Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.
элективный курс по литературе (7 класс) на тему
Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.
Задачи:
1. Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с литературой через элективные курсы, практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания и т.д.
2. Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, основ национального самосознания и любви к отечеству, определить потенциал межведомственного взаимодействия школьников при опоре на особенности региональной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа спецкурса по литературе для 7 класса.
Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.
- Пояснительная записка.
Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей других национальностей, приобщенного к культуре предков. Бесспорно, только открыв для себя местную национальную культуру, ее закономерности и противоречия, ученик сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществу личностью.
Сибирь, родной край – местность, отдаленная от центра, сохранила, избежав дисгармонии окружающей действительности, утверждающей хаос в душах людей, национальную самобытность, духовную культуру, природные богатства.
Родина для любого человека начинается с истории её прошлого. А прошлое Сибири загадочно и интересно. История – это то, что уже случилось, отошло в прошлое. Мы постоянно обращаемся к прошлому, чтобы познать самих себя. Мы должны знать основные факты Сибирской истории, нам должны быть интересны и малоизвестные факты, личности, которые жили и ходили когда-то по этой же самой земле, где живем сейчас мы.
Великие Люди земли Сибирской смотрели на родное, вечное, прекрасное, сибирское влюбленными глазами, по-хозяйски защищая его, познавая его совершенство, и организовали таким образом процесс "собирания камней". Многообразны пути создания, открытия Сибири как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить.
Хочется надеяться, что знакомство с историей Югорской земли, с произведениями, созданными югорскими поэтами и писателями, помогут учащимся почувствовать свою причастность и значимость в здешнем крае.
Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.
Задачи:
1. Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с литературой через элективные курсы, практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания и т.д.
2. Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, основ национального самосознания и любви к отечеству, определить потенциал межведомственного взаимодействия школьников при опоре на особенности региональной культуры.
3. Проектная идея.
Опыт работы по изучению региональной литературы, ресурсы края свидетельствуют о широких возможностях разработки разнообразных как по содержанию (изучение творчества отдельных писателей, исторический аспект региональной литературы, сибирская литература в контексте общероссийской, фольклор народов ханты и манси, нравственные проблемы в творчестве хантыйских авторов и т.д.), так и по форме: "рассредоточенно", когда тот или иной словесный материал будет изучаться в рамках общелитературного контекста, через систему уроков, когда будет выделено имя одного писателя (например, Еремея Айпина), творчество которого будет подробно исследоваться. Знакомство с судьбами других хантыйских поэтов и писателей будет проходить обзорно, через активные формы обучения, с опорой на приоритетные направления, в рамках которых происходит освоение программного материала в том или ином классе, через интегративные уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы.
В основу реализации программы спецкурса может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (создание музейной экспозиции, выпуск альманаха, создание фильмов, компьютерных презентаций о творчестве писателей края.
Являясь самостоятельным образовательным предметом, данный курс органично войдет в литературу, как учебную дисциплину, позволит школьникам актуализировать, углублять, систематизировать ЗУН, полученные на уроках, а также интегрировать знания по гуманитарным предметам, применяя их на качественно новом уровне.
В рамках курса учащиеся получат возможность включения поисково-исследовательскую деятельность.
Учащиеся, познакомившись с национально-региональным компонентом, становятся сопричастными к жизни родного края, входят в его историю и представляют собой его будущее. Кроме того, процесс реализации НРК дает учителю возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения, а учащимся определиться не только с выбором профиля, но и дифференцировать область своих гуманитарных интересов.
4. Принципы:
1. сотворчество учащихся в совместном процессе освоения традиционной культуры родного края;
2. формирование целостного представления учащихся о родном крае,
деятельностный подход.
Важную роль в жизни человека и общества играет язык, являющийся памятью народа. Проблемы приобщения учащихся к культуре родного края позволит обеспечить единство культуры и личности.
Темы занятий элективного курса подобраны в соответствии с программой по литературе и с учётом количества часов, выделенных на реализацию национально-регионального компонента.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат |
1. | Мифы и легенды Обь-Иртышского Севера. | Открытие новых знаний | Легенды и мифы о лесах и реках. | Изучение мифологической культуры родного края. |
2. | Заповедники Югры. Образы «малой родины» в заповедниках Обь- Иртышского Севера. | Открытие новых знаний | Малая Сосьва, Елизаровский заказник, Юганский заповедник. | Знакомство с культурой родного края. |
3. | Писатели Обь - Иртышского Севера о природе. | Открытие новых знаний | Стихотворения о природе Ю. Вэллы.Ю. Шесталова, П. Явтысого. | Самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции. |
4. | К.Р. Сибирь в зеркале русской литературы. | Открытие новых знаний | Образ в культуре. Творческое наследие | Составление цитатно-тематического плана. |
5. | О Сибирской стране. Отрывок из Есиповской летописи. | Открытие новых знаний | Осмыслить изображение Сибири в летописи. | Составление конспекта отрывка. |
6. | История и языки народов, населявших Сибирь в древние времена. | Открытие новых знаний | Исследовать корни происхождения топонима. | Создать план исследования. |
7. | К.Р. Мифы, сказки, легенды Сибири. | Открытие новых знаний | Осмыслить содержание сказок и легенд о сотворении мира. | Изучение содержания сказок и легенд. |
8. | Мифы и легенды о сотворении мира. | Комбинированный | Осмыслить содержание мифов и легенд о сотворении мира. | Изучение содержания мифов, сказок и легенд. |
9. | К.Р. Сказки народов Севера. Мансийские, ненецкие и селькупские сказки. | Открытие новых знаний | Анализ модели мира в сказках народов Севера. Исследование корней культуры. | Концептуальное описание моделей. |
10. | Фольклор народов ханты и манси. Ю. Ш е с т а л о в. «Поучение оленевода». | Комбинированный | Осмыслить содержание произведений Ю.Шесталова. | Самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции. |
11. | Духовно-историческое единство Большой земли (России) и Малой (Сибири). Г.И. М а к а р о в а. «Югорский край». | Открытие новых знаний | Осмыслить изображение Сибири как малой родины. | Составление конспекта отрывка. |
12. | А.С. Т а р х а н о в. (1 ч.) «Приключения сибирского комара» (трилогия-шутка) Развитие понятия о юморе. | Комбинированный | Анализ модели мира в произведениях А.С.Тарханова. Исследование корней культуры. | Концептуальное описание моделей. |
13. | Стихотворения о родной природе А.С. Т а р х а н о в «Снежный танец», Ю в а н Ш е с т а л о в «Зима», М. Ш у л ь г и н «Зимний лес», | Открытие новых знаний | Формирование умений сопоставительного анализа поэтических произведений разных авторов | Уметь интерпретировать стихотворные тексты, анализировать их |
14. | Вн. чтение. А.С. Т а р х а н о в «Вечный бой». Н.Е. У р в а н ц е в «Землякам», «Малая Родина». Г.И. М а к а р о в а «Отец». | Комбинирован-ный | Художественные особенности произведений; идейное содержание. | Выразительно читать и пересказывать текст, выбирать основания и критерии для сопоставления и сравнения объектов |
15. | Р. П. Р у г и н «Берёза», Ю в а н Ш е с т а л о в «Женщина, идущая навстречу» | Комбинирован-ный | Определение рода и жанра литературного произведения. | Совершенство-вать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения |
16. | «Гости поющего озера» Молодая поэзия Югры. | Комбинирован-ный | Знакомство с творчеством молодых поэтов Югры. | Умение анализировать лирическое произведение. |
17. | Творчество Айпина Е.Д.- писателя Югры | Открытие новых знаний | Усвоение понятия «сюжет», составление характеристики литературных героев | Выразительно читать и пересказывать текст, выбирать основания и критерии для сопоставления и сравнения объектов |
18. | Рассказ югорского писателя Шайхударова Рамазана «Белый камень» | Открытие новых знаний | Образная природа словесного искусства, художественная трактовка образа героя. | В ходе анализа уметь давать оценку действиям героев |
19. | Рассказ югорского писателя А. Симонова «Собачий приговор» | Открытие новых знаний | Творчество А. Симонова. Нравственные проблемы в его рассказах. | Приводить примеры нравственных поступков героев |
20. | Ю.Шесталов «Миснэ» | Открытие новых знаний | Художественные особенности произведения, идейное содержание. | Самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции. |
21. | Е.Айпин «Собака старика Месяца» (из книги «Я слушаю землю») | Открытие новых знаний | Составление характеристики литературных героев | В ходе анализа уметь давать оценку действиям героев |
22. | Селькупские сказки. Почему люди стали умирать. | Комбинирован-ный | Осмыслить содержание сказок о жизни людей. | Изучение содержания сказок и легенд. |
23. | В.А.Нечволода «За просторным городом Тюменью» | Открытие новых знаний | Составление характеристики литературных героев | В ходе анализа уметь давать оценку действиям героев |
24. | Анатолий Кукарский. «Колокола России» | Открытие новых знаний | Художественные особенности произведения, идейное содержание. | Выразительное чтение. |
25. | А. Тарханов Образ птицы в произведениях писателей. Приметы окружающего мира. | Открытие новых знаний | Осмыслить изображение образа птицы в произведениях. | Составление конспекта отрывка. |
26. | Образ собаки в литературе народов ханты и манси. | Открытие новых знаний | Определение основной темы произведения. | Составление плана. |
