Учебный проект "Люблю тебя, мой край родной!"
проект по литературе (7 класс) на тему

Андоскина Юлия Сергеевна

Учебный проект "Люблю тебя, мой край родной!" выполнен уч-ся 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Старая Рачейка

имени Героя Советского Союза С.Т. Теплова

муниципального района Сызранский Самарской области

Презентация учебного проекта

«Люблю тебя, мой край родной!»

                             Над проектом работали учащиеся 7 класса

                                                                         

                                                                       

                                                                       

           

                                 Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Андоскина Ю.С.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Данное занятие посвящено 75-летию Сызранского района. Занятие организовано как презентация  коллективного учебного проекта в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Духовные родники», реализуемой в ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка м.р.Сызранский Самарской области. Реализации проекта предшествовали экскурсии к памятникам природы Рачейского лесничества регионального и федерального значения, экскурсии в организации села, встречи с интересными людьми, посещение школьного краеведческого музея.

Цель:

-Воспитание интереса к истории родной земли.

- Воспитание любви к родному краю.

- Развитие индивидуальных способностей учащихся.

- Приобщение детей к пониманию красоты природы, любованию природой, ее защиты.          Придумывание нового на основе увиденного.

Задачи:

Образовательные: - обобщить имеющиеся знания учащихся об истории родного края, сформировать новые знания, научить использовать знания, полученные на  занятии в жизни.

Развивающие: развивать

- наблюдательность, память, эстетический вкус при выполнении  проекта;

- уметь сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы;

- информационную культуру учащихся;

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к истории региона, района, села;

- прививать заботу об окружающей природе.

Формируем УУД

Познавательные: - развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, решать следующие жизненно- практические задачи: умение давать оценку изученному материалу, выдвижение своих идей   в  работе;

-планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей;

- работа с разными видами информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Личностные: - следование в поведении моральным и эстетическим требованиям;

- проявление познавательной инициативы;

Коммуникативные:

- развитие умения вести беседу, диалог, задавать вопросы;

- умение работать в паре, в группе;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение аргументировать свое мнение;

Регулятивные:- фиксирование индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

- выполнение действий по образцу:

- контроль, коррекция;

- оценка деятельности;

Форма организации работы детей:

- парная;

- индивидуальная;

- групповая;

- проблемное обучение ( решение проблемных вопросов)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

1.        Вступительное слово учителя.

 -  Родина: Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека, как мать, одна. Общие у них испытания - одна судьба.  Велика наша Родина, необъятны её просторы, разнообразна природа. Но у каждого из  нас есть своя малая Родина, то место, где мы родились, где прошло наше детство и юность.

Представляем вниманию зрителей и гостей (на презентацию приглашены учащиеся 5-7 классов) проект учеников 7 класса школы «Люблю тебя, мой край родной».

1 слайд

Учебный проект

«Люблю тебя, мой край родной!»

2 слайд

Представление проекта

-Введение

-Презентация проекта

-Общие выводы

-Заключение

3 слайд

Данный проект направлен на развитие любви к родному краю, уважения к людям села

Д.С. Лихачёв : « Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи -задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране-к её истории, её прошлому и настоящему.

4 слайд

В.П. Астафьев:

«Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне… Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле».

5 слайд

Проблема проекта

Любишь ли ты своё село? свой край? свою землю?

Как же можно ответить на этот вопрос, если ты мало что знаешь о своём родном крае?

Итак, далее пойдёт речь именно о нашем родном крае.

6 слайд

Цели и задачи проекта:

-обращение к родному краю в связи с изучением темы Родины по литературе в связи с 75-летием Сызранского района

-воспитание патриотических чувств у школьников

-воспитание бережного отношения к природе, обычаям и традициям села

7 слайд

Историческая справка (представили учащиеся 7 класса- экскурсоводы школьного музея)

Село Старая Рачейка возникло в 1663 – 1669 гг. на землях Московского Вознесенского девичьего монастыря. Его первые жители – выходцы Московской, Тульской либо Орловской губерний. 24 февраля 1764 г. в целях укрепления государства распоряжением императрицы Екатерины -2 вотчинные земли у монастырей отобраны, и рачейские люди стали экономическими крестьянами, удельными были в 1835 – 1865 гг., а с 1865 г. живут на правах собственников», - так записано в сельской летописи.

Село со всех сторон было окружено лесами. Здесь стояла лесопилка купца Ошанина (будущий леспромхоз). Рачейский бор сплошным массивом тянулся от купеческих дач до Мохового болота. Много деревьев вырубили на шпалы при строительстве железной дороги, на оборонные цели в годы Великой Отечественной войны.
В старину село было обнесено глубоким рвом (наполненным водой) и изгородью. Заехать и выехать из него можно было в шесть въездов – околиц, на что давали разрешение сторожа.
Село Старая Рачейка находится в 40 км. от районного центра г. Сызрань.

С 1930 года по настоящее время администрация сельского поселения Старая Рачейка располагается в доме П.Ф. Ашуркова труженика – крестьянина, который был вывезен с семьей из Сызрани в неизвестность.

1941-1945 годы. В суровые годы войны ушли на фронт около 800 старорачейцев. На полях сражений погибло 373 человека; 300- рядового состава, 43 – младшего офицерского состава; сержанты, старшины и 30 офицеров.

1941 – 1946 годы. В корпусах санатория функционировал эвакогоспиталь
№ 3275. Умерших от ран бойцов и командиров сначала хоронили на гражданском кладбище. Затем – в общих могилах, в стороне от него. Так возникло братское захоронение воинов.

1946-1968 годы. В селе находился Ленинградский детский дом № 69.
261 ребенка спасла в 1942 году от голода его директор Мария Терентьевна Иванова. До холодов жили в Куйбышеве, зимой перебрались в Заборовку Сызранского района. Ленинградцы привезли в наше село кусочек культуры своего города: пели, танцевали, занимались акробатикой, умели шить, вязать, вышивать…

В 1966 году построена новая школа на 480 мест. На фоне соснового бора белеет двухэтажное здание кирпичной кладки. В школе – 22 классные комнаты, спортивный зал площадью 162 кв.м., актовый зал более чем на 100 мест. 12 сентября школа была принята с оценкой «хорошо».
Осенью 1996 года она справила свое 160 – летие. (директор А.В. Прунов) Торжественно, с приглашением педагогов – ветеранов, бывших выпускников.

На Старорачейской фабрике бытового обслуживания населения в 1966 году работали три пошивочные мастерские, распиловочный, металлообрабатывающий, бондарный, шерсточесальный, матрацный цеха, две парикмахерские, фотоателье. Возглавлял коллектив В.И. Петров.
В 1977 -1984 годах директором комбината бытового обслуживания стал Н.Л. Андреев. В 1977 году производство переименовано в райбыткомбинат, а в 1980 году – в РПУ бытового обслуживания. В 1987 году эту службу перевели в п. Варламово.

1972 год. На центральной площади села открыт памятник погибшим воинам- землякам. На мраморных плитах – нескончаемый список погибших. Их сторожит гранитный воин. В День Победы здесь собирается почти все село.

С 1982- 1987 год возглавлял колхоз «Путь к коммунизму» О.В. Савицкий .
За этот период было построено 46 квартир; создан орошаемый участок площадью. 250 га.. В хозяйстве насчитывалось 1980 голов крупнорогатого скота, в т. ч. 722 коровы, надой на каждую составлял за год 2600 -2800 кг. молока. В 1990 году депутат Государственной Думы РФ О.В. Савицкий выполнил наказ избирателей по строительству обводной дороги «Старая Рачейка – Кузоватово».

1991 год. Церковь вернули прихожанам. После реставрации, освящения (03.01.1993г). Высокопреосвященнейший о. Евсевий, Архиепископ Самарский и Сызранский и Благочинный Сызранского округа, настоятель Казанского кафедрального собора о. Григорий (Коберник) провели первую службу в обновленном храме. Многое для возрождения храма сделал
о. Геннадий (Петров). При финансовой помощи областной и районной администраций поставил купол, реставрировал церковь внутри, сделал крыльцо, ограду. Вежливый, доступный, простой, он мечтал о многом. Но – не успел. Короткая и яркая жизнь оборвалась. И 130- летие Косьмо- Дамианской церкви было грустным, но многолюдным. С крестным ходом , освящением мрамора на памятнике о. Геннадию.

