Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»
проект по литературе (9 класс) на тему

Telnovaln

Выяснить, что позволило

В.Г. Белинскому назвать роман

М.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl.geroy_nashego_vremeni.rar1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Куделина Нат.

Защита реферата

 Во время знакомства с романом М. Ю.Лермонтова я услышала фразу, принадлежащую В.Г. Белинскому: (Слайд №1) «Герой нашего времени»- «грустная дума о нашем времени». Меня такое определение заинтересовало, и я попыталась ответить на вопрос: (Слайд №2) «Что позволило критику сказать такие слова о произведении»? Предположила: (Слайд №3) видимо, герой обладает такими качествами, которые характерны для целого поколения.

Чтобы убедиться в правильности моих суждений, я наметила план работы (Слайд №4): узнать больше о времени,  которое отражено в  романе; познакомиться более подробно с текстом самого произведения; выяснить, какова композиция романа; попытаться разобраться в характере главного  героя, в его отношениях с другими персонажами.

 Чтобы лучше понять, что происходит в романе, надо представлять, о каком времени идёт речь. Я узнала, что Лермонтов как поэт и  гражданин формировался после разгрома декабристов, в 30-е годы. (Далее буклет)

«Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым»,- писал Герцен.  Белинский отмечал, что «Пушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли и истины».

 Обычно в литературе имена Пушкина и Лермонтова находятся рядом, при всей их непохожести. Это два великих поэта. Они почти современники. Разница в 15 лет! Но каких лет!

Творчество Лермонтова обозначало послепушкинский этап русской поэзии и отразило важный сдвиг в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможностей открытой борьбы. Поэтому «Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…», в которую существующий порядок отрицал достоинство личности. Нравственной обязанностью этой личности стало неприятие враждебного общества. В стихотворении «Дума» Лермонтов высказал общее суждение о поколении 30-х годов:  

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

            Меж тем, под бременем познанья и сомненья.

                                 В бездействии состарится оно.

С тревогой и болью Лермонтов говорит о том, что у его современников – образованных людей – нет сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твёрдых убеждений: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…»

 Позже, в 1838 году, в романе «Герой нашего времени» Лермонтов обратится к той же проблеме, что и в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща?

Следующий этап исследования – содержание романа. Работая с текстом, я обратила внимание на необычность композиции. (Слайд №5) В «Герое нашего времени» композиция организует, выстраивает сюжет, не фабулу. Фабула отражает порядок событий в художественном произведении в их хронологической последовательности. В композиции нарушено фактическое течение событий. Фабула и сюжет романа не совпадают. Сюжет выстроен автором в нужных ему целях. (Слайд №6)

 Одна из целей состояла в том, чтобы снять напряжение с происшествий и приключений, т. е. с внешних событий, и переключить его на внутреннюю жизнь героя, усилив внимание читателей на ней.

(Слайд№7) В результате работы я поняла, что и композиция, и сюжет, и система образов романа подчинены задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя.

 (Слайд №8) Главного героя читатель видит с разных точек зрения. Сначала он видит его глазами Максима Максимыча, человека совсем другого сознания, чем Печорин. Затем с ним встречается повествователь и передаёт непосредственно свои наблюдения. Наконец, читатель знакомится с «Журналом Печорина», где герой описывает свои приключения и анализирует их. Читатель смотрит на Печорина его глазами и узнаёт о нём из его слов.

(Слайд№9) Смена углов зрения нужна не для того, чтобы наблюдать за развитием характера, а с целью погружения во внутренний мир героя.

(Слайд №10) Лермонтов написал психологический роман. Он сосредоточен на  внутреннем мире героев. Причём автор показывает своё отношение к Печорину. Лермонтов высмеивает попытки поставить знак равенства между автором романа и  его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Печорин интересен Лермонтову в качестве обобщённого лица. На вопрос о характере Печорина Лермонтов отвечал: «… Мой ответ – заглавие книги».

(Слайд №11)Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов и назвал роман «Герой нашего времени», показывая, что его герой -  характерное явление для России того времени. Белинский же подчёркивал, что это «грустная дума о нашем времени». Таким образом, моё предположение оказалось верным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Литература.Самостоятельная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)

Самостоятельная работа по главам "Максим Максимыч" и "Бела" состоит из 4 вариантов по 4 вопроса в каждом....

Методика работы над текстом объемных прозаических произведений (на примере романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Данная методическая разработка - «Методика работы над  текстом объемных прозаических произведений" -  представляет собой опыт обобщения и конкретизации работы  с суворовцами IIкурса...

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...