Воспитание нравственного национального идеала на уроках литературы в рамках ФГОС
статья по теме

Яшина Нина Николаевна

Статья  в методический журнал о воспитании духовно - нравственных качеств учащихся  на основе произведений поэзии и прозы последних лет.  В статье делается акцент на произведения, несущие нравственный и патриотический заряд. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Гуманитарное образование в современной школе приобретает роль спасательного круга, который брошен в водоворот современных конфликтов, раздирающих общество. Гуманитарное образование позволяет влиять на сознание учащихся. Оно воспитывает терпимость не только потому, что наполнено нравственными истинами, но и потому, остановить агрессию способны, возможно, восхищение красотой мира, отзывчивость души, способной чужое горе или радость ощутить как собственное, личное потрясение.

         ФГОС включают в себя Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников. Она разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д.  Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

        Так способность радоваться и восхищаться  красотой – это важнейшее свойство нравственной природы человека. Ведь хорошее, доброе, красивое можно сформировать только хорошим, добрым, красивым. Но, надо сказать,  что постижение искусства – процесс очень сложный, он требует напряженной внутренней работы. Порой образованность не спасает читателя-школьника,  а потом и взрослого человека от нравственной глухоты. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество  личности, определяющее повседневное поведение человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

        К.Ф.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет основу воспитания».

        Никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Поэтому  проблема духовно-нравственного воспитания  школьников так актуальна сейчас.

I  Нормы и принципы воспитания нравственного национального идеала.

 Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач является  воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, патриотизм, доброта стали дефицитом,  духовное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны.
Потому в своей работе, особенно на уроках литературы и во внеурочной деятельности особое внимание уделяю воспитанию духовно-нравственной личности, формированию  духовного мировоззрения, гражданского  сознания, чувства патриотизма.

В своей деятельности как в учебной, так и во внеурочной работе я ставлю следующие задачи:

  • Научить школьников  избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.
  • Изучить  традиции  отечественной и  духовной культуры русского народа;
  • Построить работу с учащимися по возвращению к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение, милосердие, сострадание, патриотизм ит.д.)
  • Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной и творческой деятельности;
  • Расширить границы  изучения русской классики;
  • Научить ребят соотносить «вечные темы» Православия с литературой   и культурой;
  • Содействовать социализации учащихся в современном мире.

Нормы и принципы нравственности  получают свое выражение в категориях духовности – идеалах добра и зла.  

Анализируя материал возрастной психологии,  видим, что юношеский возраст – это период, когда духовное проникает в душу, и это «проникновение» выражается в стремлении проявить себя в таких качествах, которые старшеклассники считают для себя наиболее ценными, когда происходит врастание в культуру, происходит развитие самосознания, самооценки уровня собственных требований; идет усиление процесса рефлексии, самоуглубления, поиска неповторимой ценности собственной личности. Ценностная ориентация выступает как личностное качество, имеющее интегральный характер.  

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, патриотизм, доброта стали дефицитом,  духовное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

        Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются проблемы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и боевых сражений.   Но самое главное – это проблема души и духа отдельного человека и целого народа. Важнейшее в нашей отечественной словесности – ее православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Оно проявляется в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадлежит светской культуре. Однако Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило осмыслить его свое бытие, что он, даже  видимо порывая с верою. Не мог отрешиться от привитого народу миросозерцания.

Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие – волновали душу и сознание творцов русской литературы. Вот почему задачу свою и смысл существования видели в возжигании  и поддержании духовного огня в сердцах человеческих.  Вот откуда идет и признание совести мерилом всех жизненных ценностей.  Свое творчество русские писатели осознали как служение пророческое. Это чутко воспринял Н.А.Бердяев: « В русской литературе, у русских писателей, религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира…вся наша литература 19 века  ранена христианской темой, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира».

Вот главная тема русской литературы -  противоборство двух раздирающих душу и сердце наших стремлений – к  сокровищам небесным и сокровищам земным.

        Человек обречен на выбор между добром и злом, но он  усугубляет заключенный в этом трагизм своего существования  еще и метаниями  между различными пониманиями добра и зла. Вот эту-то смятенность души и высветила русская литература, сделав ее по сути, главным предметом сострадательного исследования. Она сумела приобщить читателя к таким внутренним переживаниям, таким терзаниям совести, погрузить его в такие бездны души, о каких имела весьма малое представление литература европейская.  Наша литература запечатлела в слове и образе религиозный опыт русского человека: и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и безверия (религиозные философские поиски Гоголя, Тургенева, Достоевского.) В своей работе я опираюсь на принцип обучающего воспитания, разработанный петербургским учителем Е.Н.Ильиным.  В основе него  - реализация  через осмысление старшеклассниками нравственных понятий  и формирование нравственных отношений с окружающими в процессе  учебно-познавательной и творческо - аналитической деятельности. Поэтому  от девятого к одиннадцатому  классу у учащихся углубляется и расширяется объем таких  понятий, как истина, совесть, смирение, терпение, милосердие, бескорыстие, любовь, сострадание, достоинство и т.п.  В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все,  он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них.

Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: »На правильном пути стоят мои дети».  Вот выдержки из сочинения: »Совесть?.. Что она для человека? Почему именно это качество является важнейшим достоинством человеческой души? Эти вопросы волновали и продолжают волновать сердца людей, ведь во все времена «чистая совесть» была величайшим благом для  человека. Совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Так объясняет значение этого слова толковый словарь.

Я думаю, что внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Смотреть на людей со «сломленной совестью» еще страшнее, чем на убитых. Сохранить свою честь и достоинство и остаться с «незапятнанной совестью» очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни. Совесть – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей.»

Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства,  духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.

        Главная цель уроков литературы – обеспечить специальное развитие школьников, без которого никогда не произойдет  настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой  духовности. Именно к русской литературе как средоточению гармонии и гуманизма обращаемся мы в поисках  духовных ориентиров и ценностей, определяющих связи человека с миром.

         В новом образовательном стандарте по литературе  значительно усилена духовно-нравственная функция  предмета и определены цели изучения литературы:  воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского  сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к русскому слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

II. Принципы формирования патриотизма  как основополагающего нравственного идеала.

«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов,  — должно быть мерилом жизненного смысла» . Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Представление о новом воспитательном идеале, который должна была поддерживать отечественная школа, содержала книга «О должностях человека и гражданина», изучавшаяся с 1783 г. во всех учебных заведениях империи. В ней были изложены нравственные и правовые нормы, среди которых забота о благе Отечества была важнейшей.

В настоящее время, время войны за русский мир, на уроках внеклассного чтения мы обращаемся к произведениям, только что вышедших из-под пера автора, несущие в себе заряд патриотизма сегодняшнего дня. Так, например, миниатюры З.Прилепина

***

Подвозили из Донецка мужика, которого недавно обменяли - ополченец. Его, когда он пропал, спутали с каким-то другим погибшим, и другого человека похоронили под его фамилией, поставили крест с табличкой. В общем, живёт человек, а у него и могила теперь есть - фамилия, имя, всё как положено, только одна дата перепутана.

Мы подвезли человека до его могилы. "Дальше сам" - говорит. 

***

Почему я возвращаюсь в Новороссию? Потому что это - очищение. Только там человек может считать себя человеком. Только там человек по-настоящему жив. Я возвращаюсь, потому что и с камерой, и с блокнотом, с пулеметом и винтовкой от меня там есть толк. Возвращаюсь, потому что тех, кто стреляет в ДЕТЕЙ, нельзя назвать людьми.

Заметки из Новоросии – вообще отдельная тема. Она не только поднимает дух, учит любить Отечество, наполняет силой. Мальчишки становятся строже к себе, начинают осознавать свое предназначение. Самое удивительное, они  и социальные сети используют для подобных находок. Так на уроке появились многочисленные «Ответы украинке». В частности, разбирали стихотворения  Леонида Корнилова и Анны Полищук.
Однако знание русского национального характера мы учили не только по произведениям «Русский характер» и «Судьба человека». Становится как-то обидно за нашу литературу, забытую  и преданную, которую почему-то переиздают в наши дни в Китае, ставят фильмы, учат молодежь любви к Отечеству… Поэтому читаем мы и «Молодую гвардию», и «Повесть о настоящем человеке». А из последних произведений, дополняющих этот образ, «Национальная идея» Леонида Корнилова
.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Очнулась евразийская держава,
Отлитая в сеченьи золотом. 
И жмурится на солнце русcкой славы
Испепелённый завистью тевтон.
Предупреждаем всех, кого жалеем,
Что русская забава - широта. 
Для русича имперская идея -
И есть национальная черта.
Мы с ней живём и умираем с нею,
И с нею же из праха восстаём.
Куда б ни заводили фарисеи,-
Мы всё равно в империю идём.
Кому бы Русь престол не отдавала,
Правитель наш ни царь, ни президент, -
А этот, коронованный Уралом,
Великий Евразийский Континент.
И мы ему с рожденья присягаем,
Как много тысяч лет тому назад,
И памятью наследной облетаем 
Пространство от Аляски до Карпат.
И Киевская Русь невыносимо
Глядит в глаза и за душу берёт…
Встречает Новороссию Россия
И Украине руку подаёт.
И слушает земля-императрица
Над новой Русью вставшее «Ура!».
И гимн России учит заграница.
И каждый русич думает: «Пора!»

22.03.14 г.
Леонид Корнилов

Вообще лирика Корнилова потрясает. Его «Мы - русские» имело ошеломительный успех у молодежи, его читают на площадях, фразы из его стихов можно увидеть на бронетехнике в Новороссии. Целый ряд стихов посвящен Лермонтову, русскому языку, Победе 9 мая; пожалуй, все его стихотворения – это боль и гордость за Россию. Живое поэтическое слово заставляет горячее биться сердца, сопереживать и сострадать ярким образам, созданным автором в своих стихах.

