презентация по творчеству А.П.Платонова на тему: "Герои А.П.Платонова"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Автор знакомит с героями произведений писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Герои А.П.Платонова Я – человек, я живу на прекрасной живой земле. О чём вы меня спрашиваете, о какой красоте? О ней может спросить только дохлый, для живого человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня - это редкость и праздник. А.П.Платонов
Неизвестный цветок Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций Однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти. Он (цветок) трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне
Рассказ заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни. Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу. Цветок растет на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным. В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды.
Самое главное- найти ключ к человеку, пробудить его доверие- и тогда перед тобой откроется сокровище. А. Платонов.
Удивительным человеком был Юшка. В то время как все люди вокруг тратили заработанные честным трудом деньги на то, чтобы досыта и вкусно поесть, нарядно одеться, благоустроить свой дом, Юшка вел себя странно и непонятно. С утра до вечера работая помощником в кузнице и получая ежемесячное жалование, этот человек из года в год носил одну и ту же латаную обветшавшую одежду, не покупал даже чая и сахара — пил воду. Оказывается, сэкономленные за год деньги добрый и неприхотливый Юшка относил чужой девочке-сироте в другой город, где он устроил ее на обучение и проживание. Рассказ «Юшка»
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» (В. Ключевский) Терпеливому, мягкому, доверчивому Юшке неведомы были гордость и самолюбие. Его огромное сердце вмещало в себя безграничную любовь ко всему миру. Но людям, живущим рядом с ним и занятым ежедневными бытовыми мелочами и проблемами, это было непонятно, как и то, для чего Юшка — такой, какой он есть — живет на свете. Нередко случалось так, что «от кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его.. . и в этом зле забывал на время свое горе» . Срывая на главном герое рассказа свою злобу и ожесточение, люди чувствовали облегчение, в то время как слабый, больной чахоткой Юшка долго приходил в себя в пыли на дороге. Дети, видя отношение родителей к непохожему на остальных человеку, тоже смеялись над ним и мучили его. А что же Юшка? А Юшка был уверен, что и взрослые, и дети «любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его» . Юшка точно знает, что не может человек жить без любви, просто «сердце в людях бывает слепое» .
Любовь… Сердце Юшки Любовь к людям Любовь к природе Любовь к Родине Любовь ко всему живому
В Библии сказано: «Побеждай зло добром…». Юшка жил по законам человеческим, своим добром победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, счастлив человек не только, получающий, но и дающий .
Прости нас, Юшка!
Спешите делать добро, Пока не стало поздно Ф.Гааз
«На заре туманной юности».Образ Ольги Ольга любила правильное устройство мира, чтобы в нем все было уместно и понятно, — так было ей лучше думать о нем и счастливее жить». В этой детской жизни она научилась принимать единственно правильные решения: « Ольга пошла на третий этаж дома, где жили разные вольные жильцы, и попросила у хозяек работу по домашнему хозяйству… Полы пойду у людей помою, за детьми присмотрю…Ольга полюбила Юшку,… взяв сначала, он отдавал обратно ей все… «Ну же, бедная! — с испугом вслух сказала она сама себе. — Пусть песни поют без тебя!». Проходя свой путь, девочка Ольга не теряет себя, приобретая жизненный опыт, она как будто «расширяется», становится значительнее, а потому ее последний поступок в рассказе — уже подвиг. Ее избранность на этот подвиг не случайна, она способна не только принимать решения за других, но и действовать самостоятельно .
