Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Лущеко Елена Михайловна

Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kladovaya_solntsa.docx878.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Особенности жанра.

Цели  урока:

  1. образовательные: научить раскрывать характеры героев посредством анализа их поступков; сформировать у учащихся собственное представление о творческом методе писателя М.М.Пришвина; выявить жанровые особенности сказки-были, закрепить знания литературоведческих понятий: антитеза, эпитет, олицетворение, звукопись;
  2. воспитательные: воспитывать в детях понимание того, что дружба, преданность, щедрость - важнейшие  человеческие качества; формировать уважительное отношение к природе;
  3. развивающие: развивать умения смыслового чтения, навыки работы с содержащейся в художественном тексте информацией, умение анализировать текст, аргументировать свои суждения; развивать выразительную монологическую и диалогическую речь.

Планируемый результат:

Личностные умения: формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе; осознание успешности собственной учебной деятельности; работа над культурой устной и письменной речи.

Межпредметные умения: уметь работать с текстовым материалом, смысловое чтение; уметь формулировать собственные мысли, обобщать и делать выводы.

Предметные умения:  умение анализировать художественное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев; определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; формулирование собственного отношения к художественному произведению, его оценка; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение создавать устные монологические высказывания, вести диалог.

Тип урока - урок-размышление

Методы: беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, рисунки учащихся, текст произведения, музыкальное сопровождение урока. На доске - эпиграф к уроку, высказывание Г.Х.Андерсена: «Нет сказки причудливее, чем сама жизнь».

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.

    - Мы снова в гостях у героев произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца», которое он назвал сказкой-былью. Мы уже знаем, что любовь друг к другу, огромное трудолюбие поддерживали Настю и Митрашу, так рано лишившихся родителей, в суровые, голодные военные годы.

   Однако проникновенные авторские строки посвящены не только им. Обратимся к вашему домашнему заданию, а именно: изобразить важнейшего, по вашему мнению, героя повести. Посмотрите: на ваших рисунках изображены не только Настя и Митраша, но и собака Травка, ель и сосна, палестинка с клюквой. Почему даже этих персонажей повести вы считаете важными?

C:\Users\HOOM\Desktop\кладовая солнца\кладовая солнца рис 001 (2).jpgC:\Users\HOOM\Desktop\кладовая солнца\кладовая солнца рис 001 (3).jpg

C:\Users\HOOM\Desktop\кладовая солнца\кладовая солнца рис 001 (4).jpgC:\Users\HOOM\Desktop\кладовая солнца\кладовая солнца рис 001 (5).jpg

C:\Users\HOOM\Desktop\кладовая солнца\кладовая солнца рис 001 (6).jpgC:\Users\HOOM\Desktop\кладовая солнца\кладовая солнца рис 001.jpg

C:\Users\HOOM\Desktop\кладовая солнца\кладовая солнца рис 002.jpg

Учащиеся объясняют важность, по их мнению, того или иного персонажа.

   - Оказывается, что героями этого произведения являются и люди, и животные, и даже деревья. Сама природа! А в каких произведениях героями становятся растения и животные?

- В сказке.

-Вспомните определение сказки как жанра.

- Сказка - это жанр УНТ с фантастическим вымыслом. Сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.

-И если внимательно вчитываться в текст, всматриваться, вслушиваться в каждое слово, мы обнаружим много сказочных элементов, чудес . Какие чудеса происходят на страницах «Кладовой солнца»?

- Это разговоры, плач Ели и Сосны.

- Размышления Волка, Серого Помещика.

- Но всё ли в нашей истории невероятно, фантастично?

- Нет, здесь много реального, такого, что вполне могло произойти. Это и война, сделавшая детей сиротами, и история Антипыча и Травки, и поход детей за клюквой, и случай с Митрашей на болоте.

  1. Сообщение темы, цели урока.

