А. А. Брусилов – жизнь отданная Родине. (классный час из серии « Герои Первой Мировой»)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   На сотню лет мы оглянемся,

Четырнадцатый, вспомнив год,

И вдумавшись, мы ужаснемся,

Тем, что историю ведет,

Ведение.

Первая мировая война, один из самых неисследованных и при этом противоречивых эпизодов русской истории. Казалось бы, обилие источников, как письменных, так и археологических, должны делать все исследования по этому вопросу простыми и понятными, но не тут то было. Даже у современников, расходились взгляды на происходящее в эти роковые для Российской империи годы, что уж говорить про последующие поколения. Расхождения начинаются с самого начала – с причин войны, и это проходят через все баталии и личности. Так же, трудностей исследователю добавляет крайняя политизированность вопроса о войне.

Спустя несколько десятилетий после ее окончания, наш соотечественник, даже хорошо знающий историю России начала  XX века, ее культуру, едва ли сможет назвать то или иное произведение времен Первой мировой войны, запечатлевшая это событие, выразившее отношение художника к войне. Надолго оказались забытыми имена писателей, ушедших добровольцами на фронт, ставших военными корреспондентами, произведения отечественных  поэтов, музыкантов и художников, запечатлевших канун трагедии России и скорбь народов Европы, если такое отношение к ним, что говорят и пишут о непосредственных участниках ? Поэтому мы, живущие в 21 веке, должны выяснить причину такого отношения к героям этой войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное  Образовательное  Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа с.Сосновка.

 Методическая разработка классного часа на тему:

А. А. Брусилов – жизнь отданная Родине. (классный час из серии « Герои Первой Мировой»)             

                 

 Выполнила :

                                                             Оюн Т.Ш.

Учитель русского языка и литературы.

МБОУ СОШ с.Сосновка

                                        Сосновка – 2015 г.

                                                                                    На сотню лет мы оглянемся,

Четырнадцатый, вспомнив год,

И вдумавшись, мы ужаснемся,

Тем, что историю ведет,

Ведение.

Первая мировая война, один из самых неисследованных и при этом противоречивых эпизодов русской истории. Казалось бы, обилие источников, как письменных, так и археологических, должны делать все исследования по этому вопросу простыми и понятными, но не тут то было. Даже у современников, расходились взгляды на происходящее в эти роковые для Российской империи годы, что уж говорить про последующие поколения. Расхождения начинаются с самого начала – с причин войны, и это проходят через все баталии и личности. Так же, трудностей исследователю добавляет крайняя политизированность вопроса о войне.

Спустя несколько десятилетий после ее окончания, наш соотечественник, даже хорошо знающий историю России начала  XX века, ее культуру, едва ли сможет назвать то или иное произведение времен Первой мировой войны, запечатлевшая это событие, выразившее отношение художника к войне. Надолго оказались забытыми имена писателей, ушедших добровольцами на фронт, ставших военными корреспондентами, произведения отечественных  поэтов, музыкантов и художников, запечатлевших канун трагедии России и скорбь народов Европы, если такое отношение к ним, что говорят и пишут о непосредственных участниках ? Поэтому мы, живущие в 21 веке, должны выяснить причину такого отношения к героям этой войны.

Целью моей работы является рассказ о выдающихся заслугах генерала Алексея Алексеевича Брусилова.

Исходя из поставленной цели, нам необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Исследовать славный путь боевого генерала Алексея Алексеевича Брусилова.
  2. Рассмотреть его роль в Первой мировой войне.
  3. Доказать, что жизненный путь генерала Алексея Алексеевича Брусилова пример истинного патриотизма.

В годы Великой Отечественной войны имя генерала Алексея Алексеевича Брусилова в ряду имен выдающихся отечественных полководцев служило делу воспитания патриотизма советских воинов на примерах триумфальных побед русского оружия: переиздавались его мемуары, несколькими изданиями вышел очерк историка В. В. Мавродина о Брусилове, были написаны романы и пьесы.

В Санкт-Петербурге 14 ноября 2007 года в сквере у пересечения Шпалерной  и Таврической улиц открыт памятник  генералу Алексею Брусилову. Его военные заслуги общеизвестны. В истории войн найдется не много стратегических операций, названных по имени полководца, одна из них -Брусиловский прорыв.

