РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Чубарова Галина Георгиевна

2 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании методической кафедры

Протокол №__

_________ /_____________/

Согласовано

с зам. директора по УВР

________ В.И. Гришкина

Утверждено

Директором гимназии

________ Т.И. Карачарова

«27» августа 2015 г.

«27» августа 2015 г.

«27» августа 2015 г.

Рабочая учебная программа по предметному курсу

«Литература»

для 8 класса

на 2015/2016 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Литература»

разработана на основе

примерных программ основного общего образования

Составитель:  Чубарова Галина Георгиевна.

Внешняя экспертиза программы не проводилась.

Москва

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе  программ по учебным предметам, литература, 5-9 классы, «Просвещение», 2010 г., рабочей программы по литературе, 5-9 классы, составитель Е. И. Харитонова, УМК под редакцией Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И..,Просвещение 2014г.,опирается на Стандарт основного общего образования по литературе, Федеральную программу по литературе и ООП школы. В программе отражена специфика преподавания предмета в условиях введения нового государственного стандарта. Тематическое планирование рассчитано на 68 часов (2 учебных часа в неделю).

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

Обучение ведётся по учебнику   Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И.. Литература

 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2014

.Выбор УМК для реализации рабочей программы  обусловлен законченностью данной образовательной линии учебников, наличием авторских методических рекомендаций для учителя, авторской программы и примерного тематического планирования  к ней. Кроме того, в УМК входят Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», предназначенные как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе под руководством учителя.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.Курс литературы в 9 классе предполагает изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.  Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Формы организации учебной деятельности: практикумы, беседы, дискуссии, презентации.

Формы контроля: проверочные работы, словарные работы, контрольные работы, сочинение,  изложение, тестирование.

Основными формами  организации учебных занятий являются комбинированные уроки, уроки предъявления новых знаний и применения практических умений.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Курс «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета. В 8 классе в учебном плане на его изучение отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • жанровые особенности предания,
  • особенности социально-политической обстановки 18 века;
  • знать черты литературных направлений;
  • содержание прочитанного произведения, его проблематику;
  • основные факты жизни и творческого пути писателей;
  • основы, особенности сценического произведения;

приёмы анализа текста, отрывка произведения, стихотворения;

Учащиеся должны уметь:

  • осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров;
  • отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • анализировать и интерпретировать произведения;
  • составлять план писать отзыв о произведениях;
  • писать сочинения по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • выполнять различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • рассказывать о литературном герое, характеризовать героя (героев);
  • составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять жанр произведения;
  • сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Литература»

Выпускник научится:
• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

Ученик получит возможность научиться:

• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать  на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
•  пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ,  8 КЛАСС.

Введение (1)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3) -С

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2)-С

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2)-С

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27+5)-С

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.- В

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев.  Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. (В)

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. (С)

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

(В) Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. (В)

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. (В)

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н..В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович - Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. (В)

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя. «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя.

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. (В)

) «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы (С)

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов.» Осень»; Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. (В)

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (16+5) (С)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. (В)

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. (В)

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются (С)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. (В)

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. (В)

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. (С)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе- (С)

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7) –(С)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. (В)

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. (В)

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Название

Типовое  КТП по литературе                                               

                             Предмет.                

Литература

                             8 класс                

Планируемые результаты обучения по окончании изучения раздела

Раздел

Цель раздела

Знать/понимать

Уметь

1

Введение. Литература как искусство слова.

Цель урока: дать представление о влиянии литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; должны иметь представление об образности как отличительном признаке художествен. литературы; литература как искусство слова.

Знать: информацию о взаимодействии литературы и истории.

Уметь:  объяснить различие между литературой и произведениями; составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; пересказывать статью. Использовать на практике: владение  диалогической речью.

2

УНТ.

Лирические и исторические песни.

Цель урока: раскрыть своеобразие исторических и лирических песен.
Должны уметь
отличать исторические и лирические народные песни от других жанров фольклора. Видеть их художественное своеобразие.

Знать: основные жанры УНТ; литературные термины, содержание произведений.

Уметь: выразительно читать, анализировать текст

Использовать на практике:  владение основными видами публичных выступлений.

Историческая песня.

