Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.
элективный курс по литературе (7 класс) на тему

Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.

Задачи:

1.  Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с литературой через элективные курсы, практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания и т.д.

2.  Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, основ национального самосознания и любви к отечеству,  определить потенциал межведомственного взаимодействия школьников при опоре на особенности региональной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progamma_spetskursa.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  спецкурса по литературе для 7 класса.

Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.

  1. Пояснительная записка.

Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие региональных  культурных традиций и особенностей в условиях  многонационального государства. Данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей других национальностей, приобщенного к культуре предков. Бесспорно, только открыв для себя местную национальную культуру, ее закономерности и противоречия, ученик сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществу личностью.

Сибирь, родной край – местность, отдаленная от центра, сохранила, избежав дисгармонии окружающей действительности, утверждающей хаос в душах людей, национальную самобытность, духовную культуру, природные богатства.

Родина для любого человека начинается с истории её прошлого. А прошлое Сибири загадочно и интересно. История – это то, что уже случилось, отошло в прошлое. Мы постоянно обращаемся к прошлому, чтобы познать самих себя. Мы должны знать основные факты Сибирской истории, нам должны быть интересны и малоизвестные факты, личности, которые жили и ходили когда-то по этой же самой земле, где живем сейчас мы.

Великие Люди земли Сибирской  смотрели на родное, вечное, прекрасное, сибирское влюбленными глазами, по-хозяйски защищая его, познавая его совершенство, и организовали таким образом процесс "собирания камней".  Многообразны пути создания, открытия Сибири как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить.

Хочется надеяться, что знакомство с историей Югорской земли, с произведениями, созданными югорскими поэтами и писателями, помогут учащимся почувствовать свою причастность и значимость в здешнем крае.

Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.

Задачи:

1.  Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с литературой через элективные курсы, практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания и т.д.

2.  Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, основ национального самосознания и любви к отечеству,  определить потенциал межведомственного взаимодействия школьников при опоре на особенности региональной культуры.

3. Проектная идея.

Опыт работы по изучению региональной литературы, ресурсы края свидетельствуют о широких возможностях разработки разнообразных как по содержанию (изучение творчества отдельных писателей, исторический аспект региональной литературы, сибирская литература в контексте общероссийской, фольклор народов ханты и манси,   нравственные проблемы в творчестве хантыйских  авторов и т.д.), так и по форме: "рассредоточенно", когда тот или иной словесный материал будет  изучаться в рамках общелитературного контекста,  через систему уроков, когда будет выделено имя одного писателя (например, Еремея  Айпина), творчество которого будет подробно исследоваться. Знакомство с судьбами других хантыйских  поэтов и писателей будет проходить обзорно, через активные формы обучения, с опорой на приоритетные направления, в рамках которых происходит освоение программного материала в том или ином классе,   через интегративные уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы.

В основу реализации программы   спецкурса  может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (создание музейной экспозиции, выпуск альманаха, создание фильмов, компьютерных презентаций о творчестве писателей края.

Являясь самостоятельным образовательным предметом, данный курс органично войдет в литературу, как учебную дисциплину, позволит школьникам актуализировать, углублять, систематизировать ЗУН, полученные на уроках, а также интегрировать знания по гуманитарным предметам, применяя их на качественно новом уровне.

В рамках курса  учащиеся  получат возможность  включения  поисково-исследовательскую деятельность.

Учащиеся,  познакомившись с национально-региональным компонентом, становятся сопричастными  к жизни родного края, входят в его историю и представляют собой его будущее. Кроме того, процесс реализации НРК дает учителю возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения, а учащимся определиться не только с выбором профиля, но и дифференцировать область своих гуманитарных интересов.

4. Принципы:

1. сотворчество учащихся  в совместном процессе освоения традиционной  культуры родного края;

2. формирование целостного представления учащихся о родном крае,

деятельностный подход.

Важную роль в жизни человека и общества играет язык, являющийся памятью народа. Проблемы приобщения учащихся к культуре родного края позволит обеспечить единство культуры и личности.

Темы занятий элективного  курса  подобраны в соответствии с  программой по литературе  и с учётом количества часов, выделенных на реализацию национально-регионального компонента.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат

1.

Мифы и легенды  Обь-Иртышского Севера.

Открытие новых знаний

Легенды и мифы о лесах и реках.

Изучение мифологической культуры родного края.

2.

Заповедники Югры.

Образы «малой родины» в заповедниках Обь- Иртышского Севера.

Открытие новых знаний

Малая Сосьва, Елизаровский заказник, Юганский заповедник.

Знакомство с культурой родного края.

3.

Писатели Обь - Иртышского Севера о природе.

Открытие новых знаний

Стихотворения о природе Ю. Вэллы.Ю. Шесталова, П. Явтысого.

Самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции.

4.

К.Р. Сибирь в зеркале русской литературы.

Открытие новых знаний

Образ в культуре. Творческое наследие

Составление цитатно-тематического плана.

5.

О Сибирской стране. Отрывок из Есиповской летописи.

Открытие новых знаний

Осмыслить изображение Сибири в летописи.

Составление конспекта отрывка.

6.

История и языки народов, населявших Сибирь в древние времена.

Открытие новых знаний

Исследовать корни происхождения топонима.

Создать план исследования.

7.

К.Р. Мифы, сказки, легенды Сибири.

Открытие новых знаний

Осмыслить содержание сказок  и легенд о сотворении мира.

Изучение содержания  сказок и легенд.

8.

Мифы и легенды о сотворении мира.

Комбинированный

Осмыслить содержание мифов и легенд о сотворении мира.

Изучение содержания мифов, сказок и легенд.

9.

К.Р. Сказки народов Севера. Мансийские, ненецкие и селькупские сказки.

Открытие новых знаний

Анализ модели мира в сказках народов Севера.

Исследование корней культуры.

Концептуальное описание моделей.

10.

Фольклор народов ханты и манси.   Ю.

Ш е с т а л о в. «Поучение оленевода».

Комбинированный

Осмыслить содержание произведений Ю.Шесталова.

Самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции.

11.

Духовно-историческое единство Большой земли (России) и Малой (Сибири). Г.И.

М а к а р о в а. «Югорский  край».

Открытие новых знаний

Осмыслить изображение Сибири как малой родины.

Составление конспекта отрывка.

12.

А.С. Т а р х а н о в. (1 ч.)

«Приключения сибирского комара» (трилогия-шутка)

Развитие понятия о юморе.

Комбинированный

Анализ модели мира в произведениях А.С.Тарханова.

Исследование корней культуры.

Концептуальное описание моделей.

13.

Стихотворения о родной природе

А.С. Т а р х а н о в «Снежный танец»,

Ю в а н Ш е с т а л о в «Зима»,

М. Ш у л ь г и н «Зимний лес»,

Открытие новых знаний

Формирование умений сопоставительного анализа поэтических произведений разных авторов

Уметь  интерпретировать стихотворные тексты, анализировать их

14.

Вн. чтение.

А.С. Т а р х а н о в «Вечный бой».

Н.Е. У р в а н ц е в «Землякам», «Малая Родина».

Г.И. М а к а р о в а «Отец».

Комбинирован-ный

Художественные особенности произведений; идейное содержание.

Выразительно читать и пересказывать текст, выбирать основания и критерии для сопоставления и сравнения объектов

15.

Р. П. Р у г и н «Берёза»,

Ю в а н Ш е с т а л о в «Женщина, идущая навстречу»

Комбинирован-ный

Определение рода и жанра литературного произведения.

Совершенство-вать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения

16.

«Гости поющего озера»

Молодая поэзия Югры.

Комбинирован-ный

Знакомство с творчеством молодых поэтов Югры.

Умение  анализировать лирическое произведение.

17.

Творчество Айпина Е.Д.- писателя Югры

Открытие новых знаний

Усвоение понятия «сюжет», составление характеристики литературных героев

Выразительно читать и пересказывать текст, выбирать основания и критерии для сопоставления и сравнения объектов

18.

Рассказ югорского писателя Шайхударова Рамазана «Белый камень»

Открытие новых знаний

Образная

природа словесного искусства, художественная трактовка образа героя.

В ходе анализа  уметь давать оценку действиям героев

19.

Рассказ югорского писателя А. Симонова «Собачий приговор»

Открытие новых знаний

Творчество А. Симонова.  Нравственные проблемы  в его рассказах.

Приводить примеры нравственных поступков героев

20.

Ю.Шесталов «Миснэ»

Открытие новых знаний

Художественные особенности произведения,  идейное содержание.

Самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции.

21.

Е.Айпин  «Собака старика Месяца» (из книги «Я слушаю землю»)

Открытие новых знаний

Составление характеристики литературных героев

В ходе анализа  уметь давать оценку действиям героев

22.

Селькупские сказки. Почему люди стали умирать.

Комбинирован-ный

Осмыслить содержание сказок  о жизни людей.

Изучение содержания  сказок и легенд.

23.

В.А.Нечволода «За просторным городом Тюменью»

Открытие новых знаний

Составление характеристики литературных героев

В ходе анализа  уметь давать оценку действиям героев

24.

Анатолий Кукарский. «Колокола России»

Открытие новых знаний

Художественные особенности произведения,  идейное содержание.

Выразительное чтение.

25.

А. Тарханов Образ птицы в произведениях писателей. Приметы окружающего мира.

