а.

Тема:

Чацкий и проблема ума: смысл названия комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

Цель урока:

Образовательная цель: сформировать представления об особенностях жанра классицистической комедии на примере комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», выделить традиционные и новаторские черты.

Воспитательная цель: на примере Чацкого показать, как умный человек может оказаться бестактным и смешным, демонстрируя свои нравственные идеалы с конкретной бытовой ситуацией. 

Развивающая цель: способствовать развитию, умению выделять главное, существенное в изучаемом материале; способствовать развитию навыков устной монологической и диалогической  речи.

Тип урока:

Комбинированные урок.

Межпредметные связи:

Связь темы с обществознанием (этика, моральные нормы, отклоняющиеся поведение, социальный статус личности), с историей (общественная мысль первой четверти XIX века, движение Декабристов, дворянский быт). «Беседы о русской культуре» Ю. М. Лотмона.

Внутрикурсовые связи:

Каноны драматургии классицизма (поэтика Буало).

Терминология:

Проверка и закрепление ухе известной литературоведческой терминологии, изучение новой (драматургия классицизма, три единства, действие, явление, акт, сцена).

Литература:

Лотман Ю. М. Биседы о русской культуре.

Гончаров И. А. Миллион терзаний.

Тынянов Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара.  

Наглядность:

Портреты писателя, иллюстрации к комедии, аудиозаписи и видео записи  различных интерпретаций комедии отечественными и западными режиссерами.

Технические средства:

 Интерактивная доска. Ноутбук. Карточкими с именами героев комедии.  

Ход урока.

  1. Организационные момент (2 минуты).
  2. Проверка домашнего задания (10 минут). Ученики читают наизусть выученные монологи героев комедии, пересказывают содержание III-IV действий.
  3. Изучение и закрепление нового материала (30 минут).  

1). Характеристика московского дворянства начала XIX века. «Фамусовского общество». Описание быта, нравов, государственной службы московского дворянства, принципиально отличающегося от дворянства Петербургского.   Это общество замкнуто, кастово. В московское общество трудно проникнуть и сделать карьеру разночинцу и бедному дворянину. Это традиционное общество, живущее по своим негласным, давно сформулированным традициям. Сугубо русское общество Москвы противопоставлено петербургскому свету. Важно продемонстрировать учащимся и положительные и отрицательные черты «фамусовской» Москвы.

2). Характеристика взглядов Чацкого.  Не возможно по высказываниям Чацкого причислить его к определенной политической партии. Он – демократ широкого толка, аристократ духа.  Прием, через который даны взгляды Чацкого – остранение. Он три года не был в Москве и смотрит на нее новым «объективным» взглядом. Его не устраивает все: система государственной службы, отношение к старшим, внутрисемейные отношения и семейственность и предательство возлюбленной Софьи. Чацкий бескомпромиссен, резок и однобок в своих суждениях, но великодушен и честен.    

3). Смысл названия комедии («Горе от ума», «Горе уму»).  Чацкий, вероятно, самый умный персонаж комедии, но постоянно попадает в смешные ситуации. Недаром во время его первого явления его фамилия через строчку рифмуется с выражением «смех дурацки».  Он постоянно неадекватен в сложившейся бытовой ситуации, ему нахватает чувства и такта. Большую часть пьесы он не понимает кого любит Софья, а когда догадывается – не может понять, как Софья, его гениального, променяла на подлого Молчалина. Последний обличительный монолог Чацкий произносит на балу, что по меньшей мере не прилично и действительно граничит с сумасшествием. Это было метко определено Софьей. Смысл названия «Горе уму» говорит о безумии мира и о бессмысленности проявления ума в нем, невозможности исправить это общество. Название «Горе от ума» говорит о доминировании ума в личности Чацкого и несовершенстве выражения других качеств. Практика показывает, что не все вопросы жизни поверяются умом.  

4). Проблема жанра комедии (классицизм, реализм, романтизм). Традиции и новаторство в комедии. Грибоедов  жестко осмеивал классицистическую систему трех единств. Однако собственную комедию построил в соответствии с этими законами. Комедию Грибоедова населяет порядка 70 сценических и несценических персонажей, что не характерно для классицистической пьесы. Существенной новизны Грибоедов достигает тем, что передает качество присущие амплуа положительного героя отрицательному и наоборот, что, кстати, первым заметил Пушкин. Благодаря этому персонажи становятся неоднозначными, а больше походи на подлинные человеческие характеры с положительными и отрицательными чертами. Грибоедов по-новому переосмысляет классицистические единства, доводя реальность пьесы до символического значения. Один день вмещает жизнь. Сцена вмещает огромное количество персонажей. Местом действия становиться Москва, не случайно избранная автором.  Грибоедов в своей пьесе соединяет комедию положений и комедию характеров. Автор использует два традиционных для классицизма конфликта: любовный и политический. И к финалу пьесы Чацкий в обоих конфликтах терпит видимое поражение, однако моральная и нравственная победа на его стороне.

IV. Объяснение домашнего задания (3 минуты). Написать сочинение на одну из предложенных тем:

«Фамусовское общество в Комедии «Горе от ума»

«Чацкий и проблема ума в комедии Грибоедова «Горе от ума»

«Любовная линия и образ Софьи в комедии «Горе от ума»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"

Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью матема...

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

«УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ». ПУТЬ ЧАЦКОГО К «СУМАСШЕСТВИЮ».. (ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ КОМЕДИИ А.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».)

Авторский инновационный взгляд на главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - Чацкого....

Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Данная работа представляет собой  разработку урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" , которая дает возможность учащимся расширить свои знания, привести весь материал...

Анализ 3 д; сцена "Чацкий и Молчалин" в комедии А.с. Грибоедова "Горе от ума"

Анализ 3 действия комедии  Грибоедова, сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина....

Методическая разработка: "Чацкий: умный или умник?"

Применение проблемного вопроса на уроках литературы в 9-ом классепо теме "Горе от ума""...

"Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Предлагается на примере героев взглянуть на молодое поколение того времени и сопоставить с современными молодыми людьми...