Драма Островского "Бесприданница". Заметки к уроку
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Есина Ирина Юрьевна

В материале в компактной форме рассказывается о конфликте, проблематике и героях драмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drama_ostrovskogo.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Драма Островского «БЕСПРИДАННИЦА». Заметки к уроку.

Роль Паратова и Карандышева в судьбе Ларисы Огудаловой

Действие драмы происходит в 70-е годы 19-го века  волжском городе Бряхимове. Основа сюжета- трагедия красивой и талантливой девушки Ларисы Огудаловой, живущей по законам «горячего сердца». Ее окружает множество поклонников, каждый из них играет определенную роль в ее судьбе. Карандышев и Паратов занимают центральное место в системе образов: Паратов жестоко обманывает девушку, а Карандышев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, убивает ее.

ПАРАТОВ. Хозяин жизни. Красив, богат, блестящий барин из судохозяев, правда, мотоват. Появляется везде с шиком, обращает на себя внимание. Его приезд в город сопровождается радостной суетой. Горожане, зная натуру Паратова, ожидают настоящего праздника и щедрой награды. Харита Игнатьевна: «Молодец мужчина! Экой сокол! Смотреть на тебя да радоваться!» Лариса глубоко и сильно любит Паратова, страстного ее поклонника. Но он крайне самолюбив и тщеславен, любит произвести впечатление, добивается своего любыми средствами. У него есть правило: «Никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут».

КАРАНДЫШЕВ.  Маленький человек. «Человек самолюбивый, завистливый», - отзывается о нем Вожеватов. Болезненное самолюбие спровоцировало попытку застрелиться, да, видно, духу не хватило осуществить свое намерение, только насмешил всех. «Надо хвалить, а то обидишь», - говорит Вожеватов.  «Ну ЧТО такое Карандышев?», - с презрением говорит Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Неприятны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то ни стало оказаться в высшем обществе. Он вызывает насмешку своими поступками, своим поведением, неприятен жителям Бряхимова.

ПАРАТОВ и КАРАНДЫШЕВ – соперники. Это определяет их неприязнь друг к другу. Паратов о Карандышеве: «А еще разговаривает, гусь лапчатый», Карандышев считает Паратова развратным человеком, промотавшимся кутилой. Но у героев есть общее: обоим Лариса нужна для самоутверждения. Паратов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл». Вернувшись в Бряхимов, Паратов хочет унизить в глазах Ларисы ее жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится». Вступает с ним в спор, чтобы лишний раз подчеркнуть, насколько жалок, мелок, ничтожен, смешон избранник Ларисы по сравнению с ним, блестящим барином. Приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него это веселое прощание с холостяцкой жизнью, для Ларисы – надежда на счастье с любимым человеком.

Карандышев ждал в течение трех лет своего часа: когда Лариса осталась без претендентов на ее руку и сердце, он сделал предложение и стал ее женихом. Но у него не складываются отношения с Ларисой. Он постоянно проявляет больное самолюбие, ему не терпится испытать торжество победителя,  после согласия Ларисы выйти за него замуж он смотрит на нее как на собственность. Званый обед задуман Карандышевым не только для собственного самоутверждения, но и как акт мести: «Лариса Дмитриевна! Три года я терпел унижения, сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне в свою очередь посмеяться над ними».

И Паратову, и Карандышеву Лариса небезразлична, но они не дорожат девушкой, не слышат ее, не стремятся понять, что с ней происходит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. Карандышев на званом обеде ликует, упивается своим положением будущего мужа, за нее решает, станет она петь для гостей или нет. Он игнорирует горячую просьбу Ларисы увезти ее в деревню, где она надеется обрести душевный покой и забыться. Паратов в сцене встречи с Ларисой надевает на себя маску разочаровавшегося в женщинах и оскорбленного мужчины. Его красноречие и артистические способности заставляют Ларису переживать, оправдываться, доказывать свою невиновность. Паратов слышит признание в любви и торжествует победу.

ЛАРИСА погибает. Убивает ее выстрелом из пистолета Карандышев. Юридически преступник именно он. Причиной преступления следствие, скорее всего, назовет ревность. Но разве можно снять со счетов отсутствие истинной чуткости и умения бескорыстно любить, непомерные амбиции, тщеславие? И каким судом нужно судит Паратова, убежденного в том, что в мире все строится на расчете и можно купить и честь, и красоту. И любовь. Торжество победителя – и загубленная жизнь, игра в благородство – и трагедия разочарования в любви, составляющей основу жизни КАЖДОЙ женщины. Символичной кажется продажа «Ласточки» Паратовым: расставаясь с ней, он отказывается не только от свободы (женится на дочери миллионера, владельца приисков), но и от души, недаром птицы еще в древности символизировали человеческую душу. Иным олицетворением птицы является близкая или свершившаяся смерть. С этим можно связать гибель Ларисы Огудаловой.

                                                                                                    Есина Ирина Юрьевна, учитель литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по драме Островского "Бесприданница"

Разработка урока в 10 классе по драме Островского "Бесприданница"  с презентацией к уроку...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

заметка к уроку на тему Halloween

заметка к уроку на тему Hallowee...

Урок литературы. Тема урока: «Драма женской души в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Ведущая технология урока - технология проблемного обучения (частично -исследовательский  метод)  с  элементами  технологии  личностно-ориентированного обучения, развивающего о...

Заметка об уроке патриотизма

В данной заметке идет речь об уроке патриотизма, посвященном Дню неизвестного солдата, который прошел в 5 "Б классе" 3 декабря....

Заметка об уроке английского языка о Ф.М.Достоевском.

В заметке дается  краткая информация о проведенном уроке англиского языка на тему «Fyodor Mikhaylovich Dostoevsky – a great Russian writer».....

Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробу...