Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Тихомирова Любовь Дмитриевна

Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование системы уроков по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».

В программе под редакцией В. Я. Коровиной даны варианты примерного тематического планирования  системы уроков литературы, в которых изучению М. М. Пришвина и его сказки-были «Кладовая солнца» отводится 4 часа. В расчете на эти данные мы построим наше тематическое планирование.

Урок № 1

Тема: М. М. Пришвин «Кладовая солнца» - нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

Цели:

Обучающая: познакомить с биографией М. М. Пришвина; Раскрыть особенности образов Насти и Митраши.

Развивающая: развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую речь учеников, навыки чтения,  умение давать развёрнутый ответ на вопрос, а также развивать наглядно-образное мышление.

Воспитывающая: Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Тип урока: объяснение нового материала

Вид урока: смешанный (вступительное занятие + урок чтения и анализа текста)

Программа  по литературе:  под ред. В. Я. Коровиной, М.: Просвещение 2008 г.

Учебник по литературе: Литература 6 класс, т. 2, Коровин В. И., М. 2008 г.

Оборудование:  проектор

Этап урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приёмы

I. Орг. Момент

(2 мин.)

Приветствие и вступительное слово учителя

II. Объяснение нового материала

(8 мин.)

Лекция  учителя о биографии М. М. Пришвина. Учитель включает презентацию, в которой даны основные сведения  о жизни, судьбе Пришвина, а также мнения и отзывы о нём, ряд фотографий, а также портреты писателя.

В ходе просмотра презентации учитель даёт задание – записать факты биографии и черты писателя в тетрадь.

Лекция – презентация; репродуктивный метод

(Читает учитель и даёт комментарий; акцентирует внимание учеников)

Репродуктивный метод; запись тезисов в тетрадь

III. Проверка усвоения материала

(12 мин.)

Беседа с учениками по поводу услышанного:

- Чем  на ваш взгляд интересна судьба и личность Пришвина?

-  Работа с фотографиями Пришвина

- А теперь обратимся к портретам Пришвина

Работы:

- И. Бруни

- Ю. Селеверстовв

- Ф. Шурпина

- Как изображают художники писателя?

- Чем отличаются портреты?

- Понравились ли они вам? Чем?

Аналитическая беседа; Эвристический метод

Работа с иллюстрациями

Аналитическая беседа; Эвристический метод

 

IV. Объяснение нового материала

(20 мин.)

Беседа с классом по заранее прочитанному тексту:

- место действия?  Иллюстрация И. Бруни («Село»)

- Главные герои сказки–были?

-  Что называется портретом в литературном произведении?

- Найдите в тексте портрет Насти.

- Прочитайте портрет Митраши.

Портреты детей работы И. Бруни

Давайте составим кластер («Образ героя»), используя  описания детей Пришвиным и глядя на картины Бруни. Есть ли отличия в восприятии детей у писателя и художника?

Сравнительная характеристика детей.

- Как изображает автор детей?

- Остановимся на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет?

- Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.

- Почему автор не описывает игры детей?

- Как Митраша и Настя относятся друг к другу?

Аналитическая беседа; Эвристический метод

Метод творческого чтения; комментированное чтение

Составление кластера;

фронтальный опрос

Работа с иллюстрациями;

Эвристический метод

Метод творческого чтения; комментированное чтение

Аналитическая беседа; Эвристический метод

Метод творческого чтения; комментированное чтение

Аналитическая беседа; Эвристический метод

V. Подведение итогов (2 мин.)

- Какими вам представляются Митраша и Настя?

- Схожи ли ваши представления с иллюстрациями Бруни?

Аналитическая беседа; эвристический метод

VI. Домашнее задание (1 мин.)

Дочитать «Кладовую солнца».

Урок № 2

Тема: образ природы в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».

Цель: раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Тип урока: Объяснение нового материала

Вид урока: чтение и анализ текста

Этап урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приёмы

I. Орг. момент

(2 мин.)

