Способы построения и содержание урока литературы в рамках ФГОС
методическая разработка по литературе на тему
Выступление на районном методическом объединении (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы построения и содержание урока литературы в рамках ФГОС
- В связи с обновлением содержания образования в школе в условиях ФГОС, с определением сущности системно-деятельностного подхода в преподавании и обучении мне представляется обязательным обращение к поискам новых интересных форм работы. Учителю необходимо изучать различные педагогические технологии, овладевать разнообразными приемами и методами работы. Понимание этого подтолкнуло меня к участию в проекте «Школа цифрового века» Педагогического университета «Первое сентября».
В рамках данного проекта в течение учебного года занималась на дистанционных курсах «Способы построения и содержание интересного урока литературы»
Руководитель курсов Наталья Михайловна Свирина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
- Остановлюсь на отдельных вопросах данного курса, где приведу примеры использования некоторых приемов в своей практике.
Современный урок литературы – это интересный многоплановый урок.
- Огромную роль в нем играет завязка, являющаяся проблемным аспектом. Она помогает реализовать творческий потенциал учеников разных возрастных групп.
В чем особенности завязки как конструктивного момента урока?
- Завязка позволяет «зацепить» ученика в самом начале урока. Она помогает удивить, привлечь внимание, заставить проснуться мысль – и победить рассеянность, лень, нежелание включаться. Это первый шаг, момент в развитии дальнейших событий. Ученик оказывается в положении человека, к которому обращаются с неожиданным и обязательно интересным для него вопросом/заданием.
- Завязка помогает организовать внимание учеников и активизировать их воображение. Она же развивает и сам урок, позволяет сразу уйти в анализ/чтение, аналитическое или комментированное чтение текста, минуя часто малоинтересные вопросы, сбивчивый и утомляющий класс пересказ.
- Завязка урока имеет своей целью привлечение внимания учеников, заставляет их самостоятельно думать, воображать, фантазировать, предполагать, делать умозаключения, не боясь получения плохой отметки. Такая завязка становится составной частью урока. Ученики привыкают к тому, что урок начинается с первых слов учителя. Эта привычка позволяет постепенно усложнять завязку урока, тем самым обеспечивая уже не только внимание и устойчивый интерес к уроку, но и последовательное литературное развитие школьников за счет навыка «включения в текст».
Вопрос / задание для завязки урока
должны быть:
- посильными для возраста;
- неожиданными по содержанию;
- интересными по сути;
- базирующимися на предшествующих литературных / общекультурных знаниях (на ранних стадиях базой может стать, как правило, только личный жизненный опыт школьника);
- настраивающими учеников на тему урока;
- способствующими литературному развитию школьника.
Такую роль, на мой взгляд, могут играть
следующие вопросы-завязки:
1) 6 класс. В.Г. Распутин «Уроки французского». Взаимоотношения главного героя с окружающими.
- Какие понятия противопоставлены в словах Бориса Пастернака «Верю я, придет пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра»?
- Поступки каких героев
рассказа могут быть
соотнесены с этими
понятиями?
2) 8 класс. Внеклассное чтение. А. Грин «Алые паруса».
- Что такое мечта?
- Есть ли у вас мечта?
- Когда исполняются мечты?
- Книга "Алые паруса" - волшебная, в ней тайна, которая по сей день скрыта от большинства читателей. О какой же тайне идет речь? Постройте ассоциативную цепочку, связанную со словом "тайна", опираясь на текст… (Тайна - секрет - "Секрет" - корабль - алые паруса)
- Какая же тайна скрывается в алых парусах? Попробуем отыскать. Отправляемся в путь вслед за алыми парусами.
- 3) 10 класс. А.И. Гончаров «Обломов». «Огонь любви, огонь мятежный» (Штольц – Ольга – Обломов – Пшеницына).
- Как понимаете слова Андрея Вознесенского «Живите при сейчас, любите при всегда»?
