презентация по творчеству А.П.Платонова на тему: "Герои А.П.Платонова"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Хайруллина Гузял Газизовна

Автор знакомит с героями произведений писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konkursnaya_rabota_geroi_a.p.platonova.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Герои А.П. Платонова» Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ «Большекокузская СОШ» Апастовского муниципального района РТ Хайруллина Гузял Газизовна

Слайд 2

Герои А.П.Платонова Я – человек, я живу на прекрасной живой земле. О чём вы меня спрашиваете, о какой красоте? О ней может спросить только дохлый, для живого человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня - это редкость и праздник. А.П.Платонов

Слайд 3

Неизвестный цветок Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций Однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти. Он (цветок) трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне

Слайд 4

Рассказ заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни. Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу. Цветок растет на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным. В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды.

Слайд 5

Самое главное- найти ключ к человеку, пробудить его доверие- и тогда перед тобой откроется сокровище. А. Платонов.

Слайд 6

Удивительным человеком был Юшка. В то время как все люди вокруг тратили заработанные честным трудом деньги на то, чтобы досыта и вкусно поесть, нарядно одеться, благоустроить свой дом, Юшка вел себя странно и непонятно. С утра до вечера работая помощником в кузнице и получая ежемесячное жалование, этот человек из года в год носил одну и ту же латаную обветшавшую одежду, не покупал даже чая и сахара — пил воду. Оказывается, сэкономленные за год деньги добрый и неприхотливый Юшка относил чужой девочке-сироте в другой город, где он устроил ее на обучение и проживание. Рассказ «Юшка»

Слайд 7

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» (В. Ключевский) Терпеливому, мягкому, доверчивому Юшке неведомы были гордость и самолюбие. Его огромное сердце вмещало в себя безграничную любовь ко всему миру. Но людям, живущим рядом с ним и занятым ежедневными бытовыми мелочами и проблемами, это было непонятно, как и то, для чего Юшка — такой, какой он есть — живет на свете. Нередко случалось так, что «от кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его.. . и в этом зле забывал на время свое горе» . Срывая на главном герое рассказа свою злобу и ожесточение, люди чувствовали облегчение, в то время как слабый, больной чахоткой Юшка долго приходил в себя в пыли на дороге. Дети, видя отношение родителей к непохожему на остальных человеку, тоже смеялись над ним и мучили его. А что же Юшка? А Юшка был уверен, что и взрослые, и дети «любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его» . Юшка точно знает, что не может человек жить без любви, просто «сердце в людях бывает слепое» .

Слайд 8

Любовь… Сердце Юшки Любовь к людям Любовь к природе Любовь к Родине Любовь ко всему живому

Слайд 9

В Библии сказано: «Побеждай зло добром…». Юшка жил по законам человеческим, своим добром победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, счастлив человек не только, получающий, но и дающий .

Слайд 10

Прости нас, Юшка!

Слайд 11

Спешите делать добро, Пока не стало поздно Ф.Гааз

Слайд 12

«На заре туманной юности».Образ Ольги Ольга любила правильное устройство мира, чтобы в нем все было уместно и понятно, — так было ей лучше думать о нем и счастливее жить». В этой детской жизни она научилась принимать единственно правильные решения: « Ольга пошла на третий этаж дома, где жили разные вольные жильцы, и попросила у хозяек работу по домашнему хозяйству… Полы пойду у людей помою, за детьми присмотрю…Ольга полюбила Юшку,… взяв сначала, он отдавал обратно ей все… «Ну же, бедная! — с испугом вслух сказала она сама себе. — Пусть песни поют без тебя!». Проходя свой путь, девочка Ольга не теряет себя, приобретая жизненный опыт, она как будто «расширяется», становится значительнее, а потому ее последний поступок в рассказе — уже подвиг. Ее избранность на этот подвиг не случайна, она способна не только принимать решения за других, но и действовать самостоятельно .

