"Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Дуренкова Светлана Анатольевна

Урок литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chehov_.docx36.29 КБ
Файл terminologicheskoe_loto_.docx11.92 КБ
Файл samoanaliz_.docx18.46 КБ
Файл kartochki_.docx13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Учитель: Дуренкова Светлана Анатольевна

Тема: Грустное и смешное в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Цель: познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова "Хамелеон", раскрыть смысл его названия.

Задачи:

  • Образовательная: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.
  • Развивающая: развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения, пересказа,
  • Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.

Форма урока: урок-лаборатория

Методы реализации урока: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.

Термины и понятия: псевдоним, хамелеонство, приемы создания комического, сатира, юмор

Оборудование: учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс;  С. Ожегов «Словарь русского языка»;  тетради учащихся, портрет писателя , презентация, музыка, раздаточный материал, тесты.; мультипроектор.

ЭПИГРАФ:

О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила. (Н.В.Гоголь)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент.

Прием «Чудесный конверт»

-Добрый день.

Пусть урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.

«Находит» конверт, в котором отрывки из известных рассказов А.П.Чехова.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Угадывают, из каких произведений отрывки, узнают автора.

Регулятивные УУД:  развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:самоопределение.

2.Актуализация знаний.

Обращение к эпиграфу урока.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока.

-Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. Иногда рассказ представляет собой обычную бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова - это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя обыватели в зависимости от обстоятельств.

  Определяется тема и цели урока вместе с учениками.

Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:умение находить ответ на вопрос.

3.Постановка учебной задачи.

Организация работы в группах.

Сообщить тему урока. Создать условия для проблемной ситуации. Приглашение на урок-лабораторию. Деление класса на группы.

Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу.

Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

4. Проверка домашнего задания.

Выполнение задания на знание литературоведческих терминов «Терминологическое лото»

Учитель предлагает тесты на знание текста рассказа, прочитанного дома. Затем «собирают» терминологическое лото» со словами: сатира, юмор, деталь, подтекст, гипербола, композиция

Самостоятельно решают тест, проверяют себя по ключам. Самоооценка.

Регулятивные УУД:  развитие мотивов учебной деятельности.

Познавательные УУД:умение находить ответ на вопрос. Самооценка.

5.Решение учебной задачи.

Работа в группах.

Работа над анализом рассказа Чехова «Хамелеон».

Составление опорной таблицы

          Смешное

(приемы создания комического)

                                       Грустное

(подтекст)

- Кто является героями нашего произведения? Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?

Следовательно, Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.

Карточка№1

Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием?  Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано?

  Карточка№2

Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием?

Карточка № 3.

Проследите за тем, как ведет себя толпа.   Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»?   Что ими движет? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? Какими словами Чехов называет собравшихся людей?

Отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом. Выразительно читают. Анализируют художественное произведение. Подбирают цитаты из текста. По ходу рассуждения заполняют таблицу.

- Хрюкин – свинья, хам, невежа. - - Очумелов – чумной, одуревший.  - Жигалов – «поджигает других», язвительный, зачинщик спора.

- Елдырин - лодырь

Работа в группах. Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карточку и проводит свое небольшое исследование. На эту работу отводится 5 минут урока, после чего обсуждается работа каждой группы

Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности.

Познавательные УУД:представлять информацию в виде текста.

Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении.

Физкультминутка.

6. Анализ рассказа.

Коллективная работа.

- Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»?

  - Что ими движет? (Любопытство)

-  Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом — “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

- Какими словами Чехов называет собравшихся людей? ( «толпа», «сборище» )

- Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием? Найдите говорящие детали в рассказе. Какую роль они выполняют?( При обсуждении работы этой группы обращается внимание на такие детали, как  новая шинель Очумелова, узелок в его руках, решето с конфискованным крыжовником в руках городничего.)

- Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей.

- В рассказе не встречается слово «хамелеон». Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? Несет ли в себе название рассказа идейный смысл? Кого мы можем назвать хамелеоном? Только ли Очумелова, который меняет своё мнение?  Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

- Какое настроение от этого у вас? (От этого становится грустно.)

- Рассказ смешон, но за этим просматривается невеселый порядок вещей.

- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он

-   А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

-Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вывод:  Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

-Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял. Почему?

(Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!)

- А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

Вывод: Мы видим перед содой случайно собравшихся людей, которые скуки ради вышли поглазеть на происшествие. Они не пытаются разобраться в происходящем, не имеют собственного мнения и согласны с любым решением сильных мира сего. Это усиливает создавшуюся в рассказе атмосферу рабской покорности, угодничества и самоуправства.

