«Страницы жизни и творчества С. Есенина»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Савинкова Ольга Николаевна

   Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве; показать, какие темы  являются ведущими  в творчестве поэта;  развивать интерес к личности и творчеству С. А. Есенину, навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта, образное мышление и познавательную активность учащихся;  воспитывать чувство восхищения родной природой, духовно- нравственную культуру учащихся.  развивать внимание обучающихся, их устную речь;  воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_zhizni_v_tvorchestve_s._esenina.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема:   «Страницы жизни и творчества С. Есенина»

Цели урока:

    Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве; показать, какие темы  являются ведущими  в творчестве поэта;  развивать интерес к личности и творчеству С. А. Есенину, навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта, образное мышление и познавательную активность учащихся;  воспитывать чувство восхищения родной природой, духовно- нравственную культуру учащихся.  развивать внимание обучающихся, их устную речь;  воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.

Оборудование: портреты и фотографии Есенина,  кластеры, видеоролик, звукозапись.

Методические приёмы: слово учителя, доклад-сообщение ученика, беседа.

Ход урока.

1.  Выступление учащегося в роли Сергея Есенина ( автобиографию читает наизусть подготовленный ученик, внешне схожий с поэтом, выступление сопровождается  видеофрагментом из фильма «Жизнь С. Есенина»)

   Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии. Рязанского уезда, Кузьминской  волости, в селе Константинове.

   С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

    Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

    Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

     Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба.

     В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1 ½ года, и снова уехал в деревню.

В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.

     Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

     В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.

    От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.

     С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, напротив, был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.

    После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.

    В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.

    В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.

  Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах

2. Слово учителя.

     Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо — это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

     Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины».

     В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее — и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.

3.  Проверка домашнего задания.  

Чтение стихотворений наизусть  С. Есенина.

«Письмо к женщине»,  «Гой ты, Русь, моя родная», «Письмо матери»,  «Край любимый! Сердцу снятся..»,  «Хорошо под осеннюю свежесть..», «Хулиган», «Низкий лом с голубыми ставнями», «Отговорила роща золотая..»

4. Слово учителя. Просмотр записи стихотворений.

…А его стихи знала, читала и пела вся Россия…

 (Видеоролик с записью стихотворений в исполнении Сергея Безрукова из кинофильма Владимира Валуцкого «Есенин», 10 мин.).

4. Беседа по лирике С.А. Есенина:

  • Каковы основные темы  лирики ?
  • Каковы настроения лирического героя Есенина?
  • Какие образы характерны для лирики природы в поэзии Есенина?

5. Работа с художественными средствами выразительности. 

Детям раздаются кластеры с текстами стихов  и таблицей для записи выразительных средств.   На самостоятельную работу детям дается 5-7 мин.  Ответы озвучиваются в классе, анализируются, корректируются.

 6.  3аключительное слово учителя.

«Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.

Об этом поэте Н. Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

  7. Слушание  песен на стихи С. Есенина в современном исполнении.

Домашнее задание.

  1. Сопоставить стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою», А.А. Фета «Печальная берёза» и С.А. Есенина «Пороша» и «Берёза»

Приложения:

  1. Аудиозапись «Тихо струится река серебристая…» , «Не жалею , не зову, не плачу»  
  2. Презентация
  3. Видеоролик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Сергея Есенина

Презентация к урокам по изучению творчества С. Есенина....

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией  в Power Point....

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".

АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...

Презентация к уроку "Жизнь и творчество С.Есенина"

Презентация к уроку "Жизнь и творчество С.Есенина"...

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

Внеклассное мероприятие по литературе "По страницам жизни и творчества Сергея Есенина"

Мероприятие может быть проведено в форме литературной гостиной....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...