«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Цуканова Валентина Петровна

 

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.

Вид урока: путешествие по орфограммам

Технология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего обучения

Цель:

  1. Познакомить учащихся с понятием предлог и его роли в предложении.
  2. Закрепить знания учащихся о раздельном написании предлога с другими словами.
  3. Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
  4. Воспитывать любовь к русскому языку.

Знать: орфограммы по теме  «Предлог как часть речи»

Уметь:правильно писать слова с изученными орфограммами, находить в предложении предлоги и определять падеж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала Цуканова Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Михайловская С(п)ОШ». Бурлинского района, Алтайского края.

Тема урока:   «Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого).  Предлог как часть речи.

Класс: 7 общеобразовательный

Тип урока: повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.

Вид урока: путешествие по орфограммам

Технология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего обучения

Цель: 

  1. Познакомить учащихся с понятием предлог и его роли в предложении.
  2. Закрепить знания учащихся о раздельном написании предлога с другими словами.
  3. Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
  4. Воспитывать любовь к русскому языку.

Знать: орфограммы по теме  «Предлог как часть речи»

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами, находить в предложении предлоги и определять падеж

Оборудование: карточки, иллюстрации, таблицы

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель: Ребята, сегодня мы обобщим  и  углубим  ваши знания по орфограммам, изученным по теме  «Предлог как часть речи»

Попутное повторение: вспомним правописание  приставок и  наречий.

  1. Повторение изученного о наречии.
  1. Словарный диктант.

По-иному, по-товарищески, во-первых, еле-еле. По-своему, крест-накрест, по-осеннему, мало-помалу, по-ребячьи,  нежданно-негаданно, где-нибудь.

Задание: подчеркните сложные наречия. Как они образовались?

  1. Грамматический разбор

Под диктовку учителя записываются предложения.

Некрасов в своих произведениях писал о тяжёлой доле народа, страстно призывал к борьбе за свободу. Великий писатель горячо верил в светлое будущее русского народа.

Задание: Проводится орфографический и пунктуационный разборы

(Учащиеся  подчёркивают  наречия и разбирают их по плану, данному в учебнике).

  1. Углубление знаний учащихся о предлогах

Учитель: Мы приступаем к изучению предлогов, сегодня же перед нами будут стоять следующие задачи:

1)Значение предлогов

2) Употребление предлогов

3)Правописание предлогов  и приставок

Для наблюдения используются предложения, которые только что  разбирались.

  1. Назовите  предлоги  с теми словами, с которыми они употреблены в предложениях:   (к произведениям,  о доле)
  2. Разберите второе предложение по членам. Сколько членов предложения? А сколько слов в предложении?
  3. Какова роль предлогов в предложении?
  4.  С какой частью речи употреблены в тексте предлоги?  Выпишите существительные с предлогами и теми словами, к которым они относятся; определите падеж (писал в произведениях, писал о доле).   С какими падежами употреблены предлоги?

Слово учителя: предлоги употребляются с определёнными падежами, многие из них только с одним падежом, а некоторые  - с двумя и тремя падежами. Найдите примеры в таблице:

Предлоги, употребляющиеся с несколькими падежами.

В.п

Т.п

Спуститься под землю

Жить под Москвой.

Р.п.

В.п.

Т.п.

Рисовать с натуры.

Ждать с час.

Встретиться с товарищем.

Вывод: Одни и те же предлоги, употребляемые с разными падежами, имеют различное значение.

5).   Учащиеся  знакомятся с различными предлогами, которые в сочетании с существительными обозначают место, время, причину.

Предлоги   в  -  из;  на  --с.   имеют   пространственное значение, т.е. указывают  на место, часто неправильно употребляются в устной и письменной речи.

ЗАПОМНИ ПРЕДЛОГИ – АНТОНИМЫ

В

Пойти в школу.

Поехать в Крым.

НА

Поехать на завод.

Уехать на Кавказ.

ИЗ

Прийти из школы.

Приехать из Крыма.

С

Прийти а завода.

Приехать с Кавказа.

По таблице разбираем употребление предлогов

  1. Самостоятельная работа.