Цель: сформировать
представление о жанре житийной литературы, о высоких нравственных
и духовных качествах людей, старины русской, о языке сочинений Аввакума как образце народного языка; продолжить формирование представления о жанре житийной литературы. Работа над особенностями «Жития  Александра Невского».

Знать: своеобразие исторической и лирической песен; знать термины  

« историческая песня», «предание», содержание прочитанных произведений.

Знать: особенности житийного жанра в литературе содержание и идейность изучаемого произведения.

Уметь: выразительно читать, анализировать образы.

Использовать на практике: монологическую речь.

Уметь: определять худ.
особенности «Жития» (канонические черты) воспринимать  и анализировать
художественные черты.

3

Из древнерусской литературы.

Цель: дать представление о предании, его отличительных особенностях.

Знать: особенности предания как жанра народной прозы; термины, содержание произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, определять род и жанр произведения.

Использовать на практике: извлечение информации из различных источников

4

Из литературы 18 века.

Денис Иванович Фонвизин.

Цель: познакомить с творчеством Д.И.Фонвизина; раскрыть особенности классицистической драматургии.

Знать: основные этапы жизненного пути Д.И. Фонвизина; содержание пьесы, черты классицизма; условия возникновения классицизма как литературного направления.

Уметь:  определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии;  определять тематику  и проблематику произведения.

Использовать на практике: владение монологической и диалогической речью.

5

Из литературы 19 века.

Иван Андреевич Крылов.

Цель: углубить понятие о басне как жанре, совершенствовать навыки анализа басни как эпического произведения.

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути И.А.Крылова. Знать: языковое своеобразие басен Крылова. Знать о басне как жанре.
Знать: языковое своеобразие басен Крылова.

Уметь: выразительно читать, анализировать  басни.

Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений;

уметь анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; уметь: объяснять смысл морали басни.

Кондратий Фёдорович Рылеев

Цель: иметь представление о думе как жанре, исторической основе произведения, уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст, пользоваться справочной литературой.

Знать о думе как жанре, исторической основе произведения.
 Знать: термины, содержание произведения.

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст, пользоваться справочной литературой.

Александр Сергеевич Пушкин

Цель на всю тему:
должны иметь представление  об исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров, (углубить понятие о художественном образе -характере), средствах характеристики .

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина;
исторические источники;
содержание изучаемого произведения.

Уметь: выразительно читать, анализировать, владеть различными видами пересказа.  

Использовать на практике: умение обосновывать суждения, приводить доказательства.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Цель: создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений.
Знакомить с историей создания, композицией, идейно-тематическим и художественным содержанием поэмы 

Знать: основные факты жизни и творческого пути

М.Ю.Лермонтова; содержание  поэмы «Мцыри»; оценку образа  Мцыри В.Г.Белинским.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение; пересказывать, участвовать в диалоге  по прочитанному  произведению; владеть различными видами  пересказа, сравнивать героев, выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.  

Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений.

Николай Васильевич Гоголь

Домашнее сочинение
Темы:
1.Случаен ли самообман чиновников?
2. Почему такой
ничтожный человек как Хлестаков мог

показаться чиновникам ревизором?
3. Что бы мог
рассказать Хлеста
ков сослуживцам о пребывании в уездном городе?

Цель (на всю тему):
должны иметь представление об особенностях драматического произведения, об истории создания комедии «Ревизор». Совершенствовать умение

анализировать произведение драматургии с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей, совершенств, умение выразит. чтения драм. произведения, умение письменно высказываться на предложенную тему

Знать:  основные факты жизни и творческого пути писателя; основы сценического поведения; содержание комедии; позицию автора по отношению к каждому  из героев.

 

Уметь: определять род и жанр произведения,

выразительно читать, выражать свое отношение к прочитанному

Использовать на практике: осознанное и беглое чтение анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции,выразительное чтение текстов различных стилей и жанров.

И.С. Тургенев:
личность, судьба, творчество.

Автобиографический характер повести «Ася». История создания
повести.

Цель: должны иметь представление о личности и судьбе писателя, об истории создания повести, отметить её автобиографическую основу.
Усвоить первоначальное понятие «тургеневская девушка».

