Комбатам Великой Отечественной
методическая разработка (10 класс) на тему

Лучший урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _kombatam_velikoy_otechestvennoy.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская средняя школа №2»

Урок внеклассного чтения

в 10 классе

«Комбаты Великой Отечественной »

                                                                   Учитель:  Аянот  Е. В

                                                               

МБОУ «Излучинская ОСШ №2 »

Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

                                   Комбатам Великой Отечественной посвящается…         

                                       (Урок комплексного применения знаний)

Цель:

- рассказать о подвигах комбатов Великой Отечественной войны;

- как подвиги реальных героев перекликаются с изображением подвига литературных образов;

- рассмотреть произведения поэтов и прозаиков 20 века, посвящённые комбатам: В.Высоцкий «Мы вращаем землю», М.Львов «Высота», Д.Гранина «Наш комбат», Ю.Друнина «Комбат»

Развивать:

 - творческие способности учащихся в работе с лирическим и прозаическим произведениями;

- умение видеть создание реального образа в литературном произведении, личность автора, его устремления, задачи.

Воспитывать:

 - чуткость к художественному слову, гордость за своих героев, отстоявших нашу Родину, стремление быть настоящим патриотом своей страны.

Знать:

 - содержание повести Д.Гранина «Наш комбат», поэзии М.Львова, В.Высоцкого, Ю.Друниной, историю снимка М.Альперта «Комбат»;

 - как создавались (формировались) истинные ценности на войне, как менялись они в мирное время;

- художественные особенности лирического и прозаического произведения и их роль в идейном замысле;

- проблематику произведения и способы её отражения.

Уметь:

- анализировать лирические и прозаические произведения;

- вести учебный диалог, оценивать поступки героев,

- сопоставлять произведения разных жанров, героев, определять критерии;

- обобщать этические и эстетические ценности произведений эпохи;

- делать выводы на основе изученного.

Оборудование:

документальные кадры Великой Отечественной войны;

запись песни В.Высоцкого «Мы вращаем землю»; запись песни группы «Любэ» «Комбат»;

портреты М.Львова, В.Высоцкого, Ю.Друниной, Д.Гранина, М.Фомичёва,

презентация к уроку.

           

МБОУ «Излучинская ОСШ №2 »

Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

Глядят на нас,

Глядят фронтовики.

Глядят на нас исчезнувшие роты.

Глядят на нас ушедшие полки,

Глядят на нас с надеждой и заботой.

И как мы тут,

И что у нас за жизнь?

Куда идем семьею многоликой.

Готовы ль так же Родине служить?

Достойны  ли  Истории Великой?

М.Львов

                                                        Ход урока

1. Организация класса.

2. Актуализация ЗУН, необходимых для применения знаний.

Слайд №1 На фоне фронтовых документальных кадров звучит песня

В.Высоцкого «Мы вращаем землю»

   От границы мы землю вертели назад

   Было дело сначала.

   Но странно её закрутил наш комбат,

   Оттолкнувшись ногой от Урала.

   Наконец-то нам дали приказ наступать,

   Отбирать наши пяди и крохи,

   Но мы помним, как солнце отправилось вспять.

   И едва не зашло на Востоке-

   И от ветра с Востока пригнулись стога,

   Жмется к скалам отара.

   Ось земную мы сдвинем без рычага,

   Изменив направленье удара-

   Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,

   Принял пулю на вдохе,

   Но на Запад, на Запад ползёт батальон,

   Чтобы солнце взошло на Востоке.

   Животом  по грязи, дышим смрадом болот

   По глаза закрываем на запах.

   Нынче по небу солнце нормально идёт,

   Потому что мы рвемся на Запад!..

Слайд №2 Фотография В.Высоцкого

- Согласитесь, образ комбата у Высоцкого метафорически необыкновенный. Почему?

(Среди военных образов  Высоцкого образ комбата действительно гениальный.

Яркий поэтический, он воплощает подвиг советского солдата в Великой Отечественной войне: было сделано поистине невозможное, когда, казалось, уже всё рухнуло, пропало, и солнце вот-вот скроется на Востоке, наступит непроглядная тьма. Множество государств сдавалось на милость фашистских победителей и в менее катастрофических ситуациях. Но наш комбат остановил вращение земли и, закрутив планету в обратную сторону, дошёл до Берлина.)