Работают с текстом рассказа, зачитывают эпизоды.

 Варианты ответов:

  1. Хамелеон- Очумелов.
  2. Хамелеоны- Очумелов и Хрюкин. ( То он требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.)
  3. Хамелеоны- Очумелов, Хрюкин итолпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце- смеётся и злорадствует.)

Хамелеонство означает угодничество, приспособленчество, чинопочитание. Это моментальное изменение своих взглядов на прямо противоположные в угоду обстоятельств. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом — повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Вывод: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показан при этом мастерство большого художника.

Коммуникативные УУД:аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

Познавательные УУД:умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению.

7.Обобщение и систематизация знаний. Закрепление изученного.

          Смешное

(приемы создания комического)

            Грустное

(подтекст)

Говорящие фамилии

Помогают сразу увидеть никчемную сущность персонажей

Внешность героев

Раскрывает привычный обывательский образ жизни, содержащий больше претензий, чем сути.

Детали в рассказе

(решето и узелок, шинель, палец)

Подчеркивается несоответствие должности и личных интересов

Речь героев

Показывает ограниченность, глупость, излишние амбиции

Композиция (прием повтора)

Помогает увидеть угодничество, чинопочитание. Подчеркивает отсутствие человеческого достоинства у главных героев

Ученики зачитывают материалы таблицы, которую заполнили в ходе урока.

Регулятивные УУД:сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.

Личностные УУД:формирование интереса к чтению произведений Чехова.

8.Домашнее задание.

  Обеспечить понимание учащимися целей содержания и способов выполнения домашнего задания. Информация о домашнем задании. Мотивация к выполнению домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

1) вопросы и задания на стр. 337-340;

2) прочитать рассказ «Злоумышленник»;

3) придумать продолжение рассказа «Хамелеон».                              

Записывают домашнее задание.

9. Подведение итога урока. Прием «Решето»

- Искоренять черты хамелеона в себе должен каждый в отдельности, постоянно работая над собой. А это порой бывает очень непросто, но, поверьте, очень важно! Хамелеонство – это лицемерие, угодничество, чинопочитание,  приспособленчество.

(Учитель предлагает из решета, в котором лежат карточки с названиями качеств человека, выбрать те, на которых указаны отрицательные качества):

- Вместо крыжовника мы с вами конфискуем в решето те пороки, которые есть у героев рассказа «Хамелеон» и не должно быть у нас с вами! Выберите карточки и положите в решето… Объясните свой выбор. (музыкальное сопровождение)

(в решете остались карточки со словами «добро», «милосердие», «честность» и т.д.)

Обращение к эпиграфу урока и к словам А.П.Чехова: « В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

  • Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям.
  • Угодничество - излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.
  • Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.
  • Приспособленчество – умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.
  • Хамелеонство — не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших», на «толстых» и «тонких».

10. Рефлексия.

Подведение итогов учебного занятия. Дать ясную оценку работы класса и отдельных учащихся.

- Оцените себя. Продолжите предложение (выберите один из вариантов):

-Сегодня я узнал…

-Я понял, что…

-Сегодня было интересно…

-Мне захотелось…

-Урок дал мне для жизни…

Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся. Взаимооценивание учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности.

Познавательные УУД:представлять информацию в виде текста.

Регулятивные УУД:самооценка.

11. Заключительное слово учителя- напутствие ученикам.

Учитель читает наизусть стихи:

- Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность Отчизне, Имя гражданина и борца.



Предварительный просмотр:

Юмор –

изображение героев в смешном виде. Добрый,  веселый смех.

Сатира –  

высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде.

Подтекст –

скрытый смысл.

Художественная деталь –  

предметная подробность,  несущая значительную смысловую нагрузку.

Гипербола –

преувеличение с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли

Композиция –

построение художественного произведения



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы Дуренковой Светланы Анатольевны.

Данный урок проводился в 7 классе.  В классе 18 учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе В.Я.Коровиной. Урок проведен в соответствии с запланированной в рабочей программе датой- 22 декабря 2014 года.

Тема урока - «Грустное и смешное в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»». Это третий урок изучения сатиры и юмора ( изучили сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина). Первый урок знакомства с рассказом писателя. На следующем уроке-мастерской будем проводить сравнительный анализ рассказов А.П.Чехова с целью определения  особенностей рассказов писателя. 

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова "Хамелеон", раскрыть смысл его названия.

Задачи урока реализовала через следующие аспекты:

  • Образовательные: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.
  • Развивающие: развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения, пересказа;
  • Воспитательные: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.

