Урок "Гуманисты эпохи Возрождения!
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Егорова Владлена Владимировна

Урок "Гуманисты эпохи Возрождения"  Урок-конференция. Ха­рактеристика эпохи Возрождения. Круп­нейшие мастера искусства Возрождения. В. Шекспир «Гамлет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumanisty_epohi_vozrozhdeniya.rar15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманисты эпохи Возрождения

Урок-конференция

Тема урока. В. Шекспир. Гамлет. Характеристика эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера искусства Возрождения.

Цель урока: дать краткую характеристику эпохи Возрождения, раскрыть общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, её антифеодальный, гуманистический характер; подчеркнуть разносторонность художественного дарования Шекспира, показать глубину понимания им противоречий общественной жизни и человеческой психологии.

Ход урока

Вступительное  слово   учителя.

«Каждый человек — сын своих дел». Эти слова писателя эпохи Возрождения Сервантеса так же злободневны сегодня, как и много лет назад, в XVI веке, когда они были написаны. Более четырёх веков отделяет нас от того великого времени, когда человечество в своих деяниях, более не полагаясь на бога, дерзнуло опереться на себя. Это было пробуждение от тысячелетнего сна средневековья, возрождение к полнокровной жизни, возвращение античного наследия. Это был прогрессивнейший переворот из всех пережитых до того человечеством.

Глубже постичь особенности этого периода человеческой истории ребятам помогают Историк, Искусствовед, Литературовед, Биограф, роли которых исполняют сами ученики. Предоставим им слово.

Историк. К концу XV - началу XVI веков большинство стран Западной Европы вступает на путь капиталистического развития. Происходит быстрое разрушение основ феодального общества. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Его обычно называют эпохой Возрождения.

Если первоначально название означало возрождение к жизни античного искусства, в котором люди того времени открывали родственный им гуманистический дух, то позднейший его смысл заключается в пробуждении творческой активности человека в самых разнообразных областях общественного бытия -

в экономике и технике, в политической жизни,  в  науке, литературе,  искусстве.

Цеховое ремесло заменяется мануфактурой, в деревне разрушается крепостное право.

В результате великих географических открытий развивается торговля. На арену общественной жизни выходит новый класс - буржуазия.

Начинается движение против церкви - Реформация, носившее и антифеодальный характер. Бурно развивающееся производство требует знаний реальной действительности. Христианско-церковное учение, господствовавшее в средние века, было пронизано презрением к земному миру, недостойному, с точки зрения церкви, познания, поэтому средневековая схоластика, обнаружив полную несостоятельность, не могла удовлетворить потребности в знании нового времени. Основоположники мировоззрения эпохи Возрождения называют себя гуманистами.

Обратите внимание на значение слов «схоластика» и «гуманизм» запишите их в раздел «Словарная работа».

На интерактивной доске - разъяснения:

СХОЛАСТИКА - средневековая университетская наука, изучающая «божественное». Впоследствии - синоним мёртвого, книжного, оторванного от жизни знания.

ГУМАНИЗМ (от лат. homo - человек; huma-nus - человеческий) - мировоззрение, признающее центром мироздания человека как часть природы, наиболее совершенное её творение.

Гуманисты борются против средневековых взглядов, пересматривают сковывающие свободное развитие мысли традиции и догмы, помогая тем самым рождению нового, капиталистического общества. Однако было бы неправильно видеть в гуманистах сознательных защитников своекорыстных интересов буржуазии. На первых порах она утверждает в обществе прогрессивные перемены, несёт освобождение от многовекового господства церкви над людьми.

Революционный переворот переживает философия. Её главная цель - пробудить творческую мысль человека.

В это время положено и начало современного естествознания, что отвечает и потребностям производства, и новым общественным отношениям, зарождающимся взглядам на природу и человека.

Николай Коперник создаёт учение о гелиоцентрическом строении солнечной системы, которое наносит удар по схоластическим представлениям о вселенной. Римско-католическая церковь не желает расстаться со своим господством.

Последователь Коперника Джордано Бруно сожжён святой инквизицией на костре в Риме.

Галилео Галилей за популяризацию учения Коперника долгие годы считается «узником инквизиции», живёт на своей вилле под Флоренцией. Ему запрещены разговоры с кем-либо о вращении Земли и печатание трудов.

И всё-таки новое утверждается в жизни. Сословные предрассудки и привилегии подвергаются критике. Гуманисты считают, что достоинства человека определяются личными его качествами: умом, талантом, трудолюбием.

