Способы построения и содержание урока литературы в рамках ФГОС
методическая разработка по литературе на тему

Платонова Людмила Викторовна

Выступление на районном методическом объединении (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rayonnom_metobedinenii.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Способы построения и содержание урока литературы в рамках ФГОС

  • В связи с обновлением содержания образования в школе в условиях ФГОС, с определением  сущности системно-деятельностного подхода в преподавании и обучении мне представляется обязательным обращение к поискам новых интересных форм работы. Учителю необходимо изучать различные педагогические технологии, овладевать разнообразными приемами и методами работы. Понимание этого подтолкнуло меня к участию в проекте «Школа цифрового века» Педагогического университета «Первое сентября».

В рамках данного проекта в течение учебного года занималась на дистанционных курсах «Способы построения и содержание интересного урока литературы»

Руководитель курсов Наталья Михайловна Свирина,  доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

  • Остановлюсь на отдельных вопросах данного курса, где приведу примеры использования некоторых приемов в своей практике.

Современный урок литературы – это интересный многоплановый урок.

  • Огромную роль в нем играет завязка, являющаяся проблемным аспектом. Она помогает реализовать творческий потенциал учеников разных возрастных групп.

В чем особенности завязки как конструктивного момента урока?

  • Завязка позволяет «зацепить» ученика в самом начале урока. Она помогает удивить, привлечь внимание, заставить проснуться мысль – и победить рассеянность, лень, нежелание включаться. Это первый шаг, момент в развитии дальнейших событий. Ученик оказывается в положении человека, к которому обращаются с неожиданным и обязательно интересным для него вопросом/заданием.
  • Завязка помогает организовать внимание учеников и активизировать их воображение. Она же развивает и сам урок, позволяет сразу уйти в анализ/чтение, аналитическое или комментированное чтение текста, минуя часто малоинтересные вопросы, сбивчивый и утомляющий класс пересказ.
  • Завязка урока имеет своей целью привлечение внимания учеников, заставляет их самостоятельно думать, воображать, фантазировать, предполагать, делать умозаключения, не боясь получения плохой отметки. Такая завязка становится составной частью урока. Ученики привыкают к тому, что урок начинается с первых слов учителя. Эта привычка позволяет постепенно усложнять завязку урока, тем самым обеспечивая уже не только внимание и устойчивый интерес к уроку, но и последовательное литературное развитие школьников за счет навыка «включения в текст».

Вопрос / задание для завязки урока

должны быть:

  • посильными для возраста;
  • неожиданными по содержанию;
  • интересными по сути;
  • базирующимися на предшествующих литературных / общекультурных знаниях (на ранних стадиях базой может стать, как правило, только личный жизненный опыт школьника);
  • настраивающими учеников на тему урока;
  • способствующими литературному развитию школьника.

Такую роль, на мой взгляд, могут играть

следующие вопросы-завязки:

1) 6 класс. В.Г. Распутин «Уроки французского». Взаимоотношения главного героя с окружающими.

  • Какие понятия противопоставлены в словах Бориса Пастернака «Верю я, придет пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра»?
  •  Поступки каких героев

 рассказа могут быть

 соотнесены с этими

 понятиями?

2) 8 класс. Внеклассное чтение. А. Грин «Алые паруса».

