Главные вкладки

    Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»
    статья по литературе на тему

    Анпилогова Ирина Олеговна

    В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»

            В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивалось, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными...».

    В современном образовании существуют две ценностные установки: консервативная, предусматривающая подготовку индивида к восприятию норм, выработанных социумом, и либеральная, задачей которой является формирование саморазвитой личности. Именно последняя  ценностная установка является определяющей в современном образовании, потому что обществу, которое по прогнозам будет всё более и более инновационным, потребуется определённый «человеческий материал», способный если не постоянно продуцировать новое, то хотя бы быстро его усваивать.

    Безусловно, нужно обновлять содержание образования. Наш лицей, по моему мнению, активно включился в этот процесс через освоение технологии РКМ, которые способствуют формированию у обучающихся выше обозначенных качеств и создают условия для развития креативности.

            Главная привлекательность ТРКМ, на мой взгляд, заключается в том, что в ней практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Технология позволяет не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. 

            Приведу несколько примеров из собственного опыта применения технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму».

            Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка произведением, привлечь его к осмысленному чтению.

            Общий алгоритм работы по данной стратегии:

            1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

            2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

            3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными.

            Например,  приём «Верные – неверные утверждения». Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

    п/п

    Утверждение

    Верно

    Неверно

    1.

    Тема повести: осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей.

    2.

    В основе рассказа «Муму» лежит нереальное событие.

    3.

    Действие происходит в Орле.

    4.

    Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что в своей стране он не может открыто высказаться.

    5.

    По характеру Герасим был замкнутым.

            Достаточно эффективна «Ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

    • простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию «Кем Герасим служил в доме барыни?»
    • уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал «Почему Герасиму не нравилось жить в городе?»
    • интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей «Почему Герасим так сильно привязался к собаке?»
    • творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза « Каков смысл немоты Герасима?»
    • практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой  «Какой исторический период изображен в повести, что вы о нем знаете? В каких произведениях мы встретились с этой эпохой?»

            Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе индивидуально, так и в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки. В качестве дополнительных вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём тип вопроса заранее обговаривается.

            Ещё одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках литературы является «Письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы. Предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:

             Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был ......, мужчина ……, сложенный богатырем и …… . Барыня взяла его ……, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым …… мужиком.

            Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «Логические цепочки». Я предлагаю своим ученикам план  текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.

            Еще я очень люблю художественные формы рефлексии, это и эссе (и на уроках русского языка, и на уроках литературы) и синквейны. Синквейны – это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по–другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний.

            И если сначала они вызывают трудность в своем создании, то впоследствии - огромный интерес. Первые синквейны, как правило, бывают искусственны и схематичны, но, будучи понятыми, становятся даже художественными, например:

    Герасим

    Трудолюбивый.немой

    Работал,ухаживал,молчал

    Безропотно подчинял

    Русский мужик

    В последние годы российская школа активно меняется. Вводятся новые формы аттестации выпускников общей и полной средней школы, образование становится профильным. В связи с этим и к учителю, и к ученику предъявляются новые требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология развития критического мышления помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, динамичными, способными мыслить нестандартно.

    В процессе применения данных технологий:

    • происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
    • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
    • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
    • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

     «Истинно то, что выдерживает проверку практикой», - писал Альберт Эйнштейн. Технология развития критического мышления, считаю, такую проверку выдержала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение технологии развития критического мышления на уроках истории в 5 классе.

    Данная технология чётко структурирована: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Методы учитель выбирает сам. Главное - получение знаний....

    Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

    В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

    Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

    Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...

    Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

    Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

    Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

    Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

    Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

    Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использо...

    Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы

    Задача учителя - вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействует друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания....