Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"
методическая разработка по теме

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ростовской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА Г. ЗЕРНОГРАДА

Урок «Я – гражданин России»

для 5-10 классов

«Люблю тебя, мой край родной!»

                                          Подготовили и провели:

                                          учитель русского языка и литературы Скидело О.С.,

                                          II кв. категория;  учитель физики и математики  

                                          Костенко О.С.,  II кв. категория

1 сентября 2011г.

Цель:  Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Задачи:

  1. раскрыть смысл понятия «Родина»; подвести учащихся к  пониманию неповторимости и богатства нашей страны;
  2. дать первоначальные представления о родном крае:  познакомить с государственными символами Ростовской области; рассказать о достижениях районов области (Кагальницкий, Егорлыкский, Аксайский, Заветинский, Зимовниковский, Мясниковский, Неклиновский, Зерноградский р-ны);
  3. воспитывать у учащихся патриотические чувства, гражданственность, уважение к мужеству предков, дедов и отцов, интерес к истории родного края, любовь к «малой родине»;
  4. развивать чувство собственного достоинства, самостоятельность и активность на уроке.

Оборудование: карта Ростовской области, аудиозапись гимна Ростовской области, герб, флаг; песня в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», «Ростов – город, Ростов – Дон», марш «Слава Родине», мультимедийная презентация.

Ход урока

Звучит песня в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»

Ведущий 1 . Здравствуйте,  ребята, сегодня 1 сентября и во всех школах нашей страны проходит первый урок, который называется «Я – гражданин России». Тема нашего урока «Люблю тебя, мой край родной!»

         
Ведущий 2: Ребята, сейчас вы прослушали отрывок из песни «С чего начинается Родина?» в исполнении Марка Бернеса, а с чего, по - вашему начинается Родина? ( Родина! Это слово с детства знает каждый. Это место, где ты родился, где ты живёшь.)
- А как называется то место, где вы все родились? (Россия)


 Ведущий 1. Россия – это наша огромная, необъятная Родина.

Но у  каждого человека есть и свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это место называют малой родиной. Наша с вами малая родина-Ростовская область, чудесный, благодатный край. Край золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы , рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу родину ещё лучше, богаче, красивее.  

Ведущий 2: Сегодня мы проводим  наш урок  в виде устного журнала. Поговорим о нашей малой родине - Ростовской области, попробуем ещё раз всмотреться в красоту природы родных мест, вспомним  события, недавно произошедшие на Дону. Но начнем конечно же с России.

Ведущий 1 Мы открываем первую страницу нашего журнала, которая так и называется  - «Россия – Родина моя!».

Россия – Родина моя!

      

     Ученики.

1.    Россия – Родина моя,

Холмы, дубравы и долины,

Грома морей и плеск ручья,

Прими Россия, слово сына!

 

    Ты стала всем в моей судьбе,

А мне за жизнь свою, признаться,

Как к матери в любви к тебе

Не доводилось объясняться.

 

2.    Россия – Родина моя!

Есть на земле края иные,

Где шум лесов и звон ручья

Почти такие ж, как в России!

 

3.    Россия – Родина моя!

Цвет знамени, цвет ржи, цвет неба –

В них слава древняя твоя

Взлетает с новою на гребень…

 

       В густой траве осколки звёзд,

Средь утренней червленой сини

Огонь рябин и свет берёз,

Плотин бетонные твердыни…

И всем народам ты своя,

Россия – Родина моя!

                                                 С. Орлов

Ведущий 2. Россия. При упоминании этого слова перед нашим взором встает все самое важное, самое красивое, самое дорогое сердцу: прекрасная природа, разные города и, конечно, люди – чьи дела и подвиги прославили Россию. Россия – огромная, необъятная страна, называемая Родиной.

Ведущий 1.  О природных богатствах, преимуществах и достижениях России  расскажет … .

Учитель ___________ .(с четким ритмом перечисления):  

   Мы живем в самом большом государстве в мире по площади - более 17 млн. кв.  км.

Территория России составляет немногим больше 10 % площади земного шара.

Берега станы омывают 12 морей трех океанов.

В России около 120 тыс. рек (при длине свыше 10 км.), и почти все они замерзают зимой.

Наиболее протяженной и полноводной рекой Европы является наша  могучая легендарная Волга.

2 тыс. пресных и соленых озер, среди которых самое глубокое озеро в мире – Байкал.

Россия – шестое по численности населения государство мира – почти 147 млн. человек.

Россия – страна, богатая природными ресурсами.

В недрах России сосредоточено треть всех мировых запасов полезных ископаемых.  

1-е  место в мире – по природному газу и торфу;

2-е – по нефти и запасам алмазов;

3-е – по запасам золота.

Россия -  самая многонациональная и многоязычная страна, ее население разговаривает почти на 150 языках.

Русский язык – один из крупнейших языков мира, по числу говорящих занимает 5 место, уступая только китайскому, английскому и испанскому.

 

«Люблю тебя, мой край родной»

Ведущий 1:

И правда – можно ли не любить родной край? Край, где ты родился, где ты пошел в школу, где бегал с друзьями на речку, - край, где ты живешь? Нельзя!

Взгляните на карту Родины, и вы легко найдете на ней извилистую ленту Дона и Ростовскую область, в которой мы  живем.

Ведущий 2: Вторая страница нашего журнала посвящена нашей малой Родине - Ростовской области,   и  называется она «Люблю тебя, мой край родной».

Звучит песня «Ростов- город, Ростов- Дон»

Ведущий 1: Область Образована 13 сентября 1937. Входит в состав Южного федерального округа. Административный центр области — Ростов-на-Дону.

Ведущий 2:

Герб Ростовской области представляет собой геральдический щит.

  Флаг Ростовской области состоит из трех горизонтальных полос синего, желтого и алого цвета. Цвета флага символизируют единство трех народов (синий - донских казаков, желтый — калмыков, красный — русских), живших на Дону. В 1996 году флаг был дополнен белой полосой — символом единства области с Российской Федерацией.

А гимн Ростовской области  вы сейчас услышите.    

Звучит гимн Ростовской области

Ученик 1: В состав Ростовской области входят 43  района-  Кагальницкий, Егорлыкский, Аксайский, Заветинский, Зимовниковский, Мясниковский, Неклиновский, Зерноградский и еще много других районов.

    Кагальницкий район является чисто сельскохозяйственным районом, специализируется на производстве и переработке сельхозпродукции. Промышленность представленна 13 предприятиями: молокозавод, комбинат хлебопродуктов и мясопродуктов, вермишелевый цех, восемь цехов по переработке семян подсолнечника.

В Егорлыкском районе производится зерно, подсолнечник, кукуруза, овощи, фрукты, молоко, мясо, яйца, живая рыба.

    Аксайский район благоприятен для развития туризма.

    Заветинский район располагается в зоне рискованного земледелия, поэтому основное внимание здесь уделяется животноводству - производству шерсти, баранины и говядины.

    На территории Зимовниковского района находится государственный Ильичевский заказник,  племенной конзавод и обширные охотничьи угодья. Это самый крупный в Ростовской области район.

Ученик 2: Мясниковский район — один из наиболее экономически крепких на Дону. В нем более 500 крестьянских (фермерских) хозяйств и  8 крупных сельхозпредприятий. Широкие перспективы развития открываются перед Мясниковским районом и в качестве крупного туристического центра. На его территории расположен музей-заповедник федерального значения «Танаис» - раскопки античного города Танаиса, существовавшего в III веке до нашей эры – V веке нашей эры.

Еще один музей находится в небольшом поселке Чкалова, на границе Мясниковского и Неклиновского районов. Здесь сохраняется память о великом армянском живописце, уроженце района Мартиросе Сергеевиче Сарьяне.

Ученик 3: Зерноградский  район – один из крупнейших сельских районов области.

Зерноградский район (бывший Мечетинский район с центром в станице Мечетинской) был образован в 1924 году. В сентябре 1960 года переименован в Зерноградский с перенесением районно го центра из станицы Мечетинской в город Зерновой (Зерноград). 

В состав Зерноградского района входят 8 сельских поселений и 1 городское поселение.

В районе развиты малый бизнес  и перерабатывающая промышленность. В 1997 году началась разработка Зерноградского газового месторождения.

