Главные вкладки

    Символическое значение трагедии Катерины.
    план-конспект урока по литературе на тему

    Обобщающий открытый урок по пьесе А.Н.Осторвского "Гроза"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon simvolicheskoe_znachenie_tragedii_kateriny.doc32 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИРКИНА М. А. Учитель русского языка и литературы

    Открытый урок

    по пьесе А. Н. Островского "Гроза"

    Тема урока: Символическое значение трагедии Катерины.

    Цель урока: Раскрыть значение драмы Катерины для каждого читателя, подвести итог в изучении драмы.

    Задачи урока:

    Охарактеризовать героев пьесы и мир города Калинова в целом, проанализировать статью А. Н. Добролюбова "Луч света в темном царстве", противопоставить концепции Добролюбова другие возможности понимания драматического конфликта, рассмотреть нравственно-христианскую составляющую пьесы, указать на присутствие мистики в символике драмы, подвести учащихся к эсхатологическому значению финала.

    Ход урока

    Часть 1: Проверка домашнего задания

    Ученики дают устную развернутую характеристику героев пьесы, подкрепляя ее соответствующими цитатами из пьесы. Учитель корректирует и дополняет эти характеристики, обобщает сказанное учениками и подводит их к мысли, что все жители города Калинова составляют замкнутый художественный мир пьесы со своими индивидуальными чертами и законами. Учитель вводит понятие Хронотопа, как пространственно-временную характеристику художественного мира.

    Часть 2.

    Учитель задает вопрос: Какие герои появляются в этом мире из вне и чем они не похожи на остальных калиновцев?

    В ходе дискуссии выясняется, что это - Катерина и Борис.

    Учитель просит возобновить в памяти уже пройденную статью Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве" и воспроизвести ее основные положения. Учитель дает обобщающую характеристику статье, которая сводится к тому, что самоубийством Катерины представлен вызов всему застойному обществу дореформенной России.

    Учитель предлагает иначе взглянуть на самоубийство Катерины, предлагает ученикам высказаться о значении самоубийства для человека. Учащиеся по-разному воспринимают проблему самоубийства: для кого-то - это героический ход, проявление собственной силы; для кого-то - это проявление слабости, неумение справиться со сложившейся ситуацией; для кого-то самоубийство неприемлемо из-за причинения самому себе физической боли; некоторые боятся за судьбу своих близких; а для кого-то самоубийство - это грех с христианской точки зрения. Учитель коротко освещает проблему самоубийства с точек зрения разных философских систем:

    - Самоубийство в античной философии, как освобождение от действия силы рока;

    - Средневековый христианский взгляд на самоубийство как на грех разрушения храма собственного тела,данного ему Богом;

    - Для человека нового времени самоубийство - это демонстрация собственного протеста. Учитель задает вопрос: Правильно ли применять к Калинову, живущему по средневековым законам, концепцию самоубийства нового времени?

    Учитель задает вопрос:  По каким законам живет город Калинов? Вы-

    ясняется,  что это законы "Домостроя".  Учитель дает краткую справку о

    "Домострое" как о литературном памятнике и предлагает ученикам сопоставить "Домострой" с образом жизни калиновцев. В Калинове следуют этим законам формально, и они не наполнены нравственным, духовным содержанием. Учитель спрашивает: По каким законам жила Катерина в детстве? Выясняется, что в семье Катерины опирались на тот же "Домострой", но в нравственно-духовном его осмыслении. Вопрос: как уместно воспринимать самоубийство Катерины, руководствуясь мерками христианской культуры, в которой развивается вся драма Островского в частности и вся русская литература в целом? Учитель подводит класс к мысли о том, что самоубийство Катерины - грех и слабость.

    Учитель предлагает разобраться, что же привело христианку-Катерину к возможности совершения самого страшного христианского греха. Учитель пишет на доске имена героев пьесы и при помощи учеников определяет доминирующую страсть каждого героя. Например, Дикой - своеволие, Тихон - Безволие, Варвара - порочное свободолюбие, Кулигин - бесплодная мечтательность, Кабанова - ханжество и боязнь людского суда. Учитель показывает, что страсти порабощают героев, и в какой-то мере все они присущи Катерине и поработили ее. Учитель рассказывает о традиции использовать говорящие фамилии в классицистических пьесах, проводя параллели с "Недорослем" Д. И. Фонвизина, объясняет говорящие имена и фамилии в "Грозе". Катерина, выйдя замуж за Тихона, становится рабой мира Калинова, принимая на себя его пороки. С этого времени Катерина замечает, что не принадлежит сама себе. Она становится подвластной Року, как классицистическая героиня. Катерина дает Тихону клятву, не приемлемую для христианина, которая не случайно вызывает ужас Тихона. Учитель приводит текст клятвы, а затем читает притчу о изгнании Христом бесов из бесноватых и вселении их в свиное стадо, которое с обрыва бросилось в море. Проводится аналогия между наделенной чужими страстями Катериной и евангельскими бесноватыми свиньями. Учитель задает вопрос классу: как прореагировал город на смерть Катерины. При помощи учителя класс приходит к выводу, что на Калинов эта смерть не произвела очищающего воздействия, то есть город остался таким же порочным и греховным. Учитель напоминает классу о финале пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" и о том значении, которое этому финалу придавал сам автор. Главная задача Гоголя показать, что в пьесе высмеиваются не чужие недостатки, а пороки, присущии каждому зрителю. Благодаря знаменитой "Немой сцене" зрители должны увидеть себя, как в зеркале, в героях пь-

    есы, и посмеявшись над пороками персонажей, очистится от собственных и

    изменить свою природу. Ту же цель приследовал и Островский: если герои

    Калинова после смерти Катерины не меняются, то значит должны измениться мы - зрители. Мы должны очиститься от пороков, присущих не только Катерине, но и каждому из нас. В этом заключается смысл названия "Гроза" - гроза - это то, что может погубить и нас, если мы не опомнимся и не изменимся.

    Часть 3. Домашнее задание: написать эссе на тему: как вы понимаете название пьесы А. Н. Островского "Гроза".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Квалификационная работа СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «СЛУЖБА» В ПОВЕСТИ Г. Н. ВЛАДИМОВА «ВЕРНЫЙ РУСЛАН»

    Работа состоит из введения, основной части, которая разделена на два параграфа, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы, определены цель,  задачи и методы ...

    Урок литературы в 10 классе "Трагедия Катерины"

    Образ главной героини пьесы « Гроза» - яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на пр   протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих то...

    "Гроза" А. Н. Островского. Часть III. (Песнь любви. Трагедия Катерины). Презентация

    К изучению драмы А. Н. Островского "Гроза". В помощь учителю словесности....

    Костыря Виктория. Символическое значение цветов в иконографии «Благовещения» в середине XV века в творчестве художников Западной Европы на примере «Благовещения из Экса» Бартелеми Д’Эйка. Исследовательская работа ученицы.

    Работа удостоена диплома 1 степени на Всероссийской конференции "Университетская гимназия", проводимой на базе СПбГУ, диплома 3 степени Всероссийской конференции "Интеллектуальное Возрождение", провод...

    Символическое значение снов в произведениях А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского

    Данная статья анализирует возможности понимание природы снов, настоящего и будущего героя....