Главные вкладки

    урок по литературе для 11 класса "Связь зарубежной литературы с русской"
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Аршавская Раиса Залмановна

    Цель: доказать, что русская литература является частью мирового процесса развития искусства.

    Задачи:

    1) рассмотреть произведение "Превращение" с точки зрения жанра, художественных особенностей

    2) сравнить произведение Ф. Кафки с произведением Н.В.Гоголя "Шинель"

    3) расширить культурное пространство за счет связи русской литературы и европейской

    4) рассмотреть слово, как инструмент искусства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekst_kafka.doc276.5 КБ
    Office presentation icon kafka.ppt340.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                            Ф.Кафка

                                                            «Как можно радоваться миру?

                                                            Разве только если убегаешь в него»

    1. Какими синонимами можно заменить? (уходишь, углубляешься, погружаешься).

    Этому и будет посвящен урок (углублению в художественное произведение, т.е. в мир, окружающий нас). Это и есть цель урока.

    1. Погружение в мир через расширение культурного пространства, связь русской литературы и европейской, т.е. русская литература – как часть искусства.
    2. Слово, как инструмент этого искусства, поэтому медленное чтение и анализ текста.

    Целью является произведение малого жанра рассказ «Превращение».

    Превращение – замените синонимами и выстройте ряд видоизменение, метаморфоза, переход в другую фазу развития.

    1. Какая же метаморфоза произошла?, т.е. говорим о фабуле рассказа  (т.е. то, что легло в основу сюжета, ее можно рассказать кратко (записать тем, кто сдает экзамен).

            Внимание на ваши рисунки, где и изображена эта метаморфоза. В литературовед. есть несколько точек зрения (кто-то знает?)

    на экране слайд 2, 3.

    Ответ: (Сегодня нас будет интересовать ни точка зрения Фрейда (на слайде), ни точка зрения М.Брода, ни точка зрения на отношения отца и сына, изложенные Францем К в его письме к сыну (кстати, мальчикам, как будущим отцам надо бы почитать). Нас будет интересовать только художественная точка зрения, т.е. СЛОВО  искусство. Мне понравилось определение В.Набокова: (на рис) красота + жалость (там, где есть красота, там есть жалость и значит красота должна умереть) «Воспримем тайну всех вещей».

    1. Как мы назовем жанр этого произведения?

    ФАНТАЗИЯ                                        ФАНТАСТИКА

    способность к творческому вообра-           что-то невозможное, похожее на

    жению, что-то надуманное, неправдо-           фантазию.

    подобное.

    1. Можно ли назвать жанр рассказа как  этмологическая фантазия? (ваши рисунки говорят, что нет).                      

    1. Почему среди слайдов есть Гоголь? Есть ли связь? Кто думал над этим. Как у Г и К соотносят реальность и фантазия. (У Г и К есть реальный мир: чиновники, причем мелкие, и это мир враждебный для А.А. или Гр.Замзое. Герои хотят выбраться из этого мир – шинель – панцырь. И они оба попадают в абсурдный мир и умирают в одиночестве).

            Итак: Кафка 1883 – 1924 гг. (слайды отец Герман Кафка, Прага дом «4 башни» 24, могила Страшницкое кладбище с Фелицей – невеста 3 сестры (погибли в Освенциме).

    1. Какие факты биографии или стороны его жизни вам оказались важными? (немецкая семья Авто-Венгрия, изучал право в университете Праги, 1908 – мелкий служащий по страховому делу. Романы: «Процесс» (1025), «Замок» (1926), рассказ написал в 1912, напечатал в 1915. С 1917 – 1924 в лечебницах, свои произведения завещал сжечь. Благодаря Броду – мы их имеем.

            

    1. И еще одно имя – Флобер.

    К, как и Ф, любил использовать термины из языка юриспруденции и    науки, давая им ироническое звучание, через это проходит вторжение авторских чувств (в драм. – через ремарки, у  К – через ироническое звучание.

            Текст. 1 глава.

    1. Что мы знаем о герое (стр.321 Набоков чтение стр.38.

          «- Что со мной случилось?»

    1. взгляд – начинается фантазия;
    2. обычный жук не имеет век и не может закрыть глаза.

    Ритм важен (особенно хорошо в нем.варианте) Плавный. Ведь он еще не проснулся, поэтому это как-будто сновидение, а раз сон – нет удивления. И мы можем  во сне себя видеть кем угодно. (Наполеон  и др.) 4)

    1. В кого превратился?

         Членистоногий, но «много ножек», а у него 6.

