«Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Муравьева Камилла Фаниловна

Цель урока: Формировать умение анализировать литературное произведение; учить быть 
внимательными к слову выявлять приёмы создания комического; развивать 
навыки выразительного чтения; воспитывать чувство самоуважения и 
собственного достоинства.

Тип урока: Урок-исследование.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_otkrytyy_urok.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

Цель урока: Формировать умение анализировать литературное произведение; учить быть 
внимательными к слову выявлять приёмы создания комического; развивать 
навыки выразительного чтения; воспитывать чувство самоуважения и 
собственного достоинства.

Тип урока: Урок-исследование.

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, который вам хорошо известен,  в этом году исполняется 155 лет со дня его рождения –                       А. П. Чехов.

- Тема нашего урока

«Грустное и смешное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»  (запись)
- Сегодня на уроке мы с вами должны провести небольшое исследование и выяснить, только ли смешное присутствует в рассказе, прослеживаем ли мы элементы грусти, с чем это связано?
 Мы попытаемся выяснить, каков же рассказ Чехова по своему настроению, какие приёмы использовал автор для создания целостного восприятия произведения?
(В ходе урока в тетради заполняется таблица, в левой части которой указываются приемы, используемые Чеховым, а в правой формулируем то, на что направлены эти приёмы. Колонки до конца урока не озаглавливаем.)
-Кто является героями нашего произведения?

   (полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин,  золотых дел мастер Хрюкин)

-Как вы думаете, почему у них такие фамилии?

-Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?

ХРЮКИН - фамилия восходит к прозвищу Хрюка, связанному с названием домашнего животного. Подобное прозвище могло быть дано человеку в связи с некоторыми особенностями его внешности или поведения.

Очумелов – от очуметь. Потерять способность соображать, ясно воспринимать окружающее; одуреть

.- Какой художественный прием используется здесь автором?  (прием говорящих фамилий)

-  На положительные или отрицательные качества человека намекает А.П.Чехов?

- А отрицательные качества человека называются пороком.

!Запишите первый прием в нашу таблицу.
^ Работа в группах. Класс делится на 6 групп, каждая группа получает карточку и проводит свое небольшое исследование. На эту работу отводится 5 минут урока, после чего обсуждается работа каждой группы.

Карточка№1

Какую роль в рассказе выполняют такие говорящие детали, как новая шинель Очумелова ( почему именно новая шинель), узелок в его руках(подумайте, кого можно увидеть с узелком),  решето с конфискованным крыжовником в руках городничего (значение слова «конфисковать)?

- Фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично. Значение слова «конфисковать» – принудительно и безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица в пользу государства.
-Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей.
- Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко. (Шинель для него – символ власти. Пока на нём шинель, да ещё и новая, он чувствует себя всемогущим. А вот без шинели он – никто, полное ничтожество. Отними у Очумелова шинель, форменную одежду – кто признает за ним право распоряжаться, командовать, конфисковывать). Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и узелка в руке. Как вы думаете, что в этом узелке? Наверное, тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.

Карточка№2

Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием? Какими вы представляете этих героев (на основании описания, данного в рассказе)? Каково значение слова «обыватель»? Обратите внимание на последнюю фразу рассказа.


Портретные зарисовки даны всего лишь несколькими штрихами, но очень яркими и колоритными. Ситцевая крахмальная рубаха и расстёгнутая жилетка только дополняют полупьяное лицо золотых дел мастера Хрюкина. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски - «вышеописанный человек». Перед нами привычный обыватель, который ничего интересного из себя не представляет, но претендует на нечто изысканное.

(Работа над словом обыватель.Обыватель – человек, живущий мелкими, личными интересами) Поднятый вверх палец, который «имеет вид знамения победы», тоже придает внешности Хрюкина особый комизм.
Внешность Очумелова почти не описана. Но одна фраза в конце рассказа о многом говорит. Зачитайте её. Обратите внимание, когда исчезает начальственная строгость и его лицо «заливается улыбкой умиления»? Что этим Чехов хочет подчеркнуть? Генерала и его братца нет на месте происшествия, зато есть ихняя собака, и, стало быть, она заслуживает такого же почтительного обращения.

Карточка№3
Как Чехов описывает нам движение Очумелова? Какие глаголы, выражения он при этом использует? Какие черты характера подчеркивают эти глаголы?

В начале рассказа Очумелов «идет», затем «врезывается в толпу», понимая, что пришло время продемонстрировать свою власть, а в конце рассказа «продолжает свой путь», снова надевая на себя маску важности. Используемые автором синонимические конструкции подчеркивают высокомерие, зазнайство, показную важность полицейского, как бы дополняя грозный вид, который придаёт ему новая шинель. Он доволен собой и не чувствует ни малейшего смущения.

