Рабочая программа по литературе для 8 класса
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Лаптева Галимя Гильмулловна

Рабочая программа  по литературе для 8 класса

Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 5-9 классах с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

        Рабочая программа по литературе для 8  классов включает следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  • учебно-тематический план;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • литературу и средства обучения;
  • календарно-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_dlya_8_klassa.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Кировского района городского округа город Уфа РБ

                                                                                     

Рассмотрено на заседании МО                             Утверждаю  

протокол №1                                                  директор МБОУ СОШ №9                          

от  «  » августа 2015 г.                                                                

Принято                                                                  __________Мулюков А.З.                              

на заседании научно-методического                  приказ № ___ от _______________

совета        

протокол №  1

 от «    » августа 2015 г.

 

Рабочая программа

 по литературе

для 8 класса

Разработана

Лаптевой Галимей Гильмулловной,

учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                                           

г. Уфа

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 5-9 классах с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

        Рабочая программа по литературе для 8  классов включает следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  • учебно-тематический план;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • литературу и средства обучения;
  • календарно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Цель: 

  • на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от народного поэтического творчества (фольклора);
  • познакомить учеников с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарными инструментами для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества;
  • отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью;
  • сформировать у школьников литературный вкус;
  • дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы.

        Задачи:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:

- Закон РФ «Об образовании  в РФ»;

- Примерная программа основного общего образования;

- Обязательный минимум содержания основного общего образования;

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Российской Федерацией к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2015-2016 учебный год.

Место и роль предмета в учебном плане.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает изучение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.

Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.

изучение литературы в 8 классе предусматривается в объеме 68 часов.

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

      Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. 

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.


Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». 

Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета

• ориентир на приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• ориентир на формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственные интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

Формы организации образовательного процесса:

- уроки изучения новой темы;

- уроки-закрепления;

- уроки-обобщения;

- уроки внеклассного чтения;

- уроки развития речи;

            - нестандартные уроки.

Формы промежуточной аттестации:

-самостоятельные и проверочные работы;

- сочинения;

-устные ответы на уроках;

-тестовые задания.

Информация об используемом учебнике.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин "Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. ФГОС"

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Содержание учебного курса

Литература 8 класс, 68 часов.

Русская литература и история

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Русские народные песни. Частушки

Предания

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ

Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского

Русская история в картинах

Повесть о Шемякином суде

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин

Недоросль

Фонвизин и классицизм

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов

Лягушки, просящие царя

Обоз

Кондратий Фёдорович Рылеев

Смерть Ермака

Александр Сергеевич Пушкин

История Пугачёвского бунта

Капитанская дочка

Стихотворения. 19 октября

Туча

К***

О повести «Пиковая дама»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Мцыри

Николай Васильевич Гоголь

О замысле, написании и постановке «Ревизора»

Ревизор

Шинель

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

История одного города

Николай Семёнович Лесков

Старый гений

Лев Николаевич Толстой

После бала

Поэзия родной природы

Антон Павлович Чехов

О любви

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин

Кавказ

Александр Иванович Куприн

Куст сирени

Александр Александрович Блок

Мир на Куликовом поле

На Куликовом поле

Россия

Сергей Александрович Есенин

Пугачёв

Иван Сергеевич Шмелёв

Как я стал писателем

Михаил Андреевич Осоргин

Пенсне

Писатели улыбаются

Тэффи

Жизнь и воротник

Михаил Михайлович Зощенко

История болезни

Александр Трифонович Твардовский

Василий Тёркин

Андрей Платонович Платонов

Возвращение

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945

Виктор Петрович Астафьев

Фотография, на которой меня нет

РУССКИЕ ПОЭТЫXX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ

Иннокентий Анненский. Дмитрий Мережковский

Николай Заболоцкий

Николай Рубцов

«Мне трудно без России...»