Но деятельность Брусилова после октября1917 года вызывает жаркие споры. Ведь он был самым авторитетным из царских генералов, перешедших на службу советской власти. Так кем же был  Брусилов в этот период - патриотом или предателем? Чтобы понять это, надо  посмотреть, как складывался жизненный путь генерала.

Начало "звездного пути".

Алесей Брусилов  родился 19 августа 1853 года в семье потомственного военного.  Ему едва исполнилось 6 лет, когда умер отец - генерал- лейтенант, начальник  военно- судебной  службы на Кавказе. Алексея и двух его братьев взял на воспитание дядя - военный инженер Гагемайстер, служивший  в Кутаиси. "Самыми яркими впечатлениями  моей юности были, несомненно, рассказы о героях Кавказской войны. Многие из  них в то время еще жили и бывали в гостях у моих родных" , - вспоминал впоследствии Брусилов.

В 1867 году , успешно выдержав экзамены, Алексей был зачислен сразу в четвертый  класс Пажеского корпуса - самого привилегированного военного учебного  заведения России. По окончании корпуса он не рискнул выходить в гвардию из-за  недостатка средств, а получил  назначение в 15-й Тверской драгунский полк.

С августа 1872 года началась для корнета Брусилова военная служба. Первым серьезным испытанием  офицерской зрелости стала для него русско-турецкая война 1877-1878 годов, на которой тверские драгуны  оказались в авангарде русских войск. Будущий полководец сполна познал тяжелые бои в обороне и яростный штурм крепостей, стремительные кавалерийские атаки и щемящую горечь прощания с погибшими друзьями. За семь месяцев войны он заслужил три боевых ордена и был произведен в штабс-ротмистры.

В 1881 году Брусилов снова приехал в Петербург. Как один из лучших наездников в полку он завоевал право поступить в Петербургскую офицерскую кавалерийскую школу. Два года напряженной учебы пролетели незаметно, и в послужном списке появилась очередная запись: "Окончил курс наук отдела эскадронных и сотенных командиров по разряду "отличных". Но с "лошадиной академией", как в шутку называли кавалеристскую школу, ротмистр Брусилов расстался не скоро. В августе 1883 года он был зачислен в нее адъютантом и на четверть века связал с ней свою судьбу. За эти годы он стал генерал-майором, начальником школы, создал свою систему подготовки кавалеристов, завоевал широкую известность и признательность в армии. Руководимая им школа стала признанным центром подготовки старших офицеров для кавалерии.

В 1906 году последовало неожиданное и почетное назначение начальником 2-ой гвардейской кавалерийской дивизии, в состав которой входили полки, прославившиеся еще в сражениях с Наполеоном. Старая слава хороша для парадов. С учетом печальных итогов войны на Дальнем Востоке, Брусилов серьезно занялся боевой подготовкой подчиненных. Сделав вывод, что "современный бой требует от каждого офицера широкого кругозора и способности самостоятельно, без подсказки принимать собственное решение", он особое внимание уделил обучению командиров.

Анализируя итоги войны, он выдвинул смелую идею создания кавалерийских корпусов и армий. Но в полной мере его мысли были воплощены только в годы гражданской войны, пройдя проверку в стремительных рейдах конных армий Буденного и Думенко.

По светским меркам карьера у Брусилова складывалась успешно: произведен в генерал-лейтенанты, вхож во дворец. Но Алексея Алексеевича тяготит служба в душной атмосфере столичных интриг, он оставляет гвардию (случай по тем временам нечастый) и в 1909 году переводится в Варшавский округ командиром 14-го армейского корпуса. Корпус стоял под Люблином у границы с Австро-Венгрией, но к боевым действиям готов был очень слабо. "Я с грустью убедился, - писал Брусилов, - что многие господа офицеры в техническом отношении крайне недостаточно подготовлены. В пехотных частях тактические занятия велись сжато, а отчасти неумело". Усиленная боевая подготовка, организованная и жестко контролируемая Брусиловым, дала свои плоды. Уже через год корпус заметно выделялся по уровню боевой готовности среди войск округа.

