Открытый урок по творчеству А.А.Платонова 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ооржак Зоя Сартыбаевна

Материал к уроку русской и тувинской литератур в диалоге культур произведений писателей А.Платонова и А.Шоюна.Материал урока предназначен над развитием логического мышления,умения рассуждать,выбирать аргументы и  системой работы над формированием коммуникативной грамотности учащихся... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_myshlenie_platonov.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ооржак Зоя Сартыбаевна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ села   Дон- Терезин Барун-Хемчикского кожууна  Республики Тыва

Урок - мышление.

Тема:  Жить – значит действовать  по сказке-были А.А.Платонов «Неизвестный цветок»

ЦЕЛЬ: продолжить обучение анализу прозы; помочь учащимся выявить основной мотив, характерный для сказки-были А.А Платонова «Неизвестный цветок»; развивать чуткое отношение к авторскому слову, формировать чувство любви к малой родине,отзывчивости,ответственности

Оборудование: портрет  А.А.Платонова, видеозапись  фрагмента произведения-буктрейлер  «Неизвестный цветок», компьютер,  проектор; текст сказки-были, и рассказ А.Шоюна  «Жалкий цветок…».,буклет Цветка

Методы: творческое чтение, аналитическая беседа

Приёмы: слово учителя, выразительное чтение отрывков произведения, самостоятельные рассуждения

План урока:

I.Организационный момент  (Релаксация.  Мелодия  « Нежность».

а) Игра  «Обнималки»

II.Мотивация учебной деятельности

 а) Приход Почтальона Печкина .Конверт

 III.Актуализация знаний

 а) Соотнесение действия и его содержания стрелочками на  рабочем листе.

б )Определение темы, цели урока

IV.Работа над темой урока

4.1 «Репортаж». (Проверка домашнего  задания)    

4.2.   Эмодзи-тест

4.3. Просмотр Буктрейлера  «Неизвестный цветок»

           а) Словарная работа  

Y.Постановка  учебной  задачи.

5.1 Усвоение новых знаний.( Открытие-создаем свой неизвестный цветок  со  словом «Жить» в сердцевине цветка.

5.2Физминутка.
YI.Усвоение новых знаний и первичное закрепление

 а)Чтение   и разбор рассказа нашего земляка Александра Шоюна «Жалкие цветочки» . .б)Аналитическая беседа по восприятию.

  в)Сравнение  Даши и Аясмы

YII.Рефлексия деятельности

YIII.Информация о домашнем задании (комментирование),

IX..Итог урока

Ход урока

I.Организационный  момент. (Релаксация .мелодия  « Нежность».

II.Мотивация  к  учебной  деятельности

           Здравствуйте ,ребята !( давайте еще раз  по-особенному  поздороваемся –передадим друг  другу свое тепло, открытость, простоту души и поддержки  на этом уроке-«передача»- обнималок друг другу )
      Меня  зовут Зоя Сартыбаевна Ооржак.Я работаю учителем русского языка и литературы  с такими же детьми как и вы в МБОУ СОШ с.Дон-Терезин.

       Я очень рада вас всех видеть, потому что у нас есть сегодня возможность общаться и творить.Я очень рада ,что именно с вашим классом проведу урок,  как мне сказали ваши учителя ,вы-способные,талантливые и самые умные ребята этой школы.Сегодня вы -мои ученики .

 Итак .Вместо тетради у вас на столах рабочий лист для каждого(розовые ).

-Сегодня у нас какое число?(речевая тренировка – проверка на произношение  и запись на рабочих листах)

-Какой день недели? ( четверг- речевая тренировка)

А что именно сегодня празднуют, ребята, может кто – то знает или слышал?

(День Аэрофлота,День юного-героя  антифашиста,День тишины… есть еще необычные праздники на сегодняшний день- Международный день оптимиста, День работы над собственной самооценкой )

Словарная работа: аэрофлот,антифашист,оптимист,самооценка.