По-иному ставится вопрос о политической власти. Первейшая задача правителя - забота о благе народа, государства, а не удовлетворение своих эгоистических интересов.

Возникают новые нравственные нормы. Идеалом становится всесторонне развитый человек, в котором физическая красота и духовное богатство гармонически сочетаются.

Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом содействует распространению не только грамотности среди населения, но и росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы.

О литературе Возрождения вам подробнее расскажет мой коллега.

Литературовед. Художественная литература Возрождения выполняла задачу двоякого рода: разрушительную и созидательную. Она подвергала критике феодальный уклад жизни и в то же время выражала общественные, политические и эстетические идеалы гуманистов.

На интерактивной доске  таблица (учащиеся переносят её в тетрадь):

Представители литературы эпохи Возрождения

Италия: Данте Алигьери. Божественная комедия.

Франческо Петрарка. На жизнь мадонны Лауры. На смерть мадонны Лауры. // Сборник сонетов.

Джованни Боккаччо. Декамерон.

Франция:   Франсуа   Рабле.   Гаргантюа   и Пантагрюэль. Томас Мор. Утопия.

Испания:     Мигель   де   Сервантес.   Дон Кихот.

Англия:   Вильям Шекспир. Гамлет.

Сборник сонетов Франческо Петрарки посвящен возлюбленной Лауре, которую он, по его словам, встретил в церкви и не мог забыть всю жизнь. В канцоньере, воспевающей Лауру, содержится 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин и 4 мадригала. Не будем вдаваться в тонкости жанровых особенностей всех этих стихотворений, отметим только стойкость чувств поэта, его верность любви к женщине, которая питала его вдохновение почти весь период поэтического творчества. Сонеты Петрарки, пожалуй, первая попытка европейской поэзии вырваться из плена церковных представлений и спуститься на грешную землю, к людям. Лаура - это уже не божественное существо, лишённое плоти, как представляли любимую женщину, средневековые поэты, а живой, земной человек. Переживания влюблённого, описанные Петраркой, тоже полны противоречий, изменчивости, то ликования, то страдания:

Благословенны все мои желанья

Во славу ей и мысль, что непреклонно

Мне говорит о ней,о ней одной!

В романе Франсуа Рабле решаются большие педагогические проблемы. Подвергается осмеянию схоластическая педагогика, отупляющая, убивающая активность воспитанников. Схоласт обучил Гаргантюа азбуке так хорошо, что он мог говорить её в обратном порядке: на это ушло пять лет и три месяца.

Новый учитель Понократ стремился вырастить активного, умственно и физически развитого человека. Верховая езда, гребля, атлетика, военная тренировка плюс изучение наук.        

Многие идеи Рабле были взяты за основу педагогической практики последующих веков.

Роман Джованни Боккаччо «Декамерон» начинается с описания чумной холеры во Флоренции. Он представляет собою сборник новелл, которые рассказывают друг другу три юноши и семь молодых женщин в течение десяти дней. Отсюда и название. В переводе оно означает десятидневник. Герои удалились в загородную виллу из зачумлённого города. В книге осмеивается духовенство. Утверждается право человека на земные радости. Любовь изображается не только как естественное, природное явление, но и как облагораживающее чувство.

Послушайте отрывок из первой новеллы четвёртого дня. В ней идёт речь о молодой женщине, дочери графа. Полюбив слугу своего отца, она восстаёт против сословных предрассудков, осуждающих такую любовь, и гордо погибает (учащийся читает отрывок).

В своём произведении Сервантес устами «безумно мудрого» рыцаря Дон Кихота высказывает демократические идеи, способные облагородить его время, и не утратившие своего значения сегодня: «превращать в рабов тех, кого господь и природа создали свободными, представляется крайне жестоким... людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних». Стремясь защищать слабых и обездоленных, Дон Кихот проявляет  необыкновенное великодушие и мудрость.

 Роман во многом представляет собою итог личной жизни Сервантеса, полной героических стремлений и катастрофических неудач (мужественный солдат, отличившийся в бою, затем раб у алжирского паши, совершивший четыре неудачных побега, но в конце концов выкупленный миссионерами, агент по закупкам провианта, сборщик недоимок, трижды попадающий в тюрьму...).

В романе изображается жизнь Испании классического периода её культуры, в нём воплотились свойственные испанскому характеру благородство, жёсткая ирония, мечтательность и суровый реализм. Между тем эта книга дорога и понятна всем народам, что не часто случается с художественными произведениями.