Весной 1912 года Брусилов был назначен помощником командующего войсками Варшавского округа. Генерал-губернатор Скалон и его окружение встретили назначение Алексея Алексеевича очень настороженно. А он, человек по натуре деликатный и сдержанный, не скрывал своего отношения к процветавшему в округе стяжательству и даже написал об этом военному министру. Брусилов, произведенный к этому времени в чин полного генерала, был заметной фигурой в русской армии, ссориться с ним не стали, а просто удовлетворили его просьбу о переводе в Киевский округ командиром корпуса. Это было понижение, но Алексей Алексеевич принял его с радостью. Он снова окунулся в привычные командирские заботы. А "хозяйство" ему досталось большое: 12-й армейский корпус состоял из 4 дивизий, бригады, нескольких отдельных частей.

Стратегическая кампания на личном фронте.

  В 1884 г. Брусилов женился на Анне Николаевне Гагемайстер, племяннице своего названного дяди. Брак был устроен ввиду общих семейных интересов.

  В 1887 г. у супругов родился сын Алексей. Он погиб в 1919 г., участвуя в гражданской войне.

  В 1908 г. неожиданно умерла жена. Брусилов тяжело пережил утрату. Исходатайствовав новое назначение, он покинул столицу и уехал в Люблин командиром 14-го армейского корпуса.

  В Люблине, по словам Брусилова, "все было ладно, кроме отсутстви хозяйки" [24]. Видный генерал, занимавший в иерархии губернского города положение более высокое, чем губернатор, мог рассчитывать на самую блестящую партию. Но он сделал выбор неожиданный для всех: дл окружающих, для его избранницы и, как уверяет Брусилов в письмах и воспоминаниях, для него самого, 57-летний вдовец предложил руку 45-летней Надежде Владимировне Желиховской, в которую в молодости был тайно влюблен, но затем почти на 20 лет потерял из вида. Как и Брусилов, семья Желиховских была связана с Кавказом. Отец Надежды Владимировны, Владимир Иванович, директор Тифлисской классической гимназии, а позднее помощник попечителя Кавказского учебного округа, умер в 1880 г. Мать, Вера Петровна, урожденная Ган (по первому мужу Яхонтова) - популярная детская писательница 8090-х годов прошлого века. Со сводным братом своей избранницы - Ростиславом Николаевичем - молодой Брусилов участвовал в военной кампании 1877-1878 гг. Давнее знакомство семьями, воспоминания о юной Надежде и основанная на этом уверенность, что она отлично справится с ролью важной дамы, интересами которой будут служебные дела мужа, определили выбор.

 Приняв решение, Брусилов действовал энергично. Эта предпринятая им осенью 1910 г. стремительная наступательная операция на личном фронте как бы предвосхитила образ действий летом 1916 г.: та же ошеломляющая нетрадиционность замысла, та же продуманная тщательность подготовки, та же решительность в ходе - осуществления операции. В этом смысле история женитьбы Брусилова представляет определенный интерес для понимания личности полководца. Сохранившиеся письмами Брусилова к Желиховской позволяют проследить развитие событий [25].

Первое письмо Брусилова датировано 16(29) сентября 1910 г.:

"Многоуважаемая Надежда Владимировна! На всякий случай пишу Вам, не будучи уверен, что мое письмо до Вас дойдет, и не зная, захотите ли Вы мне ответить. Живу я теперь одинокий в г. Люблине по занимаемой мною должности командира 14 армейского корпуса. Должность высокая, власть большая, подчиненных пропасть, но благодаря всему этому... тоскливо. Вот я и подумал со старыми знакомыми и друзьями начать переписку... Я случайно узнал Ваш адрес, но право не знаю, впрок ли он. Пишу на удачу. Мне много приходитс разъезжать по войскам, а потому не сетуйте, если я Вам не сейчас отвечу, но пожалуйста отвечайте мне сейчас (подчеркнуто Брусиловым. - А.Г.), если только желаете мне ответить, и пишите подробно о себе".

Получив ответ, генерал спешит закрепить успех:

"Милая, дорогая Надежда Владимировна! Только что вернулся из объезда войск и застал Ваше обширное письмо, которому очень (подчеркнуто Брусиловым. - А.Г.) обрадовался. Спасибо Вам за него... На Ваше подробное письмо о Вашем житье-бытье и я опишу Вам мою жизнь; таким образом, хоть издали, мы с Вами сблизимся по-старому".