Вступительное слово учителя

II. Проверка домашнего задания  

(5 мин.)

Викторина «Внимательный ли ты читатель?»

фронтальный опрос

III. Подготовка к изучению нового материала

(6 мин.)

Как известно, М. М. Пришвин является мастером пейзажа в литературе. А каких художников, которые изображали пейзаж, вы знаете?

На экране картины  художников – пейзажистов (И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, А. М. Васнецова)

- Какие из картин данных художников на ваш взгляд могли бы послужить иллюстрациями к сказке-были Пришвина и почему?

Аналитическая беседа; Эвристический метод

Работа с иллюстрациями; эвристический метод

IV. Объяснение нового материала

(22 мин.)

Живая природа в произведении

Пришвин также является мастером изображения живой природы. А кого из художников-анималистов знаете вы?

На экране картины работ Р. Бейтмана, Р. Поортвита, К. Брендерса, Э. Г. Ландсира, Е. И. Чарушина) + аудиозапись «звуки природы»

- Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…

На экране иллюстрация Воловича «Ель и сосна, растущие вместе»

- Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе?

- Какие животные встречаются детям?

- Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?

- И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им?...

- Как же дети ведут себя в лесу?

- Эпизод «Спор детей о дороге»:

- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
- Почему Митраша становится пленником болота?
- Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.

Рассмотрение портрета Антипыча  и его сторожки работы В. В. Воловича (графический рисунок)

- Что не договаривал лесник?

-  Как понимаете эти слова?
- Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?

На экране изображение Травки работы И. Бруни; картины Ландсира. Как художники изображают собаку? Почему картины Ландсида так названы? Действительно ли собака друг человека и гуманный член общества?

- Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.

- Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к природе.

- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?  И кого она встречает в лесу?

(На экране иллюстрации Воловича - лось, змея, встретившиеся Насте)

- Что же заставило девочку осознать свой поступок?

-  Что же Насте представилось?

Аналитическая беседа; Эвристический метод

Рассмотрение картин художников

Метод творческого чтения; комментированное чтение

Аналитическая беседа; Эвристический метод

Рассмотрение картинок животных.

Метод творческого чтения; комментированное чтение

Рассмотрение иллюстрации;

Эвристический метод

Аналитическая беседа; Эвристический метод

Рассмотрение иллюстрации;

Аналитическая беседа; эвристический метод

Метод творческого чтения; комментированное чтение

Аналитическая беседа; Эвристический метод

Метод творческого чтения; комментированное чтение

Рассмотрение иллюстраций

Аналитическая беседа; Эвристический метод

IV. Подведение итогов (8 мин.)

Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.

- Так что же такое кладовая солнца?

На экране репродукции картин И. И. Левитана, А. И. Куинджи и И. И. Шишкина

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

Запись вывода в тетрадь; репродуктивный метод

Рассмотрение картин

Аналитическая беседа; Эвристический метод

Запись вывода в тетрадь; репродуктивный метод

 V. Домашнее задание  

(2 мин.)

Пересказать близко к тексту описание  природы – отрывок о ели и сосне, растущих вместе.

Урок № 3

Тема: Образ природы - блудово болото, анализ эпизода о «ели и сосне, растущих вместе».

Цель: развивать устную монологическую речь (выразительное чтение прозаического отрывка), развивать память учеников

Тип урока: закрепление и систематизация изученного

Вид урока: итоговый урок

Этап урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приёмы

I. Орг. момент

(2 мин.)

Приветствие учителя, вступление

II. Повторение и закрепление изученного

(3 мин.)

Какую роль в развитии событий играет на ваш взгляд природа?

Аналитическая беседа; Эвристический метод

III. Объяснение и рассмотрение нового материала

(15 мин.)

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота (с.45)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

На экране репродукции картин Куинджи и Шишкина.

