Доклад на тему: "Речевой этикет"
статья по литературе (6 класс) на тему

Фаткуллина Гульнара Факилевна

О культуре речи учителя и о современном этикете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старосубхангулово Бурзянский район РБ

Доклад на тему:

Культура речи и речевой этикет в современных условиях

    Подготовила учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Старосубхангулово

Фаткуллина Гульнара Факилевна

Бурзян 2015 г.

Культура речи и речевой этикет в современных условиях

      «Язык любого народа – это его историческая память, воплощённая в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразилась в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстаёт как неразрывная связь многих и многих поколений».

Понятие «культура речи» ёмкое и многоаспектное. В общем плане его можно определить как умение чётко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи – это своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей, занимающихся самыми различными аспектами деятельности: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ, работников телевидения и радио, менеджеров и т.д.

Культура речи как особая лингвистическая дисциплина имеет своё научное определение: это такое качество речи, которое обеспечивает эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм. Как следует из данного определения, культура речи включает три составляющих компонента:1) языковой, 2) коммуникативный, 3) этический. Рассмотрим последний.

«Когда-то в России умели и из быта извлекать если не удовольствие, то уж во всяком случае, полное удовлетворение, не затрудняя себя рассуждениями о необходимости этикета, изящества манер, вежливости, уважения к старшим и младшим, об умении вести себя в общественном месте, в гостях и в собственном доме. Судя по классической литературе, большая часть населения старой России точно знала, как одеваться, как вести себя за столом, что делать со знакомой и незнакомой дамой, равно и с кавалером; у каждого был наготове целый  набор вежливых и даже учтивых выражений, которым в обязательном порядке учили дома и в школе, а сверх того была ещё и церковь, которая с рождения прививала правила нравственного поведения и обращения с ближним, который, будь он простым человеком или генералом, был братом пред Богом, наделившим всех своих чад равными правами и возможностями.

Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной» - это слова из вступления к роману В.П.Астафьева «Печальный детектив».

Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Сентенция «как живём, так и выражаемся» - только половина правды; вторая её половина «как выражаемся, так и живём» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

Этический компонент культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретной ситуации. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, прощания, благодарности, поздравления и т.п.; общение на «ты» или «вы»; выбор полного или сокращённого имени, формы обращения и др.). Нарушение этических норм отрицательно сказывается на эффективности общения: неэтичное обращение к собеседнику, употребление нецензурной лексики может прервать общение между людьми на долгие годы.

«Защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются теперь как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры – часть духовного исторического наследия». Наш язык нуждается в таком же бережном подходе, так как начало XXI века – время языковой агрессии, которая проявляется и в усилении враждебности между участниками общения. Способов реализации языковой агрессии множество: телевидение, интернет, современное кино и т.п. Этой агрессии, к сожалению, подвергаются наши учащиеся, и борьба с ней – одна из практически неразрешимых проблем. Учащемуся трудно ориентироваться в ненормированном языковом пространстве, поэтому, воспринимая неправильно звучащую устную речь, наши выпускники не понимают, в чём именно заключается ошибка или неточность, в чём неэтичность данного высказывания. Представители СМИ – главные противники учителя в борьбе за ученика. У них нет ощущения того, что своими текстами они формируют массовое общественное сознание. Как часто с экрана телевизора или по радио звучат слова, далёкие от речевого этикета, иногда они сопровождаются так называемым «запикиванием». Отсюда падение вкуса, низменность содержания речи.

Бывает, что и учителя на своих уроках допускают нетактичные и даже грубые замечания в отношении учащихся. На протяжении урока слышатся реплики: «Закрой рот!», «Перестань орать!», «Не будь идиотом!» и т.д. В такой ситуации уроки русского языка и внеклассные занятия по речевому этикету бесполезны, так как соблюдение норм культуры речи имеет воспитательное значение, способствуя повышению речевого общения учащихся. А если этические нормы нарушает учитель, о каком воспитании может вообще идти речь. Ведь здесь важна личность учителя, его умение строить высказывание и общаться с детьми.

Этикет школьного урока допускает множество форм приказа и требования, в том числе «приказ-просьбу». Но эти структуры чаще всего произносятся неправильно и с неверной интонацией. В педагогическом общении много ситуаций, когда приказ уместнее и точнее любого другого речевого воздействия. Важно понимать, что такой приказ должен звучать как увлекательный призыв и осмысляться учеником как внутренняя необходимость, ведущая к определённому результату.

Приказ-просьба должен произноситься вежливо, но категорично: «откроем тетради», «посмотрим на доску». Не допустимы требования такого плана: «открыть тетради!», «смотреть на доску!», «Сидорова! Устно – упражнение – 8!» Это выдаёт отсутствие компетенции педагога, его этическую несостоятельность. Также не следует употреблять просторечные формы глаголов в прошедшем времени: «Встали!», «Подняли стулья!» или глаголы несовершенного вида в повелительном наклонении: «Выходи, рассказывай, читай!» Правильными будут формы: «Выйди, расскажи, прочитай!». Важно следить за формулировкой рассказа, чтобы исключить негативный характер такого общения. Тем не менее, не следует злоупотреблять излишней вежливостью: «Машенька, если тебе не трудно, выйди, пожалуйста, к доске…» Такое обращение в условиях школьного урока выглядит как ирония и воспринимается соответствующе.

В настоящее время можно услышать мнение, что языковые правила не нужны, они только усложняют жизнь: «Я говорю так, как хочу, и меня понимают! Это моё личное дело!» Что можно возразить на это? «Действительно, язык принадлежит к числу тех феноменов общественной жизни, относительно которых многие считают возможным иметь своё мнение. Причём эти личные мнения о правильном и неправильном языке высказываются нередко в самой безапелляционной и темпераментной форме». Однако человек, живущий в обществе, подчиняется этому обществу. И любые нормы (и нравственные, и языковые) – это не требование человека к самому себе, а требование общества к человеку.

Анализ любого вида норм (социальных, нравственных, юридических и др.) укажет на их социальный характер. И языковые нормы не являются исключением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку по теме "Речевой этикет"

Элективный курс содержит темы по которым изучается речевой этикет....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...

Выступление на районной лингвистической конференции "Языкознание для всех" на тему "Речевой этикет подростка".

В выступлении принимали участие ребята 7 класса. На первом этапе учащиеся собирали теоретический материал, а на втором - исследовательский. Вместе с выступлением была подготовлена и презентация....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.

Целью проведения данного мероприятия явилось желание помочь сегодняшней молодежи красиво и воспитанно вести себя в различных ситуациях. Речевой этикет поможет молодым людям  не только быть ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Целью проведения данного мероприятия явилось желание помочь сегодняшней молодежи красиво и воспитанно вести себя в различных ситуациях. Речевой этикет поможет молодым людям  не только быть ...

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации отражены основные проблемы в речи воспитателя, и пути их исправления....

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации представлены основные ошибки в речи воспитателя. А так же приемы исправления разговорной речи...