Достаточно интересен подход сопоставительного анализа произведений классической литературы и современного автора на одну тему. Интересной находкой считаю актуальную в наши дни тему отношения к «русскому миру» и Западу части славян, рабски заискивающей перед Западом. О таких Гоголь говорил словами Тараса Бульбы  в одноименном произведении «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.

Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке».

III. Вопросы веры и отношение к духовному наследию.

Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России, ее молодежи, тогда, когда характерной приметой времени стал, к сожалению, уход от гуманистической культуры.

Нужно сказать, что вопросам веры и безверия на моих уроках литературы говорится постоянно, начиная с 5-го класса.(«Капитанская дочка», «Дубровский», «У Лукоморья дуб зеленый..» А.Пушкина; «Живые мощи», «Бежин луг» И.Тургенева; «Левша», «Очарованный странник» Лескова.) Начиная с 5-го класса провожу кружки, где показываю связь языка и литературы, разбираем духовные основы, нравственные категории, без которых классическое произведение будет понятым лишь поверхностно. Без духовного просвещения невозможно понять поступки героев, получить точные ответы на вопросы. Конечно, это обязательные произведения в старших классах  Достоевского, в том числе и «Бесы», вызвавшие не только неподдельный интерес, но и диспуты, связанные с сегодняшним днем. Это «Мастер и Маргарита», которому мы обязательно посвящаем семинар для более глубокого осмысления: «Пусть знают!» - сказал Булгаков о своем романе. А знания может принести только духовно просвещенный человек.

Вопросы веры, встающие во весь рост перед учеником особенно в старших классах, вызывают подчас либо недоверие, либо недоумение. И опять в таких случаях обращаемся ко дню сегодняшнему. Произведения, написанные современниками, а то порой и сверстниками, учащимся значительно ближе по духу и пониманию. Одно из таких стихотворений, написанное 17-летней девушкой, особенно впечатлило старшеклассников.

Никто не смеётся над Богом в больнице...
Никто не смеётся над Ним на войне,
Там вера в сердцах начинает искриться,
И чаще молитвы звучат в тишине.

Никто не смеется над Ним при пожаре,
И всем не до смеха, когда идет смерч,
При голоде и при подземном ударе,
Насмешки проходят, меняется речь...

Слетает с лица вдруг надменная маска,
Когда самолет начинает трясти...
Никто не заявит, что Бог- это сказка,
Преступника встретив на узком пути...

Никто не воскликнет, что вера- для глупых,
Услышав смертельный диагноз врача ...
И с пеной у рта, спорить мало, кто будет,
Когда встретит взгляд своего палача...

Издёвки, плевки и глупые шутки
Теряют свою актуальность, когда
Ты вдруг понимаешь, что нет и минутки-
Призвать в Свою жизнь Иисуса Христа...

Машина на скорости... Ты на дороге...
Вот резкий обрыв... Вот об камень висок...
Вот - пуля шальная, беда на пороге...
От смерти и ада, ты - на волосок...

Откуда ты знаешь, смеющийся ныне...
Что будет с тобой на развилках судьбы?
Смеяться легко, пока Бог дает силы
И терпит смиренно твои кулаки.

Смеяться легко под греховные мысли...
И под одобряющий взгляд пьяных глаз,
Но Бог всё же ждет и дыхание жизни
Тебе оставляет, даря тебе шанс...

Он рядом, молчит и милости полон.
Но может Он Имя Свое защитить-
Он лишь отойдёт... и тогда своим словом
Ты можешь себя навсегда погубить.

Наталья Шевченко, 2014 г

Заключение

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе. Необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

Размышляя о поступках литературных героев, осмысливая авторское отношение к ним, обсуждая нравственные вопросы и связанные с ними социальные проблемы, поднимаемые авторами литературных произведений, через учебный диалог учителя и ученика происходит духовное взаимообогащение. Для меня очень важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, духовной глухоты и нравственной трагедии. Ведь смысл нашего пребывания на Земле - в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему. Много славных дел ждет моих учеников, но, прежде всего, они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. При этом книга остается ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребенка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Каким человеком тебе хочется стать?

Список использованной литературы, сайты:

  1. И.А.Ильин « Основы христианской культуры». Издание Братства Преп. Иова Почаевского. -Мюнхен.,1990. 
  2. М.М.Дунаев  «Православие и русская литература» Издательство: «Престиж», - М., 2003.
  3. Н.А.Бердяев «О назначении человека». Париж: Изд. "Современные записки", 1931 на сайте Руниверс
  4. Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М., 2001
  5. Захар Прилепин. ЗАМЕТКИ ИЗ НОВОРОССИИ
  6. Э.Асадов Избранное. – М., 2003
  7. Л.Корнилов http://vk.com/leonid_kornilov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Способы построения и содержание урока литературы в рамках ФГОС

Выступление на районном методическом объединении (из опыта работы)...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...

Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы

Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы...

Оценивание образовательных результатов обучающихся на уроках литературы в рамках ФГОС ОО

Федеральный государственный образовательный стандарт ООО определяет требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе реализации осно...