- Здесь же противопоставлены? …– друг и враг человека:

На экране  волк и собака + лай собаки и вой волка (аудиозапись)

Найдите в тексте: “одичавшая собака выла от тоски по человеку, а волк выл от неисбытной злобы к нему”.

Сюда–то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое…?

 “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели? с.45

Слово учителя; репродуктивный метод

Рассмотрение картин

Аналитическая беседа; Эвристический метод

Просмотр картин и прослушивание записи

Метод творческого чтения; поиск цитат

Слово учителя;

Метод творческого чтения; поиск цита

Слово учителя;

Аналитическая беседа; Эвристический метод

 

IV. Проверка домашнего задания

(25 мин.)

Близко  к тексту дети читают отрывок о «ели и сосне, растущих вместе»:

« …Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему».

Устный опрос всего класса

V. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации  «Кладовой солнца»

(индивидуальное задание  троим ученикам)

Урок № 4

Тема: Смысл названия сказки-были; подведение итогов; подготовка к домашнему сочинению

Цель: выявить степень усвоения материала, учить логическим выводам и выражению       своих мыслей, развивать письменную монологическую речь, а также творческие способности учащихся.

Тип урока: закрепление и систематизация изученного; подготовка к сочинению

Вид урока: урок развития речи

Оборудование: проектор, рисунки учеников

Этап урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приёмы

I. Объяснение нового материала

"Кладовая солнца" М. М. Пришвина - сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир:

Зачитаем:

"В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей...". 

На экране иллюстрация Воловича («село»)

Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле.

Во-первых, автор точно указал…?

во-вторых, рассказ ведется от лица человека…?

а в сказках обычно говорится, что дело было…?

и происходило оно …?

 Настя и Митраша - главные герои.

На экране портреты героев работы Воловича

"Золотая Курочка" и "Мужичок в мешочке", как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство…:

На экране иллюстрация Воловича («изба детей»)

Сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, Кощею, Бабе Яге и другой нечисти. Так и герои "Кладовой солнца" оказываются в ситуации, когда они должны противостоять опасностям и злу (которое может таиться не только вокруг, но и внутри самого человека).


- Так что же, сказку или быль рассказывает писатель?

( Пришвин сам объясняет жанр своего произведения - сказка-быль. Это неделимое понятие. И сказочное, и реальное параллельно существуют в тексте М.Пришвина)


"Кладовая солнца" - удивительная сказка-быль, которая заставляет задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе.

Слово учителя; репродуктивный метод

Метод творческого чтения, поиск цитат

Рассмотрение иллюстрации

Слово учителя (вопрос)-

Ответ

Аналитическая беседа; эвристический метод

Рассмотрение иллюстрации

Рассмотрение иллюстрации

Слово учителя

Репродуктивный метод; запись вывода в тетрадь

II. Рассмотрение

 и анализ иллюстраций И. Бруни

На доске слайды с иллюстрациями Ивана Бруни

 Прокомментируйте иллюстрации.

- Помогли ли вам иллюстрации вспомнить сюжет произведения?

Аналитическая беседа; эвристический метод

III. Рассмотрение

 и анализ иллюстраций детей

Учитель заранее собирает рисунки, сканирует их и выводит на проектор.

Итак, ребята, что мы с вами видим, какие сцены, эпизоды запечатлели ребята?

Чем, по вашему мнению, они руководствовались?

 А теперь давайте спросим у наших «художников», а что же они хотели до нас донести?

Отличаются ли они от иллюстраций Бруни? Чем?

Понравились ли вам их видение сказки-были Пришвина? Почему?

Аналитическая беседа; эвристический метод

IV. домашнее задание

Опираясь на полученные знания, написать сочинение на тему: «Природа в жизни человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок  литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема  соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения;  проводитс...

Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)       Цель урока: раскрыть замысел писателя,  показать единство ч...

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...

Заключительный урок - проект по сказке – были Пришвина М.М. «Кладовая солнца» «Все прекрасное на Земле - от солнца»

Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения  М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека...

Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.

Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....