Открытие новых знаний

Осмыслить изображение образа птицы в произведениях.

Составление конспекта отрывка.

26.

Образ собаки в литературе народов ханты и манси.

Открытие новых знаний

Определение основной темы произведения.

Составление плана.

27.

Мифы, рассказы и легенды о лесе. Образ леса. «Духи-хозяева леса у татар» и др.

Открытие новых знаний

Определение основной темы произведения.

Составление плана.

28.

Защита рефератов «Я изучаю свой край», «В краю далеком»

Комбинированный

Анализ сведений о произведения местных авторов.

Публичное выступление

29.

«Сибирь без романтиков». Изучение материалов сборника «Страна без границ» (литературная хрестоматия)

Комбинированный

Формирование умений сопоставительного анализа прозаических  произведений разных авторов

Уметь  интерпретировать стихотворные тексты, анализировать их

30.

«Из первых городов в Сибири» (литературная хрестоматия)

Комбинированный

Формирование умений сопоставительного анализа прозаических  произведений разных авторов

Уметь  интерпретировать стихотворные тексты, анализировать их

31.

«От Туры до острова Ильи» Г.А.Колотовкин «Магатская заимка»

Открытие новых знаний

Определение основной темы произведения.

Составление плана.

32.

А.Г.Пашук «В глухарином краю»

Открытие новых знаний

Определение основной темы произведения.

Составление плана.

33.

Отзыв о прочитанном произведении.

Развитие речи.

Формирование умений написания отзыва.

Написание отзыва

34.

Сочинение мифа, сказания.

Развитие речи.

Творчество.

Оформление мини-книжки, создание презентации.

35.

Экскурсионная поездка в Ханты-Мансийск.

Урок-путешествие.

Составление путевых заметок.

Сочинения на основе впечатлений увиденного.

В современном обществе кардинально изменились требования к системе образования. Задача школы – дать ученику возможность получить такое образование, которое не только обеспечит его необходимыми научными знаниями, практическими умениями и навыками, но и поможет осмыслить накопленные человечеством ценности и традиции. В связи с этим возрастает внимание к проблеме культуры и её трансляции в школьном образовании.

Важную роль в жизни человека и общества играет язык, являющийся культурной памятью народа. Известно, что человек только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа.

Проблемы приобщения учащихся к культуре родного края выдвигают задачи поиска новых подходов к обучению, которые призваны обеспечить единство и взаимодействие языка, культуры и личности.

Вхождение учащихся в мир культуры своего народа, края тесно связано с региональным компонентом, на который в федеральном базисном плане отводится 10 % учебного времени.

Анализируя на уроках тексты хантыйских  писателей, учащиеся овладевают нормами русского языка, мастерством устной речи, учатся словесному оформлению своих высказываний, кроме того, анализ текстов помогает им овладеть орфографическими и пунктуационными правилами.

Чтение (понимание) и анализ текста – образца как самого писателя, так и исследователей его творчества способствуют формированию умения школьников составлять собственное связное высказывание на основе выполнения заданий следующего типа : передача содержания текста ( сжато, подробно) ; составление плана ( простого, сложного, цитатного ) текста ; развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера ; изложение с творческим заданием; сочинения разных жанров, реферат на краеведческую тему и так далее.

Во внеурочной деятельности можно использовать следующие виды работ: творческая, научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся

(доклады, рефераты, исследования, сочинения ), литературные экскурсии ; фестиваль,  конкурс чтецов «Живая классика» ; научно – практическая конференция по литературному краеведению,  конкурс знатоков биографии и творчества писателей края.

Литература

  1. «Стерхи над Югрой…» Учебник-хрестоматия для 7 класса по программе спецкурса по литературе, Ханты-Мансийск, 2013 г.

Авторы-составители: Т.С.Астраханцева, Т.П.Антипова, А.И.Сагдеева и др.

  1. Лукоморье. Литературная хрестоматия, 5-7 класс.  Составители: Н.Н.Горбачева, Н.А.Рогочева – Тюмень, 1997 г.
  2. Литература Тюменского края. Хрестоматия в трех книгах/ Составитель Г.И.Данилина, Н.А.Рогочева – Тюмень: «СофтДизайн», 1996 г.
  3. «Из седых веков…» Учебник-хрестоматия для 7 класса по программе спецкурса по литературе (региональный компонент).  Авторы –составители: Т.П.Антипова, Т.С.Астраханцева, О.Р.Николаев -  Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие активности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время

«Лицей №36», в которой я работаю, - старейшее образовательное учреждение города Саратова,   что накладывает на учителей (и на меня в том числе) особую ответственность. Постоянно интере...

Проектная работа на уроках литературы и во внеурочное время

Рассказываю о создании эссе, повести на уроке и во внеурочное время...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время

В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене...

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....