III.Актуализация знаний(Почтальон Печкин.Конверт )

-Ребята, нам из телепередачи «Поле чудес» отправили  маленький ящичек, там находится гость нашего урока .С вашего разрешения я открою его?(в коробке  рисунок цветка) Вот он наш герой, значит о чем у нас разговор пойдет?(о цветке)

-А что за цветок ,вы его знаете?( Нет .Неизвестный  цветок)

-Я предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока

- Об этом цветке нам поведал замечательный  писатель Андрей Платонович Платонов в своей-сказке-были  «Неизвестный цветок»

       Сегодня мы заглянем в мир мудрого произведения  , а в качестве эпиграфа к уроку  лучше подходит русская народная пословица «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться».(Запись  темы и эпиграфа  урока)

 - Вам нужно выбрать из предложенных и дописать в рабочем листе одно слово-глагол в незаконченном предложении.

 Ещё раз обратитесь к эпиграфу, вспомните  и то, что всё хорошее в жизни достигается большим трудом. А что такое труд? Это действие, созидающее, активное.

Что нам предстоит на уроке сделать? Соотнесите действие и его содержание стрелочками в рабочем листе.

1.Попытаемся понять…

2….поведение и поступки главных героев

2.Для этого проанализируем…

3…..для себя жизненные ориентиры.

3.Откроем… 

1.…содержание сказки-были А.П. Платонова и авторскую позицию.

Так вот какие мы открытия сегодня сделаем!

 Жизненные ориентиры – это нравственные заповеди, которые заключены в произведении.

В конце урока, сможете ответить на вопрос: «Что помогает выжить в трудных условиях?»

Деятельность учащихся   Обучающиеся готовятся к уроку. Знакомятся с рабочими  листами, в которых предстоит работать на уроке.

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые   УУД.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

IV.Работа над темой урока

Учитель:

1.Вначале мне хочется узнать, насколько внимательно вы  дома  прочитали  о биографии автора и произведение

4.1. Проверка домашнего  задания    «Репортаж».

Представьте, что вы все журналисты и  готовите репортаж о писателе. Исследуйте  биографическую статью учебника об Андрее Платонове. Ответьте на вопросы.

1. Настоящая фамилия писателя.(Климентов)

2.Кто были родители Андрея Платонова.(отец- Паровозный машинист, слесарь Воронежских железнодорожных мастерских; Мать- глубоко верующая женщина)

3. Где учился Платонов? (Сначала в церковно приходской школе, потом городском училище)

4.Когда пробудился интерес к литературе?(Очень рано, еще подростком)

5.Какую общественную работу совмещал Платонов вместе с литературной деятельностью? (Председатель Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой,Член ЦК союза сельского хозяйства и лесных работ)

6. Как назывались книги, которые появились в годы Великой Отечественной Войны? ( «О живых и мертвых» ,«Вся жизнь»)

7.В чем заключается своеобразие личности и творчества Платонова?

 4.2.. Я проведу  Эмодзи-тест (Это язык смайликов) .Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных со сказкой Платонова. Если они соответствуют действительности,  отвечайте смайликами : «Да» https://pic.sopili.net/pub/emoji/apple/64/1f600.png, если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет». https://pic.sopili.net/pub/emoji/apple/64/1f92d.png

-Цветок рос на пустыре, куда часто заходили коровы и козы. (Нет)

-Одно семечко приютилось в ямке меж камнем и глиной. (Да)

-Чтобы смочить пылинки, цветок всю ночь сторожил росу. (Да)

-Даша написала письмо матери и понесла его на станцию. (Да)

-Даша и раньше видела такие цветы. (Нет)

-Пионеры любовались цветком, как героем. (Да)

-Четыре дня пионеры удобряли землю на пустыре. (Да)

-Зимой Даша забыла о цветке. (Нет)

-Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок. (Да)

4.3..Просмотр Буктрейлера  «Неизвестный цветок»

Словарная работа  со словом буктрейлер

Y.Постановка  учебной  задачи.

