Урок литературы в 7 классе «А. Платонов «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Курпанова Татьяна Петровна

Урок знакомит учащихся  ещё с одним произведением из художественного наследия писателя.  Это небольшой рассказ о человеке с большим, добрым сердцем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по  литературе в  7 классе

Учитель: Курпанова Татьяна Петровна

Предмет:  литература

Класс: 7 А класс

Тема: «А. Платонов  «Юшка».  Юшка – незаметный герой с большим сердцем»  (1 урок)

Дата проведения:  5.03.2015

Тип  урока:    открытие новых знаний.

 Технологии: технология критического мышления, ИКТ.

    Формы работы: групповая, фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Продолжительность урока: 40 минут

Оборудование: Литература. 7 класс. Учеб. – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2./ Авт. – сост. В.Я. Коровина. – 10-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2003. ; раздаточный материал с таблицей;  Толковый словарь,  ноутбук,    мультимедиапроектор, мультимедийная презентация.

Цели образовательные:

- продолжить знакомство с творчеством А.  Платонова;

- способствовать совершенствованию умения давать характеристику герою, определять тему и идею рассказа

цели развивающие:

- создание условий для  развития  навыков парной и групповой работы,

- способствовать развитию навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

 - создать условия для развития умения   строить связное высказывание, выражать собственную аргументированную точку зрения на героев, соглашаясь или не соглашаясь с точкой зрения автора и других участников беседы

цели воспитательные:

- способствовать  воспитанию духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;

- создать условия для воспитания уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Ход урока.

  1. «Зорко одно лишь сердце.

      Самого главного глазами не увидишь...»            

Антуан де Сент-Экзюпери.

                                                 2. «Сердце в людях бывает слепое».

                                                                             А. Платонов.

  1. Оргмомент.

Ребята, здравствуйте. Сегодня  нам предстоит сложная, но очень интересная работа. Мы с вами будем анализировать прочитанный вами дома рассказ А. Платонова «Юшка».  Дадим характеристику главному герою. Я думаю, каждый из вас, знакомясь с этим произведением, уже составил какое-то представление и о главном герое, и о его поступках, и о тех людях, которые его окружали, и, наверное, даже об авторе рассказа.

  1. Стадия «Вызов».  Прием «мозговой штурм».
  1. Работа в парах.  Записывают все, что знают об А. Платонове и его творчестве. Обсуждают записанное, добавляют, исправляют.
  2. Озвучивают записанное.
  3. Мы с вами вспомнили все, что знали о творчестве А. Платонова. А что бы вы хотели узнать о нем? Запишите, пожалуйста.

Знал

Хочу узнать

Узнал

  1. А теперь посмотрим небольшую презентацию (Приложение1), рассказывающую о биографии писателя и его творческом пути. По ходу рассказа заполните, пожалуйста, вторую графу таблицы.  

 2. Обсуждение записанного.

  -  Чем интересен портрет писателя, его личность? На все ли интересующие вас  вопросы  ответили?  

  1. Ребята,  тема нашего урока: «  Юшка – незаметный герой с большим сердцем».  Как вы понимаете слово «герой»? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?      Давайте составим кластер, помогающий  понять значение слова «герой».

    бесстрашный                             Смелый

 совершает                     ГЕРОЙ

подвиг                                                   отважный

 

        

главное  действующее                                 сильный духом

лицо лит -ого произведения                          

Вывод. У этого слова как минимум 2 значения :

 ГЕРО́Й

Мужской род

Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги.

"Герои Великой Отечественной войны"

Главное действующее лицо литературного произведения.

"Г. трагедии"

  1. А как вы понимаете метафору « большое сердце»? Какой человек может иметь такое сердце?  (Сердце, любви которого хватит на всех людей, на всё человечество. Это человек, обладающий талантом, даром  любить, сострадать, быть милосердным. Говорят «большое сердце» о том, кто способен на сильное и искреннее чувство.)

Запишите это себе в тетрадь.

  1. Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ.

Запишите в тетрадь. Именно эти качества всегда ценились человечеством.

Обратимся к тексту рассказа «Юшка».

  1. Стадия осмысления.
  1. Беседа по вопросам.

- Понравился рассказ?

-  Почему он называется «Юшка»?

  1. Работа с текстом по группам. Чтение эпизодов, характеризующих главного героя. По ходу чтения составляется таблица. У каждой группы раздаточный материал в виде  незаполненной таблицы. Каждая группа заполняет свой столбик  цитатами из текста.

Портрет

героя

Поступки

героя

Отношение Юшки к людям

Отношение односельчан к Юшке

Отношение Юшки к природе

После заполнения таблицы каждая группа читает свой текст, обмениваются найденными цитатами.