Литература и история

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ

Уильям Шекспир

Ромео и Джульетта

Сонеты

Жан-Батист Мольер

Мещанин во дворянстве

Джонатан Свифт

Вальтер Скотт

Айвенго

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Историзм литературы

Композиция

Роман

Рассказ

Повесть

Комедия

Трагедия

Песня, романс, элегия

                                               Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами восьмиклассников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Предметные результаты  восьмиклассников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Целевая реализация настоящей программы

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 8 классе обучаются дети 14 лет, которые владеют русским языком на разных уровнях. На «отлично» успевают 7 человек, на «хорошо» успевают по литературе 14 учеников, остальные – на «удовлетворительно».

Требования к уровню подготовки восьмиклассников:

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути изученных писателей;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно-прочитанных произведениях, сочинения.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе (68 часов)

№ урока

Раздел учебной

 программы

Тема урока, темы контрольных работ

Дата проведения урока.

Колич

часов

Основные виды

учебной деятельности

По плану

По факту

1

Введение.

Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

1

Лекция, беседа, индивидуальная работа.

2

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» и другие.

Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, практическая работа, выразительное чтение произведений.

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

1

Рассказ учителя, беседа, прослушивание сообщений учащихся, индивидуальная работа.

4

Из древнерусской литературы

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и бытия.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, индивидуальная работа.

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

1

Беседа, урок внеклассного чтения.

6

Из литературы ХVIII века

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены) Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

1

Фронтальный опрос, рассказ учителя, беседа, выразительное чтение.

7

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

1

Составление плана, анализ эпизода комедии.

8

Подготовка к домашнему сочинению: «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века (на примере 1 -2 произведений)

1

Составление плана. Работа над развитием речи.

9

Из литературы Х1Х века

И.А.Крылов. Басни  «Лягушки, просящие царя», «Обоз» Слово о баснописце. Историческая основа басен. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

1

Фронтальный опрос, лекция, выразительное чтение, практическая работа в парах: «сильный – слабый».

10

 И.А.Крылов – поэт и мудрец Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова журналиста, музыканта, писателя, философа.

1

Урок внеклассного чтения.

11

К.Ф.Рылеев. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф.Рылеева.

1

Рассказ учителя, практическая работа, выразительное чтение.

12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Отношение А.С. Пушкина к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***», («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. Анализ сочинений.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, выразительное чтение стихотворений, их анализ.

13

А.С.Пушкин и история Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6 – 7 классах).

1

Фронтальный опрос, рассказ учителя, беседа, индивидуальная работа.

14

А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки) История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, практическая работа.

15

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

Лекция, беседа, прослушивание сообщений учащихся, индивидуальная работа.

16

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1

Фронтальный опрос, рассказ учителя, беседа, индивидуальная работа.

17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа.

18

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, выразительное чтение.

19

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

Составление плана. Работа над развитием речи.

20

А.С.Пушкин «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

Рассказ учителя, беседа, индивидуальная работа.

21

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова ( Обобщение изученного в 6 – 7 классах

1

Лекция, беседа, прослушивание сообщений учащихся, индивидуальная работа.

22

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ сочинений.

1

Рассказ учителя, практическая работа, выразительное чтение.

23

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, выразительное чтение поэмы.

24

Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри».

1

Индивидуальная работа,  составление плана.

25

Классное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Работа над развитием речи.

26

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Н.В.Гоголь и его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н.В.Гоголя.

(с обобщением изученного в 5 – 7 классах.)

1

Фронтальный опрос, рассказ учителя, беседа, практическая работа.

27

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

1

Лекция, беседа, прослушивание сообщений учащихся, индивидуальная работа.

28

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о

комедии, сатире и юморе. Анализ сочинений.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, индивидуальная работа.

29

Образ Хлестакова. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа.

30

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении». (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, выразительное чтение по ролям.

31

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояния бездушию общества.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, практическая работа.

32

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

Беседа, анализ текста, групповая работа.