Свой обстоятельный рассказ о буднях командующего корпусом, готовящего вверенные ему войска к "экзамену на будущих полях сражений", которые уже не за горами, о собственном блестящем одиночестве в большом и очень благоустроенном на заграничный манер городе Люблине, о квартире, о жаловании и о родственниках Брусилов заключил просьбой не забывать "старого друга".

После такой подготовки 3(16) октября последовало решительное письмо-предложение:

"Многоуважаемая и дорогая Надежда Владимировна! Вы будете, вероятно, очень удивлены, читая это письмо, но прошу Вас дочитать его до конца, обдумать его содержание и ответить вполне искренно, в той же степени, в какой и я Вам теперь пишу. 2 1/2 года назад, как Вам известно, я, к моему большому горю, овдовел. Я крепко любил мою жену и ее потеря была для меня тяжким ударом... Не взирая на видное положение и большой служебный успех, дающие мне полные основания полагать, что моя карьера не остановится должностью Корпусного командира, ничто меня не радует и отсутствие подруги жизни мен страшно угнетает... Единственная женщина в мире, с которой я мог бы связать опять свою судьбу - это Вы... Я хотел бы просить Вас принять мою руку и только чтобы узнать верность Вашего адреса я и писал Вам... Очевидно, если бы Вы в принципе (подчеркнуто Брусиловым. - А .Г.) приняли мое предложение, то нам было бы необходимо, предварительно, о многом переговорить". На этот случай Брусилов сообщает последовательность и сроки предполагаемых им действий: "Я не хотел бы долго тянуть, повидать бы Вас и переговорить в последних числах этого месяца, когда у меня будет несколько свободных дней, а в 1/2 ноября мы бы повенчались, если наши переговоры увенчаются успехом".

Для ускорения дела генерал просил по принятии решения протелеграфировать ответ о согласии или отказе переговорить с ним "по этому поводу". Письмо имело помету "В. секретно" и в заключении содержало просьбу "пока дело не решилось, держать его в строжайшем секрете (подчеркнуто Брусиловым. - А.Г.)", в случае же отказа вернуть письмо отправителю.

Желиховская колебалась. Но бомбардировка письмами продолжалась. Состоялось свидание. Согласие Желиховской перевело подготовку к бракосочетанию в практическую стадию.

Брусилов все же устроил проверку: просил невесту еще раз "поразмыслить свой шаг" и поэтому предложил отсрочить свадьбу на два месяца. В письме, датированном 4(17) ноября, он так объяснил Желиховской логику своих действий:

"По многим данным, в Тебе я уверен не был. Это правда, что я ворвался в Твою жизнь как ураган и я опасался, что в вихре его Ты не разобралась и будешь потом жалеть об этом непоправимом шаге, а потому, оставляя себя связанным по отношению к Тебе, я предоставлял Тебе свободу мне отказать или же отложить свадьбу, чтобы осмотреться... Как только Ты заявила, что желаешь теперь же связать свою жизнь с моей, я тотчас же это и устроил с радостью... Мне именно нужно было, чтобы Ты решила сама и потребовала свадьбы теперь же, чтобы это исходило от Тебя, по свободной воле".

Судя по дальнейшему содержанию письма, Желиховская не только не согласилась отсрочить свадьбу, но, наоборот, настаивала на том, чтобы венчание состоялось ранее обговоренного при свидании срока. И Брусилов вынужден был оправдываясь и объяснять:

"Я не мог исполнить Твоего желания ускорить нашу свадьбу на 8-е потому, что не хватило бы времени на исполнение всех формальностей и на получение разрешения вступить в брак, ибо Скалой (командующий войсками Варшавского военного округа. - А.Г.) ездил в Вержболово встречать Государя и вернулся только сегодня, а разрешение он должен сам подписать".

Генерал разработал детальный план венчания. Учитывая, что штаб его корпуса дислоцирован в Люблине, а Желиховская жила в Одессе, местом венчания назначил Ковель, где сходились железнодорожные линии из этих городов и был дислоцирован подчиненный Брусилову драгунский полк. Примерно семь часов - время между прибытием в Ковно поезда из Одессы и отправлением поезда на Люблин - отводилось на церемонию венчания.

Кадровый военный, для которого соблюдение соответствующей случаю формы одежды было делом само собой разумеющимся, инструктирует будущую генеральшу:

"Имей в виду, что венчаться женщина должна с покрытой головой, таков церковный устав. Так как Ты венчаешься в дорожном, а не в свадебном платье, то нужно будет Тебе иметь (не знаю, как это у вас называется) чепец или наладку или же не чрезмерно высокую и широкую шляпу на голове".