  - Действительно, всё описанное могло произойти на самом деле. Как же удивительно здесь сказка и быль переплетаются вместе! Не случайно Г.А.Андерсен говорил: Нет сказки причудливее, чем сама жизнь».  (Обращение к эпиграфу урока, записанному на доске) Вот почему это произведение автор назвал сказкой-былью. А каковы особенности такого жанра? Это и станет предметом нашего изучения сегодня. Запишите в тетрадь тему урока.

  1. Основная часть.
  1. Дискуссия.

   -Трудно даже уловить, где заканчивается сказка и где начинается быль. Читая, мы словно оказываемся в сказочно-реальном мире. Отправимся же вместе с героями на палестинку за клюквой в поисках сказочного и реального.

   Палестинка - что это такое?

- Это место на болоте, где растет много клюквы. Это место загадочное, потому что мало кто бывал здесь. А некоторые в поисках её тонули в болоте.

  - Да, в походе за клюквой ребят ждали опасности и приключения. А ведь вспомните: сюжет многих русских сказок представлял собой трудный и опасный поход. За молодильными яблоками, за пером жар-птицы, за красавицей девицей. Сказочных героев тоже ожидало много опасностей в пути. И одна из трех дорог всегда вела к смерти…

  Поход на палестинку сказочный или реальный?

- Вполне реальный. Митраша чуть не утонул в болоте, и его спасение тоже реально: на помощь ему приходит не волшебная сила, а обыкновенная собака.

  1. Предтекстовый этап смыслового чтения

  - Да, беда, в которой оказался Митраша, понятна читателю и объяснима. Но не каждый, а только внимательный читатель понимает, что и Настенька, спокойно, без труда дошедшая до палестинки, тоже попала в беду. Что за беда с ней приключилась и кто ей помог? - На эти вопросы мы обязательно ответим, перечитав несколько  эпизодов  повести.

  1. Чтение текста. Отрывок IX главы

   «На самой середине палестинки не было клюквы. Тут выдался холмистой куртинкой частый осинник, и в нем стоял рогатый великан лось. Посмотреть на него с одной стороны - покажется, он похож на быка, посмотреть с другой - лошадь и лошадь: и стройное тело, и стройные ноги, сухие, и мурло с тонкими ноздрями. Но как выгнуто это мурло, какие глаза и какие рога! Смотришь и думаешь: а может быть, и нет ничего - ни быка, ни коня, а так складывается что-то большое, серое, в частом сером осиннике. Но как же складывается из осинника, если вот ясно видно, как толстые губы чудовища пришлепнулись к дереву и на нежной осинке остается узкая белая полоска: что чудовище так кормится. Да почти и на всех осинках виднеются такие загрызы. Нет, не видение в болоте эта громадина. Но как понять, что на осиновой корочке и лепестках болотного трилистника может вырасти такое большое тело? Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?

   Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку.

   Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзинку, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках.

   Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни».

  1. Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап)

-Участники этого эпизода - Митраша и Лось. Давайте выпишем ключевые слова , которые помогают автору описать их.

Лось: «похож на быка», «лошадь», «мурло», «губы чудовища», «громадина».

Настенька: «мокрая». «грязная», «повадки зверей».

- Лось  описывается автором как огромное животное, напоминающее быка. А как питается лось? Чем он поддерживает силу своего «большого тела»? Зачитайте из текста ответ.

- «…толстые губы чудовища пришлепнулись к дереву и на нежной осинке остается узкая белая полоска: что чудовище так кормится».

- Как относится к присутствию девочки лось и почему?

- Настя, мокрая и грязная, ползет, как змея. И лось даже не признает в ней человека, а потому смотрит на неё равнодушно.

- Почему так преображается Настя и почему не помнит в этот момент о брате?

- В этом виновата её жадность к ягоде. Ползком она собирает клюкву и даже не замечает лося. Из-за «кислой ягоды» она и о брате забыла.

  -  Да, жадность - страшный порок. Это замечает и автор: «…как понять, что на осиновой корочке и лепестках болотного трилистника может вырасти такое большое тело? Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?»

- Какой художественный прием использовал в этом отрывке автор?

- Антитезу. Автор противопоставляет большое тело лося и ничтожно малую его пищу («корочке и лепестках»); «могущество» человека и  странную жадность к «кислой ягоде», противопоставляет девочку и дикого зверя.

- Да, автор благодаря антитезе подчеркивает, насколько ничтожным оказывается человек, когда его обуревает жадность.  

Обратимся к следующему отрывку IX главы.

  1. Чтение текста. Отрывок IX главы (продолжение)

   «А большой черный пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и всё кругом охлаждается. Но пень, чёрный и большой, ещё сохраняет тепло. На него выползли из болот и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие чёрные мухи прилетели ночевать. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела чёрный тёплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве».

  1. Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап)

Что вы поняли из прочитанного отрывка? Какова его главная мысль? На эти вопросы вам поможет ответить сюжетная таблица. Заполните её, ответив на следующие вопросы.

Кто?

ПЕНЬ

НАСТЯ

Что делает?

Когда?

Где?

Зачем?

 Возможный вариант заполнения:

Кто? - пень

Что делает? - собирает тепло солнца

Когда? - целый день

Где? - в лесу

Зачем? - чтобы согреть обитателей леса вечером и ночью

  -  Настя и пень целый день собирают. Но  что? И зачем? Ответьте на эти вопросы, опираясь на заполненные таблицы.

- Настя жадно собирает клюкву для себя, а пень собирает тепло, чтобы отдать его жителям леса, когда скроется солнце. Пень ни про кого не забывает: ни про бабочку, ни про ящериц. И змея заползла на пень погреться. А Настя, пока собирала клюкву, даже не вспоминала о брате. Жадность лишила её памяти.

  1. Чтение текста. Отрывок IX главы (продолжение)

- И еще прочитаем один небольшой отрывок. Он поможет нам ответить на вопрос, который я вам задавала в начале нашего обсуждения: какая же беда приключилась с Настей?

   «А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дёрнула за самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. И Настя тоже подняла голову.

   Тогда-то, наконец, Настя очнулась, вскочила, и лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника и, выбрасывая вперед сильные, длинные ноги-ходули, помчался легко по вязкому болоту, как мчится по сухой тропинке заяц-русак.

   Испуганная лосем, Настенька изумлённо смотрела на змею: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком в тёплом луче солнца. Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она.

   Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака с чёрным ремешком на спине. Собака эта была Травка. И Настя даже вспомнила её: Антипыч не раз приходил с ней в село. Но кличку собаки вспомнить она не могла верно и крикнула ей:

 - Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!

   И потянулась к корзине за хлебом. Доверху корзина была наполнена, и под клюквой был хлеб.

   Сколько же времени прошло, сколько клюквинок легло с утра до вечера, пока огромная корзина наполнилась? Где же был за это время брат голодный и как она забыла о нем, как она сама забыла себя и всё вокруг?

   Она опять поглядела на пень, где лежала змея, и вдруг пронзительно закричала:

 - Братец, Митраша!

   И, рыдая, упала возле корзины, наполненной клюквой».

  1. Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап). Прием «толстых» и «тонких» вопросов

  -  Ребята, обратите внимание: в 1-ом и 2-ом предложениях данного отрывка автор использовал однокоренные слова «ползла» и «приползла». С какой целью?

 - Благодаря этим однокоренным словам появляется сходство в описании девочки и змеи. Они обе ползут, но Настя -  из-за жадности, словно принимает облик змеи, а для гадюки это естественное средство передвижения.

  -  Какую же службу сослужила девочке змея? Встреча с гадюкой для Насти - это хорошо или плохо?

- Змея напугала девочку, но благодаря этому испугу Настя «вышла из шкуры змеиной», снова стала человеком.

 - Она из-за жадности совершенно забыла о брате и даже потеряла человеческий облик, и змея, будто столкнув её с собственным отражением, помогла ей.

   -  Теперь мы начинаем понимать, какая же беда случилась с Настей! Она стала жадной и совершенно забыла о брате. Какой литературный прием помог нам сделать такие выводы?

- Антитеза.

- Лось, пень, змея - обобщите одним словом: кто помог девочке вспомнить, что она - человек, а человек не должен быть жадным?

- Ей помогла природа.

- Природа помогает человеку. Ну не сказка ли это? Ребята, можно отрывки, которые мы читали, назвать сказочными?

 - Нет, когда читаешь эту историю, она кажется очень  реальной.

 - Бывает, иногда так увлекаешься чем-то, что забываешь обо всём!

- История реальная, но автор рассказывает об этом по-сказочному, словно и лось, и пень, и змея умеют мыслить, пытаются помочь девочке.

 - В этой истории все очень добрые, даже змея не тронула девочку, а только испугала её и испугом помогла ей.

  -  Ребята, отвечая на поставленный мною вопрос, вы, сами того не зная, отметили важную отличительную черту художественного мира М.М.Пришвина. Он всю свою жизнь, во всех своих произведениях стремился «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека». (Цитата записывается учащимися в тетрадь.)  Он говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». «Природа - это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так трудно говорить о природе».

  1. Предтекстовый этап смыслового чтения

   - Пришвин признаётся, что ему трудно говорить о природе! А нам кажется, что он необыкновенно легко, сказочно говорит о ней. И чтобы подтвердить мои слова, проведем следующий эксперимент!

   Сядьте тихо-тихо, так тихо, чтобы в классе воцарилась абсолютная тишина.  Послушайте её, вслушайтесь в неё. (После паузы) А теперь опишите тишину такой, какой вы её услышали! (Ответы учащихся) Задание действительно очень сложное. Как можно описать то, чего не видишь и не слышишь? А вот теперь обратимся к следующему отрывку «Кладовой солнца» и узнаем, как с этой задачей справляется автор!

  1. Чтение текста. Начало X главы

   (Звучит спокойная мелодия) Тот сильный порыв ветра, когда крикнула бедная Настя, был ещё не последним перед тишиной вечерней зари. Солнце в это время проходило вниз через толстое облако и выбросило оттуда на землю золотые ножки своего трона.

   И тот порыв был ещё не последним, когда в ответ на крик Насти закричал Митраша.

   Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим коснулось земли. Тогда на суходоле запел свою милую песенку маленький певчий дрозд-белобровик. Несмело возле Лежачего камня на успокоенных деревьях затоковал косач-токовик. И журавли прокричали три раза, не как утром - «победа», а вроде как бы:

 - Спите, но помните: мы вас всех скоро разбудим, разбудим, разбудим!

   День кончился не порывом ветра, а последним лёгким дыханием. Тогда наступила полная тишина…»

  1. Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап)

- Как можно озаглавить отрывок? Какова тема отрывка? Каков его тип речи?

 - Автор описывает наступление тишины. Так можно и озаглавить этот отрывок - «Наступление тишины».

- То, что казалось нам сложным, М.Пришвину удается замечательно! А какие художественные средства он при этом использует? Запишите в тетрадь последовательно глаголы, встретившиеся в тексте. Ведь именно глаголы обозначают действие, а мы следим за интересным действием - наступлением тишины.

 - «Крикнула», «выбросила», закричал», погрузилось», «коснулось», «запел», спите», «разбудим», «наступила».

- Какую особенность вы отмечаете именно в такой последовательности глаголов?

 - Каждое последующее действие мягче по звучанию, тише, чем предыдущее.

- Даже сопровождающие глагол слова, прилагательные и наречия, смягчают их действия. Приведите примеры.

 -  «запел свою милую песенку», «несмело затоковал», «кончился легким дыханием».

