Урок литературы в 5 классе "В поэтической мастерской"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Коновалова Наталья Валериевна

Цели и задачи урока: познакомить с понятиями:речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма;учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе "В поэтической мастерской"

Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

Оборудование: раздаточный материал (опорные таблицы, схемы, карточки с индивидуальным и домашним заданием), компьютер, интерактивная доска, фотоиллюстрации с изображением пейзажей зимней природы.

Тип урока: изучение нового материала.

Конспект урока    1. Приветствие. 

- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски). 

Экран: «В поэтической мастерской». 

- Как вы понимаете его название?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока). 

2. Речь прозаическая и стихотворная. Ритм. 

- Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

- Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

Экран:

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю. 

- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
 И на землю тихо
 Падает, ложится. 

- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.  

- Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп

- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Экран:

Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

(Заучивание определения в парах).

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма. 

Экран.

На дво-рах и до-мах 

  

  

(Б-Б-У-Б-Б-У) 

Снег ле-жит по-лот-ном 

  

  

(Б-Б-У-Б-Б-У) 

И от солн-ца блес-тит 

  

  

(Б-Б-У-Б-Б-У) 

Раз-но-цвет-ным ог-нем. 

  

  

(Б-Б-У-Б-Б-У) 

- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.  

Самопроверка. 

Экран.

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У 

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У 

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

3. Понятие о рифме. 

- Что же такое рифма?

- Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».

(фильм Н. Носова «Незнайка и его друзья», «Незнайка – поэт»). 

Экран.

Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк. 

- Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?  

- Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.

(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей). 

4. Знакомство с видами рифмы. 

- Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворения любимого и известного поэта.

Экран.

 Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)  

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)  

- Итак, что такое стихотворная рифма?

- Какие виды рифмы вы узнали?

5.   Игра «Подскажи словечко». 

(Цель: Учимся подбирать рифмы к словам). 

 Когда порою одиноко,

 

 

Книжка начинается

  Вдруг в тишину ворвется звон,

 

 

С надписи «Январь».

  И голос друга издалека

 

 

Значит, называется

  Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).

 

 

Книжка (КАЛЕНДАРЬ).

 

 

 

 

Знает даже лодырь и бездельник:

 

 

Бывает дом для человека,

Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК).

 

 

А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА).

7. Игра «Придумай рифму». 

Парта - … карта

Ученик - …озорник

Пенал - ..журнал

Указка - …сказка

Ручка - …штучка

8.   Выступление учащихся   (читают собственные стихи) 

Обращение учителя к детям: 

- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.  (
презентации)

- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.

10. Работа с эпиграфом к уроку: «Поэзия- музыка души». 

- В этой фразе - мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».

11. Итог урока. 

(Рефлексия).

- Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки.
  

12. Домашнее задание (на индивидуальных карточках). 

- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.  

- Подобрать к собственным именам рифмы.

- По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.

- Задала я вам заданье.
Что ж, ребята, до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
Спасибо вам, мои друзья!
Всем очень благодарна я.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.

Цели:  1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;           2. Дать понятие ритма;      ...

Урок литературы в 5классе -творческая мастерская - игра "Секреты сказочного языка"

Творческая мастерская - игра «Секреты сказочного языка» - это урок литературы, который проходит в нетрадиционной форме, всегда вызывает у учеников интерес, позволяет им активно участвовать в зан...

Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".

Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей....

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

Урок литературы 5 классе "М. В. Ломоносов «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме"

Учащиеся знакомятся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; работают над  основным содержанием и художественными особенностями произведения; учатся выразитель...

Конспект урока в 5 классе. Творческая мастерская "Снег"

Урок русского языка в 5-ом классеЦели урока: активизировать лексику по теме, обогатить речь обучающихся оценочными прилагательными;развивать воображение, творческое мышление;воспитывать любовь к родно...