  1. Беседа по вопросам. 
  1.   Нарисуйте портрет героя, героической личности.
  2.  Похож ли Юшка внешне  на героя? (У него совсем не  геройская внешность, он простой человек.)
  3. А на что мы должны обратить внимание, читая о Юшке?  (На поступки Юшки: он помогает сироте, отдает все деньги на ее содержание и образование, не афишируя это в селе.)
  4. Что вас удивило в поведении Юшки? (Отношение  к людям, которые  его обижали). Сможете ли вы объяснить его поведение, читая эпизод, рассказывающий, как относился Юшка к природе?  (Он любил каждого человека не за что-то,  а просто так, бескорыстно.  Этот помогает понять его благоговейное отношение к природе. А человек  – часть всего живого на Земле.)
  5. Можно ли его назвать его поступки геройскими?
  6.  Хуже  или лучше стало  жить людям после смерти Юшки, не понятого, обиженного их жестокостью, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что  теперь вся злоба оставалась среди людей… )
  7. Каким чувством переполнено сердце Юшки? (Любовью)
  8.  Как вы думаете, почему  односельчане не разглядели в Юшке героя?   Ответьте словами Юшки.  («Сердце в людях бывает слепое»)
  9. Определите тему рассказа.  О чем он? ( Тема милосердия, сострадания)
  10. Какова главная идея рассказа?   (Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку.)
  11. Задание группам.  Можно ли Юшку назвать героем  с большим сердцем?  Почему?   Напишите   ответ на вопрос в тетради, обратите внимание на эпиграфы к уроку.

 (Юшку с полным правом можно назвать героем с большим сердцем. Он не обладает героической внешностью, не умирает, спасая кого-то. Но его подвиг –  это  духовный подвиг. Он обладает талантом любить бескорыстно все живое.  Юшка жил по человеческим законам и смог своим добром победить зло. Он верил, что люди его тоже любят, но «сердце в людях бывает слепое», поэтому они и творят зло. Я думаю,  что А. Платонов преподал  всем нам урок доброты и милосердия, рассказав историю Юшки.)

  Читает выводы каждая группа.

  1. Рефлексия.
  1. Составьте синквейн,  помогающий обобщить все сказанное о Юшке, дать ему краткую характеристику.

Юшка

Незаметный, добрый

Помогает, любит, не держит зла

«Сердце в людях бывает слепое»

Герой

 Слово учителя.

           Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

            Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

          Ребята,  будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.

  1. Домашнее задание.
  1. Написать   отзыв о рассказе.
  2. Прочитать рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире..»
  3. Выписать незнакомые слова, дать им толкование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества Автор: Раевская Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Уметская СОШ Тамбовской обл.

Слайд 2

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой. Несмотря на хроническую нужду, она обладала незлобивым, кротким характером и вносила в семейные отношения доброту и сердечность.

Слайд 3

Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. "У нас семья была ... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же ... не мог кормить такую орду", - писал он впоследствии в своих воспоминаниях. В малолетстве он испытал и тяжесть нищенской сумы, и горечь безвозвратных утрат ( голодной смертью умерли младшие братья и сестры), участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию. « Я жил и томился, - писал А Платонов в 1922 году жене и другу М.А.Платоновой, - потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности.»

Слайд 4

В 1918 году пошел учиться в Воронежский политехникум. Он работал инженером, мелиоратором, журналистом. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года."

Слайд 5

В 1922 г. увидела свет его вторая книга — сборник стихов «Голубая глубина». В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга « Епифанские шлюзы» сделала писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники :« Луговые мастера» и «Сокровенный человек».

Слайд 6

С лета 1942 года Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Подолгу бывал Андрей Платонов на передовой, устраиваясь в блиндажах с командирами рот или батальонов. Изучал фронтовой быт, солдатский язык, окопные песни, частушки, шутки. Вот что писал о нем сослуживец: « Во внешности Платонова было что-то от мастерового, рабочего человека, в силу необходимости ставшего солдатом, чтобы защитить свою Родину. Был он мягок и прост в обращении, умел найти слово для каждого – будь то генерал, солдат, старуха- крестьянка или ребенок. Говорил глуховатым, низким голосом, спокойно и ровно.

Слайд 7

Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны… Когда случалось останавливаться на ночлег в крестьянской хате, Платонов проникался заботами хозяев: запросто нарубит дровец, подберет на дворе не у места брошенную лопату, достанет воды из колодца…»

Слайд 8

Памятник на родине писателя в городе Воронеже Умер Платонов 5 января 1951года от туберкулеза в московской квартире на Тверском бульваре, 25. А. Платонов – самобытный писатель. Уже при жизни он выпустил 23 книги, некоторые из них были известны во всем мире.

Слайд 9

Книги А.П.Платонова для детей

Слайд 10

http://5klass.net/zip/literatura/Biografija-Platonova.zip http://www.book.magazinplus.ru/ http://optima485.imobilco.ru/ http://m.slovari.yandex.ua/ http://900igr.net/zip/literatura/Platonov-tvorchestvo.html Интернет- ресурсы: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/platonov-a-p


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 9 классе. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Урок литературы в 10 классе по теме "Музыка как герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Урок литературы в 10 классе с использованием Интернет-ресурсов. музыкальных фрагментов....

Юшка – незаметный человек с большим сердцем. (по рассказу А. Платонова «Юшка»).

Цель:Составить образ человека с большой буквы на примере героя рассказа А. Платонова «Юшка».Задачи:Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображен...

Урок литературы 8 класс М.Ю. Лермонтов Мцыри - романтический герой.

Тип урока: закрепление материала.Цели:1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащи...