Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Литература»
методическая разработка по литературе на тему

Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы студентов.

Методические рекомендации определяют тематику, порядок выполнения заданий, список литературы, которая понадобится студентам в поиске ответов по теме, вопросы для контроля, а также формы контроля.

 

Данные методические рекомендации рекомендованы для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam.rab_._lit.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Самарский машиностроительный колледж»

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине «Литература»

Дата введения

«____» ________20__г.

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельные работы по дисциплине предусмотрены Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, учебным планом, рабочей программой и календарным планом.

Организация самостоятельных работ имеет теоретическую и практическую ценность, так как с одной стороны расширяет круг знаний студентов, а с другой стороны учит будущих специалистов самостоятельно работать с документами и другой литературой в поисках ответов на интересующие их вопросы.

Самостоятельные работы способствуют развитию у студентов усидчивости, аналитики, логического мышления, приучают к самостоятельному принятию решений.

Темы самостоятельных работ предусматриваются рабочей программой учебной дисциплины и призваны расширить знания студентов по вопросам, которые необходимы им в будущей практической деятельности.

Методические рекомендации определяют тематику, порядок выполнения заданий, список литературы, которая понадобится студентам в поиске ответов по теме, вопросы для контроля, а также формы контроля.

Данные методические рекомендации рекомендованы для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений.

Введение

В современном российском образовании система получения знаний основана на организационной роли преподавателя и большой доли самостоятельности студентов.

В учебных планах самостоятельная работа стала обязательной частью максимальной учебной нагрузки. По дисциплине «Литература» она соответствует 36 часам.

Цель данных методических рекомендаций – организация и управление самостоятельной работой студентов в процессе изучения данной дисциплины.

Задачи методических рекомендаций:

- активизация самостоятельной работы студентов;

- - расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов;

- выработка навыков пользования словарями и справочниками,

- расширение и обогащение активного словаря, необходимого для повседневного общения;

- обеспечение содействия, управления и контроля в осуществлении самостоятельной работы.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Литература» могут быть:

- работа с художественным текстом;

- работа со словарями и справочниками ;

- ответы на контрольные вопросы;

- подготовка сообщений;

- подготовка к семинарам,

- создание мультимедийных презентаций.

Перечень самостоятельных работ соответствует тематическому плану по дисциплине «Литература».

Основная часть

Тема Русская литература первой  половины 19 века

1.Подготовить сообщение на тему: «В.Г.Белинский о Пушкине» (При ложение 1)

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

2.Подготовить сообщение на тему: «Печорин и Онегин – лишние люди. Что их роднит и что отличает»

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

3.Подготовить сообщение на тему: «Смысл названия поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

   Для студентов, владеющих достаточными знаниями в области компьютерных технологий, дополнительное задание - составить мультимедийную презентацию

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

- просмотр презентации.

Тема Русская литература второй  половины 19 века

4.Конспектирование критических статей. Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.П.Григорьев о драме «Гроза» (по выбору) Приложение 2

Формы контроля:

- проверка тетрадей;

5.Подготовить сообщение на тему: «Роман «Обломов» в оценке критиков».

Конспектирование критических статей. Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев (по выбору).

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

- проверка тетрадей;

6.Подготовить сообщение на тему: «Полемика вокруг романа Тургенева «Отцы и дети»

Конспектирование критических статей. Д.И.Писарев «Базаров»

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

- проверка тетрадей.

7.Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева, А.А.Фета (по выбору)

Проанализируйте понравившееся стихотворение по плану Приложение 3

Формы контроля:

- проверка тетрадей;

8.Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями: понятия сатира, гротеск, эзопов язык

Формы контроля:

- проверка тетрадей;

9.Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями: понятие роман –эпопея

Формы контроля:

- проверка тетрадей;

Тема Русская литература на рубеже веков

10.Подготовиться к семинарскому занятию: «Любовь в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна». Приложение 4

План подготовки к семинару:

Подготовить сообщения по следующим темам:

И.А.Бунин «Темные аллеи»

И.А.Бунин «Солнечный удар»

А.И.Куприн «Олеся»

А.И.Куприн «Гранатовый браслет»

Для студентов, владеющих достаточными знаниями в области компьютерных технологий, дополнительное задание - составить мультимедийную презентацию.

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

- просмотр презентации.

Тема Литература 30х – начала 40-х годов

11.Подготовить сообщение на тему: «Трагедия народа в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

Тема Литература русского Зарубежья

12.Подготовить сообщение на тему: «Своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого»

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

Тема Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

13.Роман «Доктор Живаго»

Составить планы развернутых ответов на вопросы по роману

- Судьба романа

- Человек и история в романе

- Значение христианских мотивов в романе

- Место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа

Формы контроля:

- проверка тетрадей;

Тема Литература 50-80 годов

14.Подготовиться к семинарскому занятию: «Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения».

План подготовки к семинару:

Подготовить сообщения по следующим темам:

В.Кондратьев «Сашка»,

В.Быков «Сотников».

Б.Васильев «А зори здесь тихие»

Б.Васильев «В списках не значился»

Для студентов, владеющих достаточными знаниями в области компьютерных технологий, дополнительное задание - составить мультимедийную презентацию

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

- просмотр презентации.

15.Подготовить сообщение на тему: «Образ праведницы Настёны в произведении Распутина «Живи и помни»

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

16.Подготовить сообщение на тему: «Нравственные проблемы в творчестве В.П. Астафьева»

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

17.Подготовить сообщение на тему: «ГУЛАГ в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова.»

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

Тема Русская литература последних лет

18.Подготовить реферат о творчестве писателей С.Довлатов, В.Пелевин, Т.Толстая (по выбору)

Формы контроля:

- заслушивание сообщений;

Литература

Основные источники:

1.Литература. Учебник./ Под ред. Г.А.Обернихиной – М., 2006.

2.Хрестоматия по литературе. 10 класс./ Быкова В.В. – М., 2006.

3.Хрестоматия по литературе. 11 класс./ Быкова В.В. – М., 2006.

4.Художественные тексты.

Дополнительные источники:

1.Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. В 2 ч. – М., 2008

2.Русская литература ХХ века. Учебник./ Под ред.Л.П.Кременцова. В 2 т.– М., 2003

3.Русская литература ХХ века.11 класс. Хрестоматия. В2 ч. / Сост. В.В.Агеносов. – М., 1997.

4.Русская литература ХХ века.11 класс. Хрестоматия. В2 ч. / Сост.А.В.Баранников. . – М., 2000

4.Энциклопедия для детей: Т. 9. Русская литература Ч. 2. ХХ век. – М., 2004.

Интернет-ресурсы

1. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru

2. Филологический портал Philology.ru

3. http://www.pomochnik-vsem.ru

4. http://www.gramma.ru/

5.Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".

http://feb-web.ru/

6.Edic - Энциклопедические словари

http://www.edic.ru/

7.Библиотека русской религиозно-философскойи художественной литературы "ВЕХИ" http://www.vehi.net/

Заключение

Понимая задачу образования в том, чтобы научить человека умению и потребности учиться, автор предлагает задания для самостоятельных работ студентов, определяя тематику, порядок выполнения заданий и форм контроля по каждой теме.

При выполнении самостоятельной работы определяются механизмы саморазвития личности студента, включение его в активную самостоятельную познавательную деятельность.

Кроме тем на самостоятельную работу студент систематически должен прорабатывать конспекты занятий, учебную литературы.

Приложение 1

Реферат

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

  • Титульный лист.
  • Оглавление.
  • Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор

темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи

реферата, даётся характеристика используемой литературы).

  • Основная часть (состоит из глав и подглав, которые

раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически

являются продолжением друг друга).

  • Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
  • Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах в виде выступлений.

Примерные этапы работы над рефератом

1. Выбор проблемы, его обоснование, формулирование темы.

2. Отбор основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Конспектирование или тезирование необходимого материала.

5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

6. Определение основных понятий.

7. Разработка логики исследования, составление плана.

8. Реализация плана, написание реферата.

9. Самоанализ, предполагающий новизну текста, степень раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников.

10. Проверка правильности оформления списка литературы.

11. Редакторская правка.

12. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.

Сообщения и доклады оцениваются по следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению;
- необходимость и достаточность информации для раскрытия темы; 
- умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в докладе;
- способность учащегося понять суть задаваемых ему вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Приложение 2

Конспект

Конспект – это сокращённая запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и, в то же время, краткими примерами.

Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки любой информации. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Требования к выполнению

Конспект должен содержать исходные данные источника, конспект которого составлен.

В нём должны найти отражение основные положения текста.

Объём конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Текст может быть как научный, так и научно-популярный.

Сделайте в вашем конспекте широкие поля, чтобы в нём можно было записать незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы.

Соблюдайте основные правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

2. Выделите информативные центры прочитанного текста.

3. Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите.

4. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.

5. Используйте разные цвета маркеров, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить наиболее важные фрагменты текста.

Приложение 3

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегиябалладаисповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  8. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
  10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Приложение 4

Рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям

Семинарское занятие - важная и обязательная форма учебного процесса, которая является дополнением к лекционной форме обучения и ее углублением.

На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекций.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме: вначале с основными вопросами, затем - с вопросами для обсуждения, оценив для себя объем задания.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопросов.

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме: в первую очередь - к основной, при необходимости углубленного изучения - к дополнительной.

4. Уделить особое внимание основным понятиям изучаемой темы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса.

5. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также при подготовке к зачету и экзамену.

Требования к качеству подготовки студентов к семинарским занятиям.

1. Подготовка к семинару является обязательной частью работы студента и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам. Сплошная подготовка способствует полноценному освоению темы и эффективной работе семинара.

2. Работа студента на семинаре предполагает его высокую активность и соответствие следующим требованиям при публичном выступлении:

а) свободное устное воспроизведение подготовленного выступления по вопросам с использованием мини-конспектов в качестве вспомогательного средства.

б) готовность и умение отвечать на вопросы и делать выводы из сказанного;

в) владение терминологией курса;

г) временной регламент выступления 7-10 минут.

3. После завершения изучения курса студент должен владеть основными концепциями курса и использовать их в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника

Методическое пособие по выполнению  лабораторно-практических работ...

Методические разработки по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Менеджмент"

Методические разработки по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Менеджмент"предназначены для студентов отделения "Земельно - имущественные отношения"....

Методические_указания_по_выполнению_самостоятельных_работ по дисциплине Программное обеспечение компьютерных сетей

Методические_указания_по_выполнению_самостоятельных_работ по дисциплине Программное обеспечение компьютерных сетей...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Информатика"

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Информатика"  специальности Технологии машиностроения 2 курс 4 семестр....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература"

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Литература" специальности 01.01.10  «Ремонтник горного оборудования»В документе приведен тематическ...