Сценарий литературной гостиной "За всех страдать под звук органа"( Жизнь и творчество Марины Цветаевой)_
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Маточенко Любовь Ивановна

В сценарии литературной гостиной рассматривается жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Сценарий «Литературной гостиной»

                   «За всех страдать под звук органа»

                  (Жизнь и творчество Марины Цветаевой)

Учитель русского языка и литературы МОУ «Некрасовская СОШ» Маточенко Л.И.

Звучит песня М. Таривердиева "У зеркала" на стихи М. Цветаевой

- Сегодня мы будем говорить о поэте. Слово поэт ассоциируется с мужскими именами: Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин. А сегодня мы будем говорить о поэте- женщине. … Марине Цветаевой.

«Вся моя жизнь- роман с собственной душой»- эта фраза была определяющей жизнь Цветаевой. Попробуем же сегодня написать и прочитать этот роман. А начнем так, как начинаются старые добрые романы, т.е. с рождения героини.

                                 

Первый ведущий

- Родилась 26 сентября 1892 г., в Москве. Отец — Иван Владимирович Цветаев — профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать — Мария Александровна Мейн — страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам — от матери, страсть к работе и к природе — от обоих родителей.

«Родители, особенно мать, торопилась с нотами, с буквами, с Джен Эйрами», как будто знали, что не успеют всего, «забивая вглубь самое ценное». Мать точно заживо похоронила себя внутри нас- не вечную жизнь, а какое счастье, что все это было не наука, а Лирика, то…, чего не может быть слишком, потому что оно- само слишком, весь излишек тоски и силы…» «После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом». ( «Мать и музыка»)

          Второй ведущий                      

- В один из осенних вечеров из Трехпрудного переулка вышла невысокая гимназистка, она щла в типографию А.И.мамонтова. В руках у нее бала стопка стихов, а вдуше дерзость и решительность.

                  Гордость и робость - рoдные сестры,
                   Над колыбелью, дружные, встали.

                  "Лоб запрокинув!" - гордость велела.
                  "Очи потупив!" - робость шепнула.

                    Так прохожу я - очи потупив -
                    Лоб запрокинув - Гордость и Робость.

Ей было 18 лет. А через месяц она держала уже в руках  стихотворный сборник «Вечерний альбом».

Последовали положительные отзывы М.Волошина, В. Брюсова.

Одним из стихотворений этого сборника было стихотворение «Молитва», в котором звучит такая жажда жизни, что кажется эта минута жизни –последняя.

                              Молитва

                    Христос и Бог! Я жажду чуда

                    Теперь, сейчас, в начале дня!

                    О, дай мне умереть, покуда

                    Вся жизнь как книга для меня.

Итак, Чаша поэзии была пригублена, а значит начались и муки творчества. Цветаева как бы чувствует, что ее судьба- «за всех страдать».

                                     

   Третий ведущий                                          

                                                     

                                                        В декабре на заре было счастье,

                                                       Длилось - миг.

                                                       Настоящее, первое счастье…

                                                       («Декабрь и январь»)

- Он родился с Мариной в один день- 26 сентября ст.ст. , но годом позже. Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, Он стал помогать ей. Она заглянула в его огромные в пол-лица глаза и загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел и наощупь вложил его ей в ладонь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Она хранила этот камень всю свою жизнь…

Звучит песня «Под маской плюшевого пледа»

Обвенчались они в январе 1912 года. Начались самые счастливые минуты ее жизни. В сентябре 1912 года рождается дочь Ариадна, Аля.

Стих. «Моим стихам, написанным так рано».

                 Моим стихам, написанным так рано,

                                          Что и не знала я, что я - поэт,

                                          Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

                                          Как искры из ракет,

Именно в этот период Цветаева начинает ощущать себя московским поэтом., соревнующимся с петроградскими (Блоком, Ахматовой, Мальдельштамом). Ахматовой она пишет: «Твой -Петербург, моя- Москва».

                                 

                                             

Четвертый ведущий

- Пора счастья пролетела в один миг.

В 1914 году Сергей, студент 1 курса московского университета отправляется на фронт. Он рвется в бой, его не пускают по состоянию здоровья. Он поступает в юнкерское училище (это событие сыграет роковую роль в судьбе его семьи).