27. | Мифы, рассказы и легенды о лесе. Образ леса. «Духи-хозяева леса у татар» и др. | Открытие новых знаний | Определение основной темы произведения. | Составление плана. |
28. | Защита рефератов «Я изучаю свой край», «В краю далеком» | Комбинированный | Анализ сведений о произведения местных авторов. | Публичное выступление |
29. | «Сибирь без романтиков». Изучение материалов сборника «Страна без границ» (литературная хрестоматия) | Комбинированный | Формирование умений сопоставительного анализа прозаических произведений разных авторов | Уметь интерпретировать стихотворные тексты, анализировать их |
30. | «Из первых городов в Сибири» (литературная хрестоматия) | Комбинированный | Формирование умений сопоставительного анализа прозаических произведений разных авторов | Уметь интерпретировать стихотворные тексты, анализировать их |
31. | «От Туры до острова Ильи» Г.А.Колотовкин «Магатская заимка» | Открытие новых знаний | Определение основной темы произведения. | Составление плана. |
32. | А.Г.Пашук «В глухарином краю» | Открытие новых знаний | Определение основной темы произведения. | Составление плана. |
33. | Отзыв о прочитанном произведении. | Развитие речи. | Формирование умений написания отзыва. | Написание отзыва |
34. | Сочинение мифа, сказания. | Развитие речи. | Творчество. | Оформление мини-книжки, создание презентации. |
35. | Экскурсионная поездка в Ханты-Мансийск. | Урок-путешествие. | Составление путевых заметок. | Сочинения на основе впечатлений увиденного. |
В современном обществе кардинально изменились требования к системе образования. Задача школы – дать ученику возможность получить такое образование, которое не только обеспечит его необходимыми научными знаниями, практическими умениями и навыками, но и поможет осмыслить накопленные человечеством ценности и традиции. В связи с этим возрастает внимание к проблеме культуры и её трансляции в школьном образовании.
Важную роль в жизни человека и общества играет язык, являющийся культурной памятью народа. Известно, что человек только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа.
Проблемы приобщения учащихся к культуре родного края выдвигают задачи поиска новых подходов к обучению, которые призваны обеспечить единство и взаимодействие языка, культуры и личности.
Вхождение учащихся в мир культуры своего народа, края тесно связано с региональным компонентом, на который в федеральном базисном плане отводится 10 % учебного времени.
Анализируя на уроках тексты хантыйских писателей, учащиеся овладевают нормами русского языка, мастерством устной речи, учатся словесному оформлению своих высказываний, кроме того, анализ текстов помогает им овладеть орфографическими и пунктуационными правилами.
Чтение (понимание) и анализ текста – образца как самого писателя, так и исследователей его творчества способствуют формированию умения школьников составлять собственное связное высказывание на основе выполнения заданий следующего типа : передача содержания текста ( сжато, подробно) ; составление плана ( простого, сложного, цитатного ) текста ; развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера ; изложение с творческим заданием; сочинения разных жанров, реферат на краеведческую тему и так далее.
Во внеурочной деятельности можно использовать следующие виды работ: творческая, научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся
(доклады, рефераты, исследования, сочинения ), литературные экскурсии ; фестиваль, конкурс чтецов «Живая классика» ; научно – практическая конференция по литературному краеведению, конкурс знатоков биографии и творчества писателей края.
Литература
- «Стерхи над Югрой…» Учебник-хрестоматия для 7 класса по программе спецкурса по литературе, Ханты-Мансийск, 2013 г.
Авторы-составители: Т.С.Астраханцева, Т.П.Антипова, А.И.Сагдеева и др.
- Лукоморье. Литературная хрестоматия, 5-7 класс. Составители: Н.Н.Горбачева, Н.А.Рогочева – Тюмень, 1997 г.
- Литература Тюменского края. Хрестоматия в трех книгах/ Составитель Г.И.Данилина, Н.А.Рогочева – Тюмень: «СофтДизайн», 1996 г.
- «Из седых веков…» Учебник-хрестоматия для 7 класса по программе спецкурса по литературе (региональный компонент). Авторы –составители: Т.П.Антипова, Т.С.Астраханцева, О.Р.Николаев - Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие активности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время
«Лицей №36», в которой я работаю, - старейшее образовательное учреждение города Саратова, что накладывает на учителей (и на меня в том числе) особую ответственность. Постоянно интере...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/01/picture-63999.jpg)
Проектная работа на уроках литературы и во внеурочное время
Рассказываю о создании эссе, повести на уроке и во внеурочное время...
«Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время»
Авторы Сливкина О. К. , Козлова Е.В....
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-188715-1360601791.jpg)
Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время
В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и во внеурочное время
Результаты педагогической деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/30/picture-235746-1467315653.jpg)
Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»
Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время» Дата проведения: 12.03.2014 г....