Главные вкладки

    открытый урок - исследование по литературе в 5 классе по творчеству К.Паустовского "Теплый хлеб"
    план-конспект урока (5 класс) на тему

    Михайличенко Любовь Николаевна

    тема урока "Дорога добра"+представление презентации к уроку. исследовательский метод обучения сейчас актуален. я проводила этот урок на городском семинаре учителей русского языка и литературы и получила за него хорошие отзывы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx17.96 КБ
    Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt2.57 МБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок- исследование по литературе в 5 классе по произведению К.Паустовского «Теплый хлеб».

    Тема: «Дорога добра».

    Цели: 1.учить рассуждать, отстаивать свою точку зрения, работать с учебником, пересказывать, делать выводы;

    2.развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;

    3.воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения.

                     ХОД УРОКА

    1.Эмоциональный настрой. СЛАЙД 1

    Чтение притчи учителем под музыкальное сопровождение завывание метели о том, как замерзло сердце у мужика.

    Что произошло?

    Почему умер мужик? (от охлаждения сердца)

    А у какого сказочного героя ещё было ледяное сердце? Но Кая спасла Герда.

    У Фильки бы тоже «замерзло сердце», если бы он….  Не понял свою ошибку, не осознал свою вину.

    2. Постановка цели, проблемного вопроса.

    Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять?

    Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло. Откроем тетради, запишем число, тему урока.СЛАЙД2

    3. Исследование.

    Итак, обратимся к притче. Откройте учебники и найдите слова, которые характеризуют мужика. Запишите слова в тетрадь в первый столбик. А что произошло в сказке, отчего могло замерзнуть филькино сердце? (краткий пересказ) Какой Филька? Запишите эти слова в тетрадь во второй столбик. На доске появляется таблица:

     МУЖИК                               ФИЛЬКА

    Злой                                      молчаливый

    Заспанный                            сердитый

    Крикливый                             неласковый

    Равнодушный                        недоверчивый

    ленивый                                  ленивый  

    Посмотрите, качества одинаковые?  Что же общего между Филькой и мужиком? У мужика замерзло сердце, а ведь Филька был таким же. А почему у него не замерзло сердце? Мы видим Фильку в начале сказки каким? СЛАЙД 3 А в конце?  Что же произошло с Филькой, что он так изменился? Понял, что виноват, ему страшно.

    4.Минута релаксации.

    Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

    5. Продолжаем исследование. Филька понимает, что виноват. А что предпринимает наш герой? (краткий пересказ) идет к Панкрату, СЛАЙД 4, собирает ребят. Это ему просто было? Сложно, перешагнуть через себя, преодолеть свой стыд.

    Он исправляет свою ошибку. Он один?СЛАЙД 5  Нет, ему помогают, кто? Как? Зачитайте из текста. Как меняется Филька? Был злой, сердитый, а сейчас?

    6. Итог урока.

    Филька прошел трудный путь. Дорога была непростой. Он смог осознать свой плохой поступок, смог преодолеть себя и стал хорошим мальчиком. Какой вывод сделаем? Каждому свойственно ошибаться, и если ты осознал свой поступок, смог его исправить, это хорошо.СЛАЙД 6. Мы рассмотрели дорогу добра, которую прошел Филька.

    7. Рефлексия. На партах у вас лежат карточки. Подумайте и продолжите фразу:   дорога добра – это……                      прочитайте, что написали.

    8. Домашнее задание: в тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка. Обоснуйте свой выбор.

    9. Выставление оценок. Включаю песню «Дорогою добра», прослушивание, СЛАЙД 7. Я желаю всем вам, дети, идти только дорогою добра и никогда не сворачивать с этого пути. Урок закончен.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» . ДОРОГОЮ ДОБРА.

    Слайд 7

    Идите, дети, все идите дорогою добра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

    В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

    ОТКРЫТЫЙ УРОК по русской литературе в 5 классе по проекту передачи Ю.Вяземского «Умницы и умники» Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

    ОТКРЫТЫЙ УРОК  по русской литературе в 5 классе по проекту передачи Ю.Вяземского «Умницы и умники»  Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»...

    Урок - исследование по литературе в 5 классе А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

    Урок разработан по УМК В. Коровиной в соответствии с  ФГОС второго поколения....

    Урок-исследование по литературе в 5 классе.

    Урок-исследование по литературе в 5 классе.Тема ««Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»...

    Открытый урок-исследование по литературе в 9 классе.

    Традиции классицизма и своеобразие драматического искусства в пьесе  Ж.Б.Мольера  «Мещанин во  дворянстве»....