- Как автор А.П. Платонов определил жанр своего произведения? (Сказка-быль)

- Что в произведении сказочное, а что реальное? (Цветок разговаривает, думает, грустит, ведёт себя как живое существо, борется как герой, даёт жизнь сильному потомству

- Вы сказали, что в сказке цветок показан как живое существо. Давайте перечитаем 3-4 абзацы и найдём ключевые слова в описании жизни цветка. Работаем в парах.( Цветок разговаривает, думает, грустит, ведёт себя как живое существо, борется как герой, даёт жизнь сильному потомству)

- К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?( Олицетворение.)

- Какими чертами характера человека наделён главный герой сказки?

- Для чего трудился день и ночь цветок? Как в тексте об этом сказано? (4 абзац 2 предложение) Значит, он трудился, действовал, чтобы жить. (Показать рукой на тему урока)

- Что важнее всего на земле? (Жить)

YI.Усвоение новых знаний и первичное закрепление

 ( Создаем свой неизвестный известный цветок)

Это будет нашим первым открытием. Запишите слово «Жить» в сердцевину цветка.

1. Лепесток. Трудиться.

(В руках  учителя горшок с комнатным цветком).

- Как вы считаете, легко ли жить этому цветку? (Да) А почему?

- А что должен был делать цветок в сказке, чтобы жить?

- И чего же он добился своим трудом? (Прочитайте 7 абзац)

- На что похож стал цветок?

- Какой художественный  приём использует сейчас автор?

- Так и в жизни тот достигает высот, кто много-много трудится. Давайте ещё раз прочитаем эпиграф. (Читают)

Какое важное открытие мы сделали! Чтобы жить, надо много… трудиться! Запишите этот жизненный ориентир на 1 лепесток в рабочем листе,  а я на доске.

2. Лепесток. Сострадать.

Прочитайте 5 и 6 абзацы в сказке.

- Какие чувства вы испытали, читая эти строки?

- Захотелось Вам помочь цветку? (Да)

- Что бы вы сами могли сделать для него?

- Помните, что мало только жалеть, заботиться в душе, нужно помогать, проявлять заботу реальными делами, т.е. действовать.

- Как нужно относиться, ко всем, кто страдает? (Помогать, заботиться, сострадать)

 - Молодцы! Мы сделали ещё одно открытие. Давайте запишем на второй лепесток – сострадать.

Физминутка.
Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте,пожалуйста. Представьте, что вы семечко и ещё в земле. Семечко начало расти, у него появляется росточек сначала один, потом другой. Подул ветер. Росток превращается в красивый и сильный цветок. Он с каждым днём хорошеет. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, вы прекрасны, неповторимы, как наш герой из сказки. Садитесь, пожалуйста.

3. Лепесток. Быть внимательным.

- Почему сказка называется «Неизвестный цветок»?

А Даша его заметила. Другие же проходили мимо. Предлагаю восстановить текст, вставив пропущенные слова, которые как раз помогут ответить на этот вопрос, почему было нелегко заметить цветок на пустыре? (абзац 8)

- К какому средству выразительности относятся вставленные вами слова?

Послушайте, как автор рисует встречу Даши с неизвестным цветком, подумайте, какие черты характера девочки проявились в этом эпизоде? (учитель читает)

-Что вы можете сказать о Даше? (внимательная, наблюдательная и чуткая)

- Да, ребята, она была чуткая, добрая, сострадательная, но очень важно, что она была внимательная. Внимательным людям открываются многие тайны. Слово это многозначное: это и внимательность-чуткость, и внимательность-наблюдательность. Здесь проявились оба эти качества. Вспомните также, куда спешила девочка до встречи с цветком? Наше третье открытие - быть внимательным.

4. Лепесток. Радоваться.

- Даша не просто была внимательной, она проявила сострадание к цветку, причём – деятельное сострадание – привела с собой ребят.

Какие результаты дали усилия детей?

…То есть ребята своим трудом принесли в мир радость.

- А что такое радость? Какие у вас возникают ассоциации со словом «радость».

Как здорово, что  у вас столько радости в жизни! А наш цветок только ли грустил в своей трудной жизни или всё же когда-то радовался? (радовался лучу солнца)

- Он даже одному лучу радовался, хотя предстоял трудный день. Так и человек, если даже в самые трудные моменты жизни не падает духом и даже находит повод для радости, он помогает себе жить.

Вы догадались, какое следующее открытие мы запишем на лепесток?

(Радоваться)

5 Лепесток. Любить.

- Кто в сказке полюбил цветок?

- А другие ребята?

То есть их привязанность к цветку была неглубокой. Хотя и восхищались им как героем. Ребята, бывает так в жизни, когда не проходит человек с добрым сердцем мимо чьей-то беды. То, что он помог хотя бы однажды, это тоже хорошо, но какое счастье для попавшего в беду, когда кто-то идёт с ним до конца, берёт на себя ответственность за его судьбу. Такое качество человека называется любовью к ближнему – это высшая нравственная заповедь. Да, любить можно и нужно маму, папу, друзей, родину, близкого человека – без любви нет жизни, но если твоя душа распахнута ко всему миру, с удивлением и любовью смотрит на мир – это великий дар. Причём высшая форма любви – деятельная любовь, стремление приносить радость, помогать.

- Кто ещё из героев прочитанных вами произведений, обладал таким даром – любить? Кто выделялся среди других своей непохожестью в отношении к миру, искренностью и умению любить? (Ассоль и Грэй)

-Ребята, это важное качество для жизни? (Да). Причём - самое важное.

-  Какие жизненные ориентиры открыли мы для себя в сказке Платонова?

Что значит ЖИТЬ?  То есть жить – значит действовать

Итак, на последнем лепестке мы запишем ещё одно открытие нашего урока – жить – значит любить.

- Ребята,а вот такой маленький рассказ нашего земляка Александра Шоюн «Жалкие цветочки» кто-то может читал?

Чтение и разбор текста.Сравнение  Даши и Аясмы

YII.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Ребята, теперь вы сможете ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока:

- Что помогает выжить в трудных условиях?

Запишите это на обратной стороне вашего цветка.

Я сегодня для себя тоже сделала открытие….

- Вы умеете трудиться, думать, радоваться, быть внимательными. Спасибо вам за помощь. Мне было приятно общаться с вами.

YIII.Информация о домашнем задании (комментирование), Я предлагаю вам выполнить творческое задание на выбор.

1. Напишите  о таком человеке, девизом которого являются слова «Жить – значит действовать».

2 «Комплименты себе..»-сочинение  о важном для вас открытии после прочтения сказки-были  А. Платонова «Неизвестный цветок».

IX.Итог урока(выставление оценок за урок.)

 

Библиография:

1.Коровина В.Я.Литература 6 класс.Учебник для общеобразовательных организаций   М .  «Просвещение»2017. C.56–58.

2.А.Шоюн.Сборник произведений «Рыбки проголодаются». Кызыл. 1995. С.13–14.

3. Музыка для релаксации .Нежность. .

4.Презентация  к уроку . « А.А.Платонов  и А. Шоюн»

5.Видеоролик-буктрейлер «Неизвестный цветок».

6.Мелодия для физминутки

7.Рабочий лист для учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок - исследование по литературе в 5 классе по творчеству К.Паустовского "Теплый хлеб"

тема урока "Дорога добра"+представление презентации к уроку. исследовательский метод обучения сейчас актуален. я проводила этот урок на городском семинаре учителей русского языка и литературы и получи...

Открытый урок по английскому языку в 6 классе "Шекспир:жизнь и творчество"

Урок разработан на основе УМК Английский язык для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, авторы – составители О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.Урок разработан с...

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I вида Тема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I видаТема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»...

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

Открытый урок по творчеству А.А.Платонова 6 класс

Материалы урока  даны в диалоге культур авторов А.А.Платонова и А.Шоюн для учащихся 6 класса....

Открытый урок по по рассказу А.Платонова «Юшка»

Урок по рассказу А.Платонова «Юшка»: Нравственные проблемы в рассказе.ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:- различать основные нравственно- этические понятия;- соотносить поступок с моральной нормой;- оцениват...

Открытый урок по английскому языку в 9 классе на тему "Творчество Джоан Роулинг".

Открытый урок по английскому языку в 9 классе на тему "Творчество Джоан Роулинг"....