Методы реализации урока: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.

Термины и понятия: псевдоним, хамелеонство, приемы создания комического, сатира, юмор

Использовала на уроке следующее оборудование: учебник, энциклопедии, тетради учащихся, портрет писателя , презентация, музыка, раздаточный материал, тесты.

Тип урока: интегрированный, в форме педагогической мастерской, урока-лаборатории.

Осуществляла данные подходы:

  1. Текстоориентированный (работа с текстом, выписки в таблицу)
  2. Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)
  3. Интегрированный (связь с музыкой и искусством)
  4. Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой  к предстоящей работе (прием «Чудесный конверт»). При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод ( на основе сопоставления), применяя познавательные УУД. При формулировке задач урока учениками- регулятивные УУД.

 На этапе проверки домашнего задания провела индивидуальный опрос с целью развития навыков пересказа, развития кругозора и навыков работы с дополнительной литературой (это было опережающее домашнее задание). Сэкономить время при проверке домашнего задания позволили тесты на знание произведения.

На начальном этапе изучения темы  проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического  мышления. Активизировала работу с терминами при помощи приема «Терминологическое лото». Наглядный и словесный метод использовался при работе с таблицей. Проводилась на уроке работа в группах, как важный аспект развития коммуникативных УУД.

При работе с произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск  языковых средств.

На заключительном этапе урока  развитию  личностных  и коммуникативных УУД способствовал прием «Решето». Это послужило и методом  эмоционального стимулирования.

 Домашнее задание трехуровневое, предполагает развитие творческих способностей у учащихся. Оно посильно, так как подготовлено ходом урока.

Применила различные виды оценивания работы на уроке: самооценку, взаимооценку. Выставленные мною оценки прокомментировала.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями.  Выявлены трудности в работе.   

                  Цель урока в целом достигнута.

 

Открытый урок проведен в рамках  районного заседания

учителей русского языка и литературы

 на базе МОБУ СОШ с.Тазларово:

 

 1)  ____________ /  Методист РОО  Амонова  З.М./

 2) ___________/Руководитель РМО Файзуллина З.Р./

 3)___________/ Руководитель ШМО Душанбаева И.Р./

 4)___________/ Зам. директора по УВР Аккубикова А.Ф./

 5)___________/ Учитель Дуренкова С.А./

Дата проведения: 22 декабря 2014 года



Предварительный просмотр:

Приложение №2

          Смешное

(приемы создания комического)

                               Грустное

                              (подтекст)

Говорящие фамилии

Помогают сразу увидеть никчемную сущность персонажей

Внешность героев

Раскрывает привычный обывательский образ жизни, содержащий больше претензий, чем сути.

Детали в рассказе

(решето и узелок, шинель, палец)

Подчеркивается несоответствие должности и личных интересов

Речь героев

Показывает ограниченность, глупость, излишние амбиции

Композиция (прием повтора)

Помогает увидеть угодничество, чинопочитание. Подчеркивает отсутствие человеческого достоинства у главных героев

Карточка№1

Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь?

Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием?  

Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано?

Карточка№2

Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием?

Карточка № 3.

Проследите за тем, как ведет себя толпа.  

 Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»?   Что ими движет? 

Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

 Какими словами Чехов называет собравшихся людей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смешные задачи по математике

Смешные задачи по математике...

Интегрированный урок "И грустно, и смешно" (рассказы М.Зощенко)

Урок "И грустно, и смешно" выполнен на основе интеграции литературы и изобразительного искусства с применением приемов технологии "Театральная педагогика"....

Смешные школьные истории

Несколько лет назад сайт http://vsevklub.ru   объявил конкурс  на самую смешную школьную историю. Наш лицей не мог остаться в стороне от удивительно-смешного. Набралось много историй, к...

"Смешные" задачи на последний урок информатики.

Трудно проводить последние уроки в школе, когда уже и оценки выставлены, и у детей настроение не рабочее (мягко сказано). Поэтому, надо привлечь их внимание нестандартным материалом. Когда-то давным-д...

Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")

Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")...

«Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

Цель урока: Формировать умение анализировать литературное произведение; учить быть внимательными к слову выявлять приёмы создания комического; развивать навыки выразительного чтения; воспиты...

" Уроки Чехова, или мешное и грустное в рассказе " Хамелеон"

Рассказы А.П. Чехова на первый взгляд  кажутся смешными , они полны тонкого юмора. Мы смеёмся над тем, с чем сталкиваемся каждый день. Мы не замечем порой, как привычны для нас стали человеческие...