Л. Н. Толстой. Анализ эпизода "Отъезд Ростовых из Москвы" 10 класс.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Анализ эпизода "Отъезд Ростовых из Москвы" даёт возможность учащимся в полной мере раскрыть характер Наташи в данном эпизоде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_epizoda.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Анализ эпизода « Сцена отъезда Ростовых из Москвы»

 (по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого)

Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…

Цель урока: углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.

Обучающая:

  • Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

  • Развивать творческие способности учеников, монологическую речь.
  • Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.
  • Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

  • Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.
  • Воспитывать стремление к духовности.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации А.В.Николаева.

  План анализа эпизода:

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)

-какие события происходят в эпизоде?

-какие стороны характера героев раскрываются?

-как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности?

-какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?

-с какой целью?

3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.

4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.

I.  Выступление 1 группы.

   У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.

Динамичность  - одна из существенных черт толстовского реализма и в   именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне  с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом  композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.

     Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной  художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.

  Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.

- Какой предстает Наташа в этих эпизодах?

- Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)

II. 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.

 - Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?

 - Выводы (запись в тетрадь).

  Наташа сходит со сцены, как и многие другие герои. На первый план выдвигается главный герой эпопеи – народ. Л.Н.Толстой подготавливает героиню к решению главного вопроса: «Что мне делать, как употребить свою волю!»

 2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.

  -Чтение и обсуждение

  В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.

   «В «Войне и мире» не среда, не отношения между людьми раскрываются через характеры, а характеры раскрываются через отношения людей»,- и это мы видим, наблюдаем в раскрытии образа Наташи.

   Внимание всех героев в данном эпизоде направлено на то, чтобы спасти свой скарб. Это Берг «…он счел нужным отпроситься из армии в Москву для решения домашних дел…» и « присмотревший для своей Веруши шифоньерочку и туалет с аглицким секретом». Графиня – мать устраивает сцену Илье Андреевичу, согласившемуся уступить подводы раненым. 

   Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.

   В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность  поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»

  -  Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.

 - Почему « не поворачивая лица», «почему молчит»?

     Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы   гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:

  -Яйца…Яйца курицу учат…

  Троеточие… И пауза…

 - Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…

   Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.

- Что является кульминацией в данном эпизоде

 Да, так как  развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.

- Выводы, запись в тетрадь)

III.  Работает четвертая группа. Финальная сцена.

  В финальной сцене автор прибегает к сравнению.

  «Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и раненые» с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.

Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. Завершает формирование ее душевного мира встреча с Андреем Болконским и она готова была «отдать себя всю», чтобы помочь ему. «Ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему, не было в душе Наташи» (т.4, ч.1, гл. 14). Личное отодвигается на второй план, внутренний осознанный порыв Наташи – помочь облегчить страдания Андрея, матери, защитников Родины.

- Выводы, запись в тетрадь.

IV.   Какова роль эпизода в «романе «Война и мир»?    

- Как показан Л.Н.Толстым  образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?

- Чем может помочь вам этот  урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?

V. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого», « Духовное становление Наташи Ростовой».    .

1. htt||warland.org|school|s cat=13794$rade=0

2. Издательства Московского университета, 1959г., А.А.Сабуров., стр 197.  

3.Роман «Война и мир».

4 . Материалы статьи Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Рассказ о Л.Н.Толстом (для урока литературы в 8 классе)

Материал для урока литературы в 8 классе....

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

Изучение романа Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе

В данной статье анализируются основные трудности, с которыми сталкивается учитель, преподающий литературу в 10 классе и начинающий изучение романа "Война и мир"....

«Формирование смысложизненных ценностей обучающихся на уроках литературы (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в 10 классе)»

Проблема личностного развития школьника является приоритетной всовременном европейском образовательном пространстве, так как от еёразрешения во многом зависит не только повышение качества обученияучащ...

Контрольные вопросы по роману Л.Н.Толстого « Война и мир»в 10 классе.

Вопросы по роману Л.Н.ТОлстого на знание текста.....

Внеклассное мероприятие «Своя игра» (по сюжету романа Л. Толстого "Война и мир") для 10 класса

Внеклассное мероприятие «Своя игра» (по сюжету романа Л. Толстого "Война и мир") для 10 класса. Проверка знаний сюжета, героев и деталей произведения....