  • Что такое мечта?
  • Есть ли у вас мечта?
  •  Когда исполняются мечты?
  • Книга "Алые паруса" - волшебная, в ней тайна, которая по сей день скрыта от большинства читателей. О какой же тайне идет речь? Постройте ассоциативную цепочку, связанную со словом "тайна", опираясь на текст… (Тайна - секрет - "Секрет" - корабль - алые паруса)
  • Какая же тайна скрывается в алых парусах? Попробуем отыскать. Отправляемся в путь вслед за алыми парусами.
  • 3) 10 класс. А.И. Гончаров «Обломов».  «Огонь любви, огонь мятежный» (Штольц – Ольга – Обломов – Пшеницына).
  • Как понимаете слова Андрея Вознесенского «Живите при сейчас, любите при всегда»?
  • Любовь – это всегда «огонь» или нет? Чем она отличается от страсти?
  • Обязательно ли огонь любви бывает «мятежным»? Что значит это слово?
  • Как, по-вашему, любовь – постоянное чувство или может прийти и уйти?
  • Как вы думаете, сколько раз человек может любить по-настоящему? От чего это зависит?
  • Отличие вопросов/заданий для завязки уроков в средних и старших классах
  • Завязка урока может формировать общность темы,  закрепляя в сознании школьника – особенно ученика 5-7-го (часто и 8-го) классов – определенные положительные впечатления от двух-трех произведений, изучаемых последовательно в одном, а иногда и в разных разделах программы. В средних классах это особенно важно, так как заданий обобщающего характера еще мало, но важно не потерять впечатления школьников от тех произведений, к которым необходимо вернуться на следующем этапе возрастного и литературного развития. Оптимальным будет задание творческого характера, ориентированное на посильное возрасту обобщение и дальнейшее общение с текстом / темой.
  • В 9 классе завязка важна для формирования позитивного отношения к классической литературе. Имеет смысл двигаться при обдумывании завязки урока в следующих направлениях:
  • Идя от ассоциации, через ее развертывание в индивидуальный план произведении.
  • Ориентируясь на имеющиеся представления девятиклассников о жизни и культуре ХІХ века.
  • Требуя от ученика объяснения какой-то странности.
  • В 10-м - 11-м классах можно укрупнять масштаб этих вопросов / заданий. Это связано с необходимостью обобщения читательского опыта. Потому в центре внимания завязки уроков, тяготеющие к процессу обобщения, сравнения, сопоставления.
  • Говоря о способах формирования пространства урока, следует остановиться на основной идее методического способа работы с микротекстом

  • Это возможность за счет укрупнения плана текста словно бы остановить урок, заострив внимание школьников на посильном возрасту эпизоде, фрагменте, строфе конкретным, прямым вопросом или заданием. Конкретизация ведет к перечитыванию фрагмента для решения небольшой, но яркой задачи (загадки, странности, закономерности), существующей в тексте. Способ конкретизации хорош тогда, когда учитель хочет повести урок  в глубь текста, в тот его смысл, который может быть воспринят школьниками. Чем раньше учитель поставит учеников в условия, когда, не объяснив смысл слова или другой единицы текста, бессмысленно о чем-то говорить на уроке, тем быстрее появится возможность научить школьника слышать слово и пытаться самому понять его значение в тексте, в речи. Условием реализации этого методического способа становится прямое предъявление текста на уроке. Необходимым является вопрос с последующим быстрым разворотом во весь текст от микротекста. Вопрос обязательно должен обратить школьников к перечитыванию предложенного фрагмента. Эта методика может быть реализована на любой стадии изучения произведения.  Основная идея предложенного метода – привлечь внимание к слову, озадачить школьников его смыслом, несмотря на кажущуюся  очевидность, ясность, с тем, чтобы приучить читать и выражать свои мысли.
  • Следующий м омент - «линейное обобщение» (хронологическое, сопоставительное) - это возможность увидеть по-новому и собрать воедино впечатления от литературных произведений, изученных в разные годы.
  • Очень хорошо, если каждая большая литературная тема будет завершаться таким обобщением. Это проявляет и закрепляет особенности литературного произведения. Линейное обобщение дает возможность вспомнить и увидеть новым взором начало, продолжение темы и общую линию ее движения. Оно помогает действенно подготовить восприятие школьников любого возраста и заметно расширить поле понимания текста, на котором учитель потом будет работать.
  • Для работы по линейному обобщению необходимо подбирать в хронологии небольшие эпизоды, связанные одной темой. Подготовленные выборки должны быть снабжены информацией: автор, название, год написания.

      Число фрагментов, подобранных учителем, будет разниться в средних и старших классах. Ученикам средних классов стоит предъявлять 3-4 фрагмента; необходимо сначала прочесть их вслух и обсудить первые впечатления. Старшеклассники  способны реагировать на 5-7 (при регулярной работе – восемь) литературных примеров в рамках одной темы.

