Связь русской литературы с историей
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Шушеначева Александра Сергеевна
Цели: 1. Объяснить связь литературы с историей. Вспомнить и обобщить знания учащихся за прошлый год. Вспомнить жанры устного народного творчества. 2. Развивать навыки самостоятельного мышления, размышления, умение вспоминать и формулировать свои мысли. Оборудование: 1. Оформление доски. 2. Проигрыватель. Эпиграф: «Времена не выбирают: В них живут и умирают…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyazi_literatury_s_istoriey.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

8 КЛАСС                 ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

УРОК № 1

Тема:                   РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.

                              ПЕРВЫЙ ВВОДНЫЙ УРОК.

Цели:     1. Объяснить связь литературы с историей. Вспомнить и обобщить      знания учащихся за прошлый год. Вспомнить жанры устного народного творчества.

                2. Развивать навыки самостоятельного мышления, размышления, умение вспоминать и формулировать свои мысли.

Оборудование:  1. Оформление доски.

                             2. Проигрыватель.

                                                              Эпиграф:    «Времена не выбирают:

                                                                                    В них живут и умирают…»  

                             Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя. Беседа.

? - Подумать и объяснить, как может быть связана художественная литература с историей.

     История и литература всегда шли рядом. Человек сызмальства связан с историческими судьбами страны и общества, частью которого он является. Кроме того, он всегда на себе испытывает воздействие мировой истории.  (Объяснить, как). Когда-то история, публицистика и литература  были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Эти сочинения одновременно исторические, литературные и публицистические. Примерно с ХVIII века историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания, но близость к художественной литературе сохранилась.

? – Какие качества присущи русской литературе?

       Народность, гражданственность, историзм. Действительно, нельзя

правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не поняв всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, как формировался его быт и характер

? – Как обращались писатели к вопросам истории?

    - В отдельных произведениях. Здесь писатель выступает как историк-профессионал и тем самым вносит непосредственный вклад в развитие исторической науки в России.

    - Опосредованно, не ставя перед собой исследовательских задач по истории, но оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.

? – Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях?  Попытаться назвать эти произведения.

? – Как ощущается история Отечества в произведениях, подобных  повести В.Распутина «Уроки французского»?

3. Повторение. Устное народное творчество.

? – Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

? -  Какие бывают русские народные песни?

       Величальные, обрядовые, лирические, любовные (семейные), шуточные, причитания-плачи, колыбельные, хороводные, исторические, частушки, потешки, прибаутки…

      (Прослушать аудиозапись русских народных песен).Ответить на вопросы:

? – К каким видам относится каждая из прослушанных песен?

? – Почему и для чего в хороводных песнях звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?

? – В каких песнях более чётко доносится текст песни? Почему?

? – Почему фольклорный коллектив исполняет песни без музыкального сопровождения?

Д/З – 1. Стр. 3 – 12 ( читать и ответить на вопросы).  2. Повторить информацию о песнях, загадках, скороговорках, пословицах и поговорках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе для 11 класса "Связь зарубежной литературы с русской"

Цель: доказать, что русская литература является частью мирового процесса развития искусства.Задачи:1) рассмотреть произведение "Превращение" с точки зрения жанра, художественных особенностей2) сравнит...

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Русская литература и история.Вводный урок 8 классе.

Презентация рассказывает о том, с чем ребята будут знакомиться на уроках литературы....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Интегрированные уроки русского языка, литературы и истории как способ формирования межпредметных связей в современной школе

Статья в" " science and education" Современное образование. Актуальные вопросы, достижения и инновации"...

Русская литература и история

Данная презентация предназначена для вступительного урока литературы в 8 классе. В материале объяснены понятия литературного процесса, историзма литературы, указаны этапы развития мировой литературы....

Русская литература и история

Вводный урок изучения нового по литературе  в 8 классе...