Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по литературе на тему

Паршина Лилия Алексеевна

Рабочие программы по русскому языку и литературе  5-10 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmy.zip608.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В. Зимина» города Калуги

Рассмотрено                                                                                Утверждено

на методическом объединении                                                 на заседании педсовета

   .08.2013г.                                                                                 Протокол №1 от   .08.2013г.

Руководитель методического

объединения______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 7 класса

на 2014 – 2015 учебный год

                                                                    Паршина Лилия Алексеевна

                                                                   учитель русского языка

и литературы

КАЛУГА 2014

Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 70 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Общая характеристика предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

   Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

- осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цели обучения:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

 


Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

Знать и понимать:

- образную природу словесного искусства;

- Содержание изученных литературных произведений;

- Основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

Воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику герою.

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выделять авторскую позицию.

- выражать свое отношение к прочитанному.

- выразительно читать произведение( или фрагмент), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста ( устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе

(справочная литература, периодика, телевидение).

 

Раздел III. Учебно-тематический план.

№ в теме

Тема

дата

Блок 1. Введение. 1 час

Урок 1

1

Читайте не торопясь.

Блок 2. Устное народное творчество.  4 часа.

Урок 2.

1

Былины, их жанровые особенности.  «Вольга и Микула Селянинович».

Урок 3.

2

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца

Урок 4.

3

Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

Урок 5.

4

Отражение жизни народа в пословицах и поговорках.

Блок 3. Древнерусская литература.  3 часа (2+1 р.р.)

Урок 6.

1

«Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.

Урок 7.

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.

Урок 8.

3

Р.Р. Сочинение на предложенную тему.

Блок 4. Русская литература XVIII века. 2 часа.

Урок 9.

1

М. В. Ломоносов. Особенность жанра оды.

Урок 10.

2

 

Г. Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие лирики.

Блок 5. Русская литература XIX века.

29 часов (24 + 3 р.р. + 2 к.р.)

Урок 11.

1

В. А. Жуковский. «Лесной царь». Особенности романтизма.

Урок 12.

2

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

Урок 13.

3

«Медный всадник». Тема судьбы в поэме.

Урок 14.

4

 «Полтава».  Образ Петра Первого.

Урок 15.

5

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Особенности драматического произведения.

Урок 16.

6

К.Р. Контрольное тестирование.

Урок 17.

7

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок 18.

8

Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы.

Урок 19.

9

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…».

Урок 20.

10

Р.Р. Сочинение-анализ лирического произведения.

Урок 21.

11

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Отец и сыновья. Характеры главных героев.

Урок 22.

12

Жизнь Запорожской Сечи. Роль пейзажа в повести.

Урок 23.

13

Отец и сыновья. Три смерти.

Урок 24.

14

Р.Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Урок 25.

15

В/ч по рассказу «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем»

Урок 26.

16

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», Два богача».

Урок 27.

17

Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Урок 28.

18

Вн/чт. По рассказам И. С. Тургенева.

Урок 29.

19

Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». История России в поэме.

Урок 30.

20

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни.

Урок 31.

21

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сказки.

Урок 32.

22

Особенности сатиры в сказке «Дикий помещик».

Урок 33.

23

Р.Р. Особенности сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина.

Урок 34.

24

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Урок 35.

25

Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Урок 36.

26

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

Урок 37.

27

 Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Урок 38.

28

 Вн/чт. Приёмы создания комического в рассказах Чехова.

Урок 39.

29

К.Р. Контрольное тестирование.

Блок 6. Русская литература XX века. 23 часа (19 + 3 р.р. + 1 к.р.)

Урок 40.

1

И. А. Бунин. Философия рассказа «Цифры».

Урок 41.

2

Рассказ «Лапти». Проблема гуманизма в рассказе.

Урок 42.

3

Стихотворения русских поэтов о родной природе.

Урок 43.

4

М. Горький.  Автобиографический характер повести «Детство».

Урок 44.

5

Характеристика положительных героев.

Урок 45.

6

Анализ эпизода «Пожар».

Урок 46.

7

Р.Р. Сочинение по повести М. Горького «Детство».

Урок 47.

8

Романтический характер легенды «Данко».

Урок 48.

9

В. Маяковский. «Необычайное приключение…». «Хорошее отношение к лошадям». Особенности лексики поэта.

Урок 49.

10

 Л. Н. Андреев «Кусака».  Нравственная проблема рассказа.

Урок 50.

11

А. П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека.

Урок 51.

12

Тема доброты в рассказе «Неизвестный цветок».