  • Для учащихся 8 класса можно предложить ряд произведений о первой любви: И. С. Тургенев  « Ася», «Первая любовь»; Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»; Г. Щербакова «Вам и не снилось», «Отчаянная осень», "Мальчик и девочка"; Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Г. Гордиенко «Соперницы из 8 «А», «Столичная штучка»; В. Тендряков «Весенние перевертыши».
  • Чистая и поэтическая любовь раскрывает перед юношами и девушками мир и самих себя, оставляет глубокий след в душах. Эта тема не стареет, она вечна и неподвластна времени.
  • Для учащихся 11 класса можно предложить ряд произведений о войне:                                                    В.В.Быков «Сотников»;  В. Астафьев «Прокляты и убиты»;  Б. Васильев «В списках не значился»,  «А зори здесь тихие»; В. Распутин «Живи и помни».
  • При работе над данным рядом произведений можно начать разговор о  прочитанных  книгах строчками  стихотворения  Ю. Друниной.                                                                                      Лирическая героиня известного стихотворения          Ю. Друниной утверждает: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».          
  • Согласны ли вы с этим высказыванием?
  • Докажите свое мнение на примере прочитанных произведений.
  • Какая сторона войны показана в

        данных произведениях?

  •  Чем она страшна?
  • Продолжая разговор о способах формирования пространства урока, остановлюсь на использовании в работе ассоциативных рядов.
  • 1 ассоциативный ряд. В 10-м классе при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» предлагаются 3 фрагмента, без указания авторов и названий.

   1.  На  другой  день  в  назначенное время я стоял уже за  скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. "Нас могут застать, - сказал он мне, - надобно поспешить". Мы сняли мундиры, остались  в одних камзолах и обнажили шпаги. В эту минуту из-за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Он  потребовал  нас  к  коменданту.  Мы  повиновались  с досадою; солдаты  нас  окружили,  и  мы  отправились  в  крепость   вслед  за  Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию… (А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гл. «Поединок») 

2. Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело. С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были «Шотландские пуритане», я читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом...

         Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.

          Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались…

    (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Гл. «Княжна Мери»)

3. В начале вашего пребывания в доме моего брата, когда я еще не отказывал себе в удовольствии беседовать с вами, мне случалось слышать ваши суждения о многих предметах; но, сколько мне помнится, ни между нами, ни в моем присутствии речь никогда не заходила о поединках, о дуэли вообще. Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете?..

     — Вот мое мнение, — сказал он. — С теоретической точки зрения дуэль — нелепость; ну, а с практической точки зрения — это дело другое.

     — То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения?

     — Вы вполне отгадали мою мысль.

     — Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности...

     — Из нерешимости, хотите вы сказать.

     — Это все равно-с; я выражаюсь так, чтобы меня поняли; я... не семинарская крыса. Ваши слова избавляют меня от некоторой печальной необходимости. Я решился драться с вами.

     (И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Гл. ХХІV). 

  • Подумать, какими известными авторами написаны произведения, из которых взяты цитаты? По каким признакам это можно предположить? (Общая тема – «Дуэль»)
  • 2 ассоциативный ряд. В 8 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» предлагаются 3 фрагмента, без указания   названий.
  • 1. Мчатся тучи, вьются тучи;
    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна.
    Еду, еду в чистом поле;
    Колокольчик дин-дин-дин...
    Страшно, страшно поневоле
    Средь неведомых равнин!
    <…>
    Вьюга злится, вьюга плачет;
    Кони чуткие храпят;
    Вот уж он далече скачет;
    Лишь глаза во мгле горят;
    Кони снова понеслися;
    Колокольчик дин-дин-дин...
    Вижу: духи собралися
    Средь белеющих равнин.

      (А.С. Пушкин. «Бесы»)

2. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.

         Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать - и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге.

       (А.С. Пушкин. «Метель»)

3. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

         Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены… Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

         Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»...

         Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».

     (А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гл. «Вожатый»)

     Подумать, из каких произведений А.С. Пушкина взяты цитаты? По каким признакам это можно предположить? (Общая тема – «Метель»)

  • 3 ассоциативный ряд.  При изучении творчества А.А. Блока предлагаются фрагменты стихотворений, без указания авторов и названий.
  •  1. О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    (Ф.Тютчев)
  • 2. Я тебе ничего не скажу,
    Я тебя не встревожу ничуть,
    И о том, что я молча твержу,
    Не решусь ни за что намекнуть.
    (А.Фет)

  • 3. Среди миров, в мерцании светил
    Одной звезды я повторяю имя...
    Не потому, чтоб я её любил,
    А потому, что я томлюсь с другими.
    (И. Анненский)
  • 4. О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней...
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней.
    (Ф.Тютчев)