Литературоведы, любящие всё раскладывать по полкам, каждое явление в свою ячейку, утверждали, что Сервантес написал всего лишь пародию на рыцарские романы, которыми зачитывались его современники. Но тогда почему  эта книга пережила века?

 Объяснение любви читателей к роману в том, что его герои для нас живы и близки, хотя мы живём совсем в другое время.

«Как всякая великая книга, «Дон Кихот» допускает множество толкований. Каждая эпоха смотрит на него новыми глазами. Взрослые читают его иначе, чем дети. Любопытно сопоставить, как воспринимали героя Сервантеса два человека, жившие в одну эпоху. Белинский видел в Рыцаре Печального Образа человека, который тщится повернуть историю вспять, а Герцен, описывая бунтарей и мечтателей, желающих приблизить будущее, но не обладающих ни силой, ни разумом, называл их Дон Кихотами». Эти слова    принадлежат   Илье   Эренбургу.

Первую в истории человечества целостную программу совершенного социального устройства мы видим в «Утопии» Томаса Мора. Писатель мечтал о равноправии, о коллективном труде, гуманности в воспитании, братских отношениях между людьми и народами.

Однако   гуманистические   идеалы   утверждались не только литературой. Необыкновенно полно, свободно отразились они в живописи.

Искусствовед.        Послушайте, друзья, стихотворение Н. Озерова, представьте процесс создания портрета, ответьте на вопрос, что это за портрет и кто его написал.

Ещё не видно лица на портрете.

Ни рук на нём, ни одежды нет.

Как воплощается замысел в цвете?

Как возникает женский портрет?

Художник не отрывает взора

От натурщицы, от полотна.

Можете шевелиться, синьора,

Ваша скованность мне вредна.

Смуглая женщина в свете зыбком,

Прост и чудесен её наряд.

Неуловима её улыбка,

Не объясним её чистый взгляд.

То ли улыбка, то ли догадка,

То ли намёк, то ли укор.

Бежит пробор посерёдке гладко

И пропадает тропой среди гор.

Следует ответ учеников. Многие догадались, о ком идёт речь в стихотворении.

...Ещё кантилена, ещё два аккорда.

Послеобеденный ровный свет.

Музыку слушает Джоконда.

Леонардо пишет портрет.

Да, это «Джоконда» Леонардо да Винчи. Не объяснима власть колдовской улыбки этой женщины. И даже эксперимент японских учёных, попытавшихся воспроизвести с помощью ЭВМ голос Джоконды, лишь жалкая попытка приблизиться к тайне. Леонардо да Винчи не только живописец, скульптор, но и архитектор, учёный, инженер, музыкант, поэт. (Здесь можно прочитать одну из его басен).

Нельзя не упомянуть о том, что великий итальянский художник был страстным сторонником мира на земле. Он ненавидел «скотское безумие войны» и предостерегал людей от опасности использования научных открытий в военных целях. Известно, что Леонардо да Винчи скрыл от своих современников идею создания подводной лодки.

Как вы думаете, почему? Помочь найти ответ на этот вопрос сможет, очевидно, уже просмотренная вами по телевизору пьеса Ф. Бурлацкого «Мораль Леонардо».

Если позволяет время, учитель показывает ещё ряд картин Леонардо: «Портрет Лукреции Кривелли», «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта» и другие.

Печальна судьба многих работ Леонардо. Часть из них погибла, канула в вечность. «Тайную вечерю» - знаменитую стенную роспись в одном из монастырей Милана - посетители увидят лишь в 1990 году. Время и заезжие туристы, громыхающие автобусы стали для шедевра разрушительными. Но то, что сохранилось, дошло до нас, не перестает восхищать и удивлять великой любовью к людям.

Вечным мы называем и произведение Рафаэля «Сикстинская мадонна». «Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, даже если бы он не создал ничего другого, бессмертным»,-писал Гёте. Жертвенность материнства - вот что воспел в ней великий Рафаэль. Картина могла погибнуть в огне Великой Отечественной войны.

Советские солдаты, спасая сокровища Дрезденской галереи, вернули миру и «Сикстинскую мадонну». «Проверено. Мин нет. Ханутин», - эту надпись, сделанную 8 мая 1945 года, и сейчас можно увидеть в восстановленном народной властью Цвингере: её зафиксировали с помощью соответствующего химического состава как след истории.

Учитель. Мы всего лишь бегло познакомились с искусством эпохи Возрождения, с именами великих гуманистов, которые в своём творчестве воспели человека как венец природы. К сожалению, у нас нет возможности подробно остановиться на творчестве каждого из них. Постарайтесь самостоятельно прочитать книги, о которых мы говорили, узнать побольше о художниках, имена которых здесь прозвучали.