- Любовь – это всегда «огонь» или нет? Чем она отличается от страсти?
- Обязательно ли огонь любви бывает «мятежным»? Что значит это слово?
- Как, по-вашему, любовь – постоянное чувство или может прийти и уйти?
- Как вы думаете, сколько раз человек может любить по-настоящему? От чего это зависит?
- Отличие вопросов/заданий для завязки уроков в средних и старших классах
- Завязка урока может формировать общность темы, закрепляя в сознании школьника – особенно ученика 5-7-го (часто и 8-го) классов – определенные положительные впечатления от двух-трех произведений, изучаемых последовательно в одном, а иногда и в разных разделах программы. В средних классах это особенно важно, так как заданий обобщающего характера еще мало, но важно не потерять впечатления школьников от тех произведений, к которым необходимо вернуться на следующем этапе возрастного и литературного развития. Оптимальным будет задание творческого характера, ориентированное на посильное возрасту обобщение и дальнейшее общение с текстом / темой.
- В 9 классе завязка важна для формирования позитивного отношения к классической литературе. Имеет смысл двигаться при обдумывании завязки урока в следующих направлениях:
- Идя от ассоциации, через ее развертывание в индивидуальный план произведении.
- Ориентируясь на имеющиеся представления девятиклассников о жизни и культуре ХІХ века.
- Требуя от ученика объяснения какой-то странности.
- В 10-м - 11-м классах можно укрупнять масштаб этих вопросов / заданий. Это связано с необходимостью обобщения читательского опыта. Потому в центре внимания завязки уроков, тяготеющие к процессу обобщения, сравнения, сопоставления.
- Говоря о способах формирования пространства урока, следует остановиться на основной идее методического способа работы с микротекстом
- Это возможность за счет укрупнения плана текста словно бы остановить урок, заострив внимание школьников на посильном возрасту эпизоде, фрагменте, строфе конкретным, прямым вопросом или заданием. Конкретизация ведет к перечитыванию фрагмента для решения небольшой, но яркой задачи (загадки, странности, закономерности), существующей в тексте. Способ конкретизации хорош тогда, когда учитель хочет повести урок в глубь текста, в тот его смысл, который может быть воспринят школьниками. Чем раньше учитель поставит учеников в условия, когда, не объяснив смысл слова или другой единицы текста, бессмысленно о чем-то говорить на уроке, тем быстрее появится возможность научить школьника слышать слово и пытаться самому понять его значение в тексте, в речи. Условием реализации этого методического способа становится прямое предъявление текста на уроке. Необходимым является вопрос с последующим быстрым разворотом во весь текст от микротекста. Вопрос обязательно должен обратить школьников к перечитыванию предложенного фрагмента. Эта методика может быть реализована на любой стадии изучения произведения. Основная идея предложенного метода – привлечь внимание к слову, озадачить школьников его смыслом, несмотря на кажущуюся очевидность, ясность, с тем, чтобы приучить читать и выражать свои мысли.
- Следующий м омент - «линейное обобщение» (хронологическое, сопоставительное) - это возможность увидеть по-новому и собрать воедино впечатления от литературных произведений, изученных в разные годы.
- Очень хорошо, если каждая большая литературная тема будет завершаться таким обобщением. Это проявляет и закрепляет особенности литературного произведения. Линейное обобщение дает возможность вспомнить и увидеть новым взором начало, продолжение темы и общую линию ее движения. Оно помогает действенно подготовить восприятие школьников любого возраста и заметно расширить поле понимания текста, на котором учитель потом будет работать.
- Для работы по линейному обобщению необходимо подбирать в хронологии небольшие эпизоды, связанные одной темой. Подготовленные выборки должны быть снабжены информацией: автор, название, год написания.
Число фрагментов, подобранных учителем, будет разниться в средних и старших классах. Ученикам средних классов стоит предъявлять 3-4 фрагмента; необходимо сначала прочесть их вслух и обсудить первые впечатления. Старшеклассники способны реагировать на 5-7 (при регулярной работе – восемь) литературных примеров в рамках одной темы.