Рассказ «Песчаная учительница. Образ Марии Нарышкиной А.Платонов писал: «Я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце». Его своеобразие, высокоталантливое творчество посвящено русскому рабочему человеку. Он сам брался за все, и все у него получалось. У Платонова нет простых, примитивных людей. Они – подвижники, они вкладывают свою судьбу в общее, ставшее для них своим, дело. С особой признательностью этот человеческий тип раскрыт автором в рассказе «Песчаная учительница». Мария Никифоровна Нарышкина - дочь учителя, ей 20 лет, после окончания педагогических курсов назначена учительницей в село Хошутово, которое было обречено на вымирание из-за напора безжалостных песков пустыни. Сельчане голодали, к школе были равнодушны, труд педагога не вызывал у них интереса. И тогда молодая учительница написала большое заявление в отдел народного образования с просьбой выделить специалиста по борьбе с песками в их село. Бедняки не поверили ей, но заявление подписали. Мария Никифоровна поехала в город. В округе ее просьбе удивились, улыбнулись, дали специальную литературу и посоветовали самой преподавать песчаное дело. В селе закипела работа: - сообща посадили шелюговые посадки; - по берегам арыка заземлили огороды; - у школы высадили сосновый питомник; - крестьяне научились плести корзины, мебель из прутьев, делать ящики; - бедняки научились зарабатывать деньги; - жизнь в селе стала спокойнее и пустыня зазеленела. «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым городом, а не школой»,- выразил ей свою благодарность заведующий округом. Удивительно, что двадцатилетняя учительница поняла, что настоящее воскрешение народа – это не только его сытость, не просто житейское благополучие и защищенность от жестоких стихий природы, но и вовлечение людей в общую работу с этой стихией. Она сумела организовать эту работу и справилась с ней.
Образ Наташи Наташа заботилась о брате. “. . .несла брата на руках, когда он жалостно поглядывал на неё от усталости”; “с испугом вглядывалась в эту рожь, не покажется ли кто-нибудь из её чащи, где обязательно кто-нибудь живёт и таится, и думала, куда ей тогда спрятать брата ,чтобы он хоть один остался живым. . . И старшая сестра повязала брату платок на голову, а сама пошла простоволосая, так ей было спокойнее на душе”; она“огляделась вокруг — когда же будет Панютино? — и увидела крылья мельницы ,подымающиеся из-за её дальних хлебов. Девочке теперь стало не так страшно находиться под безлюдным солнцем, в грустном шуме ржи и в тишине ровного полуденного ветра. . . ”; она “понюхала воздух — пахло соломой, молоком, горячей землёю, отцом и матерью. Это было ей знакомо и мило, и девочка понесла брата дальше”; девочка “вся согнулась от тяжести брата; одной своей рукой она удерживала обнимавшие её руки Антоши, чтоб они не разлучились, а другой ухватилась за его штанину, чтоб ноги мальчика не висели в воздухе и он не сползал вниз”.
Образ Наташи “ . . .спешила изо всех сил, ей лишь хотелось бы только донести Антошку домой”; “она сейчас же укрыла Антошку собою, прилегши на него сверху, и спрятала прежде всего его голову в своих объятиях, тесно прижав всего брата к своему телу. Град бил по Наташе, по её голове и по спине, но она молчала, зная, что Антошке теперь не больно и хорошо”; “она пересадила Антошку со спины к себе на руки, чтобы в него меньше попадал дождь и чтобы молния сверху сперва не ударила в него, и снова побежала вперёд”. (“Наташа села возле ржи и изо всех сил прижала к себе Антошку. . . закричала криком, как большая женщина, чтоб её услышали и помогли.
В человека вложена бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз — любовь к себе, или, скорее всего, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество". Герои Платонова живут по этому принципу, это обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками, но всех их объединяет величие простых сердец. Выводы
Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию . А. Платонов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42818.jpg)
урок литературы по творчеству А.П.Платонова
лингвистический анализ прочитанных рассказов Платонова ("3сын", "Возвращение"), связь с жизнью....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-520649-1424537333.jpg)
Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова."Неизвестный цветок".
Цель урока: обучать грамотному чтению художественного текста, воспитывать любовь к языку произведения Платонова. Слайды презентации фиксируют внимание на художественном своеобразии автора....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-434771-1452801623.jpg)
Презентация "Жизнь и творчество А. П.Платонова"
Данную презентацию можно использовать при изучении творчества Платонова на уроках литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/28/picture-933701-1498621430.jpg)
Контрольная работа по творчеству П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова
Контрольная работа по творчеству П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1003623-1675782191.jpg)
Открытый урок по творчеству А.А.Платонова 6 класс
Материалы урока даны в диалоге культур авторов А.А.Платонова и А.Шоюн для учащихся 6 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1003623-1675782191.jpg)
Открытый урок по творчеству А.А.Платонова 6 класс
Материал к уроку русской и тувинской литератур в диалоге культур произведений писателей А.Платонова и А.Шоюна.Материал урока предназначен над развитием логического мышления,умения рассуждать,выбирать ...