В последнем предсвадебном письме от 6(19) ноября Брусилов оговаривает способ оповещения о выезде Желиховской из Одессы в Ковель:

"Дорогая моя невесточка! 9-го ноября, при отъезде из Одессы в 11 ч. 50м. утра, пошли две телеграммы на мое имя. Одну - срочную (подчеркнуто Брусиловым. - А.Г.) в Люблин (иначе я ее наверно не успею получить), а другую: Ковель, вокзал, до востребования, генералу Брусилову. В обоих сообщай кратко о часе выезда. Таким образом не здесь, так там, я получу одно или оба извещения о Твоем выезде".

Утром 10(23) ноября генерал Брусилов встретил свою невесту на вокзале в Ковеле. Венчание состоялось в церкви драгунского полка. Жених был в блестящем парадном мундире, невеста - в сером суконном дорожном платье и белой шляпе. На венчании присутствовало только несколько свидетелей. Родственникам и знакомым, в соответствии со списком, составленным Брусиловым, были посланы извещения. Обряд состоялся в намеченный час и прошел точно по плану. Так, менее чем через два месяца после начала, успешно завершилась матримональна кампания генерала Брусилова.

В дореволюционной России родственные связи играли существенную роль. Поэтому семейные унии являлись объектом пристального внимания. Показательно, что отставной премьер С.Ю. Витте, мать которого была родной сестрой бабушки Н.В. Желиховской, счел необходимым сразу же отметить в воспоминаниях новость - замужество родственницы, крестницы его младшего брата Александра.

Выиграв кампанию на личном фронте, Брусилов стал деятельно готовиться к боевым действиям на фронтах неумолимо приближавшейся, неизбежной, по его убеждению, войны. Летом 1913 г. он участвовал в качестве главного посредника в маневрах войск Киевского военного округа. Приняв тогда же назначение командующим 12-м армейским корпусом этого округа, дислоцированным на границе с Австро-Венгрией, организовал в течение зимы 1913/14 г. и весны 1914 г. военные игры и полевые поездки для всех подчиненных ему начальствующих лиц. За три месяца до войны, в апреле 1914 г., он участвовал в военной игре старших войсковых начальников, предназначавшихся к занятию должностей командующих армией, фронтами и соответствующих начальников штабов.

Первая Мировая война.

Широкую известность Брусилову принесла 1-я Мировая война. Приняв командование 8-ой армией, находящейся на левом фланге русского фронта, он уже 7 августа начал наступление вглубь Галиции. Боевой порыв 8-ой армии был поддержан всем Юго-Западным фронтом. Началась одна из крупнейших стратегических операций войны - Галицийская битва.

За два месяца боевых действий русские войска освободили громадную территорию, взяли Львов, Галич, Николаев и вышли к Карпатам. Австро-венгерская армия потеряла более 400 тысяч человек. Основной вклад в этот успех внесла 8-ая армия. Официальным признанием заслуг командующего армией стало награждение генерала Брусилова наиболее почитаемыми боевыми орденами - Святого Георгия 4-ой и 3-ей степеней. За эти месяцы Брусилов окончательно сложился как полководец, выработал свой стиль руководства большими массами войск.

В конце сентября для развития наступления на левом фланге фронта и взятия сильной крепости Перемышль под командованием Брусилова создается Галицийская группа в составе трех армий. Сходу взять крепость не удалось, но, надежно блокировав ее, войска Брусилова к зиме вышли к Карпатам и выбили противника с перевалов.

Зима 1914-15 гг. прошла в непрерывных боях. Противник стремился вытеснить русские войска из Карпат и деблокировать Перемышль. Брусилов, несмотря на отсутствие резервов и острую нехватку боеприпасов, постоянно контратаковал по всему фронту. Именно в этих боях у него стали вызревать основные принципы наступательных действий, блестяще воплощенных им впоследствии в знаменитом прорыве.