1995 год. В здании бывшего детсада открылся Дом дневного пребывания престарелых, именуемый сегодня Домом милосердия
(директор В.И. Наумова).
Хороший подарок в июле получила сельская детвора. Распахнул двери
двухэтажный детский сад на 140 мест. Под его крышей «объединились» воспитанники трех детсадов села (сельских №1, №2 и детсада лесхоза «Елочка»).

1999год. Здание учебного пункта лесхоза (Бывшая начальная школа) заново отстроили. И в нем распахнул свои двери Дом культуры на 120 мест. Заслуга в этом главы местного самоуправления Сызранского района В.Н. Подобулина и начальника управления культуры и искусства Сызранского района Л.А. Злобиной.

В 2005 году на восточной стороне села началось строительство газопровода. На сегодняшний день строительство завершено. И в 2012 году планируется завершение газификации села полностью.

В 2006 году началась реконструкция противотуберкулёзного санатория, расположенного у соснового бора. Построены новые корпуса и блок хозяйственных строений.
Проложена асфальтированная дорога к противотуберкулёзному санаторию по улицам села Октябрьская, Почтовая, Московская.

В 2008 году установили телевизионный транслятор, благодаря этому население села имеет возможность смотреть областные телепрограммы и быть в курсе губернских событий. Появилась возможность выхода в Интернет.

В 2008 году началось строительство офиса врача общей практики, что позволит улучшить мед. обслуживание населения.
Не выезжая за пределы села все жители, которых у нас – 2320 человек будут получать квалифицированную мед. помощь. 
Во время 1-й ревизии 1721 – 1725 гг. в с. Старая Рачейка проживало 447 человек.
К моменту 2-й ревизии 1746-1748гг, население села сократилось. Итого померло 202 души, отдано в рекруты 22 души, выведено 2 души.
В третью ревизию 1762-1764гг. в селе проживало 869 мужчин и 924 женщины.
В 1901 году в Рачейке - 3200 жителей.

Наши края очень богаты лесами.
«…Северной сказкой зовут заповедные рачейские леса. С соснами и березами соседствуют дубы и вязы, многие растения (росянка круглолистая, Венерин башмачок) занесены в Красную книгу. Памятники природы Моховое и Узилово болота – остатки тундровых болот.
На площади более 10 тысяч га раскинулся рачейский бор. Тысячи и тысячи лет назад семена его прародителей принес ледник, наступавший на Приволжскую возвышенность с северо – запада. Климат изменился. Отступая, льды оставили на нашей земле все, что принесли с севера. Вот и растут в наших лесах сосны и черника, брусника, клюква, мох и другие северные растения» .
Наши края ещё мало изучены. Наши леса должны сохраняться, для туристических и научных экскурсий, как памятник естественной реликтовой природы, как места отдыха и лечения человека.

Ученики 7 класса при содействии Рачейского лесничества посетили памятники природы нашего края, сделали фотографии. Представляем их вашему вниманию (Презентация о памятниках природы прилагается отдельным файлом)

8 слайд

Красоты родного края! (на один слайд можно по несколько фото)

9 слайд

Деловая жизнь села. + добавить фото почты, больницы, сельсовета, +сделать надпись Трудовые будни села----на слайде – фото организаций села

10 слайд

Каким я вижу будущее моего села?

Результаты опроса учеников школы

-«Чтобы построили много разных предприятий, чтобы жители никуда не ездили.»  ученица 7 класса)

-«Построили бы дороги, чтобы у нас был колхоз и лесхоз, как раньше, было бы много народа, была бы работа, было бы много разной техники ( она очень нужна зимой чистить дорогу от снежных заносов), хочу, чтоб ночью горели фонари на наших улицах. А ещё больницы - легко до них добраться. Я хочу, чтобы моя Родина существовала очень долго, чтобы там жили мои родные - моя семья» (ученик 6 класса)