Слайд 13

Рассказ «Песчаная учительница. Образ Марии Нарышкиной А.Платонов писал: «Я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце». Его своеобразие, высокоталантливое творчество посвящено русскому рабочему человеку. Он сам брался за все, и все у него получалось. У Платонова нет простых, примитивных людей. Они – подвижники, они вкладывают свою судьбу в общее, ставшее для них своим, дело. С особой признательностью этот человеческий тип раскрыт автором в рассказе «Песчаная учительница». Мария Никифоровна Нарышкина - дочь учителя, ей 20 лет, после окончания педагогических курсов назначена учительницей в село Хошутово, которое было обречено на вымирание из-за напора безжалостных песков пустыни. Сельчане голодали, к школе были равнодушны, труд педагога не вызывал у них интереса. И тогда молодая учительница написала большое заявление в отдел народного образования с просьбой выделить специалиста по борьбе с песками в их село. Бедняки не поверили ей, но заявление подписали. Мария Никифоровна поехала в город. В округе ее просьбе удивились, улыбнулись, дали специальную литературу и посоветовали самой преподавать песчаное дело. В селе закипела работа: - сообща посадили шелюговые посадки; - по берегам арыка заземлили огороды; - у школы высадили сосновый питомник; - крестьяне научились плести корзины, мебель из прутьев, делать ящики; - бедняки научились зарабатывать деньги; - жизнь в селе стала спокойнее и пустыня зазеленела. «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым городом, а не школой»,- выразил ей свою благодарность заведующий округом. Удивительно, что двадцатилетняя учительница поняла, что настоящее воскрешение народа – это не только его сытость, не просто житейское благополучие и защищенность от жестоких стихий природы, но и вовлечение людей в общую работу с этой стихией. Она сумела организовать эту работу и справилась с ней.

Слайд 15

Образ Наташи Наташа заботилась о брате. “. . .несла брата на руках, когда он жалостно поглядывал на неё от усталости”; “с испугом вглядывалась в эту рожь, не покажется ли кто-нибудь из её чащи, где обязательно кто-нибудь живёт и таится, и думала, куда ей тогда спрятать брата ,чтобы он хоть один остался живым. . . И старшая сестра повязала брату платок на голову, а сама пошла простоволосая, так ей было спокойнее на душе”; она“огляделась вокруг — когда же будет Панютино? — и увидела крылья мельницы ,подымающиеся из-за её дальних хлебов. Девочке теперь стало не так страшно находиться под безлюдным солнцем, в грустном шуме ржи и в тишине ровного полуденного ветра. . . ”; она “понюхала воздух — пахло соломой, молоком, горячей землёю, отцом и матерью. Это было ей знакомо и мило, и девочка понесла брата дальше”; девочка “вся согнулась от тяжести брата; одной своей рукой она удерживала обнимавшие её руки Антоши, чтоб они не разлучились, а другой ухватилась за его штанину, чтоб ноги мальчика не висели в воздухе и он не сползал вниз”.

Слайд 16

Образ Наташи “ . . .спешила изо всех сил, ей лишь хотелось бы только донести Антошку домой”; “она сейчас же укрыла Антошку собою, прилегши на него сверху, и спрятала прежде всего его голову в своих объятиях, тесно прижав всего брата к своему телу. Град бил по Наташе, по её голове и по спине, но она молчала, зная, что Антошке теперь не больно и хорошо”; “она пересадила Антошку со спины к себе на руки, чтобы в него меньше попадал дождь и чтобы молния сверху сперва не ударила в него, и снова побежала вперёд”. (“Наташа села возле ржи и изо всех сил прижала к себе Антошку. . . закричала криком, как большая женщина, чтоб её услышали и помогли.

Слайд 17

В человека вложена бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз — любовь к себе, или, скорее всего, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество". Герои Платонова живут по этому принципу, это обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками, но всех их объединяет величие простых сердец. Выводы

Слайд 18

Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию . А. Платонов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы по творчеству А.П.Платонова

лингвистический анализ прочитанных рассказов Платонова ("3сын", "Возвращение"), связь с жизнью....

Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова."Неизвестный цветок".

Цель урока: обучать грамотному чтению художественного текста, воспитывать любовь к языку произведения Платонова. Слайды презентации фиксируют внимание на художественном своеобразии автора....

Презентация "Жизнь и творчество А. П.Платонова"

Данную презентацию можно использовать при изучении творчества Платонова на уроках литературы....

Тест по творчеству А.П. Платонова

Тест по творчеству А.П. Платонова...

Контрольная работа по творчеству П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова

Контрольная работа по творчеству П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова ...

Открытый урок по творчеству А.А.Платонова 6 класс

Материалы урока  даны в диалоге культур авторов А.А.Платонова и А.Шоюн для учащихся 6 класса....

Открытый урок по творчеству А.А.Платонова 6 класс

Материал к уроку русской и тувинской литератур в диалоге культур произведений писателей А.Платонова и А.Шоюна.Материал урока предназначен над развитием логического мышления,умения рассуждать,выбирать ...