К весне обстановка на фронте изменилась. Австро-венгерские войска, усиленные немецкими дивизиями, обошли левый фланг русских войск, армия Брусилова была вынуждена оставить предгорья Карпат и отойти к Днестру. В тяжелых боях она пресекла все попытки противника прорваться к Перемышлю, и 9 марта крепость сдалась. Это был крупный успех, которого войска Антанты еще не знали. В плен сдалось 9 генералов, 2500 офицеров, 120 тысяч солдат, было взято более 900 орудий.

К сожалению, больше крупных успехов в 1915 году русская армия не имела, и к лету войска отступали по всему фронту. Армия Брусилова оставила Галицию. К осени 1915 года фронт стабилизировался, и зиму армии провели в позиционной обороне, готовясь к новым боям.

Брусиловский  прорыв.

Бруси́ловский проры́в (Луцкий прорыв, 4-я Галицийская битва) — новый вид (на тот период времени) фронтовой наступительной операции Юго-Западного фронта Русской армии  под командованием генерала  А. А. Брусилова во время Первой мировой войны, проведённая 3 июня - 22 августа 1916 года,  в ходе которой было нанесено тяжёлое поражение армиям Австро-Венгрии и Германии, и заняты Буковина  и Восточная Галицина.

 В марте 1916 года генерал-адъютант Брусилов был назначен главнокомандующим Юго-Западным фронтом.

План Ставки на 1916 год предусматривал нанесение главного удара силами Западного фронта на берлинском стратегическом направлении, армии Северного и Юго-Западного фронтов должны были наносить частные сковывающие удары.

Роль статиста в общем наступлении Брусилова не устраивала, и он начинает готовить войска фронта к решительным боям. Не располагая превосходством в силах, главком решил добиться успеха за счет отхода от шаблонов и тщательной подготовкой наступления.

Главный удар наносила 8-ая армия в направлении на Луцк, для этого привлекались почти все резервы и артиллерия. Каждой армии и многим корпусам тоже определялись участки прорыва. Особую роль в прорыве обороны противника Брусилов отводил артиллерии. Он подчинил часть легких батарей командирам пехотных полков первой линии. При проведении артиллерийской подготовки ввел вместо огня по площадям огонь по конкретным целям. Пехотную атаку планировал проводить волнами цепей, усилив их пулеметами при артиллерийском сопровождении. Для завоевания господства в воздухе сформировал фронтовую истребительную авиационную группу.

22 мая Брусилов начал мощную артиллерийскую подготовку, вслед за ней в атаку пошла пехота. В течение первых трех дней фронт на Луцком направлении был прорван на протяжении 80 верст, наметился успех на участках прорыва ряда армий и корпусов. Казалось бы, Ставка должна поддержать наметившийся оперативный успех. Но происходит необъяснимое. Начало наступления Западного фронта откладывают до 4 июня, одновременно отказывая Брусилову в выделении резервов и предписывая продолжать сковывать противника демонстративными боями.

Только через десять дней Ставка стала перебрасывать резервы на Юго-Западный фронт, предоставив ему право нанесения главного удара. Но время было уже упущено. Тяжелые бои, то затухая, то разгораясь вновь, продолжались до сентября. Без поддержки соседей армии Брусилова разгромили австро-венгерские и германские войска в Галиции и Буковине, нанеся им огромные потери - до 1,5 миллионов человек, захватили около 600 орудий, 1800 пулеметов, большие трофеи.

Результат Брусиловского прорыва.

Анализируя Брусиловский прорыв, военные историки часто употребляют слово «впервые»: впервые стратегическая наступательная операция проводилась в условиях позиционной войны; впервые глубоко эшелонированная оборона прорывалась одновременными дробящими ударами на ряде участков фронта; впервые были выделены батареи сопровождения пехоты и применено последовательное сосредоточение огня для поддержки атаки - такое перечисление можно продолжать долго.

В результате Брусиловского прорыва Юго-Западный фронт нанёс поражение австро-венгерской армии, фронты при этом продвинулись от 80 до 120 км вглубь территории противника. Войска Брусилова заняли почти всю Волынь, почти всю Буковину и часть Галиции.

Австро-Венгрия и Германия потеряли более 1,5 миллиона  убитыми, ранеными и  пропавших без вести  (убитых и умерших от ран — 300 000, пленных более 500 000), русские захватили 581 орудие, 1795 пулемётов, 448 бомбомётов и миномётов. Огромные потери, понесённые австро-венгерской армией, подорвали её боеспособность.