Задание: Записать к данным словосочетаниям словосочетания, противоположны по смыслу.

Отправиться на космодром – вернуться с космодрома;  

войти в кабину ракеты -  

улететь в космос -

поехать в планетарий -  

войти в кабинет физики -

 прибежать в кабинет физики -

 прибежать на стадион -

привезти хлопок на фабрику –

 пойти на концерт –

Теория:        ПРЕДЛОГ  ПО не может употребляться с несколькими падежами,

При обозначении причины  предлог ПО  употребляется с ДАТЕЛЬНЫМ падежом при обозначении времени    с ПРЕДЛОЖНЫМ  падежом.

РАЗЛИЧАЙ ПАДЕЖИ

Дательный падеж

Почему?  Отчего?

Предложный падеж

Кого?

По невниманию (допустить ошибку)

По недорозумению (опоздать)

По окончании школы (работать)

По выздоровлении (уехать)

ОТ , ИЗ - ЗА

ПОСЛЕ

Разбираем примеры, обращаем  внимание на окончания существительных: предлог ПО   в словосочетаниях при обозначении времени может быть заменён предлогом   ПОСЛЕ  ( после окончания школы, после выздоровления)

IV.  Выборочный диктант

Задание: выписать предложные сочетания.

  1. По окончании экспедиции геологи занялись обработкой собранного материала. 2) По предписанию врача больные занимаются гимнастикой  3) По окончании торжественной части будет концерт.

  1. Обобщение.
  1. Что нового вы узнали о предлогах?
  2. Пользуясь учебником как справочником, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед ними в начале урока.
  1. Тренировочные работы

1). Выборочный диктант.

Задание: выписать сочетания со сложными предлогами.

(Листы с предложениями у каждого ученика  на парте)

1).Солнце садилось из-за тучи несветящимся лохматым шаром.(Пришв.) 2)Ваня изредка выставлял из-под рогожи свою русую кудрявую головку.(Тург.) 3) Тарас увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы и закричал: «К берегу, хлопцы!» (Гог.) 4) Из-пд куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой. (Лерм,)

Во время проверки выясняем значение сочетаний предлогов с существительными, отвечающих на вопросы откуда? (из-за тучи, из-под рогожи  - направление движения), отмечаем, что предлоги из – из-за,  под—из-под  противоположны по значению, предлоги – антонимы (за тучу  ---- из-за тучи)

2). Зрительно-слуховой диктант

(С)горы (с)бежал поток проворный. (За)снежные вершины (за)катилось солнце.(На)ясном небе (по)явилась радуга. (Рас)цвела молодая яблонька. (По)дорожке весело (у)бежали Колобок в лес.за приключениями.

Задание: объясните правописание предлогов и приставок.

3). Упражнения по развитию речи

1). Сочинение-миниатюра:   «С горы»

Со всех сторон, надо мной, мы с ним, подо мной, у меня, передо мной, ко мне, ни о чём, обо мне, изо всех сил.

Перед выполнением обращаем внимание учащихся на беглую гласную  о на конце некоторых предлогов. Появляющуюся обычно перед словами, которые начинаются двумя согласными. (со мной и др.)

2). Укажите значение предлога  под в данных словосочетаниях.

Засунуть газету под журнал, уронить карандаш под стол, жить под Москвой, отдыхать под Киевом, находиться под наблюдением врача, работать под руководством профессора.

          . Поэтическая физминутка.

Чудесный выдался денёк,

А я учу уроки…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза, скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

Что значит – «за» ?

И «за», и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И – мчатся ПО дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

                                     ( А. Шибаев )

  1. Домашнее задание:

  1. Обобщение

-Чем мы занимались на уроке?

- Что нового узнали о приставках и предлогах?

Рефлексия

- Как избежать ошибок при написании приставок и предлогов?

- Что вас порадовало на уроке?

- Какие задания выполняли с удовольствием?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Классики (и не только) экспериментируют. Небольшая подборка стихов, написанных посредством использования одной части речи.

Отдыхаем с пользой! Вашему вниманию предлагается ряд стихотворений, где поэты постарались передать свои мысли, используя минимальные языковые средства....

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...