МБОУ «Излучинская ОСШ №2 »

Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

3. Актуализация опорных знаний.

Комбатам Великой Отечественной посвящается наш урок.

- Кто такие комбаты?

(Командиры батальонов, а батальон – это три роты от ста до ста двадцати человек.  Комбат отвечает за всё: от военной подготовки до портянок, комбат - это батя).

- Сегодня мы поговорим о комбатах Великой Отечественной.

Образ комбата в нашей литературе необыкновенно многообразен. Им посвящали повести и рассказы Ю.Бондарёв, В.Быков, о них писали стихи лучшие поэты, они были героями кинофильмов, песен, плакатов, фотографий…  На этом уроке мы остановимся    на лирике М.Львова, В.Высоцкого, Ю.Друниной, повести Д.Гранина «Наш комбат».

             Обращение к эпиграфу урока.       Слайд №3     

4. Усвоение образца комплексного применения знаний.

История одной фотографии.

Слайды  №4, №5    Фото М.Альперта «Комбат»

- Расскажите историю этого снимка.

Макс Альперт «Комбат». 1942г.

МБОУ «Излучинская ОСШ №2 »

Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

1-е сообщение.

Этот знаменитый снимок Макса Альперта обошёл весь мир.

1942 год. Шли кровопролитные бои на подступах к Ворошиловграду. В разгар боя в 1942 году фотограф успел сделать пару снимков командира, поднявшего солдат в атаку, и тут же осколок снаряда разбил камеру. Фотограф решил, что кадры испорчены, и не стал записывать имя человека, которого он сфотографировал. Да и спросить было не у кого: командир батальона был на противоположном фланге. Позже, проявляя пленку, М.Альперт увидел, что кадр получился превосходным и вспомнил, как слышал в том бою, что по рядам передали: «Комбата убили».  Поэтому корреспондент решил, что он сфотографировал именно командира батальона. Накануне праздника Победы в 1945г. М.Альперт отдал снимок в редакцию газеты «Красная звезда» и «Комбат» обрёл новую жизнь.

  - Что общего у комбатов Высоцкого и  М. Альперта?

 (Это солдат, герой, ведущий в бой. У поэта – это спрессованный образ, у М. Альперта – реальный человек).

  - Какими строчками можно подписать эту фотографию?

(«Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон, //   Принял пулю на вдохе…»)  (Провести линию: Высоцкий и фото Альперта разные жанры, но идея, образ у поэта на столько реальный! Высоцкий не фронтовик, но как ощущаешь тех героев, которых он изображает по-своему, очень правдиво, искренне, слова врезаются в память, в душу. А  на фотографии особый момент: миг, который уйдёт в вечность и останется в памяти потомков. Это тоже мастерство фотографа, сумевшего остановить мгновенье навечно…)

Слово учителя.

А ведь Высоцкий не был на войне, он знал её по рассказам отца и его однополчан, по стихам и прозе бывших фронтовиков. Для В.С.Высоцкого воинский подвиг - это всегда подвиг самоотверженного ратного труда. Именно в этом он видит нравственное начало и закономерность Победы в войне. Его образы подкупают прежде всего своей зримостью, конкретностью фронтовых будней.

  5. Применение обобщённых ЗУН в новых условиях        

             Слово учителя.

Образ комбата в поэзии и в прозе стал создаваться уже в самом начале войны. Удивительно переплетаются судьбы людей. Именно в те дни, когда был сделан снимок М.Альперта, уральский поэт М.Львов, который возводил Магнитку, затем  Чебаркульский завод,  напишет стихотворение, которое станет вершиной его творчества.

Слайд №5  Портрет М.Львова

2- сообщение ученика. Летом 43-го третьего молодой поэт М.Львов прибыл в 63-ю Челябинскую танковую бригаду Уральского добровольческого корпуса. В июле и августе шли жестокие бои на Курской дуге. Офицер связи Львов попал в самое пекло. Бои под Романовкой, на Прохоровском поле. А затем были бои за освобождение Львова, за взятие Берлина и освобождение Праги. На фронтовых дорогах рождались удивительные строки.