Урок 52.

13

Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади».

Урок 53.

14

 Р.Р. Сочинение «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?»

Урок 54.

15

Е. И. Носов «Кукла».  Тема нравственности.

Урок 55.

16

«Живое пламя». Мотив памяти в рассказе.

Урок 56.

17

Ю. П. Казаков «Тихое утро».  Герои рассказа и их поступки.

Урок 57.

18

На дорогах войны. Стихотворения А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова.

Урок 58.

19

«Тихая моя родина…» Стихотворения поэтов XX века о природе.

Урок 59.

20

Р.Р. Сочинение на материале стихотворений поэтов XX века.

Урок 60.

21

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...».

Урок 61.

22

Д.С. Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

Урок 62.

23

К.Р. Контрольное тестирование. 

Блок 7. Зарубежная литература. 8 часов.

Урок 63.

1

Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Урок 64.

2

Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения.

Урок 65.

3

Японские хокку. Особенности японской поэзии.

Урок 66.

4

 О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Урок 67.

 5

Д. Олдридж «Отец и сын».

Урок 68.

6

 «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек».

Урок 69.

7

Резервный урок.

Урок 70.

8

Резервный урок.

Раздел IV. Содержание программы учебного предмета.

 

Содержание

 уроки

Развитие

речи

Контрольные работы

Всего

  1. Введение.

1

1

  1. Устное народное творчество

4

 

4

  1. Древнерусская литература.

2

1

3

  1. Русская литература XVIII века.

2

2

  1. Русская литература XIX века.

24

3

2

29

  1. Русская литература XX века.

19

3

1

23

  1.  Зарубежная литература.

 8

 8

Итого

 60

7

3

70

Блок 1. Введение. 1 час. Читайте не торопясь.

Блок 2. УНТ. 4 часа. Былины, их жанровые особенности.  «Вольга и Микула Селянинович».

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца Новгородский цикл былин. Былина «Садко». Отражение жизни народа в пословицах и поговорках.

Блок 3. Древнерусская литература. 3 часа (2+1). «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.

Блок 4. Русская литература XVIII века. 2 часа. М. В. Ломоносов. Особенность жанра оды. Г. Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие лирики.

Блок 5. Русская литература XIX века. 29 часов (24+3+2).

В. А. Жуковский. «Лесной царь». Особенности романтизма.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. «Медный всадник». Тема судьбы в поэме. «Полтава».  Образ Петра Первого. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Особенности драматического произведения.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Сочинение-анализ лирического произведения.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Отец и сыновья. Характеры главных героев. Жизнь Запорожской Сечи. Роль пейзажа в повести. Отец и сыновья. Три смерти. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В/ч по рассказу «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», Два богача». Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бирюк». Вн/чт. По рассказам И. С. Тургенева.

Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». История России в поэме. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сказки. Особенности сатиры в сказке «Дикий помещик». Особенности сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина.

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». Вн/чт. Приёмы создания комического в рассказах Чехова.

Блок 6. Русская литература XX века. 23 часа (19+3+1).

И. А. Бунин. Философия рассказа «Цифры». Рассказ «Лапти». Проблема гуманизма в рассказе. Стихотворения русских поэтов о родной природе.

М. Горький.  Автобиографический характер повести «Детство». Характеристика положительных героев. Анализ эпизода «Пожар». Сочинение по повести М. Горького «Детство». Романтический характер легенды «Данко».

В. Маяковский. «Необычайное приключение…». «Хорошее отношение к лошадям». Особенности лексики поэта.

Л. Н. Андреев «Кусака».  Нравственная проблема рассказа.

А. П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Тема доброты в рассказе «Неизвестный цветок».

Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади». Сочинение «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?»

Е. И. Носов «Кукла».  Тема нравственности. «Живое пламя». Мотив памяти в рассказе.

Ю. П. Казаков «Тихое утро».  Герои рассказа и их поступки.

На дорогах войны. Стихотворения А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова.

«Тихая моя родина…» Стихотворения поэтов XX века о природе. Сочинение на материале стихотворений поэтов XX века.

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Д.С. Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

Блок 7. Зарубежная литература. 8 часов.

Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Д

ж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения.

Японские хокку. Особенности японской поэзии.

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Д. Олдридж «Отец и сын». «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек». Резервный урок.

         

Радел V. Формы и средства контроля.

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащеюся, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

Раздел VI. Перечень учебно-методических средств обучения

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Коровина В.Я. Литература: 7 класс.: Метод. Советы.- М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе

Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...