А Марина ждет его и пишет

Ученик читает стихотворение

                    С.Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие — в роковые времена -

Слагают стансы — и идут на плаху.

Пятый ведущий

-С весны 1917 года начинается трудный период в жизни Цветаевой. Марина хотела жить исключительно личной жизнью, а время вторгалось в ее жизнь. Февральская революция не затронула ее душу.

В январе рождается вторая дочь- Ирина. В Москве стало жить трудно. В сентябре она уезжает в Крым, а Сергей остается в Москве. Перед октябрьскими событиями снова возвращается и уже уезжает вместе с Сергеем в Коктебель к Волошину. А когда возвращается в Москву за детьми, обратного пути уже не было. Началась долгая разлука с мужем. Белый офицер, он превратился для Цветаевой в мечту. В прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного. Похожего на генералов 1812 года.

Звучит песня из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».

В годы гражданской войны связь с мужем прекратилась вовсе.

Звучит песня «Писала я на аспидной доске»

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стёклах,
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, чтоб было всем известно!
Что ты любим! Любим! Любим! Любим!
Расписывалась радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! Под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! Внутри кольца!
Ты уцелеешь на скрижалях.

 В январе 18-го года Сергей Яковлевич тайно приезжает на несколько дней в Москву, а потом четыре с половиной года не подает голоса. Муки творчества сменяются муками жены, матери.

Ученик читает стихотворение «Пригвождена к позорному столбу»

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Шестой ведущий

- Она стойко переносит разруху, лишения.

Осень 19-го «Сижу без света и без хлеба» Поэтому отдает дочек в приют, где еще чем-то кормили.Вскоре заболела Аля- ее взяли домой, а в 20-м,  в феврале, она потеряла маленькую Ирину., погибшую от истощения.

Стихотворение «Две руки легко опущенные…»

 В начале 20-х Марину ивановну брала жуть от происходившего в стране абсурда. «У меня нет будущего, нет воли. Если Сережи нет в живых, я все равно не смогу жить. Подумайте: такая длинная жизнь огромная, все чужое- чужие города, чужие люди, а мы сами такие брошенные. Зачем длить эту муку, если можно не мучиться…Если Бог сделает чудо- оставит вас в живых я буду ходить за вами, как собака… Будущего боюсь не своего, а ихнего…»  Стихотворение «И страшные мне снятся сны»

Все стихи этого периода похожи на молитву. И вот 14 июля 1921 года приходит письмо от мужа, который находился после разгрома белой армии за границей в Чехословакии, в Праге. И она решается ехать к Сергею.

Марина перебирается из одной европейской столицы в другую.

Первый ведущий

- «Квартал, где мы живем, ужасен: гнилой канал, неба не видно из-за труб, сплошная копоть и сплошной грохот… Мы живем очень плохо. Нас в одну комнату набито четыре человека. Я совсем не могу писать; я, по правде сказать. Так зажата жизнью, что ничего не чувствую, у меня за все эти годы, кажется, отупел не ум, а душа. Мне хочется сесть и написать завещание, не вещественное (у меня ничего нет) - разъяснения, свести счеты».

Что же удерживало ее от этого шага 17 лет, прожитых за границей (тринадцать с половиной во Франции)?

Во-первых, родился сын, Георгий, Мур, о котором мечтала всю жизнь. И во-вторых, Сергей Яковлевич, ради которого она жертвовала всем. А он рвался в Россию.

Она понимает, что это неизбежно.

Звучит стихотворение «Рассвет на рельсах» В исполнении Аллы Демидовой.

-Ради возвращения на Родину, Сергей Эфрон поступает на службу, советскую службу за границей.( Многие советские люди, узнав о репрессиях в России, не хотели возвращаться на Родину, в НКВД была организована целая сеть по их ликвидации. В ней-то и состоял Сергей Яковлевич).

В октябре 1937 года Эфрон неожиданно уезжает в Москву. Можно представить себе состояние Марины, окруженной со стороны эмиграции молчанием и недоверием. Ее вызывают в полицию, ее обвиняют за мужа. Она была в полубезумном состоянии. Но фраза, которую она произнесла, потрясла всех: «Его доверие могло быть обманутым, мое же к нему остается тем же».