    1. Какое насекомое? таракан ? (плоское) сходство только в цвете, а Грегор - выпуклый  + Набоков стр.335

    Главное: у него есть крылья (некоторые Грегоры , Джоны… не знают всю жизнь, что у них есть крылья).

    Вывод 1: Грегор – индивидум, которому открыта другая жизнь, а он окружен посредственными людьми. Значит рассказ строится так, чтобы показать перемены, метаморфозы, но не странные (опора на сны).

    Всю 1 главу можно разделить на 7 сегментов, как у жука (ведь о нем пойдет речь).

            Сегмент 1. Дан элемент времени. Найти еще…

            Сегмент 2. Какой элемент появляется трое членов семьи стучат в его двери, разговаривают с ним. Все они паразиты, эксплуатируют выедают его изнутри = зуд (по человечески это наз.)

    1. Кто из домашних, на ваш взгляд, наиболее жесток? (сестра).

            Сегмент 3. Грегор выбирается из 5)6) постели, но рассчитывает здесь чел-к, 7) а действует жук.

            Сегмент 4. Какая тема появляется? – семьи – многих дверей. Гр. продолжает возиться – вторгается семья и двери. Идут переговоры. На 1 плане – возня Гр. На 2 плане – переговоры. Это похоже на хор. Грегор не понимает, почему сестра в комнате справа не пошла к остальным стр.46.

            8) Читаем.

            Бедный Гр. привык, что он инструмент, (появляется жалость) что он не надеется даже, что ему посочувствует Грета. Мать и сестра переговариваются через закрытую дверь.

            Читаем 9)

            Сегмент 5. Грегор открывает дверь. 10) стр.50, 51.

            Сегмент 6. Боясь увольнения, Грегор пытается успокоить управляющего. 11) стр.52 – 11)

    Но управляющий с ужасом отступает Грегор устремляется за ним.

    Какая деталь? На задних лапках + 12)

    Мать вскакивает, опрокидывает кофейник на стол, горячий кофе льётся на ковер. 13) Забывает об управляющем 14)

            Сегмент 7. Отец грубо загоняет Гр. обратно, тыкая ногами и размахивая палкой и газетой. 15) стр.56

            Общий вывод по 1 ч.

    1. Значение числа «3». 3 – части; 3 двери; семья из 3-х. Это символ? Нет. Это техника построения.

    Вся жизнь: юность, зрелость, старость. «Без   дом не строится» - послов в основе искусства триединое божество.

    1. Линия дверей ( отворяющихся, затворяющихся) выход в мир и невыход.
    2. Стиль. Ясность, точность, чтобы выяснить кошмарное содержание рассказа, подчеркнуть контраст индивидума и мира, окр. его, людей.

    Прозрачность языка – сумрачность фантазии.

    Поэтических: трои (метафора) – нет.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ф. Кафка «Как можно радоваться миру? Разве только если убегаешь в него .» (Кафка Ф.)

    Слайд 2

    Биография Дата рождения: 3 июля 1883 Место рождения: Прага , Австро-Венгрия Дата смерти: 3 июня 1924 (40 лет) Место смерти: Кирлинг , Первая Австрийская Республика Гражданство: Австро-Венгрия Род деятельности: Прозаик Направление: модернизм , литература абсурда Жанр: притча , роман , малая проза Подпись:

    Слайд 3

    Галерея портретов Дом, где родился Кафка Отец

    Слайд 4

    Франц Кафка, 1910 (фото) Ф. Кафка и Фелис Бауэр, 1917 (фото) Франц Кафка, 1906 (фото)

    Слайд 5

    Мопассан Гоголь Н. Вельн Ф. 1884-1964 Баум О. 1883-1941 Брод М. 1884-1968 Флобер Фрейд З. Набоков В. Кафка 1883-1924


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по зарубежной литературе и литературе стран изучаемого языка и чтению (немецкий язык)

    ЗАДАЧИ:формировать у студентов умение читать, осмысливать и интегрировать художественные произведения различных литературных жанров;развивать умение классифицировать, объединять и обобщать лингвистиче...

    Спецкурс по детской зарубежной литературе "Мир ребенка в литературе"

    Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно, когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящег...

    Список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе в 9 классе.

    Список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе в 9 классе....

    Список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе в 10 классе.

    Список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе в 10 классе....

    Список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе в 11 классе.

    Данный список литературы для самостоятельного чтения по русской и зарубежной литературе поможет не только подготовиться к урокам литературы в 11 классе,но и,расширив кругозор обучающихся,даст возможно...