Карточка№4
Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь (приведите примеры)? Как речь характеризует его?

Использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами.

Карточка№5
Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь (приведите примеры)? Как речь характеризует его? Вызывает ли у вас сочувствие Хрюкин? Почему?

Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью(«Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа. 

Карточка№6
Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? Докажите примерами из текста.  С чем это связано?


6 раз Очумелов меняет своё мнение! В связи с чем это происходит? 
Перед нами повествование. Мы с вами знаем, как оно строится. Однако Чехов постоянно держит читателя в напряжении, и мы с вами 6 раз можем увидеть кульминацию в рассказе! Развязка же вынесена за рамки повествования. Перед нами открытый финал.

Подведение итогов:
Таким образом, мы видим, что и композиция работает на идею рассказа, усиливая комизм происходящего.

-А что мы узнаём о жизни города, в котором происходит действие, по тем немногословным, но ярким штрихам, которые рисует нам Чехов?

-Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»?
Что ими движет? (Любопытство)
- Какими словами Чехов называет собравшихся людей? ( «толпа», «сборище» )
Вывод: Мы видим перед содой случайно собравшихся людей, которые скуки ради вышли поглазеть на происшествие. Они не пытаются разобраться в происходящем, не имеют собственного мнения и согласны с любым решением сильных мира сего. Это усиливает создавшуюся в рассказе атмосферу рабской покорности, угодничества и самоуправства.
- Как вы думаете, почему рассказ назван «Хамелеон»? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, каково значение слова?

(Хамелеон - 1. Порода ящериц, быстро меняющих окраску при перемене цвета в окружающей среде. 2. переносн. Человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свои мнения, взгляды, симпатии

Потому что здесь показано хамелеонство (быстрая смена в поведении, мнении человека, приспособляемость к обстоятельствам  Очумелова.)

-  Кого  еще из героев можно назвать  «хамелеоном»?  

Х А М Е Л Е О Н Ы -
Это и Очумелов, и Хрюкин, и городовой, и прохожие, собравшиеся на площади.

Это понятие перерастает в понятие хамелеонство, которое означает угодничество, приспособленчество, чинопочитание.
А вызывает у вас сочувствие Хрюкин? Почему нет?

(Потому что всё это для него зрелище, игра.Он хочет почувствовать себя героем дня.)

- А кого по-настоящему жалко в рассказе? Кому вместе с нами сочувствует автор? Зачитайте описание собаки.

Конечно, читать рассказ смешно. Автор постарался сделать этот короткий рассказ ярким, насыщенным, изобилующим юмористическими приёмами. Мы чувствуем авторский смех.
А право на этот смех писателю дали постоянный труд, беспощадная требовательность к себе и окружающим. Но если мы проанализируем, на что направлены используемые Чеховым приёмы, то, конечно же, становится очень грустно. Писатель будто указывает нам на то, как унизительно в человеке рабство, как важно сохранять в себе человеческое достоинство, самоуважение, порядочность.


- Скажите, актуален ли этот рассказ? Есть ли такое явление, как хамелеонство, в наши дни? А можно ли его искоренить?

К сожалению, вы правы, искоренить его вряд ли возможно. И это осознавать нам тоже очень грустно. Искоренять черты хамелеона в себе должен каждый в отдельности, постоянно работая над собой. А это порой бывает очень непросто, но, поверьте, очень важно!
Д/з: написать характеристику героя, используя таблицу в тетради.

Примерная таблица

СМЕШНОЕ

ГРУСТНОЕ

1. «Говорящие фамилии»

Помогаютувидетьсущностьперсонажей

2. Детали в рассказе

Подчеркиваютнесоответствиедолжностииличныхинтересов

3. Внешность героев

Раскрываетпривычныйобывательскийобразжизни, содержащийбольшепретензий, чемсути.

4. Речь героев

Показываетограниченность, глупость, излишниеамбиции

5. Композиция

Помогаетувидетьугодничество, чинопочитание. Подчеркиваетотсутствиечеловеческогодостоинствауглавныхгероев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

тест по рассказам А.П.Чехова "Хамелеон", "Унтер Пришибеев","Студент", "Ионыч", "Человек в футляре"

тестовые вопросы направлены на понимание  учащимися идейного содержания рассказов  и особенности поэтики А.П.Чехова...

Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Открытый урок -  исследование  "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы  "Mouse Mischief "...

Юмористические средства в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"

урок предназначен для 6 класса по УМК  Т.Ф. Курдюмовой...

Сюжет и герои рассказа А.П.Чехова "Хамелеон", 7 кл.

Первый урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон", построенный по технологии РКМ (развитие критического мышления)....