Урок "Пушкин - наше все".
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Это урок обобщения и систематизации по литературе в 10 классе, построенный и проведенный на основе технологии РКМЧП. Ученики создавали и защищали мини - проекты по разным направлениям творческой деятельности А. С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin_-_nashe_vsyo.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                             Пушкин – наше всё».

В современной школе активно используется технология развития критического мышления наряду с традиционными приемами и методами работы. Основу модели составляет трехфазовый процесс: 1) вызов (активизация, мотивация); стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, даётся возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса (явления), связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной, стадии. 2) Осмысление содержания. На стадии реализации смысла (или осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между приращенным и ранее усвоенным материалом. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, – в парах, – в малых группах или всем классом. 3) На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само это содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане приращенного знания; проанализировать процесс, методы и приёмы, которыми пользовались при обучении; определить области, где требуется дополнительная работа. На модельных уроках используются следующие приёмы и методы работы:

─ «чтение с остановками»;

─ маркировка с использованием значков на полях («+», «-», «?», «!»)

─ концептуальные таблицы;

─ графические систематизаторы (кластеры, таблицы, схемы);

─ «бортовые журналы» (ведение записей);

─ синквейны (пятистишия; творческая интерпретация);

─ эффективная (продвинутая) лекция и др.

Данный урок разработан в технологическом режиме РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо).

Урок – исследование «Пушкин – наше всё»

Стратегией урока является кластер.

Технологическая карта урока.

  1. Стадия вызова.
  1. Стадия осмысления.
  1. Стадия рефлексии.

─ Мозговая атака.

─ Кластеры предположений.

─ Фронтальный опрос.

─ Дальнейшее целеполагание.

─ Работа с источниками          информации.

─ Чтение отрывков из высказываний писателей 19-20 в.в.

─ Чтение стихов из произведений многонациональной литературы.

─ Пушкин в музыке (романсы, оперы)

─ Пушкин в изобразительном искусстве.

 ─ Презентация тем.

─ Мозговая атака.

─ индивидуальная работа  над кластерами.

─ Домашнее задание:

  1. эссе «Мой Пушкин»;
  2. синквейны;
  3. сценарий литературно -  музыкального вечера;
  4. кроссворды (выбор).

Тема урока: «Пушкин – наше всё».

Цели:

  • познакомить учащихся с Пушкинианой в разных видах искусства (в многонациональной литературе, живописи, музыке);
  • расширить представления обучающихся по пушкинской теме;
  • совершенствовать умения отбирать, систематизировать материал, выражать личностное отношение к творческому наследию А.С. Пушкина.

Оборудование.

  1. Альбом «А.С. Пушкин» (для 5,8,9 кл.).
  2. Фотоальбом «А.С. Пушкин».
  3. Рукописный журнал об А.С. Пушкине.
  4. Сборник статей о Пушкине.
  5. Сборник стихов «Венок Пушкину».
  6. Диск «Русская классика» (оперы на произведения Пушкина).
  7. Диск «Романсы»

Ход урока.

  1. На стадии вызова парная мозговая атака об А.С. Пушкине. Учащиеся делятся друг с другом информацией и заполняют кластер предположений. Так как к 10 классу накоплены немалые знания по данной теме, составление смысловых блоков (кластеров) не вызывает особых затруднений. Выделяют следующие категории:

и другие.

В результате обсуждения (фронтального опроса) пришли к выводу: в основном кластеры отражают литературную деятельность А.С. Пушкина. Предлагается в теме урока выделить ключевое слово. Называют слово «всё». По аналогии «литература – искусство слова» называют другие виды искусства (музыка, живопись, многона-циональная литература). Это выход на дальнейшее целеполагание и его достижение.

  1. На стадии осмысления содержания  самостоятельная работа с новыми источниками информации по таким направлениям:
  1. «Писатели о писателе».
  2. Пушкин в музыке.
  3. Пушкин в живописи.

На столах заранее заготовлены литературные источники:

  1. Н.В. Гоголь. Несколько слов о Пушкине (отрывок), 1835.
  2. Ф.М. Достоевский. Дневник писателя, 1861.
  3. Л.В. Успенский. Слава России (отрывок), 1974.
  4. Д.С. Лихачев. В памяти народной (отрывок), журнал «Огонёк», №6, 1987.
  5. Г. Тукай. Пушкину. 1906.
  6. С.А. Есенин. Пушкину. 1924.
  7. С. Стальский. Певец великого народа. 1937.
  8. Г. Цадаса. Пушкину. 1949.
  9. В. Майнашев. Памяти А.С. Пушкина. 1983.
  10. Н. Г. Доможаков. Ты в каждом аале. 1974.
  11. М.Р. Баинов. Путешествие во времени (отрывок из поэмы).

Также предложены альбомы «А.С. Пушкин», рукописные журналы «Пушкин в музыке», «Пушкин - иллюстратор», «Пушкин в многонациональной литературе», «Писатели о писателе», диски «Романсы», «Русская классика».

Три группы свободно выбирают тему мини – исследования, распределяют внутри групп отобранный материал, и каждый работает индивидуально. Затем в группах обмениваются информацией и готовятся к презентации.

  1. На стадии рефлексии каждая группа озвучивает свой «продукт», сопровождая выразительным чтением стихов, фрагментами из музыкальных произведений, иллюстрациями и картинами. Затем в форме мозговой атаки идёт свободное обсуждение всей полученной информации в русле темы урока, сопоставляется с первоначальными кластерами, устанавливаются логические, причинно – следственные связи. Весь материал классифицируется, и в процессе индивидуальной работы создаются скорректированные кластеры.

В качестве домашней работы предлагаются творческие задания: эссе «Мой Пушкин», синквейны, сценарий литературно – музыкального вечера, кроссворды (выбор).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наше здоровье в наших руках

Как нужно правильно питаться?Человек чувствует себя по-настоящему счастливо, только когда он здоров....

Мы! Наши права и наши обязанности!

Данная презентация позволит познакомиться с правами и обязанностями граждан РФ. Может использоваться на классных часах и на уроках....

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....