Знать:  основные факты жизни и творческого пути писателя.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение; пересказывать, участвовать в диалоге  по прочитанному  произведению; владеть различными видами  пересказа, сравнивать героев, выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок).

Цель: иметь представление об особенностях сатирических произведений, уметь творчески читать произведение, аргументировано высказывать  отношение к затронутым автором проблема.

Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание  изучаемого произведения.

 содержание произведения.

Уметь: составлять тезисы к лекции. Использовать на практике: владение монологической и диалогической речью;

основы сценического образа.

Николай Семёнович Лесков

Цель: уметь анализировать текст, выявляя авторский замысел, мотивы поступков героев и сущность конфликта.

 

Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя, содержание  изучаемого произведения.

Уметь:  передавать содержание прочитанного произведения; владение монологической и диалогической речью;
развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; вступать в речевое общение.

Лев Николаевич Толстой.

«После бала».

Жизненные источники произведения.
Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.

Цель: иметь представление о личности и творчестве Л.Н. Толстого.
Должны знать об особенностях композиции рассказа«После бала», её роли, о роли приёма антитезы в идейной и художественной ткани рассказа.

Знать: основные факты жизненного и творческого пути Л.Толстого, содержание рассказа содержание изучаемого произведения; прием «контраста».

Уметь: участвовать в диалоге  по  прочитанному произведению; анализировать  текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выразительно читать; писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации
1..Письмо Ивана Васильевича Вареньке.
2.Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь».

6

Поэзия родной природы.

(Стихотворения А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова о

природе).

Цель: учить умениям выразительно читать стихотворение, раскрывать идею произведения, строить письменное высказывание –анализ поэтического текста.

Знать: содержание стихотворных текстов.

Цель: уметь выразительно читать стихотворение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; умение вступать в речевое, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Антон Павлович Чехов.

Цель: познакомить с основными  фактами жизненного и творческого пути писателя.

Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателя, сюжет рассказа.; отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах А.. П. Чехова.

Уметь: анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному;  воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного, формулировать идею, проблематику произведения; содержание изучаемого произведения; прием «контраста»;  давать оценку действиям героя

7

Из русской литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин.

Александр Иванович Куприн.

А. А. Блок.

С.А.Есенин.

Цель: должны иметь представление о личности и судьбе писателя.

Цель: дать представление о нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа;  выявить своеобразие подхода писателя к теме любви.

Цель: познакомить уч-ся с фактами жизни и творчества А.И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа « Куст сирени».

Знать: основные факты жизни  и творческого пути И.А. Бунина, содержание рассказа.

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.И. Куприна, содержание рассказа.

Знать: основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь: анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

Уметь анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, формулировать идею, проблему произведения, выражать свое отношение к героям рассказа.

Уметь: анализировать стихотворный текст.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения.

Иван Сергеевич Шмелёв.

«Как я стал писателем»

Цель:  воспринимать и анализировать,  худ. текст, формулировать тему,  идею, проблематику, давать характеристику героев.

Знать: основные факты жизни писателя.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге; передавать содержание прочитанного текста, умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства;
умение вступать в речевое общение.

8

Писатели улыбаются.

М Зощенко. «История болезни», М.А Осоргин.  « Пенсне»,

Тэффи «Жизнь и воротник».

Цель: познакомить учащихся с произведениями Зощенко, Тэффи, приобщить к восприятию сатиры и юмора, выяснить средства создания автором юморист.
произведения; воспринимать и анализировать худ. текст, формулировать тем,. идею, проблематику, давать характеристику героев.

Знать: содержание изучаемых произведений;

основные факты жизни писателя.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

Александр Трифонович Твардовский.

Поэма «Василий
Тёркин».

История создания.
Композиция поэмы Василий Тёркин -олицетворение национального характера.

Цель: должны иметь представление о фактах биографии Твардовского, о истории создания «Книги для бойца».
Жанровое новаторство поэмы. Совершенствовать
навык анализа  поэтического произведения, выделить основные темы и проблемы, отметить стилевое многообразие поэмы

Знать образную систему словесного искусства, содержание изучаемого произведения; содержание изучаемых глав.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему. Идею, проблематику изучаемого произведения; анализировать художественный текст, давать характеристику герою, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге.