- Для учащихся 8 класса можно предложить ряд произведений о первой любви: И. С. Тургенев « Ася», «Первая любовь»; Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»; Г. Щербакова «Вам и не снилось», «Отчаянная осень», "Мальчик и девочка"; Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Г. Гордиенко «Соперницы из 8 «А», «Столичная штучка»; В. Тендряков «Весенние перевертыши».
- Чистая и поэтическая любовь раскрывает перед юношами и девушками мир и самих себя, оставляет глубокий след в душах. Эта тема не стареет, она вечна и неподвластна времени.
- Для учащихся 11 класса можно предложить ряд произведений о войне: В.В.Быков «Сотников»; В. Астафьев «Прокляты и убиты»; Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие»; В. Распутин «Живи и помни».
- При работе над данным рядом произведений можно начать разговор о прочитанных книгах строчками стихотворения Ю. Друниной. Лирическая героиня известного стихотворения Ю. Друниной утверждает: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».
- Согласны ли вы с этим высказыванием?
- Докажите свое мнение на примере прочитанных произведений.
- Какая сторона войны показана в
данных произведениях?
- Чем она страшна?
- Продолжая разговор о способах формирования пространства урока, остановлюсь на использовании в работе ассоциативных рядов.
- 1 ассоциативный ряд. В 10-м классе при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» предлагаются 3 фрагмента, без указания авторов и названий.
1. На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. "Нас могут застать, - сказал он мне, - надобно поспешить". Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. В эту минуту из-за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Он потребовал нас к коменданту. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию… (А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гл. «Поединок»)
2. Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело. С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были «Шотландские пуритане», я читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом...
Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались…
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Гл. «Княжна Мери»)
3. В начале вашего пребывания в доме моего брата, когда я еще не отказывал себе в удовольствии беседовать с вами, мне случалось слышать ваши суждения о многих предметах; но, сколько мне помнится, ни между нами, ни в моем присутствии речь никогда не заходила о поединках, о дуэли вообще. Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете?..
— Вот мое мнение, — сказал он. — С теоретической точки зрения дуэль — нелепость; ну, а с практической точки зрения — это дело другое.
— То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения?
— Вы вполне отгадали мою мысль.
— Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности...
— Из нерешимости, хотите вы сказать.
— Это все равно-с; я выражаюсь так, чтобы меня поняли; я... не семинарская крыса. Ваши слова избавляют меня от некоторой печальной необходимости. Я решился драться с вами.
(И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Гл. ХХІV).
- Подумать, какими известными авторами написаны произведения, из которых взяты цитаты? По каким признакам это можно предположить? (Общая тема – «Дуэль»)
- 2 ассоциативный ряд. В 8 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» предлагаются 3 фрагмента, без указания названий.
- 1. Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
<…>
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
(А.С. Пушкин. «Бесы»)
2. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать - и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге.
(А.С. Пушкин. «Метель»)
3. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены… Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гл. «Вожатый»)
Подумать, из каких произведений А.С. Пушкина взяты цитаты? По каким признакам это можно предположить? (Общая тема – «Метель»)
- 3 ассоциативный ряд. При изучении творчества А.А. Блока предлагаются фрагменты стихотворений, без указания авторов и названий.
- 1. О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! (Ф.Тютчев)
- 2. Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть. (А.Фет)
- 3. Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я её любил,
А потому, что я томлюсь с другими. (И. Анненский)
- 4. О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней. (Ф.Тютчев)
- 5. Любить иных тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен. (Б. Пастернак) - 6. Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило было,
Желаний и надежд томительный обман... (А. Пушкин. “Погасло дневное светило...”) - 7. Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей… (А. Пушкин. “Евгений Онегин”)
- 8. Мне дорого любви моей мученье-
Пускай умру, но пусть умру любя. (А. Пушкин. “К Наталье”)
- 9. О да, любовь вольна как птица,
Да всё равно – я твой!