Разбирая старые письма, она находит: « Если Бог оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака…» И дописывает: «И пойду, как собака».

Звучит песня в исполнении А.малинина «Берега»

Еще весной 1937 года уезжает в Россию Аля, где принимает советское гражданство. Она в восторге от Москвы. От демонстраций, народных гуляни, от всего того, что ненавидела Марина Ивановна. В октябре туда бежит Эфрон. Ее не печатают, она одна. Она готовится к отъезду, но ехать безумно не хочется.

«Все меня выталкивают в Россию, в которую ехать не могу:здесь – я не нужна, там – я невозможна! Выбора нет» Нельзя бросить человека в беде. Я с этим родилась….»

Второй ведущий

-Первый удар Марина получила на вокзале, когда Аля сообщила ей, что ее сестра Анкастасия арестована два года назад  иотправлена после пяти месяцев тюрьмы на Дальний Восток на 10 лет.

О возвращении Марины знали только близкие люди. Пастернак: « Под строгим секретом я вам сообщу, что в Москве живет М.Цветаева. …Судьба Цветаевой сейчас на волоске. Ей велено жить в страшном инкогнито».  

Страшное инкогнито обеспечивала дача НКВД под Москвой, где помимо Цветаевой жили и другие эмигранты. Общения с миром не было.

27 августа 1939-го арестовали Алю. 10 октября пришли за Эфроном.

Вскоре арестовали всех соседей. И Марина бежит с проклятой дачи.

«Никто не видит и не знает, что я уже год ищу глазами крюк. Я год римиряю смерть. Все уродливо и страшно. Я не хочу умереть, я хочу НЕ БЫТЬ…Вздор… Пока я нужна… Но, Господи, как я ничего не могу!»

Она была нужна: сын еще не пошел в школу, надо было носить передачи дочери и мужу.

«Днем холод, просто лед.  Ледяные руки, ледяные ноги, глаза. В доме ни масла , ни овощей. Одна картошка. По ночам не сплю, боюсь…вскакиваю…и так до рассвета. Я сейчас бита, меня сейчас нет. Не знаю, буду ли я когда-нибудь».

Два раза в месяц она шла к поезду, чтобы занять к пяти часам утра очередь и сдать передачу.

О судьбах же дочери и мужа Марина Ивановна так ничего  и не узнала. Бог дал ей единственное утешение- не пережить Сергея Яковлевича (он умер в тюрьме в 1941 году) и не знать, что допрашивая дочь, ее пытали.

Ученик читает стихотворение «Рябину рубили…»

 Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая.
Рябина —
Седыми
Спусками...
Рябина!
Судьбина
Русская.

Третий ведущий

Она обращается за помощью, но частная помощь друзей не привела ни к чему.

Во время этого ада она еще работает, переводит.

В 16 году она напишет:

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придем…

Прошло четверть века и Марина Цветаева напишет: «Мы Москву задарили, а она меня вышвыривает, отвергает… Я не могу вытравить из себя чувство права».

Цветаева права: детище отца- Музей изящных искусств, которому отдано 12 лет жизни, три личных библиотеки отдано в бывший Румянцевский музей. «Что-то я дала Москве! Стихи о Москве. Но даже не напиши я стихи о Москве, я имею права на нее в порядке русского человека в ней жившего и работавшего…»

И вот, наконец, появился угол, пристанище. Рядом была школа для Мура. Это была небольшая комнатка с очень большим окном.Два топчана (один из чемоданов заменял кровать). Не было занавесок, шкафа, лампочка на шнуре. Все было неуютно. И эта была ее последняя прописка на московской земле.А дальше1941 год, эвакуация, Елабуга.

- Война застала Цветаеву за переводом Федерико Гарсия Лорки. Работа была прервана, она в состоянии паники, безумного страха за сына. 8 августа Марина Цветаева на пароходе прибыла в город Елабуга на Каме. Новый ужас- остаться без работы. Она пишет заявление с просьбой о трудоустройстве "«Прошу принять меня на работу в качестве….судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».

Вероятно, ответили отказом, судя по последним дням ее жизни. Подкармливала ее с сыном соседка, милиционерша, которой Марина Ивановна помогала стирать бельё.

Четвертый ведущий

Со слов К.Г. Паустовского.

Перед отъездом Цветаевой в эвакуацию, к ней пришел Б.Пастернак помочь укладываться. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан, нахваливал ее крепость и пошутил, что она все еще выдержит, хоть вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что эта веревка сослужила Марине Ивановне еще одну, трагическую службу. После смерти обнаружили три записки.

Асеевым, чтобы взяли к себе Мура. «Я для него больше ничего не могу и только его гублю…У меня в сумке 150 рублей и, если распродать все мои вещи… А меня – простите- не вынесла».

Людям, которых просила помочь уехать. «Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет».

Сыну. «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Я люблю тебя безумно. Пойми, я больше не могла жить. Передай папе и Але-если увидишь- что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

Она опять жертвовала собой, чтобы не втянуть сына в лабиринт отчаяния и безнадежности… (через три года Георгий Эфрон погибнет на войне).

Ученик читает стихотворение

О черная гора

Затмившая весь свет!

Пора-пора-пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь –быть

В БЕДЛАМЕ нелюдей

Отказываюсь – жить

С волками площадей.

Отказываюсь – быть

С акулами равнин

Отказываюсь- плыть-

Вниз-по теченью спин.

Не надо мне не дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один- отказ.

Вот и прочитан до конца роман Смерть поэта вошла в его битие, а его бытие принадлежит будущему, как все великое на Земле. Настал и стихам Марины Цветаевой свой черед.

Звучит песня на стихи М.Цветаевой «Монолог» в исполнении Аллы Пугачевой.


Список использованной литературы

  1. М.И. Цветаева Сборник стихов. М.,1999.
  2. Саакянц А. А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1997.
  3. Наталья Дали Творчество Цветаевой в эмиграции М.2010.
  4. «Пять встреч с поэтами серебряного века». Тверь, 1992



Предварительный просмотр:

                  Сценарий «Литературной гостиной»

                   «За всех страдать под звук органа»

                  (Жизнь и творчество Марины Цветаевой)

Учитель русского языка и литературы МОУ «Некрасовская СОШ» Маточенко Л.И.

Звучит песня М. Таривердиева "У зеркала" на стихи М. Цветаевой

- Сегодня мы будем говорить о поэте. Слово поэт ассоциируется с мужскими именами: Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин. А сегодня мы будем говорить о поэте- женщине. … Марине Цветаевой.

«Вся моя жизнь- роман с собственной душой»- эта фраза была определяющей жизнь Цветаевой. Попробуем же сегодня написать и прочитать этот роман. А начнем так, как начинаются старые добрые романы, т.е. с рождения героини.

                                 

Первый ведущий

- Родилась 26 сентября 1892 г., в Москве. Отец — Иван Владимирович Цветаев — профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать — Мария Александровна Мейн — страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам — от матери, страсть к работе и к природе — от обоих родителей.

«Родители, особенно мать, торопилась с нотами, с буквами, с Джен Эйрами», как будто знали, что не успеют всего, «забивая вглубь самое ценное». Мать точно заживо похоронила себя внутри нас- не вечную жизнь, а какое счастье, что все это было не наука, а Лирика, то…, чего не может быть слишком, потому что оно- само слишком, весь излишек тоски и силы…» «После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом». ( «Мать и музыка»)

          Второй ведущий                      

- В один из осенних вечеров из Трехпрудного переулка вышла невысокая гимназистка, она щла в типографию А.И.мамонтова. В руках у нее бала стопка стихов, а вдуше дерзость и решительность.

                  Гордость и робость - рoдные сестры,
                   Над колыбелью, дружные, встали.

                  "Лоб запрокинув!" - гордость велела.
                  "Очи потупив!" - робость шепнула.

                    Так прохожу я - очи потупив -
                    Лоб запрокинув - Гордость и Робость.

Ей было 18 лет. А через месяц она держала уже в руках  стихотворный сборник «Вечерний альбом».

Последовали положительные отзывы М.Волошина, В. Брюсова.