-«Будущее села я вижу совсем не прекрасным: опустевшие улицы, заросшие травой сады, огороды, дома. Села не будет, оно останется только в памяти людей.»  ученица 8 класса)

-«В будущем я вижу свою деревню очень большой, как город. И в этом городе буду жить я и моя семья»  (ученик 5 класса)

- «Мы закончим школу и уедем учиться в города, останутся одни старики, они будут вспоминать, как мы были маленькими, переживать, что нас нет. Я всегда буду любить своё село, я желаю ему процветания» ученик 11 класса)

- «…Чтобы было больше магазинов, чтобы школьники уезжали учиться в город и приезжали бы обратно…» (ученик 5 класса)

11 слайд

В какие игры играли ваши родители?

Лапта, классики, лото, футбол, волейбол, жмурки (прятки),  резиночки, хоккей, салки, просто в мяч, домино

Русская лапта – двухсторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями (линия кона, линия дома), одна команда играет в защите, другая в нападении. Цель одной команды – совершить как можно больше перебежек, после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную пробежку(за линию кона и обратно), приносит своей команде очки. Цель другой команды – не дать соперникам сделать перебежки, попадая в них мячом (осаливание) и поймать мяч слета (свеча), команда совершившая осаливание получает право перейти в атаку и совершать удары и перебежки, другая команда имеет право совершить обратное осаливание. ( К данным Правилам прилагается 5 приложений). Мини-лапта – производная игра от Русской лапты в закрытых помещениях и на уменьшенных игровых площадках.

Салки

Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.Другие названия игры - «Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало»

Краткое описание игры в салки

По жребию или по считалке выбирают одного водящего - «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я - салка!» - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Игра «Резиночка»  Для игры надо взять обыкновенную резинку длиной 1,5 м. Концы ее связать.Двое стоят ноги врозь, растягивают резинку ногами на высоте 15 см, обозначая ею границы площадки. Третий прыгает. Допустивший ошибку меняется местами с одним из тех, кто держит резинку.Выигрывает тот, кто быстрее выполнит все фигуры.

Классики или классы — старинная детская игра, популярная во всём мире, включая Россию и СССР. Играется, как правило, на асфальте, расчерченном мелом на квадратики или другие фигуры («классы»). Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «бит(к)у» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Совсем маленьким детям разрешается прыгать на двух ногах. Есть разновидность игры без бит(к)и, когда квадраты нумеруются в произвольном порядке и в них просто прыгают согласно традиционной последовательности счёта — 1,2,3,… Особенность игры заключается в том, что прыгать приходится вбок, назад, через один-два квадрата и т. п., а переступать в квадрате, приноравливаясь к очередному прыжку, запрещено.

Лото в нашей стране .В лото играли ещё при царе: пожалуй, нет другой азартной игры, выполненной со столь глубокими национальными традициями. Крепкие и красивые деревянные бочонки с числами, характерный мешочек для их перемешивания и ларец для хранения — всё это атрибуты раннего русского лото, популярного среди всех слоёв населения. Даже в СССР лото было очень популярным: с 1970-х годов само правительство устроило глобальную игру по правилам этой известной народной забавы. В нашей стране лото очень быстро обрастало разными традициями и приметами. Например, знатоки истории и этой игры знают, что многие бочонки имеют собственное русское название, которое объявляется без цифр.

Жмурки (фантомас, слепой кот) — детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Хорошо развивает координацию движений и слух играющих.

Домино́ — игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек («костей», «камней»), соприкасающихся половинками с одинаковым числом очков. Костяшки домино произошли от всем известных игральных костей. Стандартный набор домино включает в себя 28 костяшек. Костяшка домино представляет собой прямоугольную плитку, длина вдвое больше ширины. Её лицевая сторона разделена линией на две квадратные части. Каждая часть содержит от нуля до шести точек. В специализированных наборах домино возможное количество точек может доходить до девяти, двенадцати, пятнадцати или восемнадцати.

Количество костяшек в домино равно количеству сочетаний с повторениями по 2 из набора 7 чисел {0, 1, 2,…, 6} и рассчитывается по формуле: (n+1)×(n+2)/2, где n — максимальное количество точек. К примеру, уже вышеописанный «стандартный» набор включает в себя (6+1)×(6+2)/2 = 28 косточек.