Район и город обладают крупным научным потенциалом — в городе Зерноград размещено три научно-исследовательских института и пять учебных заведений. Учёные Ростовской государственной селекционной опытной станции вывели новые высокоурожайные сорта озимых пшениц, озимого и ярового ячменя, гибриды кукурузы. Треть потребляемого в стране хлеба выпекается из сортов пшеницы зерноградской селекции.

Ведущий 2. Ребята, не так давно мы с вами отпраздновали  большое событие 66-летие Победы. Жители нашей области целый год готовились к этому знаменательному событию. По всей ростовской области прошли встречи с ветеранами. Были даны концерты, мероприятия.

Самый большой на юге России Парад Победы прошел в Ростове. Давайте вспомним, как это было.

Звучит марш «Слава Родине»

Ученик : Самый большой на юге России Парад Победы состоялся в Ростове-на-Дону. Донская столица впервые отмечала его в статусе города воинской славы. По Театральной площади под звуки сводного оркестра торжественным маршем прошли 30 парадных расчетов и 80 единиц военной техники.

Торжество началось с боем курантов. Войска приветствовали командующий парадом генерал-лейтенант Алексей Вербецкий вместе с командующим округа генералом армии Александром Барановым .

Марш открыли знаменосцы. Следом, чеканя шаг, прошли почти 4 тысячи военнослужащих Ростовского  и Новочеркасского гарнизонов: курсанты училищ, солдаты и офицеры практически всех родов войск. В параде приняла участие боевая техника: современные бронетранспортеры, артиллерийские системы и системы залпового огня. Три колонны пересекли Театральную площадь. Финальным аккордом парада стали военные песни в исполнении всех участников.

Итоги  урока:  

Ведущий 1. Наш урок гражданина подходит к концу. И я думаю, каждый из нас может  с гордостью сказать: «Я - гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавить: «Я родился на Дону». И даже если судьба забросит нас далеко от этих мест, мы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - наши корни. Родина начинается здесь.   

Ведущий 2. Будьте достойны своих предков, которые совершили немало трудовых и  воинских подвигов во славу Отечества, будьте достойными гражданами своей страны, любите Россию, будьте России навеки верны и не пожалейте сил, чтобы она стала ещё светлей и краше.     

    Ведущий 1.

     Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

     Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе …

     Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!

Звучит песня в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»

Литература:

  1. Пчелов Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн»: учебное пособие. –М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002.
  2. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. «Государственная символика России. История и современность»: Наглядное пособие. – М.: ЦНСО, 2003.

Ресурсы сети Интернет:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

2. http://kagalnick.smoro.ru/

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://www.ipa-don.ru/municipalitys/1028
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%F1%E0%E9%F1%EA%E8%E9_%F0%E0%E9%EE%ED
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E8%EC%EE%E2%ED%E8%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9_%F0%E0%E9%EE%ED   
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%FF%F1%ED%E8%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9_%F0%E0%E9%EE%ED 
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E5%EA%EB%E8%ED%EE%E2%F1%EA%E8%E9_%F0%E0%E9%EE%ED 
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  9. http://wiki-linki.ru/Page/1305045     

12. http://www.russ-yug.ru/article/4919/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люблю тебя, мой край родной"

Изучение территории своего края, развитие познавательной активности средствами краеведения, развитие навыков поисково - исследовательской деятельности....

Люблю тебя, мой край родной

  В памяти каждого человека, в тайниках его души живёт самое дорогое и сокровенное – Родина. Нашей Родиной является Россия, но есть у каждого из нас  малая Родина. Мы должны зна...

Люблю тебя, мой край родной, Воскресенск!

Презентация к защите проекта....

Праздник "Люблю тебя, мой край родной!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-8 классов с презентацией проектов....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Урок «Люблю тебя, мой край родной. Красота Топкинского района».

Урок «Люблю тебя, мой край родной. Красота Топкинского района».для обучающихся средних классовЦель: воспитание привязанности и любви к родным местам.Задачи:Формировать представление детей о малой...

"Я люблю тебя, мой край родной".Сценарий урока.

Методическая разработка урока по творчеству русских, татарских, чувашских поэтов, пишущих о природе...