Урок литературы в 5 классе "В поэтической мастерской"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цели и задачи урока: познакомить с понятиями:речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма;учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе "В поэтической мастерской"
Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
Оборудование: раздаточный материал (опорные таблицы, схемы, карточки с индивидуальным и домашним заданием), компьютер, интерактивная доска, фотоиллюстрации с изображением пейзажей зимней природы.
Тип урока: изучение нового материала.
Конспект урока 1. Приветствие.
- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
- Как вы понимаете его название?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).
2. Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.
- Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
- Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
Экран:
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.
- Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп
- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Экран:
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
Экран.
На дво-рах и до-мах |
|
| (Б-Б-У-Б-Б-У) |
Снег ле-жит по-лот-ном |
|
| (Б-Б-У-Б-Б-У) |
И от солн-ца блес-тит |
|
| (Б-Б-У-Б-Б-У) |
Раз-но-цвет-ным ог-нем. |
|
| (Б-Б-У-Б-Б-У) |
- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.
Самопроверка.
Экран.
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
3. Понятие о рифме.
- Что же такое рифма?
- Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».
(фильм Н. Носова «Незнайка и его друзья», «Незнайка – поэт»).
Экран.
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
- Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?
- Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.
(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).
4. Знакомство с видами рифмы.
- Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворения любимого и известного поэта.
Экран.
Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)
- Итак, что такое стихотворная рифма?
- Какие виды рифмы вы узнали?
5. Игра «Подскажи словечко».
(Цель: Учимся подбирать рифмы к словам).
Когда порою одиноко, |
|
| Книжка начинается |
Вдруг в тишину ворвется звон, |
|
| С надписи «Январь». |
И голос друга издалека |
|
| Значит, называется |
Тебе подарит (ТЕЛЕФОН). |
|
| Книжка (КАЛЕНДАРЬ). |
|
|
|
|
Знает даже лодырь и бездельник: |
|
| Бывает дом для человека, |
Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК). |
|
| А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА). |
7. Игра «Придумай рифму».
Парта - … карта
Ученик - …озорник
Пенал - ..журнал
Указка - …сказка
Ручка - …штучка
8. Выступление учащихся (читают собственные стихи)
Обращение учителя к детям:
- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след. (презентации)
- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.
10. Работа с эпиграфом к уроку: «Поэзия- музыка души».
- В этой фразе - мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».
11. Итог урока.
(Рефлексия).
- Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки.
12. Домашнее задание (на индивидуальных карточках).
- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.
- Подобрать к собственным именам рифмы.
- По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.
- Задала я вам заданье.
Что ж, ребята, до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
Спасибо вам, мои друзья!
Всем очень благодарна я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.
Цели: 1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. Дать понятие ритма; ...
Урок литературы в 5классе -творческая мастерская - игра "Секреты сказочного языка"
Творческая мастерская - игра «Секреты сказочного языка» - это урок литературы, который проходит в нетрадиционной форме, всегда вызывает у учеников интерес, позволяет им активно участвовать в зан...
Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".
Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей....
Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...
Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...
Урок литературы 5 классе "М. В. Ломоносов «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме"
Учащиеся знакомятся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; работают над основным содержанием и художественными особенностями произведения; учатся выразитель...
Презентация к обобщающему уроку литературы 4 класс "Поэтическая тетрадь.1"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. Тема:"Обощающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь. Часть1"...