Спецкурс по детской зарубежной литературе "Мир ребенка в литературе"
элективный курс по литературе (5, 6, 7 класс)

Саражакова Галина Гавриловна

Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно, когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящего.  Критика неразрывно связана с творчеством, а в творчестве в первую очередь важно овладение языком, на котором говорит мировая культура.

Технология спецкурса рассчитана на учащихся 10-13 лет.

Спецкурс создает необходимое условие для творческой деятельности ученика в процессе изучения литературного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_mir_rebenka_v_literature.docx525.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Сургута ХМАО-Югры

Ул. Островского, №1

Спецкурс по детской зарубежной литературе

«Мир ребенка в литературе»

http://inpushchino.ru/upload/gallery/347/16347_dfc610a0bc83c8290da64149249f7ad08ccd9483.jpg

Автор: Саражакова Г.Г.,

учитель высшей

квалификационной

 категории

https://img2.goodfon.ru/original/2078x1238/7/f9/art-detskaya-malchik-kniga.jpg 

Пояснительная записка

Хорошая книга – драгоценный

источник жизненной силы духа.

 Джон Мильтон

Актуальность

Литература – модель мира. Литература способна воздействовать на психоэмоциональную сферу жизни ребенка.   «Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями»

Технология спецкурса рассчитана на учащихся 10-13 лет, так как этому способствуют следующие психофизические факторы:

1. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок. Он стремится быть и считать себя взрослым.

2. Неустойчивость подростка находит выражение в повышенной активности, эмоционально. Именно в возбудимости подростка, в их способности сконцентрировать все свои внутренние силы заключается огромные возможности для творчества.

3. Появляется устойчивый интерес к искусству, в первую очередь к кино и литературе. Тяга к искусству во многом обусловлена стремлением растущего ребенка расширить свои знания о жизни.

4. Важнейший психологический процесс этого возраста — становление самосознания и устойчивого образа «Я».

5. Характерным является тяга к обобщениям, поиск общих принципов законов, стоящих за частным фактором.

Художественное произведение даст возможность разобраться в своем внутреннем мире, в самом себе.

Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящего. А критика неразрывно связана с творчеством, а в творчестве в первую очередь важно овладение языком, на котором говорит мировая культура.

 

В основу спецкурса положено изучение произведения эстетической и нравственной ценности, которое не замыкается только в рамках времени создания, но также актуально и для сегодняшнего читателя, что позволит ученику воспринимать произведение творчески, личностно.

Спецкурс рассчитан на учащихся 5-6 и 7 классов. Спецкурс создает необходимое условие для творческой деятельности ученика в процессе изучения литературного материала, анализа произведения.

Цели спецкурса:

1. Научить обучающихся самостоятельно извлекать из произведений нравственные ценности, осмысливать их, эмоционально переживать и воплощать их в поступках.

2. Подтолкнуть ученика к собственному творчеству, желанию понимать искусство, а через искусство себя и жизнь.

Задачи спецкурса:

1. Организовать творческую, самостоятельную читательскую деятельность;

2. Научиться выявлять основную проблематику произведения;

3. Научить определить роль элементов сюжета, композиции, типическое значение характеров;

4. Формировать умение создавать самостоятельно текст на основе прочитанного произведения.

5.Формировать умение творчески сопоставлять произведения, изученные как на уроках, так и на занятиях спецкурса.

Одной из важнейших задач спецкурса является задача помочь ребенку ответить на вопрос: «Кто я? Что я? Какой я в этом мире?», то есть помочь ему развиваться духовно и как личности. Исходя из этого, мы определили следующие воспитательные задачи

Воспитательные задачи:

1. Создать для каждого учащегося эстетическую развивающую среду с общей тематикой «Мир ребенка в литературе».

2. Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей.

3.Стимулировать развитие интереса к самому себе как субъекту культуры.

4. Организовать коллективную творческую деятельность детей на основе договора и взаимной поддержки.

5. Стимулировать субъекты осмысления каждым ребенком мира литературы как искусства и своей сопричастности с ним.

6. Воспитывать культуру чтения и выбора произведений, имеющих эстетическую ценность в контексте мировой литературы.

Данная программа базируется на принципе соответствия литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста. Поэтому в основе спецкурса лежит не историко-хронологический, а проблемный подход.

В программе определен круг произведений для изучения. В графе «Теория литературы» содержится перечень основных теоретических понятий, однако, поскольку основная работа над ними ведется на уроках русской литературы, в графу внесены лишь те понятия, которые специфичны для данного курса или же вводятся ранее, чем это предусмотрено программой по русской литературе.