Андрей Платонович Платонов.

Цель:  воспринимать и анализировать худ. текст, формулировать тем, идею, проблематику,  давать характеристику героев.

Владеть  монологической и диалогической речью;
умение вступать в речевое общение,
участие в диалоге, диспуте.

Уметь  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

9

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. (М .Исаковский,

Б.Окуджава,  А Фатьянов, Л. Ошанин).

Цель: развитие письменной и устной речи, формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текст стихов, совершенствовать навык выразительного чтения. Развитие устной речи учащихся; формирование навыков выразительного чтения,

 

Знать: поэтов военного времени и их творчество, стихи наизусть;

содержание произведений о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать произведения, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям; писать сочинение на заданную тему; уметь логически строить ответ, используя цитатный материал

Виктор Петрович Астафьев.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Астафьева.
Вызвать интерес к теме детства в рассказе «Фотография, на которой меня нет».
Совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, владеть различными видами пересказа.

10

Русские поэты о Родине, родной природе

(И. Анненский,

Д.Мережковский,

Н.Заболоцкий,

Н. Рубцов).

Поэты  Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

(Н.Оцуп, З.Гиппиус,Дон-Аминадо, И.Бунин)

Цель: познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского Зарубежья;
Создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов.

Знать: образную природу словесного искусства.

 

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать стихи, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

11

Из зарубежной литературы. 

Уильям Шекспир.

Цель (на всю тему):
должны иметь представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся  к периоду Возрождения, литературы 19в., литературы 20в., совершенствовать навык анализа прозаич. произв. в единстве формы и содержания; раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

Знать: основные факты жизни и творчества В.Шекспира, содержание трагедии.

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции.

Жан Батист Мольер

Цель: познакомит с  основными фактами  жизни и творчества Ж.Б. Мольера.

Знать: содержание пьесы;  черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

Джонатан Свифт

Цель: иметь представление об особенностях сатирических произведений, уметь творчески читать произведение, аргументировано высказывать  отношение к затронутым автором проблемам.

Знать: основные факты биографии писателя, содержание произведения.

Знать: особенности сатирических произведений,

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; уметь творчески читать произведение, выявлять  языковые средства худ. образности, аргументировано высказывать отношение к затронутым автором проблемам

Вальтер Скотт. «Айвенго»

Цель: познакомить с жизнью и творчеством В.Скотта, выявить своеобразие романа, как исторического, сопоставить с романом А.С. Пушкина, определить место, как сплетается в романе история и вымысел.

Знать: основные факты биографии писателя -романиста; содержание романа.

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение;

определять род и жанр литературного произведения;
характеризовать особенности сюжета композиции,

Календарно-тематическое планирование

                                         уроков литературы  в 8 классе  (2 часа в неделю, всего 68)                  2015-2016 год.

Часы

Тема.

№ урока

Дата проведения

План

факт

1

Русская литература и история.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы..

1

1

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

Лирические и хороводные песни. «В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты, ночка, ты; ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»

2

1

Исторические песни. Предание как исторический жанр русской народной прозы. Предание «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.

3

1

Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.

4

1

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.  «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

5

1

Внеклассное чтение. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Особенности поэтики бытовой сатиры.

6

1

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

7

1

Р.р. Подготовка к домашнему  (№1) сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений»).

8

1

И.А. Крылов -  поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». «Обоз». Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

9

1

Внеклассное чтение. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

10

1

К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Предводитель казаков –  Ермак Тимофеевич. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке.

11

1

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

12

1

Семинар. А.С. Пушкин  и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах).

13

1

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение   народа, дворян и автора к предводителю восстания.

14

1

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои  и их исторические прототипы.

15

1

Гринев: жизненный путь героя, Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

16

1

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

17

1

Гуманизм и историзм  А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и о реалистическом произведении.

18

1

Р.р Классное сочинение № 1. по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

19

1

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема « человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей в повести. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Эпилог, его место в философской концепции повести.

20

Контрольная работа  по творчеству А.С. Пушкина.

21

1

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

22

1

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически – условный историзм поэмы.