Да всё равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой. (А. Блок)
- 10. Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна. (М.Ю.Лермонтов)
Подумать, каким авторам принадлежат эти
строки? По каким признакам это можно
предположить?
(Общая тема – «Любовь»)
В данном выступлении я не коснулась вопросов:
- Автор – величина неизменная? Способы понимания авторской мысли.
- Критические этюды на уроках – утверждение нелинейности литературных образов.
- Пути расширения границ культурного поля учеников при изучении литературного произведения / знакомство с ним.
- Работая над данной темой, вижу, что выполнимы требования, которые ФГОС предъявляет к личностным результатам в сформированности «навыков продуктивного сотрудничества… в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и иных видах деятельности» .
- Как учитель ставлю задачу научить ученика действовать в различных проблемных ситуациях, включая важнейшие компетенции в целеполагание курса, раздела, темы, урока. Именно в связи с этим и необходимо производить отбор содержания, позволяющего их формировать.
Библиография
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. http://standart.edu.ru/attachment.aspx
- ФГОС основного общего образования - утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
- ФГОС среднего (полного) общего образования - утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрирован Минюст РФ 07.06.2012 г. рег. № 24400
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ (проект) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog=62/
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- http://standart.edu.ru>catalog.aspx?Catalog=985
- history.standart.edu.ru
- Браже Т.Г. О литературе в школе. Книга для учителя. СПб.: МИРС, 2008.
- Гордович К.Д. Современная русская литература: курс лекций. СПб., 2007.
- Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству: уроки и внеклассная работа по литературе: Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.
- Нелькин А.Г., Фураева Л.Д.Формы художественного мышления в русской литературе ХХ века: Рабочие тетради для учащихся 11 класса ОУ. СПб.: СМИО Пресс, 2005.
- Пономарева Л.Д «Со струнами души созвучья согласуя…»: художественное речетворчество учащихся старших классов. СПб., 2004.
- Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик. Оренбург: ОГПУ, 2000.
- Свирина М.Н. Гамлет Цветаевой и её современников (Уроки-размышления в 11 классе) // Рыжкова Т.В., Свирина М.Н. Встреча с Цветаевой. СПб.: Фирма «Глагол», 2000, С.158-172.
- Свирина М.Н. Культурный контекст на уроках литературы. Глава 3. – С.56. - Фирма «Глагол»: «Лита», 1999.
- Свирина М.Н. Обращение к Пушкину // О Пушкине. Через 200 лет. / Сб.статей / Сост. Д.Н. Мурин. - СПб., 1999. – С.32-51.
- Свирина М.Н. «У счастья нет завтрашнего дня». Повесть И.С. Тургенева «Ася» // Литература 8. Методические рекомендации / Сост. Н.М. Свирона. М.: Просвещение, 2004. С.128-141.
- Терентьева Н.П. Внеклассная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. М.: Владос, 1999.
- Харитонова О. «Раз в крещенский вечерок…»: Литературная игра для старшеклассников // Литература. 2000. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-232139-1364805686.jpg)
Воспитание нравственного национального идеала на уроках литературы в рамках ФГОС
Статья в методический журнал о воспитании духовно - нравственных качеств учащихся на основе произведений поэзии и прозы последних лет. В статье делается акцент на произведения, несущ...
Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"
данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-97779-1355246960.jpg)
Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»
Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...
Построение деятельности учителя физической культуры в рамках ФГОС
Учитель как личность – активно действующий субъект педагогического воздействия. Успех его педагогической деятельности определяется такими характеристиками , как педагогические навыки, способност...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735822-1452695052.jpg)
Оценивание образовательных результатов обучающихся на уроках литературы в рамках ФГОС ОО
Федеральный государственный образовательный стандарт ООО определяет требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе реализации осно...