  • 5. Любить иных тяжёлый крест,
    А ты прекрасна без извилин,
    И прелести твоей секрет
    Разгадке жизни равносилен.
    (Б. Пастернак)
  • 6.  Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
    И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило было,
    Желаний и надежд томительный обман..
    . (А. Пушкин. “Погасло дневное светило...”)
  • 7. Чем меньше женщину мы любим,
    Тем легче нравимся мы ей…
    (А. Пушкин. “Евгений Онегин”)
  • 8. Мне дорого любви моей мученье-
    Пускай умру, но пусть умру любя.
    (А. Пушкин. “К Наталье”)

  • 9. О да, любовь вольна как птица,
    Да всё равно – я твой!
    Да всё равно мне будет сниться

            Твой стан, твой огневой.  (А. Блок)

  • 10. Не верят в мире многие любви
    И тем счастливы; для иных она
    Желанье, порожденное в крови,
    Расстройство мозга иль виденье сна.
    (М.Ю.Лермонтов)       

Подумать, каким авторам принадлежат эти

строки? По каким признакам это можно

предположить?

 (Общая тема – «Любовь») 

В данном выступлении я не коснулась вопросов:

  • Автор – величина неизменная? Способы понимания авторской мысли.
  • Критические этюды на уроках – утверждение нелинейности литературных образов.
  • Пути расширения границ культурного поля учеников при изучении литературного произведения /  знакомство с ним.

  • Работая над данной темой, вижу, что выполнимы требования, которые ФГОС предъявляет к личностным результатам в сформированности «навыков продуктивного сотрудничества… в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и иных видах деятельности» .
  • Как учитель ставлю задачу научить ученика действовать в различных проблемных ситуациях, включая важнейшие компетенции в целеполагание курса, раздела, темы, урока. Именно в связи с этим и необходимо производить отбор содержания, позволяющего их формировать.

Библиография

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.                          http://standart.edu.ru/attachment.aspx 
  • ФГОС основного общего образования - утверждён приказом Минобрнауки  РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
  • ФГОС среднего (полного) общего образования - утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрирован Минюст РФ 07.06.2012 г. рег. № 24400
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (проект) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog=62/
  •  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Браже Т.Г. О литературе в школе. Книга для учителя. СПб.: МИРС, 2008.
  • Гордович К.Д. Современная русская литература: курс лекций. СПб., 2007.
  • Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству: уроки и внеклассная работа по литературе: Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.
  • Нелькин А.Г., Фураева Л.Д.Формы художественного мышления в русской литературе ХХ века: Рабочие тетради для учащихся 11 класса ОУ. СПб.: СМИО Пресс, 2005.
  • Пономарева Л.Д «Со струнами души созвучья согласуя…»: художественное речетворчество учащихся старших классов. СПб., 2004.
  • Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик. Оренбург: ОГПУ, 2000.
  • Свирина М.Н. Гамлет Цветаевой и её современников (Уроки-размышления в 11 классе) // Рыжкова Т.В., Свирина М.Н. Встреча с Цветаевой. СПб.: Фирма «Глагол», 2000, С.158-172.
  • Свирина М.Н. Культурный контекст на уроках литературы. Глава 3. – С.56. - Фирма «Глагол»: «Лита», 1999.
  • Свирина М.Н. Обращение к Пушкину // О Пушкине. Через 200 лет. / Сб.статей / Сост. Д.Н. Мурин. - СПб., 1999. – С.32-51.
  • Свирина М.Н. «У счастья нет завтрашнего дня». Повесть И.С. Тургенева «Ася» // Литература 8. Методические рекомендации / Сост. Н.М. Свирона. М.: Просвещение, 2004. С.128-141.
  • Терентьева Н.П. Внеклассная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. М.: Владос, 1999.
  • Харитонова О. «Раз в крещенский вечерок…»: Литературная игра для старшеклассников // Литература. 2000. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...

Воспитание нравственного национального идеала на уроках литературы в рамках ФГОС

Статья  в методический журнал о воспитании духовно - нравственных качеств учащихся  на основе произведений поэзии и прозы последних лет.  В статье делается акцент на произведения, несущ...

Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

Построение деятельности учителя физической культуры в рамках ФГОС

Учитель как личность – активно действующий субъект педагогического воздействия. Успех его педагогической деятельности определяется такими характеристиками , как педагогические навыки, способност...

Оценивание образовательных результатов обучающихся на уроках литературы в рамках ФГОС ОО

Федеральный государственный образовательный стандарт ООО определяет требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе реализации осно...