12 слайд

И снова обратимся к книге Д.С. Лихачёва «Земля родная»

«Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в её мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало… Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого…В сёлах -традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом своё, доброе…»

13 слайд и т.д  Любимые праздники наших родителей

 1 сентября – День знаний

    В старину на Руси Новый год встречали не 1 января, а 1 сентября. Вот почему новый учебный год в нашей стране начинается именно в первый сентябрьский день. Начало школьных занятий стало праздником не только для школьников и студентов, но и для всех ребятишек.

Красная горка

 Красная горка - весенний, молодежный, любимый праздник. У славян слово «красный» употреблялось в значении «красивый». Как только солнышко весной припекло, снег начинал в первую очередь таять на «красных» горках или пригорках, где встречали праздник весны. Народ веселился – проводил многочисленные балаганы и торжества, водил хороводы.Все хотели выделиться – надевали самые красивые наряды, повязывали расписные платки.

Пасха

Православные христиане называют Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». В этот день православной церковью отмечается воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе историческую память об искупительной добровольной жертве во имя человечества Иисуса Христа и Его Воскресении.

9 Мая-праздник Победы над фашистской Германией

. 24 июня 1945 года в Москве, на Красной площади, состоялся первый Парад Победы. Парад принимал заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Георгий Жуков. А вечером в честь Дня Победы прогремел салют, 30 залпами из тысячи орудий. Советская армия освободила от фашизма не только СССР, но и другие страны. Победа далась нам страшной ценой — на этой войне мы потеряли 27 млн человек. Праздничные шествия в честь Дня Победы традиционно проходят во всех городах-героях, военных округах в ряде крупных городов России. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

День Рождения

День рождения — день года, в который родился тот или иной человек. Во многих культурах принято устраивать на дни рождения вечеринки и дарить виновнику торжества подарки. Один из наиболее распространённых ритуалов в день рождения — приготовление торта с воткнутыми в него свечами по количеству лет, исполняющихся имениннику. Перед разрезанием торта он задувает все зажжённые на торте свечи. Слово именинник многие часто употребляют к виновнику торжества в день его рождения. На самом деле, именинник — не тот, у кого день рождения, а тот, у кого именины, что не одно и то же.

Новый год

Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые и дети. Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой. Мы долго ждём его, а когда 31 декабря в полночь бьют куранты, радуемся наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий год.

14 слайд.  Наши праздники. Мы-продолжатели традиций наших родителей! (+добавить фото(12 фото) из папки «Наши праздники» +сделать надпись Наши праздники. Мы-продолжатели традиций наших родителей.

15 слайд

Творческие люди села.+добавить фото+сделать надпись Творческие люди села

16 слайд

Работая над проектом, учащиеся приобщаются к настоящему и прошлому родного края. Знать жизнь бабушек и дедушек -это знать и беречь историю. Важно то, что мы учимся сопереживать, учимся ценить то, что связано с жизнью наших родителей, бабушек и дедушек. Знать историю своего села, знать успехи и достижения односельчан - это важно для каждого из нас.

17 слайд

Проект создан в связи с изучением темы по литературе «Тихая моя Родина…» и 75-летием Сызранского района

Над проектом работали учащиеся 7 класса

Руководитель – Андоскина Ю.С.  май –сентябрь 2015 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

"Люблю тебя, мой край родной"

Изучение территории своего края, развитие познавательной активности средствами краеведения, развитие навыков поисково - исследовательской деятельности....

Люблю тебя, мой край родной

  В памяти каждого человека, в тайниках его души живёт самое дорогое и сокровенное – Родина. Нашей Родиной является Россия, но есть у каждого из нас  малая Родина. Мы должны зна...

Люблю тебя, мой край родной, Воскресенск!

Презентация к защите проекта....

Праздник "Люблю тебя, мой край родной!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-8 классов с презентацией проектов....

Классный час "Люблю тебя мой край родной"

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем  то место где ты  провел свои детские годы. У каждого человека есть своя ро­дина. У одних - это большой город, у других - ма­ленькая дере...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....