Итак, мы получили, хотя и неполное, представление об искусстве Возрождения. Одна из его вершин - это творчество Вильяма Шекспира.

Слово берёт учащийся, играющий роль Биографа.

- Я предлагаю Вам совершить путешествие в Англию, в Стратфорд, на родину Шекспира. Поможет нам в этом кабардинский поэт Алим Кешоков:

...Вот он, этот домик двухэтажный,

Где Шекспир, казалось, встретил нас.

На поленьях рдел огонь очажный,

Что в седых столетьях не угас.

Мы сюда не со всего ли мира

Собрались по зову англичан,

Потому что было у Шекспира

Вековое подданство всех стран.

...И слова звучали в честь поэта,

И глядел на мир пытливо он.

Этот мир был молод, как Джульетта,

И, как Лир, печалью умудрён.

Учащимся демонстрируются слайды, кадры фильма о Ромео и Джульетте, которые «озвучиваются» юношей и девушкой.

«Истина, высочайшая истина - вот отличительный характер его созданий»,- сказал о поэзии Шекспира В. Г. Белинский.

Великий гуманист Шекспир, мужественный борец за правду и справедливость, создал произведения, созвучные любой эпохе, в том числе и нашей. Пьесы Шекспира вошли в репертуар наших театров с первых же лет существования Советской власти. В 1918 году в Петрограде был поставлен «Макбет».

Свидетельством подлинной народности творчества Шекспира является и то, что в настоящее время его произведения экранизированы самым массовым и популярным видом искусства - кино. В нашей стране созданы фильмы: «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Двенадцатая ночь». Режиссёр фильма Г. Козинцев и актёр И. Смоктуновский в 1964 году удостоены Ленинской премии за фильм «Гамлет».

Учитель.     В    прекрасном   фильме режиссёра Абуладзе «Покаяние» актёр, играющий роль тирана, читает один из сонетов Шекспира: ...Мне видеть невтерпёж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье. ...И прямоту, что глупостью слывёт, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока. С какой целью режиссёр вкладывает в уста героя эти слова? (Ребята говорят, что   этим   автор   подчёркивает   несоответствие слова и дела, прикрытое лицемерие, использование высокого для низких дел.).

Литературовед. Мужественный оптимизм поэта, его любовь к жизни и человеку, страстная жажда счастья, непримиримость к несправедливости находят горячий отклик в сердцах людей. На родине поэта в парке у реки на высоком пьедестале установлен памятник Шекспиру. Вокруг бронзовой фигуры - его герои. Печально глядит Гамлет на череп Йорика. «Быть или не быть?» — вот в чём вопрос».

Учитель. Последующие уроки мы посвятим анализу трагедии Шекспира «Гамлет».

Подводя итог урока, учитель предлагает удостовериться, как ребята запомнили материал. Он проецирует на экран  слово, а ученики называют событие, факт, эпизод, с ним связанные.

Могут быть предложены слова: любовь (это и тема сонетов Петрарки и одна из тем в творчестве гуманистов), утопия, инквизиция, гармонический, гуманизм, схоластика и т. д.

Затем, если класс сильный, учитель задаёт вопрос, видят ли ребята нечто общее, соединяющее наше время с эпохой Возрождения.

Отвечая, ученики отмечают, что идеи гуманизма (ещё несколько лет назад к этому слову добавлялось определение абстрактный, несущее в себе негативную оценку) вновь овладевают умами людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Карло Кривелли - итальянский художник эпохи Возрождения".

Учебный фильм, который снял я сам, о малоизвестном у нас художнике 15 века. Мы в школе изучаем Возрождение на примере титанов - Рафаэля, Микеланджело, Леонардо. Но в силу своей гениальности они не сов...

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

Особенности того времени.Биографии мастеров Возрождения....

Презентация. Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения.

Презентация рассказывает об изменениях в общественном сознании при переходе от Средневековья к новому времени. Может быть использована на уроках философии, обществознания, истории....

"Сонет эпохи Возрождения" . Урок-спектакль

Урок- спектакль, погружающий в атмосферу сонета....

Презентация "Театр эпохи Возрождения"

Презентация содержит иллюстративный и описательный материал развития театрального направления в эпоху Возрождения....

Эпоха Возрождения

Данный урок может быть использован как в 11 классе на уроках МХК, так и в 7 классе на уроках всеобщей истории посвящённым данной теме....

« Театр эпохи Возрождения»

« Театр эпохи  Возрождения»...