 - Какое средство выразительности использует здесь автор?

 - Эпитеты, образные определения.

  -  Вы, наверно, обратили внимание, что в тексте несколько раз повторяется реплика журавлей: «..разбудим, разбудим, разбудим…». Как вы думаете, почему?

 - Эти повторения как будто усыпляют.

- Может быть, журавли летят и повторение слова - это эхо.

   - Верно. Мы представляем, как журавли улетают, они становятся всё меньше на фоне вечернего неба, и звуки удаляются вместе с ними, становятся тише. А помогли нам это представить звуки [а] и [у], словно растягивающие повторяющееся слово «разбудим». Это звукопись, удивительное выразительное средство фонетики. Запишите в тетрадь новое для вас понятие.

Ассонанс - это повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которые служат для создания звукового образа.  

 -  Вот как удивительно М.М.Пришвин описывает наступление в природе тишины! Прочитайте данный отрывок ещё раз, может быть, теперь ваше прочтение прозвучит иначе!

 Учащиеся снова перечитывают отрывок.

  1. Обобщение и систематизация знаний

   - Сказочный, чудесный мир природы, чудесная помощь и даже чудесный язык, звуки! Разве это не сказка?! Какая же она, природа, глазами М.М.Пришвина? Каков этот реальный и в то же время сказочный, загадочный мир?

- Природа добрая, светлая, солнечная. И в ней одновременно соседствуют сказка и реальность.

   - Но понять это может только добрый человек. Природа к девочке добра, потому что Настенька тоже добра и щедра, ведь клюкву-то всю собранную она больным детям отдала! Если человек добр, то и природа вокруг него - добрая, светлая, то и весь мир вокруг него прекрасен и гармоничен. А гармония - это и есть, по словам М.М.Пришвина, «когда в природе человек находит соответствие своей душе». Может, это и есть большая человеческая правда, которую старый Антипыч перед смертью нашептал своей верной Травке?

   - История, поведанная Пришвиным, ставит перед читателями множество вопросов. Попробуйте и вы составить к тексту сказки-были «Кладовая солнца» вопросы, которые начинались бы следующим образом:

Предлагается заполнение следующей таблицы (методический прием «Цветная шляпа»):

Шляпа

Вопросы

Белая

«В чем заслуга…?», «Чем необычно…?», «Что самое интересное и важное…?», «За что можно благодарить…?»

Черная

«За что можно осудить…?», «Какая беда…?»

Зелёная

«Почему..?», «Что стало причиной того, что…?», «Какие последствия…?»

Синяя

«Что было бы, если…?», «Как могли развиваться события, если…?»

- Ребята, читайте хорошие, добрые книги! Читайте сказки! Были и небылицы! Пусть они врачуют вас, воспитывают, умудряют и укрепляют. Следуйте мудрым заветам писателя Михаила Михайловича Пришвина.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.
  2. Домашнее задание: написать «Правду» Антипыча от лица самого героя. О чем он хотел поведать людям? (небольшое сочинение)

Текст произведения взят из книги: М.Пришвин. Кладовая солнца. - Издательство «Советская Россия», Москва, 1977г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка урока литературы в 11 классе "Тема революции и гражданской войны по книге И. Бабеля "Конармия"

Авторская разработка урока литературы в 11 классе "Тема революции и гражданской войны по книге И. Бабеля "Конармия". Можно применять, почти ничего не меняя....

Урок литературы в 6 классе. Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство челов...

Разработка урока по географии, 7 класс.Тема : « Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые».

Изучение темы "Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые" можно провести в форме беседы с элементами практической работы. В разработке урока использованы опорные конспекты "Рельеф Африки", ...

Разработка урока по географии, 7 класс.Тема : « Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые».

Изучение темы "Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые" можно провести в форме беседы с элементами практической работы. В разработке урока использованы опорные конспекты "Рельеф Африки", ...

Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;

Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....