Одним из стихотворений этого сборника было стихотворение «Молитва», в котором звучит такая жажда жизни, что кажется эта минута жизни –последняя.

                              Молитва

                    Христос и Бог! Я жажду чуда

                    Теперь, сейчас, в начале дня!

                    О, дай мне умереть, покуда

                    Вся жизнь как книга для меня.

Итак, Чаша поэзии была пригублена, а значит начались и муки творчества. Цветаева как бы чувствует, что ее судьба- «за всех страдать».

                                     

   Третий ведущий                                          

                                                     

                                                        В декабре на заре было счастье,

                                                       Длилось - миг.

                                                       Настоящее, первое счастье…

                                                       («Декабрь и январь»)

- Он родился с Мариной в один день- 26 сентября ст.ст. , но годом позже. Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, Он стал помогать ей. Она заглянула в его огромные в пол-лица глаза и загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел и наощупь вложил его ей в ладонь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Она хранила этот камень всю свою жизнь…

Звучит песня «Под маской плюшевого пледа»

Обвенчались они в январе 1912 года. Начались самые счастливые минуты ее жизни. В сентябре 1912 года рождается дочь Ариадна, Аля.

Стих. «Моим стихам, написанным так рано».

                 Моим стихам, написанным так рано,

                                          Что и не знала я, что я - поэт,

                                          Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

                                          Как искры из ракет,

Именно в этот период Цветаева начинает ощущать себя московским поэтом., соревнующимся с петроградскими (Блоком, Ахматовой, Мальдельштамом). Ахматовой она пишет: «Твой -Петербург, моя- Москва».

                                 

                                             

Четвертый ведущий

- Пора счастья пролетела в один миг.

В 1914 году Сергей, студент 1 курса московского университета отправляется на фронт. Он рвется в бой, его не пускают по состоянию здоровья. Он поступает в юнкерское училище (это событие сыграет роковую роль в судьбе его семьи).

А Марина ждет его и пишет

Ученик читает стихотворение

                    С.Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие — в роковые времена -

Слагают стансы — и идут на плаху.

Пятый ведущий

-С весны 1917 года начинается трудный период в жизни Цветаевой. Марина хотела жить исключительно личной жизнью, а время вторгалось в ее жизнь. Февральская революция не затронула ее душу.

В январе рождается вторая дочь- Ирина. В Москве стало жить трудно. В сентябре она уезжает в Крым, а Сергей остается в Москве. Перед октябрьскими событиями снова возвращается и уже уезжает вместе с Сергеем в Коктебель к Волошину. А когда возвращается в Москву за детьми, обратного пути уже не было. Началась долгая разлука с мужем. Белый офицер, он превратился для Цветаевой в мечту. В прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного. Похожего на генералов 1812 года.

Звучит песня из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».

В годы гражданской войны связь с мужем прекратилась вовсе.

Звучит песня «Писала я на аспидной доске»

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стёклах,
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, чтоб было всем известно!
Что ты любим! Любим! Любим! Любим!
Расписывалась радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! Под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! Внутри кольца!
Ты уцелеешь на скрижалях.

 В январе 18-го года Сергей Яковлевич тайно приезжает на несколько дней в Москву, а потом четыре с половиной года не подает голоса. Муки творчества сменяются муками жены, матери.

Ученик читает стихотворение «Пригвождена к позорному столбу»

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Шестой ведущий

- Она стойко переносит разруху, лишения.

Осень 19-го «Сижу без света и без хлеба» Поэтому отдает дочек в приют, где еще чем-то кормили.Вскоре заболела Аля- ее взяли домой, а в 20-м,  в феврале, она потеряла маленькую Ирину., погибшую от истощения.

Стихотворение «Две руки легко опущенные…»

 В начале 20-х Марину ивановну брала жуть от происходившего в стране абсурда. «У меня нет будущего, нет воли. Если Сережи нет в живых, я все равно не смогу жить. Подумайте: такая длинная жизнь огромная, все чужое- чужие города, чужие люди, а мы сами такие брошенные. Зачем длить эту муку, если можно не мучиться…Если Бог сделает чудо- оставит вас в живых я буду ходить за вами, как собака… Будущего боюсь не своего, а ихнего…»  Стихотворение «И страшные мне снятся сны»

Все стихи этого периода похожи на молитву. И вот 14 июля 1921 года приходит письмо от мужа, который находился после разгрома белой армии за границей в Чехословакии, в Праге. И она решается ехать к Сергею.

