В гостях у сказки
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Игошина Лариса Анатольевна

Литературная викторина для учащихся 5-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_skazki.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

(литературная викторина)

Оформление:

  1. Рисунки ребят
  2. Выставка книг (сказок)

Звучит музыка

1 ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех, кто пришел к нам, кто по-настоящему любит сказки.

2 ведущий:

Хорошая сказка – это просто праздник. Вот и сегодня мы вас пригласили на праздник – литературную викторину «В гостях у сказки».

1 ведущий:

В викторине принимают участие 2 команды  команда № 1 и команда № 2– поприветствуем их.

А теперь давайте выберем жюри, которое будет оценивать наши команды.

2 ведущий:

Падают снежинки, медленно кружась,

Детвора на праздник дружно собралась.

- Кто не любит сказок? – спросим у ребят.

- Мы таких не знаем! – хором закричат.

1 ведущий:

Как прекрасно слушать целый зимний день

Пушкинские сказки. Это нам не лень!

2 ведущий:

Сказки, сказки – ярмарка чудес.

Мир волшебный, разноцветный лес.

1 ведущий:

Крылья сказок тихо-тихо шелестят,

Значит, в гости к нам они летят.

Звучит музыка

Театральная пауза 1

«Сказка о царе Салтане…» №  1 (эпизод с белкой)

1 конкурс

2 ведущий:

Первым конкурсом для наших команд будет несложное задание – придумать название для своей команды.

(команды совещаются 3 мин.)

Жюри оценивает команды по пятибалльной системе.

Театральная пауза 2

«Золотой ключик»

2 конкурс

1 ведущий:

А в этом конкурсе мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете героев сказок. Мы вам будем зачитывать описание сказочного героя, а вы должны будете угадать. Кого мы имеем в виду (вопросы каждой команде по очереди)

  • Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели и ее саму, и ее бабушку. (Красная шапочка. Из одноименной сказки Ш.Перро).
  • Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться. (Людоед. Ш.Перро «Кот в сапогах»).
  • Этот герой внешне совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги у него халат, вместо шлема – белая шапочка, на носу очки, а в руках – саквояж. Но как и богатыри, он совершает настоящие подвиги. Только он никого не убивает, а наоборот – лечит. (Доктор Айболит. Из одноименной сказки К.Чуковского).
  • Эта девочка очень много путешествовала – по воде, по воздуху, по суше. Даже под землей побывала, в норе у одной пожилой серенькой мышки. А прославилась она своей добротой и очень маленьким ростом. (Дюймовочка. Из одноименной сказки Х.К.Андерсена).
  • Этот великан необычный. В отличие от других великанов он освоил немало профессий: был милиционером, моряком, летчиком… и всегда приходил на помощь маленьким детям. (Дядя Степа. Из одноименного стихотворения С.Михалкова).
  • Этот герой собирался стать артистом, но его карьеру чуть не погубили пять золотых монет. У него есть двойник в сказке писателя Карло Коллоди. (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
  • Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, любит животных. Уехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель в свободное время занимается фотоохотой. (Дядя Федор. Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»).
  • Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. (Золушка. Из одноименной сказки Ш.Перро).
  • Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой температуры. (Карлсон. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»).
  •  Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него было много друзей: медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие. (Маугли. Из одноименного произведения Р.Киплинга).
  • Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина. А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
  • Этот мальчишка очень непослушный и очень любопытный, самый упрямый и самый задиристый. В школу он не ходил, но сам учился писать стихи, играть на трубе и рисовать портреты. (Незнайка. Н.Носов. «Приключения незнайки и его друзей»).

1 ведущий:

Молодцы, ребята. Сейчас жюри подведет итоги конкурса.

(Слово предоставляется жюри)

Театральная пауза 3

«Сказка о мертвой царевне…» №  1 (царица с зеркальцем)

3 конкурс

1 ведущий:

Ребята, этот конкурс мы назвали «Немое кино», а задание заключается в том, чтобы без слов, только с помощью мимики и жестов изобразить сказочного героя. А зрители должны будут догадаться, что это за герой.

2 ведущий:

Пока готовятся наши команды, проверим, насколько хорошо помнят сказки наши зрители.

Игра со зрителями

1 ведущий:

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж…

Сказку заново прочтешь!

В этой книжке – именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил.

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

(«Муха-Цокотуха»)

2 ведущий:

Скок-поскок, скок-поскок –

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу-девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный… (Горбунок)

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребенку

И называется… («Три поросенка»)

Унесла его лиса

За далекие леса.

Но придет на помощь кот,

Своего дружка спасет!

Открывай, лиса, мешок –

Ты свободен, петушок!

Петя, Петя, петушок,

Золотой… (гребешок)

Знают куколка Мальвина

И веселый Буратино:

Если враг со всех сторон,

Победит в бою неравном

Верный друг – надежный, славный,

Храбрый пудель… (Артемон)

Подарит новое корыто,

И новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

С ней вместе уплывет удача!

Исчезнет все,

И в море зыбком

Растает золотая… (рыбка)

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется… («По щучьему велению»)

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведем…

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно:

Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)

Всех грязнуль отчистит быстро,

Всех нерях умоет чисто

Умывальников начальник

И мочалок командир –

Знаменитый… (Мойдодыр)

Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга:

В царство льда умчался Кай.

Герда, Герда, выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

В сказке… («Снежная королева»)

Волк догнать его не может!

Заяц смел, но осторожен:

Хоть на шаг, да впереди

В мультике… («Ну, погоди!»)

Представители команд изображают сказочных героев.

1 ведущий:

Ждем оценок жюри.

Театральная пауза 4

«Сказка о царе Салтане…» №  2 (три девицы)

4 конкурс

2 ведущий:

Следующий конкурс мы посвятили сказкам великого русского поэта А.С.Пушкина. Попросим команду № 1 вспомнить, о какой сказке Пушкина идет речь в этих строках:

Царь с царицею прощается,

В путь-дорогу снаряжается,

А когда он возвращается,

Дочка малая рождается.

Да растит ее не мать-царица,

А мачеха красавица.

И царевну молодую

Отправляет в глушь лесную,

Под сосной бросает там

На съедение волкам.

Суждено девице кроткой

Терем увидать на тропке,

Встретить семь богатырей

И заснуть в хрустальном гробе,

Что разбил со силы всей

Королевич Елисей.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

1 ведущий:

Вопрос команде № 2: о какой сказке А.С.Пушкина здесь говорится:

Сейчас потолкуем о сказке другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит,

О жадной старухе рассказ тут пойдет.

А жадность, ребята, к добру не ведет…

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

2 ведущий:

А как называется эта сказка А.С.Пушкина? вопрос команде № 1:

Этот царь войну любил.

Всем соседям он грозил.

Но когда подкралась старость

Самому царю досталось

От соседей удалых

И от ратей их лихих.

Думать царь забыл про отдых.

Что там сон! Да сколько раз

Слезы брызгали из глаз!

И решился царь с заботой обратиться к звездочету.

Звездочет коварный был:

Все он войско погубил

Вместе с царскими сынами.

А виновница – девица,

Шамаханская царица, -

Вышла замуж за царя.

Да женился-то он зря:

Не успел девицу в терем привезти –

Умер царь от птицы в город на пути.

(«Сказка о золотом петушке»)

1 ведущий:

Как называется эта сказка? – вопрос команде № 2:

Что жадность, ребята, к добру не ведет

И жадный не дальше корыта уйдет,

Про то повествуется в сказке про плотника,

Повара. Конюха и на все руки работника.

Парень служил славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелчка по лбу

Да за простую полбу.

Только жадность меры не знает,

И жадного частенько настигает.

И ради денег большого мешка

Лишился хозяин и ума, и языка.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Театральная пауза 5

«Мойдодыр»

2 ведущий:

А теперь вопросы командам по героям сказок А.С.Пушкина:

  • какие героини сказок Пушкина имели четыре глаза на троих и почему? (Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. Гвидон, превратившийся в комара, сделал слепыми на один глаз тетушек, а бабушку пожалел и ужалил в нос)
  • что общего между тридцатью тремя богатырями А.С.Пушкина и человеком-амфибией? (Все эти герои живут и в воде, и на суше)
  • какая героиня сказок Пушкина сумела победить три царских войска, погубить трех царей и потом исчезнуть бесследно? (Шамаханская царица. Возле ее шатра погибли войска Дадона, двух его сыновей, а также сами сыновья, а затем и царь Дадон от удара клювом золотого петушка у ворот столицы)
  • для чего Балда поймал в лесу двух зайцев? (Один заяц убежал в лес. Он должен был «участвовать» в кроссе. А другого зайца, якобы обежавшего вокруг моря, Балда держал в руках)
  • назовите героиню сказок Пушкина, которая четыре раза превращалась в женщин разных сословий благодаря доброй волшебнице. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». Она была богатой крестьянкой, столбовой дворянкой, вольной царицей и опять бедной старухой)
  • какой загадочный герой сказок Пушкина был разведчиком, пограничником, имел отношение к золоту и умел убивать по приказу подобно героям американских боевиков? (Золотой петушок. Он «стал стеречь… границы», предупреждал об опасности («чуть опасность где видна…»), был золотым, а также убил Дадона)
  • назовите героиню сказки Пушкина, которая умела выполнять работу в доме без служанок, хотя сама была из царской семьи. (Царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»):

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку

. . . . . .

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберет и приготовит,

Им она не прекословит.

  • назовите героиню сказки Пушкина, которой не нужно было ни ночное, ни дневное освещение. (Царевна-Лебедь):

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

  • какой герой сказки Пушкина ел за четверых, а работал за семерых? (Балда)
  • какая героиня сказки Пушкина умела одарить и богатством большим, и чинами высокими? (Золотая рыбка)

1 ведущий:

Ждем оценок жюри.

Театральная пауза 6

«Сказка о мертвой царевне…» №  2 (богатыри)

Театральная пауза 7

«Сказка о мертвой царевне…» №  3 (обращение Елисея)

5 конкурс

2 ведущий:

А следующий конкурс называется «Юные иллюстраторы».

Согласитесь, книгу с картинками читать гораздо интереснее. Ведь картинки помогают нам лучше представить себе героев и события. Давайте вспомним, к каким сказкам мы нарисовали иллюстрации (по очереди каждой команде показываем иллюстрации) 

1 ведущий:

Ждем оценок жюри.

Театральная пауза 8

«Кошкин дом»

Подведение итогов. Награждение победителей.

2 ведущий:

Вот и подошел к концу наш праздник.

1 ведущий:

Как здорово, что в сказках все сложно и не сложно,

Конец у них счастливый, недолгая беда.

2 ведущий:

А то, что необычно и то, что невозможно,

Обычным и возможным становится всегда.

1ведущий:

Спасибо всем участникам команд за интересную игру, а зрителям – за поддержку! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"

Урок – театрализованное представлениеФестиваль  «В гостях у Сказки»...

"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.

Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница:  Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси – ...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...