МБОУ «Излучинская ОСШ №2 »

Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

Звучит стихотворение М.Львова «Высота»

М.Львов

«Высота»

Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться.
Он может умереть на высоте,
Но раньше должен на нее подняться.

И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты:
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.

А если по дороге мы умрем,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы все-таки берем.

- В чём состоит подвиг комбата? (« Он должен умереть на высоте, но раньше должен на неё подняться»)

- «Высота» - это гимн всем комбатам на все времена. В каких строчках это отражено? («У каждого есть…», «А если по дороге мы умрём, своею…»)

3- сообщение учащихся.

Стихотворение «Высота» М.Львов посвятит своему другу, комбату М.Г.Фомичёву.

Слайд №7 Фотографии М.Г.Фомичёва 

- Что общего в образе комбатов у Высоцкого, М. Львова и М.Альперта?

Слайд №8  Памятник танкистам в Челябинске

Вывод учащихся.

  ( У  Высоцкого композиция  величественная. У М.Львова – реальная. Но символика высоты

реальной, которая становится нравственной, объединяет эти стихи. Вот они какие настоящие герои, образы  которых поэты воплощали в яркие поэтические идеалы. Строки Высоцкого трудно реализовать в монументальном искусстве. Как-то сумел поэт подобрать такие слова, что мы даже ногами своими чувствуем вращение земной оси, движение комбата, и сами ползём с батальоном на запад, «чтобы солнце взошло на Востоке». У М.Львова высота олицетворяется с подвигом комбата-солдата.)

МБОУ «Излучинская ОСШ №2 »

Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В.

- Вот ещё пример того, как образ реального, действительного человека воплотился в художественный образ комбата – героя.

Слайд №5  Фото М.Альперта «Комбат»

    А герой М.Альперта - Комбат погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок. Когда фотография получила мировую известность, была установлена личность героя на снимке. Представляете, через 20 лет после войны жена узнала своего мужа, который на фронте был политруком, а не комбатом, младшего лейтенанта Алексея Гордеевича Еременко.

1- сообщение учащихся (концовка)

Фото М. Альперта было сделано 12 июля около села Хорошее между реками Лугань и Лозовая. На этом участке держал оборону 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, ведя упорные,  кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника. В 1980 г. на месте, где состоялось сражение, установлен памятник - точная копия солдата с легендарной фотографии.

 Слайд  №9  Памятника политруку

- Но почему же название фотографии осталось прежнее (не «Политрук» , а «Комбат»? ( Комбат, наверняка, был ближе солдатам, роднее, вёл за собой…)

Слайд №10  Плакат «Защитники Ленинграда»

Учитель: Высота была везде. Высоту защищали голодные, истерзанные солдаты на подступах к Ленинграду на Пулковской высоте. Блокада города длилась долгие три года…

Слайд №11   Фотография Д.Гранина

3. Работа над повестью Даниила Гранина «Наш комбат»

Слово учителя.  Полную правду о Великой Отечественной войне стали писать не сразу. Особенно не торопились рассказывать, в каком тяжёлом положении советские войска оказались в 41-м и в самом начале 42-го, какой ценой пришлось выходить из него.

  В 1968 г. Д.Гранин об этом говорил  открыто. Повесть  «Наш комбат», несмотря на простой сюжет, поднимает глубокие нравственные проблемы. Какие?

 1) Как сохранить память о своих друзьях – фронтовиках;

2) Каким образом рассказать о подвиге другим поколениям;

3) Какой он, человек на войне и после неё;

4) Почему образ комбата стал идеалом, воплощением героизма советского солдата;

5) Под каким углом времени рассматривать наши победы и поражения –

с позиции военных лет или с позиции прошедших (десяти, двадцати, шестидесяти)?

Работа в группах

- «Время ржавчиной разъедает прошлое», говорит главный герой повести. Этого допустить не мог комбат. Почему он отвёз друзей « в ту фронтовую зиму»?