Большое внимание в программе спецкурса уделяется творческой деятельности учащихся. Учитель вправе менять формулировки тем, поскольку главное — это не конкретная тема, а характер деятельности ученика, формируемые в ней умения. Учитель не должен предлагать детям все задания из графы «Творческие работы». Это лишь те варианты, среди которых он может выбрать задания, наиболее соответствующие уровню развития класса, интересам учащихся.

В конце учебного года учитель может проводить контрольные работы, выявляющие уровень литературного развития учеников, их знание в области зарубежной художественной литературы.

Завершающим занятием в заключении каждого года мы предлагаем проводить читательскую конференцию «Мир ребенка в литературе». Заключительные уроки ставят своей целью связать прочитанное в течение года с личным опытом учащихся, стимулировать их собственное литературное творчество.

Основной проблемой курса 5-6 класса является проблема познания ребенком мира и самого себя. Поскольку пятикласснику и шестикласснику в искусстве ближе всего сказка, предлагаемый курс посвящен изучению сказок, это будут прозаические и драматургический тексты. Избранные нами произведения интересны по сюжету, построены в таком порядке, чтобы вести ученика от простых оценок людей и поступков к пониманию их причин. Сказки о путешествиях помогают решить центральную проблему. При анализе этих сказок нас интересовали мотивы, заставляющие героев отправиться в путь. Интересовало то, как открывается героям мир, и то, как в процессе странствий изменяются герои или раскрываются их внутренние качества.  В процессе работы, учащиеся узнают, что такое интерпретация текста художником, актером, чтецом режиссером, и сами пробуют себя в этих ролях.

Выбор произведения зачастую определялся необходимостью представить произведения с разных сторон, открывающих центральную проблему познание мира и самого себя. 

В центре внимания курса 5-6 класса находится проблема взаимоотношения взрослых и детей. Произведения, предлагаемые курсом, повествуют о мире детства, об особенностях детского взгляда на жизнь, о сложном отношении между детьми и взрослыми, о детской и взрослой жестокости; о возможности достижения взаимопонимания между людьми разных возрастов, о сложном пути взросления ребенка. Эти темы звучат в произведениях Р. Бредбери, Я.Корчака, Чарльза Диккенса, М.Твена, Дж. Олдриджа. В программу включены произведения, повествующие о неспособности, а иногда и нежелании взрослых понять ребенка.  Но не только взрослые не понимают ребенка, но и дети не всегда понимают взрослых (например, в повести Я.Корчака «Когда я стану маленьким» и в романе о короле Матиуше, пожелавшем дать детям свободу). Романы М.Твена знакомы многим поколениям детей и взрослых. Тайна их воздействия незабываема. Они привлекают энергией, жизнерадостностью, интересом к жизни главного героя: умением превращать обыденное в интересное и увлекательное, делать будни праздником и удивительным приключением.

Система работы по развитию речи направлена на формирование умений написать эссе, сочинение, рассказ по проблеме (детство, взрослые и дети). Накопление умений происходит при последовательном выполнении творческих работ таких, как сочинение- эссе по проблемам, волнующим ребенка, сочинения — рассуждения на тему о детской жестокости, о счастливой семье, сочинения - миниатюры и т.д.

Система знания уступает место системе образов, совокупности которых позволяет разбудить эмоциональную сферу и получить более целостное представление о мире, так как именно образ несет в себе полноту и целостность бытия, именно в нем заключен и отражен мир. Поиск путей жизни начинается с установления мира в душе. А это невозможно сделать, если не научиться видеть взаимосвязь, преемственность культур и неразрывность цепи времен.

Душевная отзывчивость, чуткости к переживаниям других, в какие бы далекие времена они не жили, умение видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве — все это входит в задачи спецкурса. Но главная его цель- показать взлеты и падения человеческого духа, помочь понять в самого себя и других.  

Рабочая программа 5-6 класс

п/п         

Тема урока

Кол- во часов

дата

Теория

литературы

Творческие

работы

Связь с курсом литературы

1

Античность – пролог мировой литературы. Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о происхождении мира и богов, мифы о героях.

2

Понятие о мифе, цикле, структуре, функций мифов.

Сочинение миниатюра.

Выразительное чтение.

Устное словесное рисование

2

Фольклорная сказка.

Сказки народов мира.

Детский фольклор.

2

Понятие о сказочном герое, фольклорной сказке, пословице.

Стилизация под народную сказку (сюжет выбирается самостоятельно). Сочинение — миниатюра «Моя любимая сказка»,

Героический эпос народов мира.  

Проект

3

Литературная сказка

В.Гауф «Карлик-Нос».