Войска Юго-Западного фронта потеряли убитыми, ранеными и без вести пропавшими около 500 000 солдат и офицеров, из которых 62 000 были убитыми и умершими от ран, ранеными и больными — 380 000, без вести пропавшими — 40 000.

Для отражения русского наступления   Центральные державы перебросили с Западного, Итальянского и Салоникского фронтов 31 пехотную и 3 кавалерийские дивизии (более 400 тыс. штыков и сабель), что облегчило положение союзников в сражении на Сомме и спасло терпящую поражения итальянскую армию от разгрома. Под влиянием русской победы Румыния приняла решение о вступлении в войну на стороне Антанты.

Итогом Брусиловского прорыва и операции на Сомме стал окончательный переход стратегической инициативы от Центральных держав к Антанте. Союзникам удалось добиться такого взаимодействия, при котором в течение двух месяцев (июль-август) Германии приходилось направлять свои ограниченные стратегические резервы и на Западный, и на Восточный фронт.

С точки зрения военного искусства, наступление Юго-Западного фронта ознаменовало собой появление новой формы прорыва фронта (одновременно на нескольких участках), которая получила развитие в последние годы 1-й мировой войны, особенно в кампании 1918 года на Западно-Европейском театре военных действий. Также похожая тактика была испытана Красной Армией  в ходе наступательных операций Великой Отечественной войны ( Десять сталинских ударов).

Заслуги А.А Брусилова перед царем и Отечеством были не забыты. Высочайшие телеграммы на имя командующего Юго-Западным фронтом генерала А.А. Брусилова:

Передайте Моим горячо любимым войскам вверенного Вам фронта, что я слежу за их молодецкими действиями с чувством гордости и удовлетворения, ценю их порыв и выражаю им самую сердечную благодарность

                               —Верховный главнокомандующий Император Николай 2

Приветствую Вас, Алексей Алексеевич, с поражением врага и благодарю Вас, командующих армиями и всех начальствующих лиц до младших офицеров включительно за умелое руководство нашими доблестными войсками и за достижение весьма крупного успеха

                                                                                               —Николай

Война продолжалась, но в стране назревали значительные перемены. Вслед за падением самодержавия, стремительно пошел процесс разложения армии. С конца мая Брусилов два месяца выполнял обязанности верховного главнокомандующего, но остановить развал армии он уже не мог.

Последние годы жизни.

Оставив армию, Брусилов поселился в Москве. В ноябре был тяжело ранен осколками случайно попавшего в дом снаряда и до июля 1918 г. лечился в госпитале. В этот период его посещали представители Белого движения, стараясь привлечь на свою сторону. Это не осталось незамеченным, и Брусилова арестовали. Два месяца он находился на Кремлевской гауптвахте, но был освобожден за отсутствием доказательств связи с антисоветским движением. В это же время были арестованы его брат, умерший в заключении, и сын, бывший ротмистр Алексей. Сын вскоре был освобожден, а в 1919 г. добровольно вступил в Красную армию, командовал кавалерийским полком. В одном из боев попал в плен. По одной версии -был расстрелян, по другой - вступил в Добровольческую армию и умер от тифа.

До 1920 года Брусилов сторонился активного сотрудничества с большевиками. Но с началом войны с Польшей выступил с предложением организовать «совещание из людей боевого и жизненного опыта для подробного обсуждения настоящего положения России и наиболее целесообразных мер для избавления от иностранного нашествия». Уже через несколько дней приказом РВС Республики было образовано Особое совещание при Главкоме, председателем которого назначили Брусилова. Вскоре в «Правде» было опубликовано воззвание «Ко всем бывшим офицерам, где бы они ни находились». Первой под воззванием стояла подпись А.А. Брусилова, затем других бывших генералов - членов совещания. На воззвание откликнулось несколько тысяч бывших генералов и офицеров, которые вступили в Красную армию и были направлены на Польский фронт.

В период боев за Крым Брусилову предложили написать воззвание к врангелевцам о прекращении сопротивления. Доверившись заверениям, что все добровольно сложившие оружие будут отпущены по домам, он такое обращение написал. Многие белые офицеры, поверив генералу, сложили оружие. Значительная часть их была расстреляна. Брусилов очень тяжело переживал свою причастность к их гибели, но службу в Красной армии продолжил. Он был назначен членом Военно-законодательного совещания при РВС Республики, а также главным инспектором Главного управления коннозаводства и коневодства РСФСР. Благодаря огромному авторитету Брусилова в военной среде, его охотно назначали и на другие должности, связанные с кавалерией, привлекали к чтению лекций в Академии РККА. А когда Брусилов вышел в отставку, его оставили в распоряжении РВС СССР «для особо важных поручений».

Умер Алексей Брусилов 17 марта 1926 г. в Москве на 73-м году жизни. Он был похоронен со всеми воинскими почестями на территории Новодевичьего монастыря.

Время все расставляет по своим местам. Память о генерале Брусилове продолжает жить. И не вина его, а беда, что привыкший жить по законам чести, он не смог вовремя понять, что в новой России, которой он пытался честно служить, эти законы доступны далеко не всем.

 Так кем же был Брусилов в этот период- патриотом или предателем? Я считаю, что он был истинным патриотом, он любящий сын России, который не оставил свое отечество даже тогда,когда многие покидали ее под благовидным предлогом. Жизненный путь генерала Брусилова- это доказательство того, что любить Родину нужно всегда, даже ,если вдруг у тебя и у власти взгляды в чем - то расходятся.

Заключение.

Пусть у каждого проснется гордость быть россиянином, пусть принадлежность к великому народу, сумевшему творить такие великие дела, наполнить его сердце светлым и теплым счастьем. Пусть, наконец, явится у него желание подняться до этих славных предков, проникнутся заветами их, и пойти по пути, указанному     нам словами одного из великих иерархов наших:

                       "Они- на небесах

                        Им слава не нужна:

                        К подобным нас делам

                        Должна вести она!.."

Памяти павших на фронтах Великой войны посвящается!

 

Список литературы.

1.    Брусилов А. А. Мои Воспоминания — Минск: Харвест, 2003.

2.    Голиков, А. Г. Генерал А. А. Брусилов: Страницы жизни и деятельности // Новая и новейшая история. 1998, № 4.

3.    Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — М.: АСТ, 2003.

4.    Рыжов, К. В. Алексей Брусилов // Сто великих россиян. М., 2003. С.305-310.

5.    Соколов, Ю. В. Алексей Алексеевич Брусилов // Вопросы истории. 1988. №11. С.80-97.

6.    Соколов, Ю. В. Красная звезда или крест? Жизнь и судьба генерала Брусилова. — М.: Россия молодая, 1994.

Содержание.

  1. Ведение…………………………………………………….. стр. 1
  2. Начало «звездного пути» …………………….………….. стр.2
  3. Стратегическая кампания на личном фронте…………… стр.4
  4. Первая мировая война……………………………………. стр.8
  5. Брусиловский прорыв  …………….................................. стр.9
  6. Результат Брусиловского прорыва ……………………... стр.10
  7. Последние годы жизни …………………………………… стр.12
  8. Заключение………………………………………………….стр.14
  9. Литература………………………………………………….стр.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Юные герои Первой мировой войны

Данная презентация посвящается 100-летию начала Первой мировой войны. Первая мировая война — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества. В России ее называли Великой или Вто...

презентация "Юные герои Первой мировой"

Целое столетие отделяет нас от Первой мировой войны. Однако она остается для нас малоизвестной. Подвиги наших дедов и прадедов, увы, забыты. Все мы знаем имена юных геров Гражданской и Великой Отечест...

Кроссворд "Герои Первой мировой войны"

Кроссворд содержит сведения о героях Первой мировой войны. Может быть использован на классных часах, интеллектуальных играх. Возможна предварительная самостоятельная подготовка учащихся ответов на воп...

Классный час для учащихся младшей школы "Маленькие герои Первой Мировой войны"

Классный час, посвященный 100-летию начала Первой Мировой войны....

Сестра милосердия по велению сердца. ( из серии « Герои Первой Мировой»)

Добрые и кроткие, грустные немного,Вы, бальзам пролившие на сердца больные,Вы, подруги светлые, данные от Бога.Вам – благословение, сестры душ усталых,Розаны расцветшие, там, на поле битвы,И в крестов...

Презентация к классному часу: "Юные герои Первой мировой войны".

Презентация посвящена Дню памяти погибших в Первую мировую войну (1 августа) и содержит материал о юных героях Первой мировой войны....