Марина перебирается из одной европейской столицы в другую.

Первый ведущий

- «Квартал, где мы живем, ужасен: гнилой канал, неба не видно из-за труб, сплошная копоть и сплошной грохот… Мы живем очень плохо. Нас в одну комнату набито четыре человека. Я совсем не могу писать; я, по правде сказать. Так зажата жизнью, что ничего не чувствую, у меня за все эти годы, кажется, отупел не ум, а душа. Мне хочется сесть и написать завещание, не вещественное (у меня ничего нет) - разъяснения, свести счеты».

Что же удерживало ее от этого шага 17 лет, прожитых за границей (тринадцать с половиной во Франции)?

Во-первых, родился сын, Георгий, Мур, о котором мечтала всю жизнь. И во-вторых, Сергей Яковлевич, ради которого она жертвовала всем. А он рвался в Россию.

Она понимает, что это неизбежно.

Звучит стихотворение «Рассвет на рельсах» В исполнении Аллы Демидовой.

-Ради возвращения на Родину, Сергей Эфрон поступает на службу, советскую службу за границей.( Многие советские люди, узнав о репрессиях в России, не хотели возвращаться на Родину, в НКВД была организована целая сеть по их ликвидации. В ней-то и состоял Сергей Яковлевич).

В октябре 1937 года Эфрон неожиданно уезжает в Москву. Можно представить себе состояние Марины, окруженной со стороны эмиграции молчанием и недоверием. Ее вызывают в полицию, ее обвиняют за мужа. Она была в полубезумном состоянии. Но фраза, которую она произнесла, потрясла всех: «Его доверие могло быть обманутым, мое же к нему остается тем же».

Разбирая старые письма, она находит: « Если Бог оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака…» И дописывает: «И пойду, как собака».

Звучит песня в исполнении А.малинина «Берега»

Еще весной 1937 года уезжает в Россию Аля, где принимает советское гражданство. Она в восторге от Москвы. От демонстраций, народных гуляни, от всего того, что ненавидела Марина Ивановна. В октябре туда бежит Эфрон. Ее не печатают, она одна. Она готовится к отъезду, но ехать безумно не хочется.

«Все меня выталкивают в Россию, в которую ехать не могу:здесь – я не нужна, там – я невозможна! Выбора нет» Нельзя бросить человека в беде. Я с этим родилась….»

Второй ведущий

-Первый удар Марина получила на вокзале, когда Аля сообщила ей, что ее сестра Анкастасия арестована два года назад  иотправлена после пяти месяцев тюрьмы на Дальний Восток на 10 лет.

О возвращении Марины знали только близкие люди. Пастернак: « Под строгим секретом я вам сообщу, что в Москве живет М.Цветаева. …Судьба Цветаевой сейчас на волоске. Ей велено жить в страшном инкогнито».  

Страшное инкогнито обеспечивала дача НКВД под Москвой, где помимо Цветаевой жили и другие эмигранты. Общения с миром не было.

27 августа 1939-го арестовали Алю. 10 октября пришли за Эфроном.

Вскоре арестовали всех соседей. И Марина бежит с проклятой дачи.

«Никто не видит и не знает, что я уже год ищу глазами крюк. Я год римиряю смерть. Все уродливо и страшно. Я не хочу умереть, я хочу НЕ БЫТЬ…Вздор… Пока я нужна… Но, Господи, как я ничего не могу!»

Она была нужна: сын еще не пошел в школу, надо было носить передачи дочери и мужу.

«Днем холод, просто лед.  Ледяные руки, ледяные ноги, глаза. В доме ни масла , ни овощей. Одна картошка. По ночам не сплю, боюсь…вскакиваю…и так до рассвета. Я сейчас бита, меня сейчас нет. Не знаю, буду ли я когда-нибудь».

Два раза в месяц она шла к поезду, чтобы занять к пяти часам утра очередь и сдать передачу.