Борьба героя за своё место

в жизни. Утверждение силы человеческого духа.

2

Понятие о литературной сказке. Сюжет, композиция. Автор- повест-

вователь. Роль фан-

тастики в сказке.

Словесное рисование портрета. Создание собственной сказки и иллюстрации к ней.

Понятие о фольклорной и   литературной сказке.

4

В. Гауф «Эльфы». Мотив двоемирия. Использование фантастики для раскрытия мира человеческой души.

2

Понятие о стиле. Роль фантастики.

Театрализованное представление эпизодов. Создание собственной сказки. Иллюстрирование.

5

Оскар Уайльд «Мальчик-

звезда». Тема любви, дружбы, взаимоуважения.

Система человеческих ценностей.

2

Прием противопос-

тавления, сюжет, композиция.

Сочинение-миниатюра «Что такое доброе сердце?» Создание Сценариев, театрализованное представ

ление эпизодов из сказки.

 Проект. Словесное рисование

героев.

6

Льюис Кэрролл «Приключение Алисы в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Мотив двоемирия. Философское звучание сказки.

4

Понятие о комичес-

ком, метафоре, как средстве создания комического.

Словесное рисование. Написание сказки «Моё необычное приключение». Игра «Угадай героя».

Тропы. Роль фантастики, каламбур.

7

Эрнест Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Мир ребенка в сказке. Тема ответственности за данное слово. Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера. Тема выбора.

2

Композиция.

Понятие идеальном мире.  

Сочинение «Мой необычный мир», «Необычное в обычном». Попытка создать театр кукол. Создание спектакля по мотивам сказки.

Рисование словесных портретов героев в определенной ситуации. Сопоставительный анализ сказки «Щелкунчик и

Мышиный король» и сказки А. Погорельского «Черная курица».

8

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Тема детства. Ответственности человека. Взрослый мир глазами ребенка. «Ты в ответе за тех, кого приручил»

4

Речевая характеристика героя.

Понятие о литературном переводе.

Понятие о притче. Понятие об афоризмах.

Иллюстрирование сказки. Сочинение «Что значит быть человеком?» Словесное рисование героя в разных ситуациях. Инсценированные эпизоды.

Своеобразие языка писателя. Пейзаж в художественном произведении.

9

Морис Метерлинк «Синяя птица», Тема дома, семьи. Проблема поиска счастья. Дом, семья, как основа и исток человеческого счастья.

Проблема бережного отношения к прошлому как истоку будущего.

2

Понятие о драматической сказке, Понятие о ремарке, реплике, монологе, символе.

Чтение по ролям. Создание

отзыва, рисованного фильма. Театрализованное представление эпизодов. Сочинение о путешествии.

Шварц «Тень». Понятие о ремарке, монологе.

10

Сельма Лагерлеф «Удивительное приключение Нильса Холь-Герссона по Швеции» («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).

2

Пейзаж в литературном произведении. Сказка и легенда.

Словесное рисование героя в разных ситуациях. Иллюстрирование эпизодов. Выразительное чтение эпизодов.

Пейзаж в художественном произведении.

Рисование словесных портретов героя в

определённой ситуации. Проекты.

11

Астрид Линдгрен «Пеппи - Длинный Чулок», «Расмус бродяга». Соотношение вымысла и реальности. Тема дружбы. Смелость и предприимчивость
подростков

4

Понятие о соотношении вымысла и реальности.
Литературный герой. Понятие об экранизации. Понятие об иронии.

Пересказ.
Пересказ эпизода от имени героини.
Инсценированные эпизоды (фрагменты). Сочинение - миниатюра по афоризму.

Понятие об эпизоде.
Система образов
персонажей.

12

Читательская конференция
«Мир ребенка в литературе».

2

Защита проектов

Рабочая программа 7 класс

п/п         

Тема или литературное произведение

Кол- во часов

дата

Теория

литературы

Творческие

работы

Примечания          

1

Введение: «Я хочу рассказать».

(«Моё любимое произведение»).

2

2

Жюль Верн.

«Пятнадцатилетний капитан».

Тема ответственности человека,

взаимовыручки, совести и человеческого достоинства. Психология мальчика как основа организации сюжета.

4

Система образов

персонажей, конфликт,

психология героя.

Автор и герой.

Авторская речь,

внутренний монолог.

Словесное

рисование героев.

Киносценарии. Проекты

 

3

Джеймс Олдридж.

Повесть «Последний дюйм».

Тема ответственности, способности

вьтстоять. Проблема взаимоотношения родителей и детей. Сила личного.

3

Герои и прототипы.

Авторская позиция.

Повесть. Тема.

Проблема. Идея.

Эссе, сочинение миниатюра.

4

Джеймс Олдридж. «Отец и сын».

(из повести «Последний дюйм»).

Тема ответственности за судьбу близкого человека. Тема любви к жизни.

2

Композиция. Сюжет,

тема, проблематика.

Написание

рассказа о детстве.

Иллюстрирование.

5

Чарльз Диккенс. «Приключение
Оливера Твиста», Проблема
справедливости и несправедливости в отношениях между людьми. Тема детства.

4

Понятие о романе.
Понятие об эпизоде.
Портретная
характеристика героев.
Система образов
персонажей.

Попытка анализа
эпизода. Устное
словесное
рисование.

6

Рэй Брэдбери. «Всё лето в один
день». Тема воспитания любви и
взаимопонимания. Проблема
взаимоотношения детей,
бережного отношения друг к
другу.

3

Понятие о конфликте.
Система Образов
персонажей.

Инсценированные
эпизоды.
Сочинение миниатюра.

7

Марк Твен. «Принц и нищий».
Смелость и предприимчивость —  основа успеха. Тема дружбы и
взаимовыручки.

4

Понятие о конфликте.
Проблематика. Сюжет.
Фабула. Отзыв.

Сочинение миниатюра. «Уроки, которые
дают нам жизнь».
Попытка создания
рецензии.

8

Марк Твен. «Приключение
Гекльбери Финна», «Приключение Тома Сойера».
Интерес к жизни, умение
превращать обыденное в
увлекательное. Тема добра и
справедливости.

4

Романтика и
реальность в романе.
Мечта и реальность.
Отличие повести от
романа. Герои и
прототипы. Рассказ от
первого лица.

Киносценарий.
 
Отзыв.

9

Януш Корчак. «Когда я снова стану маленьким», «Король Матиуш Первый», «Король Король Матиуш на необитаемом острове»

4

Система образов

персонажей в

литературном

произведении.

Эссе по одному из

дневника Матиуша.

Проект

10

Читательская конференция «Тема детства в произведениях зарубежных авторов».

2

Написание рассказа о детстве.

Защита проектов

11

Развитие речи

«Пишем рассказ о детстве».

Сочинение

Защита проектов

Список литературы

 1.        Белоусов Р. Из родословной героев книг. – М., 1984.

2.        Белоусов Р. О чем умолчали книги. – М., 1988.

3.        Григорьев В. Антуан де Сент-Экзюпери. – Л., 1973.

4.        Кочнов В. Подвиг любви, или Философия педагогики Корчака// Еорчак Я. Воспитание личности. – М., 1992. – С.

5.        Смирнова В. Современный портрет. – М., 1986.

6.        Смирнова В. Януш Корчак и его книга «Король Матиуш Первый»// Корчак Я. Король Матиуш Первый. – СПб., 1992.

7.        Шаров А. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и сказочниках. – М., 1995.

8.   Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения к чтению [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд., испр. / З.А. Гриценко. –– М.: Издательский центр «Академия», 2007.  

9.  Гриценко, З.А. «Положи твое сердце у чтения...»: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд. / З.А. Гриценко. - М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.

Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1.  Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...

Я иду в детский сад! Адаптация ребенка в детском саду.

Принятию решения отдать ребёнка в дошкольное учреждение, как правило, предшествуют раздумья, тревоги родителей: «Как ребенок будет привыкать к детскому саду? Как он адаптируется к новым людям, новым у...

Авторская программа спецкурса "Зарубежная литература Великобритании" Ачакова Е.В.

Авторская программа спецкурса "Зарубежная литература Великобритании" Ачакова Е.В....

Особенности подготовки к детскому утреннику для ребенка с ОВЗ

Для ребенка с ОВЗ любое мероприятие, в том числе и утренник, особенно, если он происходит впервые - это не простое событие. нередко оно требует особенной подготовки как самого ребенка, так и его родит...

Консультация для педагогов «Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра»

Неспроста называют аутизм синдромом века. Диагноз встречается все чаще, несмотря на старания общественных и медицинских организаций, мы по-прежнему многого не знаем об аутизме. Проявления аутизма очен...

методическая разработка Тематическое направление «Дошкольные образовательные организации: лучшие практики поддержки детских видов деятельности ребенка-дошкольника».

Как сочетать в работе  реализацию принципов и как педагогу- практику ответить на  непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появляется свет в лампочке, где ж...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе детского сада с ребенком с ОВЗ «Уроки от зайчонка Феди»

Представленное занятие направлено на развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций....