Открытый урок-исследование по литературе в 9 классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Традиции классицизма и своеобразие драматического искусства в пьесе  Ж.Б.Мольера  «Мещанин во  дворянстве».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie.docx526.86 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-исследование по литературе в 9 классе.

В.П. Бубина, учитель русского  языка и литературы МБОУ «Школа-лицей» №3, г.Симферополь, Республика Крым.

 

Тема урока: Традиции классицизма и своеобразие драматического искусства в пьесе  Ж.Б.Мольера  «Мещанин во  дворянстве».

Цели:

Обучающие:

а) обобщить знания о классицизме и выявить отражение в пьесе.

б) исследовать особенность композиции, системы образов, новаторских   художественных приемов.

в) совершенствовать принципы анализа драматического произведения.

Развивающие:

а) использовать основные приемы мыслительной деятельности:

б) выделение основной информации, использование сравнения, сопоставления, обобщения, систематизации, доказательства.

в) формировать умение эмоционально идентифицировать себя с другим героем, используя метод эмпатии.

Воспитательные: 

а) раскрыть общечеловеческий смысл комедии, воспитывать честность, уважение к человеческой личности, чувство достоинства, ответственность за свои поступки.

б) формировать личность и активную жизненную позицию ученика.  

Оборудование: тексты драмы, иллюстративный материал к произведению (в презентации: схемах, портретах героев, музыкальных эпизодах).

   Актуализация прошлых знаний.

   Вступительное слово о Ж.Б. Мольере – великом актере  (сиспользованием слайдов).

   Мотивация учебной деятельности.

План работы на уроке:

  1. С использованием метода образного видения.
  2. Вопросо – ответной беседы.
  3. Комментированием основных положений классицизма.

   Отработка терминологии.

4) Комедия – низкий жанр.

5) Исследовательская индивидуальная работа над тропом литотой, которая раскрывает тему комедии.

6) Отражение принципов классицизма в комедии: Анализ ключевых фраз, которые подводят к главной социальной проблеме.

7) Обоснование учеником – историком этой проблемы.

8) Инсценировка комического эпизода: постановка проблемы, которая ведет к выявлению интриги (показ слайдов).

   Контроль и самопроверка.

9) Творческий диктант на знание терминов с нарушенной последовательностью.

10) физминутка -1 мин.

   Работа над темой.

11) Выявление и отражение трех правил классицизма в комедии.

12) Определение новой интриги, которая создаёт сюжетную линию.

13) Работа 3-х исследовательских групп по выявлению проблематики.

14) Тестовая работа с остальными учащимися с целью контроля и систематизации знаний характеристики героев.

15) Заслушивание докладчиков о работе в группе и выводе:

   Роли сюжетной линии, которая приводит к открытию главной проблемы.

   Показать, что звание дворянина может служить для самых низких дел (слайд).

16) Демонстрация монолога героя открывает новую проблему: о всеобщем осмеянии сословной системы.

17) Монолог главного героя Клеонта, который, предавая осмеянию невежество и глупость, преподносит нам уроки благородства, чести и любви – метод эмпатии.

   Вывод – систематизация материала по кругам Венна, которая приводит к созданию нового высокого жанра – комедии(слайд).

   Дискуссия – резерв:

  1. Как вы считаете, актуальна ли комедия сегодня?
  2. Как вы, читатели 21 века, воспринимаете её?

   Домашнее задание:

  1. Что такое внешняя и внутренняя культура? (эссе).
  2. Каким я вижу Журдена?(блок- опора).
  3. «Самый всенародный и прекрасный художник нового искусства». (письменный ответ).

   Рефлексия.

Запишите результаты ваших исследований в таблицу.

Литература:

1)Ершова П.П. «Уроки театра на уроках в школе». – М.,1992г.

2)Шмаков В.В. « Через  игру к учению». – М.,знание, 1986г.

3)М: ООО «ИТИ» технологии. – 2003г.

4) Полиенко Н.И. « Технология педагогических мастерских на уроках литературы.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложные эфиры и жиры. Открытый урок-исследование по химии для 10 профильного класса

Тип урока:Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением, комбинированный урок Задачи урока. Закрепить знания о сложных эфирах, их номенклатуре, реакции этерификации. Дать понятия...

открытый урок - исследование по литературе в 5 классе по творчеству К.Паустовского "Теплый хлеб"

тема урока "Дорога добра"+представление презентации к уроку. исследовательский метод обучения сейчас актуален. я проводила этот урок на городском семинаре учителей русского языка и литературы и получи...

Открытый урок - исследование по произведениям А.С. Пушкина.

Разработка данного урока предполагает работу сразу двух классов. Один - работает над исследованием произведения А.С. Пушкина " Песнь о Вещем Олеге", другой - работает над исследованием стихотворения ...

Открытый урок-исследование по теме «Свидание с пылающей эпохой» (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") » в 8 классе

Открытый урок-исследование по теме «Защита проекта «Свидание с пылающей эпохой» (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") » был проведен в 8 классе для участников районного совещания директоров То...

Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». (6 класс)

Открытый урок – исследование   «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира   А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро...

Самоанализ открытого урока-исследования по английскому языку в 5 классе по теме «Англицизмы в русском языке»

Самоанализ открытого урока-исследования по английскому языку в 5 классе по теме «Англицизмы в русском языке»...

Открытый урок - исследование по физике (8 класс) -Короткое замыкание

Открытый урок по физике (8 класс) -Короткое замыкание. Архив содержит конспект урока - исследования, презентацию, несколько приложений и анализ урока....