23

1

Композиция и художественные особенности поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

24

1

Р.р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:

1.«Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося).

2.«Мцыри как романтический герой».

3.«Природа и человек в поэме «Мцыри».

25

1

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

26

1

Н.В. Гоголь.  «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии.  «Ревизор» в оценке современников.

27

1

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

28

1

Хлестаков.  Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление.

29

1

Р.р. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, финала, немой сцены.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

30

1

Н.В. Гоголь.  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным  лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

31

1

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

32

1

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Создание средства комического в произведении. Ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык.

33

1

Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

Подготовка к домашнему сочинению № 2.

34

1

Контрольная работа. По творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

35

1

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Н. С. Лесков и Тульский край. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита беззащитных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

36

1

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Л. Н. Толстой о Тульском  крае. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

37

1

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

38

1

Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

39

1

Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

40

1

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Самый большой город земли». Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

41

1

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя.

42

1

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

43

1

Р.р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

Подготовка к домашнему сочинению  № 3 по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

44

1

А.А.Блок. Слово о поэте.  «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

45

1

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»- поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Понятие о драматической поэме.

46

1

Р.р.  Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.  Подготовка к домашнему сочинению.

47

1

Р.р.  Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.  Подготовка к домашнему сочинению.

48

1

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

49

1

Внеклассное чтение. Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни».

50

1

М.А. Осоргин.  Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

51

1

Контрольная работа. По творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.

52

1

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения родине. Восприятие поэмы современниками.

53

1

Василий Теркин- защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

54

1

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Твардовского в поэме.

55

1

Внеклассное чтение. А.П. Платонов Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

56

1

Р.р. Урок-концерт. Стихи песни о Великой Отечественной войне.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»), Е.К. Маслова «Земля моя», «Доля солдатская», «Старые солдаты».

57

1

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

58

1

Р.р. Классное сочинение №2 на тему «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору учащегося).

59

1

Внеклассное чтение. Русские поэты о Родине, родной природе. И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», Н. Рубцов «Встреча», «Привет, Россия»,  Н. Асеев «Осень», Музыка из окон»,Е. К. Маслов «Исповедь». «Град Олегов», Л. Н. Маслова «Мой город».

60

1

Внеклассное чтение. Поэты  Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России», З.Гиппиус «Знайте!», Дон Аминадо «Бабье лето», И.Бунин «У птицы есть гнездо».

61

1

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

62

1

Сонеты У. Шекспира: «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

63

1

Жан Батист Мольер. Слово о писателе.  «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа.

64

1

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

65

1

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения.

66

1

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

67

1

Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

68

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

Список литературы для учащихся:

  1. X. В.Я.Коровина и др. Учебник-хрестоматия. Литература 8 класс. В двух частях. М: «Просвещение», 2014г.
  2. В.Я.Коровина и др. «Читаем, думаем, спорим». Дидактический материал по литературе. 8 класс. М: «Просвещение», 2010г.

Список литературы для учителя:

  1. В.Я.Коровина и др. Учебник-хрестоматия. Литература. 8 класс. В двух частях. М: «Просвещение», 2014г.
  2. Н.В.Егорова, И. В. Золоторёва. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. М: «ВАКО», 2010г.
  3. В.Я.Коровина, И. С. Збарский. Методические советы. Литература. 8 класс. М: «Просвещение», 2010г.
  4. О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе.8 класс. М: «Экзамен», 2014г.
  5. Н. Ю. Кадашникова, Л.М.Савина. Уроки литературы. Организация контроля. Творческая работа. 8 класс. В: «Учитель», 2012г.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Иллюстрации (плакаты)

Комплект портретов русских писателей

1х10

Средства ИКТ

Фонохрестоматия по литературе

1

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

  1. Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
  2. А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
  3. М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).
  4. Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
  5. Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
  6. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
  7. О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов, «Дрофа...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястр...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс

Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., рекомендованной Министерством...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 общеобразовательном классе по программе В.Я.Коровиной и учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина "Литература. ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы, рекомендованной Министерством образования РФ, авторы-составители А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мур...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе по программе В.Я.Коровиной

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 5 классе по программе В.Я.Коровиной на 68 часов(2 урока в неделю)....