О судьбах же дочери и мужа Марина Ивановна так ничего  и не узнала. Бог дал ей единственное утешение- не пережить Сергея Яковлевича (он умер в тюрьме в 1941 году) и не знать, что допрашивая дочь, ее пытали.

Ученик читает стихотворение «Рябину рубили…»

 Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая.
Рябина —
Седыми
Спусками...
Рябина!
Судьбина
Русская.

Третий ведущий

Она обращается за помощью, но частная помощь друзей не привела ни к чему.

Во время этого ада она еще работает, переводит.

В 16 году она напишет:

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придем…

Прошло четверть века и Марина Цветаева напишет: «Мы Москву задарили, а она меня вышвыривает, отвергает… Я не могу вытравить из себя чувство права».

Цветаева права: детище отца- Музей изящных искусств, которому отдано 12 лет жизни, три личных библиотеки отдано в бывший Румянцевский музей. «Что-то я дала Москве! Стихи о Москве. Но даже не напиши я стихи о Москве, я имею права на нее в порядке русского человека в ней жившего и работавшего…»

И вот, наконец, появился угол, пристанище. Рядом была школа для Мура. Это была небольшая комнатка с очень большим окном.Два топчана (один из чемоданов заменял кровать). Не было занавесок, шкафа, лампочка на шнуре. Все было неуютно. И эта была ее последняя прописка на московской земле.А дальше1941 год, эвакуация, Елабуга.

- Война застала Цветаеву за переводом Федерико Гарсия Лорки. Работа была прервана, она в состоянии паники, безумного страха за сына. 8 августа Марина Цветаева на пароходе прибыла в город Елабуга на Каме. Новый ужас- остаться без работы. Она пишет заявление с просьбой о трудоустройстве "«Прошу принять меня на работу в качестве….судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».

Вероятно, ответили отказом, судя по последним дням ее жизни. Подкармливала ее с сыном соседка, милиционерша, которой Марина Ивановна помогала стирать бельё.

Четвертый ведущий

Со слов К.Г. Паустовского.

Перед отъездом Цветаевой в эвакуацию, к ней пришел Б.Пастернак помочь укладываться. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан, нахваливал ее крепость и пошутил, что она все еще выдержит, хоть вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что эта веревка сослужила Марине Ивановне еще одну, трагическую службу. После смерти обнаружили три записки.

Асеевым, чтобы взяли к себе Мура. «Я для него больше ничего не могу и только его гублю…У меня в сумке 150 рублей и, если распродать все мои вещи… А меня – простите- не вынесла».

Людям, которых просила помочь уехать. «Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет».

Сыну. «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Я люблю тебя безумно. Пойми, я больше не могла жить. Передай папе и Але-если увидишь- что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

Она опять жертвовала собой, чтобы не втянуть сына в лабиринт отчаяния и безнадежности… (через три года Георгий Эфрон погибнет на войне).

Ученик читает стихотворение

О черная гора

Затмившая весь свет!

Пора-пора-пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь –быть

В БЕДЛАМЕ нелюдей

Отказываюсь – жить

С волками площадей.

Отказываюсь – быть

С акулами равнин

Отказываюсь- плыть-

Вниз-по теченью спин.

Не надо мне не дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один- отказ.

Вот и прочитан до конца роман Смерть поэта вошла в его битие, а его бытие принадлежит будущему, как все великое на Земле. Настал и стихам Марины Цветаевой свой черед.

Звучит песня на стихи М.Цветаевой «Монолог» в исполнении Аллы Пугачевой.


Список использованной литературы

  1. М.И. Цветаева Сборник стихов. М.,1999.
  2. Саакянц А. А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1997.
  3. Наталья Дали Творчество Цветаевой в эмиграции М.2010.
  4. «Пять встреч с поэтами серебряного века». Тверь, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой

Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...

Литературный монтаж по жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Литературный монтаж по жизни и творчеству Марины Цветаевой....

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Марины Цветаевой

Урок литературы в 11 классе в форме литературной гостиной позволяет учащимся познакомиться  с основными вехами жизни поэтессы и прикоснуться к её творчеству. На уроке звучат стихи и песни на стих...

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   М...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....