33

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического. Ирония. Сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. Анализ сочинений.

1

Фронтальный опрос, лекция, выразительное чтение, практическая работа в парах: «сильный – слабый».

34

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

1

Индивидуальная работа,  составление плана, работа над развитием речи.

35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Контрольная работа.

36

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа«Старый гений». Защита обездоленных. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

1

Фронтальный опрос, рассказ учителя, беседа.

37

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Анализ сочинений.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, индивидуальная работа.

38

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, практическая работа.

39

Повесть Л.Н. Толстого «Отрочество». Нравственные проблемы повести.

1

Лекция, беседа, прослушивание сообщений учащихся, индивидуальная работа.

40

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, А.Н.Майкова.

1

Фронтальный опрос, рассказ учителя, беседа, индивидуальная работа.

41

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.  Психологизм рассказа.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, групповая работа.

42

Из русской литературы ХХ века

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина- прозаика.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, выразительное чтение.

43

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».  Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете

и фабуле.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, практическая работа, работа в парах.

44

 Подготовка к классному сочинению: «Что значит быть счастливым?» (по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н. Толстого, Л.Н.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.)

1

Индивидуальная работа,  составление плана, работа над развитием речи.

45

Классное сочинение: «Что значит быть счастливым?»

1

Творческая работа.

46

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве А.А.Блока. «Россия», «На поле Куликовом». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению.

1

Фронтальный опрос, лекция, выразительное чтение, практическая работа в парах: «сильный – слабый».

47

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.  Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

1

Лекция, беседа, прослушивание сообщений учащихся, индивидуальная работа.

48

 Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А. Есенина. Анализ сочинений.

1

Рассказ учителя, практическая работа.

49

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ как воспоминание о пути к творчеству.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, выразительное чтение стихотворений, их анализ.

50

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи «Жизнь и воротник»; М.Зощенко «История болезни».

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, индивидуальная работа.

51

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».  

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, практическая работа.

52

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина.

1

Контрольная работа.

53

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».  Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, индивидуальная работа.

54

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа.

55

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».  Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Твардовского в поэме.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, выразительное чтение.

56

А.П.Платонов. Слово о писателе.   Картины войны и мирной жизни в рассказе  «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, практическая работа.

57

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые и военные будни в творчестве М.И.Исаковского

(«Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»).

1

Практическая, индивидуальная работа.

58

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблема рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

1

Фронтальный опрос, лекция, выразительное чтение, практическая работа в парах: «сильный – слабый».

59

Классное сочинение «Великая Отечественная Война в литературе ХХ века»

1

Составление плана,     работа над развитием речи

60-61

Русские поэты XX века о родине, о родной природе и о себе. «Мне трудно без России».

Русские поэты ХХ века  о Родине, о природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

2

Лекция, практическая работа, выразительное чтение.

62

Из зарубежной литературы

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

1

Фронтальный опрос, лекция, беседа, выразительное чтение стихотворений, их анализ.

63

Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

1

Фронтальный опрос, лекция, выразительное чтение, практическая работа в парах: «сильный – слабый».

64-65

Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

1

Лекция, беседа, прослушивание сообщений учащихся, индивидуальная работа.

66

Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера»  Сатира на государственное устройство общества.

1

Лекция, практическая работа, выразительное чтение.

67

В.Скотт Слово о писателе.  «Айвенго» как исторический роман.

1

Фронтальный опрос,  беседа.

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

1

Запись списка литературы на лето.

Учебно-методическое обеспечение

1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации. Русская словесность 6 класс. От слова к словесности. М.: «Дрофа» 2000

2. Никитина Е.Н. Русская речь. Развитие речи. Учебное пособие для 8 классов. ООО «Дрофа» 2000 Рекомендовано Министерством образования и  науки РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литература, 5 класс

Рабочая программа. Литература, 5 класс...

Рабочая программа. Литература, 6 класс

Рабочая программа. Литература, 6 класс...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...