МБОУ «Излучинская ОСШ №2 »

                                                      Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В 

- Как меняются чувства главного героя к своим однополчанам? (Первая группа)

Слайд № 12  Защитники Ленинграда

- «За тем комбатом они были готовы идти куда угодно», а за этим…? Изменился ли комбат?  (Вторая группа)

Слайд №13, Карта обороны Ленинграда    №14 На  Пулковских  высотах

- «Прошлое было слишком хорошо, и не стоило им рисковать».  А может стоило? (Третья группа)

- Каким судом судит себя комбат? ( «Восемнадцать убитых, тридцать раненых»)

Слайд №15   Памятникам защитникам Пулковских высот

- Как смотреть на победы и поражения спустя 20, 30, 40 лет?

Об этом времени М.Львов напишет:

Слайд №16  

                             Мы в землю стольких положили...
                            Мы столько стойких пережили...
                            Мы столько видели всего -
                            Уже не страшно ничего!

                               М.Львов

- Что помогло главному герою изменить свой взгляд на самого себя и на той высоте, и сейчас, спустя более двадцати лет?

Вывод учащихся. «Господи, да если б я мог стать таким, как комбат, - сказал я. – Если б мне хватило сил…». Вот высота, на которую спустя 20 лет солдаты хотят подняться. «И знают уцелевшие солдаты: У каждого есть в жизни высота, Которую он должен взять когда-то…».

Слайд №13

6. Контроль и самоконтроль.

- Комбат – идеал…Всегда ли он был таким? У Ю.Друниной он другой.

Чтение стихотворения  Ю. Друниной «Комбат»                                  

КОМБАТ

Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули -
Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,

Кто никогда не шел на пулеме

МБОУ «Излучинская ОСШ №2 »

                                                      Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В 

Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
   Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что... смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

- Это другая правда о войне. Ещё одна реальность тех страшных лет. Согласны вы с утверждением поэтессы?

( Необходимо остановиться на Приказах Главнокомандующего Советской армии в первые месяцы войны…)

- Послушайте концовку стихотворения. Эти строки публикуются не во всех сборниках.

Не заживёт та боль в душе комбата,

И память будет он топить в вине.

И  будет ждать комбат свою расплату

За  всё, что сделал он на той войне.

Как много судей у того комбата,

В тепле, в своих квартирах, в стороне…

Им не понять, какой ценой победа

Добыта на безжалостной войне.

- Какой же ценой? Кто вправе осуждать, какой мерой подходить к предательству и к подвигу?

Вывод учащихся. Эта мысль и Д.Гранина и Ю.Друниной сегодня очень актуальна, когда многие и после 65 лет войны пытаются оклеветать или пересмотреть итоги Великой Отечественной. Но образ комбата вечен, ибо в нём отразился образ защитника Отечества, беззаветно преданного ей, храброго и честного воина.

7. Подведение итогов урока

МБОУ «Излучинская ОСШ №2 »

                                                      Учитель русского языка и литературы Аянот Е.В 

Чтение стихотворения В.Высоцкого

Вцепились они в высоту, как в своё.

Огонь миномётный, шквальный.

Но снова мы лезли, хрипя, на неё

За вспышкой ракеты сигнальной.

Ползли к высоте в огневой полосе,

Бежали и снова ложились.

Как будто на этой высотке все-все

Дороги и судьбы скрестились-

Все наши деревни, леса, города

В одну высоту эту слились,

В одну высоту, на которой тогда

Все судьбы с путями скрестились.

В.Высоцкий сумел передать смысл того подвига, который совершил наш комбат, ведя за собой воинов. Высота и Родина слились воедино. Комбат – это солдат Родины. (Звучат последние строки эпиграфа).

 Пройдёт много лет, группа «Любэ» исполнит песню «Комбат», которая станет хитом 1996 года. А образ батяни-комбата, кстати, был написан с реального героя….  (Звучит песня в исполнении группы «Любэ» «Комбат».

8. Домашнее задание (по выбору)

1-й вариант: прочитать художественные произведения, в которых есть образ комбата и написать отзыв.

2-й вариант: написать этюд о комбате на основе одного из произведений, рассмотренных на уроке.

3-й вариант: найти историю песни «Комбат», прототипа героя, рассказать о современных комбатах.